Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

РОЛЬ ЗЕМСКИХ ВРАЧЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ШКОЛЬНО-САНИТАРНОГО НАДЗОРА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВЕКА)

Белова О.А.

Исследование истории земского движения середины XIX - начала XX века представляется актуальным в научном и методологическом отношении. Проведено системное исследование развития элементов возрастной физиологии, школьной гигиены в сельских земских школах Рязанской губерни. Выявлены социально-медицинские факторы, способствующие созданию прообразов правил санитарного надзора. В монографии рассматривается история развития школьной (училищной) гигиены с 1864 по 1904 годы. Отправной точкой развития элементов возрастной анатомии и школьной гигиены в земских школах Рязанской губернии является февраль-декабрь 1865 года, когда в губернии начали создаваться земские учреждения. Конечная дата исследования - 1904 год - начало XX столетия. В ряде случаев для сравнения использованы сведения как более ранних (до земской реформы), так и более поздних периодов. Основное внимание уделено периоду земских реформ (1864-1904). В данный период в губернии активно действовали все формы милосердно-благотворительного движения (церковная, общественная, частная, государственная). В условиях ограниченности числа земских врачей в Рязанской губернии трудно было сразу внедрить даже элементы школьной гигиены в практику. Значительное влияние на развитие школьной гигиены и возрастной физиологии в Рязанской губернии оказали следующие факторы: 1).Открытие курсов для учителей сельских школ (1869); 2) Открытие в губернии Александровского училища (1869), затем перешедшей в статус учительской семинарии, готовившей учителей для сельских земских школ, где обучали основам школьной гигиены и оспопрививанию (1869); 3).Организация Съездов земских врачей Рязанской губернии (1874г.); 4).Образование в 1875 году «Общества Рязанских врачей». Более раннее становление элементов школьной гигиены в закрытых учебных заведениях Рязанской губернии, оказало положительное влияние на развитие школьной гигиены в губернии. Для понимания значения земского периода в развитии возрастной физиологии в Рязанской губернии определённое внимание уделялось работам первых гигиенистов России. Основными источниками изучения явились архивные документы ГАРО, материалы губернских и уездных земских собраний, отчёты медицинских и благотворительных обществ, «Уставы» учебных заведений, «Школьные начала» и др. При проведении научного исследования использовались методы: исторический, проблемно-хронологический, исторического моделирования, системного анализа, статистический.


Библиографическая ссылка

Белова О.А. РОЛЬ ЗЕМСКИХ ВРАЧЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ ШКОЛЬНО-САНИТАРНОГО НАДЗОРА И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РЯЗАНСКОГО ГУБЕРНИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX – НАЧАЛО XX ВЕКА) // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=946 (дата обращения: 20.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074