Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ): УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Сушкова В.Н.

В системе гуманитарного образования место курса истории зарубежной литературы и критики особое, поскольку именно эта дисциплина одна из первых «переняла», усвоила, подхватила, по справедливому замечанию А. Солженицына, «чувство растущего единства человечества». Этот курс рассматривает историю зарубежной литературы не только во времени, но и в пространстве. В него включены литературы стран Европы, Америки, Азии, а после 1991 года географическая карта европейской литературы расширяется за счет стран Балтии, Украины и Белоруссии, азиатской - за счет Казахстана, Киргизии и других, входящих ныне в ближнее зарубежье.

Изучение курса зарубежной литературы ХХ века закономерно начинается с рассмотрения основных факторов, повлиявших на развитие литературного процесса: Первая мировая война; Октябрьская революция в России; фашизация стран Западной Европы и консолидация интеллигенции мира, озабоченной возможностью начала Второй мировой войны; Вторая мировая война и, наконец, распад СССР. XX век представил многообразие форм реалистического творчества: социалистического реализма, критического реализма, литературы неореализма и мифологического реализма. Особое внимание уделяется многообразию форм и проявлений модернизма: унанимизма, сюрреализма, экзистенциализма, школы «нового романа», театра абсурда и др.

Вторая половина XX века в развитии литературы представлена таким направлением, как постмодернизм. Постмодернизм рассматривается как звено в цепи закономерно сменяющих друг друга на протяжении истории направлений культуры со свойственным только для этого направления пародированием, приемами игры, многоуровневой организацией текста, шифрованием смысловых пластов, карнавальностью, фрагментарностью, иронией, утратой «Я» и др. (У. Эко, И. Кальвино и др.). Писатели этого направления ставят под сомнение предшествующую литературную историю, имитируют конкретные литературные жанры и стили, манеру письма других художников, стирают грани между разными видами искусства.

В данном курсе литературные направления рассматриваются в их многообразных связях с эпохой, в различных жанрах и формах их проявления, в сопоставлении с другими явлениями литературного процесса. И главное, история зарубежной литературы XX века рассматривается как факт и фактор русского литературного процесса. Предлагаемая концепция предназначена в основном для подготовки студентов специальности «Издательское дело и редактирование», где курс истории зарубежной литературы ХХ века вычитывается во II семестре за 26 аудиторных часов, при 18 часах самостоятельной работы. На лекционные занятия здесь отводится 1/3 аудиторного курса, притом что основная часть преподавания его проводится через семинары, творческие дискуссии, «круглые столы» и т.д.


Библиографическая ссылка

Сушкова В.Н. ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (ПУТИ ИЗУЧЕНИЯ): УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=948 (дата обращения: 29.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074