Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОСНОВНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ И КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ

Бутенко А.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова»
В статье исследованы исторические и культурные условия формирования профессионального хорового творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, обозначены основные тенденции развития современной хоровой музыки. Определена система академических хоровых жанров, в которых работают национальные композиторы, их художественные приоритеты. Творчество композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии имеет общие истоки, основанные на традиционном фольклоре и принципах исполнительства. Значительное внимание уделено изучению авторских форм претворения аутентичного фольклора, а также семантических особенностей песенного искусства адыгов, балкарцев и карачаевцев, оказавших существенное влияние на стилистику хоровых сочинений. Профессиональная хоровая музыка служит уникальным проводником традиций художественной этнокультуры. На примере анализа хоровых произведений композиторов А. Даурова и М. Туаршева раскрываются некоторые аспекты индивидуального подхода при работе с фольклорными источниками, выявляется стилевая специфика авторского мышления.
балкарцы.
карачаевцы
адыги
композитор и фольклор
традиционный фольклор
композиторы Карачаево-Черкесии
композиторы Кабардино-Балкарии
хоровая музыка
хоровое творчество
1. Вишневская Л. А. Очерки истории и теории северокавказского вокального многоголосия: исследование. - Саратов: Изд-во «Новый ветер», 2011. - 324 с.
2. Головинский Г. Л. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров XIX-XX веков. Очерки. - М.: Музыка, 1981. - 279 с.
3. Земцовский И. И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. - М.; Л.: Сов. композитор, 1978. - 176 с.
4. Корчмарский И. М. Становление и развитие музыкального самодеятельного творчества народов Карачаево-Черкесии // Фольклор народов Карачаево-Черкесии (Жанр и образ): сборник научных трудов. - Черкесск, 1988. - С. 113-143.
5. Кумехова Л. Е. Основные особенности культуры Кабарды в период, предшествующий созданию национальной композиторской школы // Вопросы Кабардино-Балкарского музыкознания. - Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 2000. - С. 30-45.
6. Молов В. Л. «Святая к музыке любовь». - Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2005. - 257 с.
7. Рахаев А. И. Традиционный музыкальный фольклор Балкарии и Карачая. - Нальчик: Эль-Фа, 2002. - 157 с.
8. Хавпачев X. Х. Профессиональная музыка Кабардино-Балкарии. - Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 1999. - 186 с.

Становление и развитие профессионального творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в академических жанрах хоровой музыки тесно связано с канонами национального музыкального искусства - традиционным фольклором и формами исполнительства. Художественное многообразие самобытного фольклора адыгов, балкарцев, карачаевцев и других народов северокавказского региона в призме авторского творчества нашло своё яркое претворение в самых разнообразных формах и проявлениях. Эволюция профессионального музыкального искусства в национальных автономиях во второй половине XX века происходила весьма быстрыми темпами. За этот период композиторами была проведена большая работа по поиску новых средств и форм музыкальной выразительности, которые связаны с этнокультурной традицией и ментальностью, в хоровых сочинениях оригинально воплощены принципы народного многоголосия и ансамблевого исполнительства. К настоящему времени освоены практически все актуальные хоровые жанры, продолжается изучение малоисследованных пластов аутентичного музыкального фольклора.

Важным фактором, оказавшим значительное влияние на процессы становления в рассматриваемом регионе профессиональной хоровой культуры и авторского творчества, явился опыт изучения и художественного претворения песенной фольклорной традиции адыгов, карачаевцев и балкарцев отечественными композиторами А. Авраамовым, А. Шахгалдяном, Т. Шейблером, работавшими в Кабардино-Балкарии, начиная с 1930-х годов. Композиторы занимались изучением национального песенного и инструментального фольклора, создали на его основе произведения различных жанров, в том числе многочисленные хоровые сочинения. Они стояли у истоков развития большинства вокально-хоровых и инструментальных жанров и оставили после себя значительное творческое наследие.

