Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ ЛОНДОНА

Ирхина И.В. 1 Беседина О. А. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Статья посвящена опыту организации педагогического сопровождения дистанционного обучения студентов в университете Лондона как целостной системы, направленной на оказание своевременной, квалифицированной поддержки, помощи обучающемуся на протяжении всего процесса обучения. В работе осуществлен экскурс в историю развития и становления системы педагогического сопровождения дистанционного обучения на базе Лондонского университета. Авторами рассматриваются конструктивные технологии системы педагогического сопровождения дистанционного обучения студентов на «входе», в процессе «реализации» и «выхода». В работе раскрыты особенности взаимодействия «студент – содержание обучения», «студент – педагог», «студент – студент», а также учебно-методического обеспечения педагогического сопровождения в университете Лондона. Авторами сделан обзор структур университета, деятельность которых непосредственно связана с организацией и реализацией педагогического сопровождения дистанционного обучения.
университет Лондона.
педагог
студент
педагогическое сопровождение дистанционного обучения
дистанционное обучение
1. Беседина О. А. Педагогическое сопровождение студентов в университетах России и Великобритании на этапе возникновения «образования на расстоянии» / О. А. Беседина, И. В. Ирхина // Вестник Владимирского государственного гуманитарного университета. Сер. Педагогические и психологические науки. - 2011. - № 9. - С. 207-212.
2. A brief history [Electronic resource] // University of London. - London. - Mode of access: http://www.london.ac.uk/history.html.
3. Alumni [Electronic resource] // University of London: International Programmes. - London, 2012. - Mode of access: http://www.londoninternational.ac.uk/alumni.
4. Before you apply [Electronic resource] // University of London: International Programmes. - London, 2012. - Mode of access: http://www.londoninternational.ac.uk/applications-admissions/how-apply/you-apply.
5. CeFiMS Application Form[Electronic resource] // University of London : International Programmes. - London, 2012. - Mode of access: http://www.cefims.ac.uk/forms/appform/appform.shtml.
6. Directory of Institutions [Electronic resource] // University of London: International Programmes. - London, 2012. - Mode of access: http://www.londoninternational.ac.uk/onlinesearch/institutions/index.jsp.
7. Distance and flexible learning [Electronic resource] // University of London: International Programmes. - London, 2012. - Mode of access: http://www.londoninternational.ac.uk/distance-flexible-learning
8. How to apply [Electronic resource] // University of London: International Programmes. - London, 2012. - Mode of access: http://www.londoninternational.ac.uk/applications-admissions/how-apply.
9. New name for the External System programs [Electronic resource] // University of London: International Programmes. - London, 2012. - Mode of access: http://www.londoninternational.ac.uk/renaming/index.shtml.
10. Study with us [Electronic resource] // The University of London: international programmes. - London, 2012. - Mode of access: http://www.londoninternational.ac.uk/study_ep/index.shtml.

В настоящее время одной из инновационных, эффективных и перспективных форм удовлетворения образовательных потребностей людей является дистанционное обучение. Отечественные и зарубежные эксперты (Д. Киган, А. Тейт, Д. Сьюарт; В. И. Овсянников, Е. С. Полат) сходятся во мнении, что специфика дистанционного обучения (существенная доля самостоятельной работы обучающегося, индивидуальный график обучения, гибкий выбор дисциплин, особенности общения на расстоянии и т.д.) предполагает организацию эффективной системы педагогического сопровождения. В научно-педагогической литературе педагогическое сопровождение дистанционного обучения (ПС ДО) студентов рассматривается как целостная система, базисом которой является целенаправленное, специально организованное интерактивное взаимодействие преподавателя и студента, направленное на оказание своевременной, квалифицированной поддержки, помощи обучающемуся на протяжении всего процесса обучения в вузе [1].

В условиях интеграции России в мировое и европейское образовательное пространство актуализируется интерес к зарубежному опыту, а именно - Британии как страны, где были установлены первые стандарты использования дистанционных методов обучения в области высшего образования и организации вуза такого типа. В рамках данной статьи целесообразно обратиться к опыту организации системы педагогического сопровождения дистанционного обучения в университете Лондона как одного из старейших вузов Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии [2].

