Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ОЦЕНКА УРОВНЯ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРАЛЬНОГО ИНДЕКСА

Павлова С.В. 1
1 Волынский институт экономики и менеджмента
В рамках данной статьи проанализированы основные индикаторы оценки системы корпоративного управления в акционерных обществах, которые классифицированы по следующим категориям: субъекты, индикаторы влияния, комплексность проведения расчётов и необходимой информации. Исследованы основные методики оценки системы корпоративного управления, которые используют в практической деятельности иностранные агентства, и адаптированы к отечественной практике. Обнаружены преимущества и недостатки диагностированных методик. По материалам проведенного исследования были сделаны соответствующие выводы и предложения, которые могут быть использованы в практической деятельности предприятий при оценке уровня системы корпоративного управления с помощью интегрального индекса.
рейтинг системы корпоративного управления
шкала оценки
методика
индекс
индикатор
рейтинг
корпоративное управление
1. Головина Я.С. Методика оценки качества корпоративного управления в украинских банках [Электронный ресурс]. – 2011 - Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/VUABS/2011_1/30_03_05.pdf
2. Долинский Л. Построение интегрального кредитного рейтинга банковской системы Украины / Л. Долинский, О. Ковальчук // Вестник Национального банка Украины. – 2012. – № 6. – С. 28-323.
3. Корпан О. Методические аспекты рейтингового оценивания системы корпоративного управления предприятием // Экономический анализ. – 2011. - № 9 (3). – С. 149–152.
4. Мозговая Л.О. Методические подходы к оценке качества корпоративного управления предприятием [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.nayka.com.ua/index.php_operation=1&iid=4015.
5. Методология оценки корпоративного управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.credit-rating.ua/img/Methodology/RCG_method.pdf.
6. Шульга И.П. Рейтинг корпоративного управления акционерных обществ: сравнение мирового и отечественного опыта // Фондовый рынок. – 2010. - № 3. – С. 25-29.

Актуальность темы исследования. При оценивании системы корпоративного управления исследованы основные индикаторы оценки корпоративного управления акционерных обществ, которые классифицированы по таким критериям, как субъекты, которые их рассчитывают, вид индикаторов, комплексность проведенных расчетов и информация, которая используется при расчетах. Изучены основные методики оценки системы корпоративного управления, которые используются в практической деятельности рейтинговых и информационных агентств, а также других финансовых институтов.

Процесс демонополизации сферы телекоммуникаций любой страны начинается с приватизации национального оператора и либерализации рынка. Необходимость этих действий обусловлена, в первую очередь, желанием максимально повысить экономическую эффективность отрасли. Это невозможно без использования преимуществ научно-технической революции, что, в свою очередь, требует весомых капитальных вложений.

На современном этапе развития украинских предприятий корпоративное управление рассматривается как фактор повышения эффективности деятельности.

Методика определения рейтинговых оценок дает возможность комплексно проанализировать все элементы существующей системы корпоративного управления на предприятиях и дифференцировать их в зависимости от уровня качества управления.

Анализ исследований и публикаций. Исследованиям проблемы оценки системы корпоративного управления предприятием посвящены много публикаций и трудов, в частности таких ученых: Л. Долинский, О. Ковальчук, Я.С. Головина, И.О. Лебедь, Л.О. Мозгова, О.В. Нусинова, Т.В. Момот, И.П. Шульга. В то же время проблема систематизации и анализа основных методических подходов к оцениванию системы корпоративного управления достаточно не изучена и нуждается в последующем усовершенствовании с целью более четкой их адаптации к деятельности отечественных предприятий.

Целью исследования является сравнение мирового и отечественного опыта в формировании рейтингов корпоративного управления и систематизация существующих индикаторов корпоративного управления. Установлены особенности мирового и отечественного опыта в составлении рейтингов корпоративного управления, определения их, основных преимуществ и недостатков.

Материалы и методы исследования. В ходе проведения исследования по определенной проблематике были использованы результаты научных трудов украинских и зарубежных ученых. Среди методов исследования стоит отметить следующие: метод индукции, контент-анализ, накопление и отбор фактов.