А. Авраамов в 1936 году написал кантату «Счастье народа», которая явилась первым хоровым сочинением крупной формы, в котором были обширно претворены традиции национального песнетворчества. Перу Т. Шейблера принадлежат кантаты «Поэма об Андемиркане» (1941), «XXX» (1947), «Моя республика» (1951), сюита для солиста, хора и танцевальной группы «Праздник урожая» (1952), а также разнообразные хоровые обработки народных песен. Т. Шейблер проводил активные поиски в области средств музыкальной выразительности, связанных с этнокультурой, ему удалось значительно расширить тематику и жанровое содержание авторского творчества, основанного на национальном фольклоре. «С творчеством Т. Шейблера в кабардинскую музыку приходят жанры кантаты, симфонической поэмы, рапсодии, оперы-балета», - отмечала Л. Кумехова [5, 42]. В 1930-1940-е годы к адыгскому и карачаево-балкарскому фольклору обращались композиторы А. Давиденко, В. Волков, Д. Кабалевский, Г. Лобачёв, Г. Поздняков, Б. Шехтер [8, 13]. Ими были предприняты интересные творческие опыты по реализации фольклорной системы музыкального мышления в рамках академических форм и композиционных принципов.

Развитие профессионального хорового искусства во второй половине XX столетия было связано с появлением в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии системы музыкального образования, целевой подготовкой национальных кадров в лучших музыкальных учебных заведениях страны. В 1950-1980-е годы происходит стремительное становление профессионального хорового творчества национальных авторов, формируется композиторская школа. Академическое образование играет важнейшую роль в динамике процесса реализации индивидуального творческого потенциала, способствует значительному обновлению музыкального языка и стилистики авторских сочинений.

В кантатно-ораториальном жанре плодотворно работали Х. Карданов, М. Балов, А. Дауров, Б. Темирканов, У. Тхабисимов, А. Байчекуев, А. Казанов. Значительно в художественном отношении и обширно творчество В. Молова: кантата «Дерево счастья» (1969), оратории «Утро Победы» (1975), «Республика моя» (1979), «Нам, ветеранам, снятся сны» (1989), ода «Навеки с Россией» (2007). Из сочинений крупных форм А. Даурова следует особо отметить кантаты «Песни гор» (1986), «Аульные песни» (1989), «Адыгские девичьи песни» (1989), в которых выразительными музыкально-драматургическими средствами претворяется национальная лирика и юмор, пасторальные образы. В хоровой музыке a cappella весьма успешно проявили себя большинство вышеперечисленных авторов. Из наиболее ярких сочинений следует отметить хоровые циклы «Пять горских песен» (1968) А. Даурова, «Восемь хоров из кабардинской народной лирики» (1975) и «Родина» (1982) Д. Хаупа, «Маленький триптих» (1976) А. Казанова, «Песни живших до нас» (1994) М. Туаршева, а также разнообразные хоровые миниатюры, обработки народных песен. Хоровые сочинения a cappella, являясь самой репрезентативной частью авторского творчества, стали своеобразным полем стилевых поисков национальных композиторов. Найденные стилевые модели часто использовались при работе с произведениями кантатно-ораториального жанра.

Рассматривая панораму хоровых сочинений национальных авторов в 1950-2010-е годы, сегодня мы можем говорить о профессиональном хоровом творчестве Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, как о сформировавшемся культурном феномене, который заключает в себе народные песенно-исполнительские традиции и выражает эстетику современной национальной культуры. Творчество композиторов своими истоками восходит к традиционному народному искусству, которое является его первоосновой, благодатно питает и выступает ведущим началом в динамике развития. Так, композитор В. Молов отмечал огромную роль народного песенного творчества в собственном творческом становлении: «Вспоминая многовековую историю самобытного песенного фольклора адыгов, формировавшегося на основе богатейшего и уникального с точки зрения лада и ритма, привлекавшего внимание русских и зарубежных путешественников, учёных и композиторов своими неповторимыми метро-ритмическими рисунками, задушевностью, героикой, многожанровостью и переменностью ритма, размеров, я пришёл к выводу, что он отложил неизгладимый след в моём сознании ещё в раннем детстве. Естественно, и моё композиторское творчество началось с простейших гармонизаций народных и своих простеньких мелодий, любительских миниатюр» [6, 83].