Лондонский университет был учрежден Королевской Хартией 26 ноября 1836 г. в качестве «экзаменационного органа» других колледжей, институтов и функционировал в этом качестве вплоть до середины 19 в. С самого основания университет являлся новатором в системе высшего образования Британии. С 1858 года дипломы и степени вуза стали доступны для студентов (только мужчин) разных стран мира благодаря развитию внешней системы дистанционного обучения. Кроме этого, в учебный план университетского образования введены «новые» для того периода времени предметы. В 1878 г. Лондонский университет первым из британских вузов начал принимать женщин на обучение. К 1895 году более 10 процентов выпускников были женщины, к 1900 г. их доля увеличилась до 30 процентов. Во время двух мировых войн (1914-1948) британским военнослужащим вузом созданы условия для продолжения обучения во время военной службы и в военнопленных лагерях. Так, лорд Фредерик Уильям Мюллей получил возможность обучаться в Лондонском университете по программе на степень бакалавра экономики в качестве военнопленного в Германии. Бывший узник вспоминает, что учеба представлялась формой психического побега от суровых обстоятельств жизни в тюрьме. Кроме этого, учеба в университете стала отправной точкой в жизни лорда: после Лондонского университета он поступил в университет Оксфорда, стал адвокатом, был избран в парламент и впоследствии занял пост государственного секретаря по вопросам обороны в правительстве страны. В период с 1946-1970 г. в университете реализовывалась программа поддержки системы образования в странах Содружества, по которой более 7000 студентов получили степень Лондонского университета, включая известных государственных деятелей. К примеру, в 1970-е Нельсон Мандела обучался в университете Лондона по программе на степень бакалавра, находясь в тюрьме на острове Роббен, Южная Африка. Таким образом, университет Лондона стал родоначальником обучения на расстоянии в Британии и сделал высшее образование доступным для людей, которые по разным причинам не могли обучаться очно.

На современном этапе Лондонский университет является одним из крупнейших и ведущих высших образовательных учреждений Британии. По данным официального сайта, контингент обучающихся составляет более чем 120 тыс. человек, которые изучают свыше 3700 курсов для получения степени бакалавра, магистра, а также диплома о повышении квалификации. Вузом также предлагается широкий спектр краткосрочных курсов и летних программ. Свыше 50 000 студентов из 180 стран мира проходят обучение дистанционно.

В состав Лондонского университета входит 18 колледжей и 10 исследовательских институтов, таких как Королевский колледж Лондона, Лондонская школа экономики, колледж Квин Мери, Королевская академия музыки, университет Биркбек, Лондонская школа экономики и политических наук, институт исследований рака и др. Колледжи функционируют как самоуправляемые учреждения, устанавливающие свои собственные критерии для поступления и, в некоторых случаях, имеющие полномочия по присуждению степени. Следует особо подчеркнуть, что студент колледжа имеет доступ к широкому диапазону возможностей, услуг и ресурсов всего университета. В структуре Лондонского университета выделяется отдельное учреждение, занимающееся организацией дистанционного обучения - институт международных программ Лондонского университета (дистанционное обучение) [10], который до августа 2010 г. назывался заочным отделением университета Лондона [9]. Институт сотрудничает с 12 колледжами (список представлен на сайте в разделе «Наши колледжи») Лондонского университета, предлагая программы ДО по всему миру. Как и ранее, система педагогического сопровождения института международных программ предназначена для тех, кто по финансовым, служебным, семейным или иным причинам не имеет возможности или желания проходить обучение в университетском городке.

На наш взгляд, для отечественной практики интересен опыт института международных программ Лондонского университета по организации системы педагогического сопровождения уже «на входе», т.е. технологиям педагогического сопровождения в процессе работы с абитуриентами. Данные технологии, направленные на вовлечение студента в процесс обучения, реализуются, в основном, в электронном виде. Например, на сайте института в разделе «До поступления» представлен ряд рекомендаций поступающим: 1) Выберите курс, который Вы хотите изучать. В разделе «Наши курсы» представлена подробная информация о каждой программе; 2) Изучите процедуру поступления для выбранной программы, т.к. по программам на получения диплома института в области экономики, общественных наук, юриспруденции, делового администрирования и др. данная процедура сильно различается; 3) Проверьте, соответствует ли Ваша квалификация вступительным требованиям выбранной программы. Если требования не соответствуют, то у поступающих есть возможность обратиться к специалистам приемной комиссии (по почте, в режиме реального времени), которые посоветуют, какие экзамены необходимо сдать дополнительно или предложат другую программу; 4) Ознакомьтесь с особенностями организации учебного процесса выбранного курса. По некоторым предлагаемым программам требуется постоянный доступ к Интернету, по другим - регулярное выполнение различных заданий и очная сдача экзаменов, по третьи - обязательное участие в онлайн дискуссиях и т.д. Кроме этого, абитуриентам предлагается проверить список организаций-партнеров, которые будут обеспечивать поддержку и помощь по месту жительства на протяжении всего процесса обучения в Институте международных программ Лондонского университета [4].