Результаты исследования. Рейтинг корпоративного управления - результат оценки практики корпоративного управления компании, связанных с этим рисков, информационной прозрачности компании, а также уровня защиты интересов владельцев и других заинтересованных лиц.

Оценка уровня корпоративного управления субъекта хозяйственной деятельности осуществляется с целью определения соответствия принципов управления, которые введены и используются в той или другой компании, - общепринятым принципам, которые лежат в основе эффективного корпоративного управления и могут применяться в правовых, экономических и политических условиях [5].

Рейтинговые оценки корпоративного управления получили распространение в начале 2000-х годов в связи с корпоративными банкротствами и скандалами в США и развитых странах Европы [1].

На Украине в 2004 году Украинским институтом развития фондового рынка был разработан индекс корпоративного управления одновременно для макро- и микроуровней национальной экономики. Рейтинговое агентство «Кредит-рейтинг», получив статус уполномоченного агентства НКЦПФР, также разработало методологию оценки уровня корпоративного управления, которую использует на практике [6, c. 26].

В мировой практике оценки качества корпоративного управления компаний применяется методика присвоения рейтингов. Разработкой методик оценивания корпоративного управления, в первую очередь для стран с переходной экономикой, занимались агентство Standard&poor's, Институт корпоративного права и управления РФ, Brunswick UBS Warburg, Русский институт директоров и рейтинговое агентство «Эксперт-РА» и тому подобное [2, c. 28].

Международное рейтинговое агентство Standard&poor's, в основе деятельности которой лежат принципы достоверности, непредубежденности и новаторства, в течение последних 150 лет является одним из мировых лидеров в отрасли анализа рисков. Рейтинг корпоративного управления базируется на публичной и частной информации и предусматривает проведение анализа по двум следующим направлениям.

1. Корпоративное управление в компании: анализ эффективности взаимодействия между руководством, советом директоров и акционерами компании и другими лицами, которые имеют в ней финансовый интерес. Главным объектом изучения является внутренняя структура и методы корпоративного управления. Основное внимание уделяется деятельности компании и осуществляется ее сопоставление с лучшими образцами мировой практики.

2. Корпоративное управление в стране: анализ эффективности правовой, регулирующей и информационной инфраструктуры. Объектом изучения является степень возможного влияния внешних факторов макроэкономического уровня на качество корпоративного управления в той или другой компании [3, c. 150].

Основными компонентами методики рейтинга корпоративного управления компании S&P является структура собственности, отношения с финансово заинтересованными лицами, финансовая прозрачность и раскрытие информации, структура и методы работы совета директоров и руководства компании. Рейтинг оценивания эффективности корпоративного управления GAMMA является конкретизацией предыдущего рейтинга. Анализ GAMMA проводится на уровне отдельных компаний и дает возможность определить, в какой мере факторы благоприятны для развития практики корпоративного управления. При большом разнообразии методик оценки эффективности корпоративного управления подход, который используется Standard & Poor's, предусматривает рассмотрение ситуации с финансовой точки зрения, с позиций долгосрочных акционерных инвесторов. Учитывая данную особенность, эффективное корпоративное управление может быть определено как взаимодействие между менеджерами, директорами и акционерами, с целью осуществления стратегического управления компанией и контроля над ней, наращивания акционерной стоимости, а также обеспечения того, чтобы все финансово заинтересованные лица получали надлежащие им части в доходах и активах компании [4].

Рейтинг корпоративного управления (Core-рейтинг) являет собой индивидуальный числовой показатель, что позволяет оценить совокупность отношений, которые сложились между акционерами, членами совета директоров и правлением компании, между разными группами акционеров и между всеми заинтересованными лицами в процессе управления компанией [3].

Осуществляя расчет core-рейтинга используют 2 группы выходных данных: информация, которую компания раскрывает при всем народе, и дополнительная информация, которую она добровольно предоставляет акционерам; ответы компании на письменные запросы посланы институтом исследования.

