Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ОТСУТСТВИЕ ОТЦА В СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТЦОВСТВЕ

Брага Е.О. 1
1 Донецкий национальный университет (ДонНУ)
Рассмотрены и проанализированы основные теоретические подходы к проблеме отсутствия отца в семейной структуре с точки зрения определяющего характера формирования представления об отцовстве у юношей из неполных семей. Раскрыты основные причины отсутствия отца в семье объективного и социального характера. Описаны особенности восприятия ухода отца из семьи в зависимости от возрастной градации. Рассмотрены основные типы отношений в семье в соответствии с позицией матери касательно отсутствующего отца. Проведено сравнение личностных особенностей юношей из полных семей и их сверстников из семей, в которых отсутствует отец. В соответствии с полученными результатами необходимо отметить, что данная проблема является широко распространенной и актуальной для дальнейшего изучения. Имеющиеся концепции касательно рассматриваемого вопроса дают большое количество информации, полезной в работе семейных психологов.
неполная семья. личностные особенности
уход из семьи
семейная структура
образ отца
отцовство
отсутствие отца
1. Белогай К.Н. Структурные компоненты родительского отношения личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. – Кемерово, 2006. - 181 с.
2. Евсеенкова Е.В. Опыт исследования продуктивного отцовства в рамках работы с тренинговой группой // Феноменология потребностей современного человека : тезисы докл. на теоретико-практической конференции. – Кемерово, 2009. – С. 113-114.
3. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных исследований) // Семейная психология и семейная терапия. - 2006. - № 1. – С. 87-100.
4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М. : Гардарики, 2004. - 320 с.
5. Кон И.С. Этнография родительства. – М. : Смысл, 2000. - 120 с.
6. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития . - 10-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2006. - 608 с.
7. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М. : ЗАО «Институт психотерапии», 2003. - 295 с.
8. Семенюк Н.И. Сценарий родительского собрания для пап // Классный руководитель. – 2005. - № 3. - С. 50-57.
9. Семушина С.А. Роль отца в формировании личности ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/549311/ (дата обращения: 16.04.2013).

Введение

Рост числа разводов и неполных семей, современные методы искусственного оплодотворения, развивающаяся практика воспитания детей в лесбийских парах [1] все чаще приводят к исчезновению отцовской фигуры из социальной ситуации развития ребенка, что ставит перед психологической наукой вопрос о последствиях таких сдвигов в воспитании для психического развития детей, их сексуальной идентичности, эмоционального благополучия [1]. Падает влияние отца в случае развода. Современная тенденция к воспитанию детей одним родителем, в подавляющем большинстве случаев - матерью, приводит, как было отмечено еще в начале XX века П.П. Блонским, к обеднению самого процесса воспитания, разрушению связей между поколениями, прерыванию идентичности, проблемам личностного становления молодого поколения, росту социальных проблем. По словам разведенных отцов, только треть из них видит своих детей часто и может заниматься их воспитанием. Жены оценивают положение пессимистичнее, говоря об отсутствии отношений между отцом и ребенком вдвое чаще. Причина этого - не в нежелании отцов, а в настрое разведенных женщин. Лишь 17% опрошенных женщин сказали, что хотели бы более частых контактов отца с детьми, а 41% предпочли бы, чтобы таких контактов не было вовсе [9].

В рассмотренной литературе существуют различные концепции отсутствия отца в семейной структуре как детерминанты представления об отцовстве, однако научная новизна данной работы состоит в систематизации проанализированных знаний с целью комплексного их рассмотрения.

Цель работы: проанализировать основные теоретические подходы к проблеме отсутствия отца в семейной структуре как детерминанты представления об отцовстве.

Задачи работы:

1) рассмотреть основные особенности отсутствия отца в семейной структуре;

2) раскрыть сущность представления об отце у ребенка;

3) систематизировать концепции различных авторов по поставленной проблеме.

Для написания данной статьи автором использовался системный метод психологии, в частности его целостный тип, с целью более детального и целостного рассмотрения проблемы.

Говоря об отсутствии отца в семейной структуре, следует отметить, что этому могут быть несколько причин. Объективная причина - изначальное отсутствие отца в семейной структуре или же его смерть. В последнем случае, возможно, ребенок имел какой-либо опыт взаимодействия с этим родителем, в зависимости от возраста ребенка, в котором отец ушел из жизни.

Однако всё чаще отсутствующим отцом называют мужчин, которые не в силах принимать должного участия в воспитании по социальным причинам: развод супругов в большинстве случаев создает дистанцию близким взаимоотношениям отца и ребенка. Другая причина коренится в необходимости много работать, и тогда ребенок практически не видит своего отца, количество их контактов минимально. Есть также влияние субъективного отношения мужчины к воспитательским обязанностям, когда физически он находится в семье, располагает свободным временем, но добровольно отстраняется от контактов, и в данном случае степень его вовлеченности достаточно низкая.