Художественное взаимодействие композиторского творчества и традиционного фольклора - весьма многогранный и неоднородный процесс, глубоко индивидуально проявляющийся в авторском стиле. Личностное (субъективное) восприятие и переосмысление композиторами традиционных жанровых источников, специфики семантического синтаксиса национального фольклора (особенности интонирования, мелодика, метроритм, голосоведение, ладогармонические средства, типы фактуры, принципы изложения тематического материала и прочее), приводят нередко к образованию новых стилистических моделей в рамках академических форм. Данный процесс «переработки», переинтонирования фольклора в системе авторского мышления рассмотрел и обосновал И. Земцовский: «... переинтонирование может принимать разные формы и может идти разными путями. Типологически наиболее радикально противопоставлены переинтонирование «простое» (то есть отдельных песен, отдельных компонентов стилистически конкретных жанров) и «сложное» (то есть синтезирующее черты многих и разных, в самом фольклоре не синтезированных музыкальных стилей и жанров). Внутри каждого из этих двух основных типов переинтонирования встречается неограниченное число подтипов и их разновидностей...» [3, 51].

Формы работы с фольклорным материалом могут быть самыми разнообразными, - это связано с рядом факторов, главными из которых выступают уровень авторского профессионализма, особенности письма композитора и его творческие приоритеты, а также образно-художественное содержание и стилистические особенности используемых источников. В этой связи В. Молов, анализируя принципы авторской работы с народной песней, указывал на следующее: «Жанр обработки народной песни - один из самых сложных в композиторском творчестве. Задача композитора - подметить отличительные черты напева, осмыслить их художественные достоинства и в современной форме донести до слушателей» [6, 106]. В работах Г. Головинского, В. Гусева, И. Земцовского, А. Милки и ряда других учёных определяются основные концепции претворения фольклора в профессиональном творчестве. И. Земцовский выделяет три типа «композиторского претворения фольклора: 1) цитирование народных мелодий, 2) использование отдельных мелодических оборотов, попевок, приёмов народной песни и 3) создание музыки национальной по духу даже без видимых примет народной песенности» [3, 8]. Г. Головинский обращает особое внимание на метод «присвоения» (вовлечения), который проявляется в «подчинении народного напева или других фольклорных элементов индивидуальному художественному замыслу, использование их при создании образа, содержание которого удалено, иногда значительно, от фольклорного» [2, 51].

В 1950-1980-е годы в творчестве композиторов рассматриваемого региона претворение традиционного фольклора обширно представлено в формах обработки, жанровой цитаты, аллюзии, стилизации, что достаточно ярко проявилось в сочинениях самых разнообразных жанров. Так, в хоровом цикле a cappella «Пять горских песен» (1968) композитор А. Дауров обратился к самобытному песенно-поэтическому искусству народов Кавказа. Каждый номер данного цикла представляет собой обработку подлинной народной песни: 1) «Айжаяк» - карачаево-балкарская; 2) «Накулен» - кабардино-черкесская; 3) «Песня девушек» - чечено-ингушская; 4) «Чонгури» - грузинская; 5) «Плясовая» - осетинская.