При использовании данной методики оцениваются шесть параметров, которые обобщают эффективность корпоративного управления на предприятии [6, c. 26]:

1) отсутствие рисков (вывод активов, трансфертные цены, размывание акционерного капитала (R1));

2) раскрытие информации (сроки раскрытия, полнота документов, которые раскрываются публично и по запросу акционеров (R2));

3) структура совета директоров и исполнительных органов управления (R3);

4) структура акционерного капитала (R4);

5) основные права акционеров (R5);

6) история корпоративного управления (факты нарушения прав акционеров в предыдущих периодах, аудиторские выводы и тому подобное (R6)).

Обобщающий рейтинг определяется по формуле:

CORE = 0,45R1 +0,23R2 +0,1R3 +0,075R4 +0,069R5 +0,072R6 (1)

Результатом расчетов по данной методике является индивидуальный числовой показатель. Максимальное значение (100%) отвечает характеристикам идеальной компании: в ней не притесняются права акционеров, не нарушаются требования законодательства и проводится ряд мероприятий, направленных на повышение стандартов корпоративного управления [6, c. 26].

Рассмотрим также интегральный индекс корпоративного управления Украинского института развития фондового рынка (CGI).

Основным заданием индекса является определение степени соответствия принципам корпоративного управления действующих в стране актов законодательства (законов и подзаконных актов органов власти), которые касаются вопросов корпоративного управления (определение уровня корпоративного права в стране).

Индекс уровня развития корпоративного права в стране (CGI-1) может быть использован в качестве самостоятельного показателя в процессе оценки развития эффективности правового обеспечения корпоративного управления в стране.

Вторая составляющая интегрального индекса - индекс уровня регуляторного влияния уполномоченных органов власти на процесс корпоративного управления в стране (CGI-2). Основным заданием по индексу CGI-2 является оценка степени и качества регуляторного влияния на базовые процессы корпоративного управления, определенные в индексе (CGI).

Третья составляющая интегрального индекса - индекс уровня корпоративного управления в акционерных обществах (CGI-3) [1].

Рассмотрев выше приведенные методики рейтинговой оценки качества корпоративного управления компаний, можно утверждать, что их отличительными чертами являются: выходные данные для осуществления рейтинга, количество и состав параметров рейтинга, рейтинговая шкала и др. Все перечисленные методики имеют свои сильные и слабые стороны, единственной модели системы корпоративного управления в мире не существует.

Таким образом, обобщая выше приведенные методики, можно предложить следующие составляющие рейтинга корпоративного управления для оценки отечественных предприятий:

1) структура собственности предприятия (структура акционеров, контролирующие акционеры, возможность поддержки предприятия со стороны акционеров, информация о владельцах);

2) прозрачность и доступность информации;

3) политика и механизм осуществления корпоративного управления предприятием;

4) система контроля и управления рисками корпоративного управления: производственными, платежными, рыночными;

5) наличие корпоративных конфликтов и степень соблюдения прав акционеров;

6) история корпоративного управления компанией (случаи нарушения прав акционеров и пути их преодоления, урегулирования споров, судебные процессы и их длительность).

Вывод. Следовательно, результативное и эффективное корпоративное управление является важным элементом эффективной рыночной экономики на современном этапе мировых экономических отношений. Для оценки качества корпоративного управления используются разнообразные методики, которые имеют разный уровень применения и признания в мире. Поиск наиболее совершенных системных показателей и факторов в системе корпоративного управления продолжается и нуждается в последующем исследовании. В частности, для украинских предприятий необходимо учитывать существующие особенности и условия их деятельности для разработки эффективной рейтинговой модели оценки корпоративного управления. Активные разработки осуществляются в странах, которые развиваются, и в странах с переходной экономикой, в частности на Украине.

Рецензенты:

Стишенец Е.Н., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории Института экономики и менеджмента, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, г. Луцк.

Павлиха Н.В., д.э.н, профессор, заведующий кафедрой международных экономических отношений, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки, г. Луцк.


Библиографическая ссылка

Павлова С.В. ОЦЕНКА УРОВНЯ СИСТЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРАЛЬНОГО ИНДЕКСА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8956 (дата обращения: 21.05.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252