Следует отметить, что для маленького ребенка в возрасте 1-2 лет лучше всего вообще оборвать контакты с родителем, покинувшим семью по различным причинам, пока еще нет прочных связей. Здесь имеются следующие аргументы: отношения создаются с первых дней жизни ребенка, если родители заботятся о нем и удовлетворяют его физические и психические потребности. Отсутствие одного из родителей ребенок воспринимает как потерю, даже если он пока не может это выразить.

Если дети ко времени развода уже достаточно взрослые, родному отцу особенно трудно перестать считаться отцом. Дети по-прежнему называют его папой, он становится «старым» отцом, и многие дети даже гордятся тем, что у них два отца. Но характер отношений с ребенком должен измениться, чтобы не причинять вреда ребенку и его новой семье. Необходимо иметь в виду, что новый воспитатель не может просто перенять методы, тон и стиль ушедшего из семьи родителя.

В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, и мальчиков, живущих с матерями, сравнивали с детьми из полных семей. Те из них, которые жилн с отцами, лучше адаптировались в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями [8]. Психологические исследования также показывают: дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении. Дети «холодных», эмоционально отстраненных отцов чаще застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке [6].

В семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений. Первый определяется тенденцией матери никогда не упоминать об отце, строить воспитание, будто его и не было. Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца, изжить положительные впечатления о нем у ребенка. Она всеми силами стремиться убедить ребенка, что отец был плохим человеком, что семья неполная только из-за него. Третий тип воспитания без отца требует от женщины выдержки, самоконтроля, связан с созданием у ребенка представления об отце как об обычном человеке, с достоинствами и недостатками [7].

У воспитанных без отцов мальчиков труднее развивается способность сочувствовать, управлять своим поведением, они менее зрелы и целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, менее инициативны и уравновешены, робки [4]. B.C. Мухина утверждает, что отсутствие отца способно повлиять на характер мальчика, формируя у него покорность, беспечность, изнеженность [6]. Важно общение мальчика со взрослыми мужчинами - дедушкой, дядей, друзьями. Таким образом, социальная ситуация развития ребенка в неполной семье в большинстве случаев рассматривается как депривирующая.

Молодые люди, выросшие в семье без отца (в силу разных причин), в основном отрицательно относятся к матери и отсутствующему отцу. Это влияет на их взгляды, и будущее отцовство для них представлено такими качествами, как недоверие к людям, повышенная тревожность, стремление к самоутверждению. В отношениях это эгоистичный человек, ставящий свои интересы превыше всего; он стремится к самореализации в профессии и сфере образования. При этом придает большое значение семье как основе жизни.

Молодые люди из полной семьи положительно относятся и к матери, и к отцу. Отношения в семьях благополучны, они представляют отца как личность, для которой имеют большое значение все аспекты человеческих взаимоотношений. Он стремится реализовать себя во всех жизненных сферах. Для него главное - это благополучие семьи, решению её проблем отдается много сил и времени. Как следствие - заинтересованность в профессиональной деятельности, которая гарантирует материальное благополучие. Это авторитетный лидер, упорный и настойчивый, настроенный к окружающим положительным образом [2].

Представления о собственном отцовстве у молодых мужчин содержат в себе и образ идеального отца, тот образец и эталон, на который можно ориентироваться при формировании реальной отцовской позиции.

О.Г. Калина и А.Б. Холмогорова, экспериментально исследовав влияние образа отца у подростков на их эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность, представили следующие результаты. Амбивалентный отцовский образ младших подростков-мальчиков влияет на увеличение симптомов депрессии, уменьшение уровня маскулинности. Для старших подростков-юношей отсутствие отца в семье не будет существенно отражаться на их маскулинности, если при этом образ отца у юноши позитивен или амбивалентен. Однако если образ отца негативен или недифференцирован, и отец не живет с сыном, его маскулинность будет существенно ниже, чем если бы отец жил с ребенком, даже в случае его негативного образа. На фемининности девочек младшего подросткового возраста отсутствие отца сказывается только в том случае, когда его образ амбивалентен, а особенно - негативен (это приведет к уменьшению фемининности). Подростки, имеющие в представлениях негативный отцовский образ, также имеют высокий уровень выраженности тревожной и депрессивной симптоматики [3].

Восприятие отца, проявляющего эмоциональную теплоту в отношениях с детьми, связано с меньшим уровнем депрессивности для групп младших и старших подростков обоих полов. Наоборот, эмоционально негативный отцовский образ значимо связан с большим уровнем депрессивности для тех же групп. Восприятие отца как сверхконтролирующего положительно связано с уровнем депрессивности мальчиков обеих возрастных групп, а с уровнем тревожности - только в старшей возрастной группе. У девочек такое восприятие отца оказывается положительно связанным с уровнем тревожности только в младшей возрастной категории. Образ отца, способствующего автономии и независимости подростка, значимо связан с эмоциональным благополучием только у детей младшей возрастной группы, причем для мальчиков - с уровнем депрессивности и тревожности, а для девочек - только с уровнем депрессивности.