В разделе «Как подать заявление о приеме в университет» [8] подробно расписана процедура поступления. Так, первоначально необходимо заполнить заявку на поступление в университет в режиме онлайн. Образцы заявлений, а также практические рекомендации по их заполнению находятся на соответствующих веб-страницах курсов. Например, заявка по программе «Банковское дело» (магистратура) Центра финансовых и управленческих исследований включает 6 разделов [5]: 1) персональные данные (дата рождения, национальность, страна постоянного проживания, адрес, контактная информация и т.д.); 2) выбор программы (предлагается выбрать программу, которую абитуриент хотел бы изучать); 3) образование, трудовой стаж (первое образование и/или другие степени, дипломы, повышение квалификации, место работы); 4) источник информации о программе (реклама, друзья, коллеги, сайты института международных программ, Британского совета, Института восточных и африканских исследований, партнеры в сфере образования и т.д.). Необходимо отметить, что данный раздел является обязательным для заполнения; 5) резюме в объеме не более 500 слов (обоснование намерения обучаться именно по этой программе, образование и т.д.); 6) соглашение на обработку персональных данных. Далее следует информация (раздел «Предоставление документов») по представлению подтверждающих документов об имени, возрасте, квалификации и т.д. Скан-копии документов можно загрузить при заполнении заявления в режиме онлайн и /или представить позже в электронном виде (по согласованию со специалистами университета) или отослать при помощи курьерской службы. Следующий шаг в процедуре поступления - это получение ответа на заявку (раздел «Процесс подачи заявления»). После заполнения всех форм абитуриенту сообщают по электронной почте, что его заявление получено, высылается регистрационный номер, дающий возможность взаимодействовать команде приемной комиссии с поступающими более эффективно. После этого специалисты института международных программ сообщают о решении в отношении каждого заявления. Возможен один из 5 вариантов: 1) Ваше заявление одобрено (высылается официальное уведомление, а также инструкции о дальнейших действиях - дополнительная онлайн регистрация, оплата стоимости курса обучения); 2) Ваше заявление одобрено предварительно; 3) Необходимо представить дополнительную информацию и /или подтверждающие документы; 4) Ваши результаты не соответствуют требованиям университета для поступления (заявка будет отправлена в специальную комиссию для принятия окончательного решения); 5) Ваши результаты полностью не соответствуют требованиям университета для поступления. Заключительным этапом в подаче заявления на поступление в вуз является дополнительная онлайн регистрация и оплата выбранного курса.

Помимо поддержки в «электронном виде», представленной на сайте, абитуриенты могут обратиться за помощью к команде приемной комиссии по месту жительства. Так, День открытых дверей института международных программ планируется на 13 июля 2013 г. в Гонконге, 15 июня 2013 в Канаде, Торонто, 3 июня 2013 г. в Швейцарии и т.д. Кроме этого, есть возможность обратиться за помощью в консультационную службу для студентов (посредством раздела «Часто задаваемые вопросы» и/или по электронной почте, заполнив регистрационную форму) или информационный центр в Лондоне. Кроме этого, на наш взгляд, в системе ПС ДО в университетах России может быть конструктивно использован опыт Лондонского университета по реализации студенческой программы «Посредник» (Student Ambassador Programme), согласно которой студент или абитуриент имеет возможность связаться с выпускником института международных программ и получить совет, информацию «из первых рук». В настоящее время такое посредничество получило развитие в 22 странах мира. Итак, деятельность команд специалистов приемной комиссии, информационного центра, консультационной службы, а также помощь, встроенная в разделы сайта института международных программ, выступают действенным механизмом оказания поддержки студентам дистанционного обучения «на входе» в университет.

Анализ практики университета Лондона показал, что на этапе реализации модель системы педагогического сопровождения дистанционного обучения института схожа с моделью колледжей очной формы. Стандарт присуждения степени студентам дистанционного обучения такой же, как и для обучающихся очно в одном из колледжей Лондонского университета. Все курсы, предлагаемые институтом международных программ Лондонского университета, разрабатываются колледжами, входящими в его состав. Например, комплекс базовых дистанционных курсов в области экономики, финансов и общественных наук разрабатываются Лондонской школой экономики и политических наук. Курс «Психология организации» по направлению магистратура создан институтом Бирбек Лондонского университета. Преподаватели, которые проводят занятия со студентами очной формы обучения, разрабатывают учебные материалы и несут ответственность за оценку, экспертизу качества подготовки студентов по международным программам.