В хоровом цикле А. Дауров убедительно раскрывает особенности народного многоголосия, основанного на принципах сольно-группового ансамблевого исполнительства, мелодики, интонационного и ладогармонического развития, проявляющегося в параллельном движении хоровых партий, использовании ладов народной музыки, полиладовости и полиопорности. Композитор оригинально работает с хоровой фактурой, противопоставляя мужские и женские голоса, обширно применяет подголосочность, хоровое остинато, имитации, использует типичные для национальной музыки метроритмические особенности: синкопы, пунктир, сочетание (чередование) триольности и дуольности, полиритмию в разных хоровых партиях, переменный размер. Важную роль в драматургии цикла выполняет контрастное сопоставление художественных образов, а также применение традиционной асемантической лексики и ритмики, что подчёркивает национальную первооснову авторского сочинения, выражает характерный «кавказский» колорит. В результате хоровой цикл «Пять горских песен» А. Даурова представляет собой яркий пример претворения и интерпретации в профессиональном творчестве семантики традиционного национального фольклора, выраженного через призму индивидуального стиля композитора.

В современной хоровой музыке (1990-2010 гг.) весьма ощутимы тенденции к усложнению авторского мышления, что проявляется в использовании принципов модальной техники, сочетании различных приёмов музыкально-тематического развития, уплотнении (насыщении) фактуры и её полиритмизации. Весьма показательно глубокое авторское проникновение в архаичные пласты традиционного фольклора, творческое переосмысление, переинтонирование этнической музыки на уровне отдельных её составляющих элементов, что выражено в рамках художественного взаимодействия академической и народной традиции в появлении новых стилистических приёмов, жанровых моделей, образно-драматургических трансформаций. В сочинениях активно применяются полифонические способы изложения, усложняется голосоведение и ритм, аккордовая структура. Особое внимание обращает следование композиторами в хоровом творчестве традициям ансамблевого исполнительства, бурдонного пения, а также использование драматургических принципов развития, основанных на феномене диалогичности как коммуникативной модели передачи информации.

Самобытные особенности национальной песенно-исполнительской традиции в профессиональной хоровой музыке современных авторов получили своё дальнейшее развитие и оригинальное воплощение. В настоящее время глубоко индивидуальное восприятие явления народного песенного творчества и используемые, вследствие этого, весьма характерные приёмы и способы претворения традиционного фольклора позволяют говорить о весьма сложной, многовариантной и многоуровневой системе творческого подхода национальных композиторов. Синтетический характер мышления, проявляющийся в разнообразии симбиотических форм взаимодействия авторского и традиционного (фольклора), а также в непрерывном художественном поиске новых средств и форм музыкальной выразительности, имеет, с одной стороны, выраженную тенденцию к постоянному обновлению музыкального языка, а с другой стороны - позволяет сохранять и транслировать сложившиеся веками каноны национальной художественной культуры, этномузыкальные традиции.

В аспекте композиторского фольклоризма несомненный интерес представляет хоровой цикл a cappella «Песни живших до нас» (1994) М. Туаршева. Данное сочинение состоит из четырёх номеров-миниатюр, в которых в философском ключе отражены этапы жизненного пути человека, его непредсказуемая, порой трагическая судьба: 1) «Топ-топ» - счастливое детство и первые шаги малыша; 2) «Серый камень» - осознание предопределённости участи и тяжести человеческого бытия, связанного с вынужденным пребыванием на чужбине; 3) «Тает вечный снег» - одиночество, тоска по Родине и близким; 4) «Старинная здравица» - благополучное возвращение в отчий дом и праздничное торжество.

Композитор обращается к аутентичным песенно-исполнительским традициям, богатым выразительным возможностям народного многоголосного пения и использует при работе с фольклорными источниками принцип стилизации. В музыке хорового цикла отчётливо проявились народный мелос, ритмика, интонационные и ладогармонические особенности, выраженные в русле современных средств композиторского письма. М. Туаршев обширно применяет контрапункт, имитационно-подголосочные приёмы голосоведения, сонорную технику, интонационно-ритмическую импровизационность, полиладовую (полимодальную) гармонию. В музыкальной драматургии всех номеров прослеживаются диалогичные сопоставления хоровых партий, групп голосов, эпизоды соло на фоне хорового сопровождения, что весьма характерно для национальной культуры исполнительства. В области ладогармонических средств близость народной музыке ощущается в использовании ладов народной музыки, созвучий кварто-квинтового строения. Особенностями метроритма является применение автором переменных размеров, полиритмии, а также значительное ритмическое разнообразие мелотематизма.