Воспринимаемый как позитивный эмоциональный образ отца положительно связан с маскулинностью и фемининностыо мальчиков обеих возрастных групп и фемининностью младших и старших девочек. Восприятие отца как сверхконтролирующего негативно связано с маскулинностью и фемининностью только у младших подростков-мальчиков. Восприятие отца как способствующего росту автономии и независимости положительно связано с маскулинностью младших подростков-мальчиков и фемининностью младших подростков-девочек.

Эмоционально позитивный отцовский образ положительно связан как с маскулинностью, так и с фемининностью мальчиков обеих возрастных групп, а для девочек - только с фемининностью. Возможно, это объясняется особенностями идентификации мальчиков с отцом, которая предположительно имеет место независимо от степени его маскулинности. Если отец андрогинен (отмечается общая тенденция к андрогинизации мужчин) и его образ эмоционально позитивен, то мальчик идентифицируется с андрогинностью отца, т.е. его маскулинностью и фемининностыо. Для девочек же отцовский образ важен для поддержания и развития чувства женственности, поэтому его позитивность способствует усилению фемининности девочек [4].

Обобщая сказанное, можно заключить, что отсутствие в семье отца и типа его образа у подростка могут быть независимыми причинами определенных проблем психического развития, а иногда и действовать совместно.

Уникальность отца состоит в том, что он способствует отделению ребенка от матери, вводит его в качественно новое пространство отношений, открывая ему мир за пределами замкнутой диады «мать-ребенок», олицетворяет собой закон, порядок, устойчивость семейной структуры. В ситуации, когда отцовский образ эмоционально негативен и холоден, неокрепшее «Я» ребенка может не справиться с внутренней критикой со стороны отцовского образа, отсутствием поддержки и одобрения. Отделение от матери, развитие чувства автономности будут затруднены, отцовский образ не будет олицетворять собой адекватный закон и систему правил. Возможными последствиями этого являются проблемы с агрессией (по механизму идентификации с агрессором, чтобы справиться с чувством вины, стыда, разочарования, злости) либо депрессивная симптоматика ребенка [6].

Фактическое отсутствие отца в семье, безусловно, связано с определенными трудностями для ребенка. В то же время и в неполной семье развитие ребенка может быть вполне нормальным, т.к. связь между полоролевой идентичностью и наличием в семье отца не является однозначной: многие мальчики, растущие без отца, все же развивают адекватную полоролевую идентичность. Другими словами, отцовское отсутствие не является пагубным само по себе. Важнее то, как репрезентируется образ «внутреннего отца», представленного в психике ребенка.

Представления об отцовстве у детей из полных и неполных семей имеют существенные различия, кроме того, значение имеет то, каким именно воспринимался образ отца - негативным, отстраненным, амбивалентным. Однозначной общепринятой теоретической модели, прогнозирующей последствия воспитания в неполной семье для детей, на сегодняшний день не разработано. Можно лишь говорить о том, что представления об отцовстве формируются не только на основе реального опыта взаимодействия с родителем мужского пола, преломленного через призму собственного восприятия (субъективное отношение), но и с учетом эталона идеального отца, тех качеств, которыми, по мнению ребенка, должен обладать самый лучший отец. Комбинация нескольких компонентов, имеющихся в сознании человека, обусловливает уникальность его представлений об отцовстве.

Таким образом, в соответствии с поставленными целью и задачами, можно сделать следующие выводы.

В рассмотренных теоретических подходах приведены основные причины отсутствия отца в семейной структуре. В частности, к таковым следует отнести: объективные причины (смерть отца) и причины социального характера (развод, загруженность отца работой, отсутствие внимания к ребенку в семье со стороны отца). Также указанными авторами приведена возрастная градация восприятия ребенком отсутствия отца в семейной структуре, согласно которой в раннем детском возрасте уход отца из семьи переживается значительно легче, нежели в более поздний возрастной период, в силу несформированной эмоциональной привязанности.

Также следует отметить, что, согласно рассмотренным концепциям, личностные особенности детей из неполных семей отличаются от таковых у детей из полных семей в сторону большего стремления к самоутверждению и самореализации.

В целом отсутствие отца в семье является важным компонентом формирования представления об отцовстве, поскольку у юношей из неполных семей формируются особые паттерны поведения в плане собственного отцовства, которые могут включать в себя как безответственность, так и гиперответственное отношение к собственной роли отца.

Проведенная систематизация взглядов авторов приведенных концепций позволяет рассматривать более подробно и целостно проблему отсутствия отца в семейной структуре с точки зрения определяющего характера в формировании представления у юношей из неполных семей об отцовстве.

Результаты данной работы могут быть использованы в качестве теоретического подспорья при разработке тренингов по формированию моделей отцовского воспитания, а также в консультативной в работе семейных психологов.

Рецензенты:

Максименко Сергей Дмитриевич, доктор психологических наук, профессор, директор Института психологи им. Г.С. Костюка, г. Донецк.

Стяжкина Елена Викторовна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории славян Донецкого национального университета, г. Донецк.


Библиографическая ссылка

Брага Е.О. ОТСУТСТВИЕ ОТЦА В СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЕ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТЦОВСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9075 (дата обращения: 15.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074