В основе системы ПС ДО в вузе находится организация самостоятельной интерактивной работы студентов со специальными учебными материалами и выполнение ими различных заданий. При этом особое внимание уделяется технологиям «реализации» педагогического сопровождения, которые направлены на создание максимально благоприятных условий и возможностей студентам для самостоятельного приобретения и усвоения знаний, умений и навыков. Так, важной составляющей выступает учебно-методическое обеспечение процесса обучения, его качество и доступность для каждого студента. Первоначально каждому обучающемуся предоставляется учебный набор, включающий: пароль доступа к виртуальной образовательной среде, компоненты мультимедийной поддержки (видеоматериалы, материалы электронных библиотек, электронные учебники и лабораторные работы), график учебного процесса, образцы экзаменационных работ прошлых лет и рекомендации экзаменаторов и др. Изучение практики организации ПС ДО показало, что все перечисленные составляющие нацелены на диалог с обучающимися и способствуют организации их эффективной самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Иными словами, педагогическая помощь и поддержка встроены во все компоненты комплекса. Для организации и поддержания системы ПС ДО в университетах применяется интерактивная образовательная среда, обладающая широкими информационно-образовательными возможностями. Благодаря этим ресурсам обеспечивается доступ к электронным учебно-методическим комплексам, дополнительным образовательным материалам, учебно-методической документации (графики учебного процесса, консультаций, учебные планы и программы и т.д.); возможность работать с мультимедийными материалами, проходить тестирование, а также взаимодействовать с субъектами системы ПС ДО (авторами учебного курса, администрацией вуза, преподавателями, другими студентами). Вместе с тем, фундаментом рассматриваемой системы выступают технологии организации оперативного и систематического взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом не только в режиме реального времени, но во время тьюториалов, консультаций, летних школ и др. Кроме этого, студенту ДО предоставляется возможность получить консультацию, обратиться за помощью к преподавателю на протяжении всего образовательного процесса [7].

Важную роль в реализации системы ПС ДО играют структурные подразделения Лондонского университета, деятельность которых направлена на организацию всесторонней помощи обучающимся как очного, так и дистанционного обучения. Среди них наиболее выделяются: информационный центр, обеспечивающий обратную связь обучающихся с университетом по различным вопросам; служба научной библиотеки, задача которой заключается в предоставлении разнообразных ресурсов и услуг для всех субъектов системы ПС ДО; компьютерный центр, занимающийся развитием и поддержкой обучения в режиме он-лайн, а также подготовкой и оказанием помощи в технических вопросах педагогам и др.; межуниверситетский комплекс общежитий обеспечивает комфортные условия для обучения. На сайте комплекса представлена информация о размещении студентов, помещениях для проведения занятий и различных конференций и т.д.; служба по подбору жилья помогает студентам и преподавательскому составу найти жилье в частном секторе, предлагается ряд услуг для тех, кто имеет проблемы с жильем; служба по вопросам карьеры, предлагающая вакансии на территории Великобритании, в других странах, а также другие источники для поиска работы, как для студентов, так и выпускников; союз студентов Лондонского университета, на сайте которого размещены данные о проведении досуга, решении бытовых и учебных вопросов, а также о возможностях дополнительного заработка и др. Следует отметить, что система ПС ДО реализуется не только на базе собственно вуза, но и в образовательных учреждениях многих стран мира, в задачи которых входит обеспечение поддержки студентам института международных программ. Университет Лондона официально признает эти учреждения, им присваивается статус зарегистрированного центра или филиала по определенной программе. Перечень учреждений, признанных университетом, представлен на его официальном сайте [6]. Статус филиала присваивается образовательным учреждениям, показывающим высокое качество обучения, поддержки и администрации на протяжении долгого периода. В то время как зарегистрированные центры демонстрируют «приемлемые» стандарты организации системы ПС ДО студентов международных программ Лондонского университета. Например, в России статус филиала имеет Международный колледж экономики и финансов высшей школы экономики. Зарегистрированный центр представлен факультетом продолженного обучения Российской юридической академии.

Изучение практики Лондонского университета показало, что на «выходе» технологии системы ПС ДО ориентированы на оказание поддержки, помощи выпускникам в начале их профессиональной деятельности. Так, в вузе создана ассоциация выпускников этого образовательного учреждения, члены которой общаются друг с другом, встречаются и поддерживают профессиональные контакты, способствующие карьерному и личностному росту, расширению сферы деятельности [3]. Таким образом, студент ДО в университете Лондона, работая самостоятельно, не остается один на один со своими вопросами и проблемами. При помощи качественного учебно-методического обеспечения, мастерства преподавателей, различных специалистов системы ПС организуется поддержка, помощь обучающемуся на протяжении всего учебного процесса.

Рецензенты:

Шилова Вера Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики НИУ «БелГУ», г. Белгород.

Шеховская Наталия Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики НИУ «БелГУ», г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Ирхина И.В., Беседина О. А. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ ЛОНДОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9045 (дата обращения: 22.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252