При работе с хоровой фактурой М. Туаршев использует полифонический и гомофонно-гармонический склад изложения, посредством темброфонических эффектов выразительно иллюстрирует образно-драматургическое содержание литературного текста. Оригинальными изобразительными приёмами хорового исполнения является передача первых неуверенных шагов ребёнка в № 1 (повторяющиеся на staccato секундовые интонации с неожиданными остановками), изображение падающего в пропасть камня и эха в горах в № 3 «Серый камень». Стилистика заключительного номера - «Старинная здравица» по торжественному характеру, особенности мелодики и литературному содержанию весьма близка старинным адыгским песням благопожелания («хох»), исполняемым на праздниках. В результате, в хоровом цикле «Песни живших до нас» М. Туаршев убедительно реализует традиции национального музыкального искусства, воссоздаёт жанровую поэтику народной песенности.

Таким образом, профессиональная хоровая музыка Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии является полем творческих поисков в рамках прочтения и интерпретации национального фольклора, что привело к возникновению ярко выраженных индивидуальных авторских стилей. Обращаясь к древним пластам народного песнетворчества, веками закладывавшимся традициям вокального многоголосия, композиторы расширяют образно-тематическую сферу своих сочинений, оригинально синтезируют аутентичную и современную музыкальную лексику, воссоздают семантику этнической музыки в современных академических формах. Авторское хоровое творчество отличает стремление рассказать, выразить посредством музыкального языка самое гуманное и сокровенное, что заключает в себе национальная художественная культура, донести это до массовой аудитории, быть понятым и услышанным далеко за пределами республик Северного Кавказа.

Наиболее важным признаком, характеризующим стилистику профессиональной хоровой музыки Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, выступает обращение композиторов при работе с хоровой фактурой к образцам народного многоголосия, которые имеют общие черты в музыкальной культуре адыгов, балкарцев и карачаевцев. На данную особенность «надэтнического функционирования единой певческой модели» [1, 199] в традиционной культуре народов, исторически проживающих на Северном Кавказе, указывает Л. Вишневская. Именно архаичные традиции северокавказского народного многоголосия, основанного на бурдонном пении, наряду с иными этномузыкальными средствами выразительности, являются константой творчества композиторов Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, обусловили самобытность современной профессиональной хоровой музыки и выступают отличительным признаком национального авторского стиля.

Благодаря своей распространённости и общедоступности, своевременному отражению актуальных жизненно важных тем, хоровая музыка в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии способствует консолидации общества, обозначает современное культурное и эмоционально-психологическое состояние социума. Хоровое искусство способствует сохранению самобытного культурного наследия, эстетическому воспитанию молодёжи. Важным движущим фактором в развитии современного творчества национальных композиторов выступает возросшее в обществе стремление к изучению исторического прошлого народов, населяющих данный регион, их издревле сложившихся социокультурных взаимоотношений. Исследование архаичного музыкально-исполнительского искусства адыгов, балкарцев, карачаевцев, а также других народов Северного Кавказа, его воплощение в авторском творчестве привели к возникновению на рубеже XXI века современной системы композиторского фольклорного мышления, в которой с особой яркостью проявилась этнокультурная основа.

Рецензенты:

Щуров Вячеслав Михайлович, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, г. Москва.

Саввина Людмила Владимировна, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории, г. Астрахань.


Библиографическая ссылка

Бутенко А.Н. ОСНОВНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРОВОГО ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРОВ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ И КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9001 (дата обращения: 21.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252