Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – ОСНОВА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Соболь Н.В. 1 Плотникова Е.Г. 2
1 ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации»
2 Пермский филиал ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Раскрывается содержание понятия индивидуальности личности, обосновывается индивидуальность как основа успешности профессиональной деятельности, определяются оптимальные формы организации и управления процессом, цель которого самообразование и развитие индивидуальности, выделяются психолого-педагогические условия зарождения, развития и совершенствования индивидуальности в процессе обучения в вузе. По мнению авторов, развитие индивидуальности будущего специалиста должно стать целью любого профессионального образовательного учреждения, в связи с этим предлагается скорректировать требования к системе образования, его структуре, содержанию, прежде всего, личностно ориентировать процесс обучения. Проблема развития индивидуальности личности рассматривается на примере военного вуза, для которого она является особенно актуальной. Показана роль преподавателей, командиров, курсовых офицеров в формировании и развитии индивидуальности курсантов.
индивидуальность личности формирование индивидуальности в процессе обучения
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
2. Голубева Э. А. Способности. Личность. Индивидуальность. – Дубна: Феникс+, 2005. – 512 с.
3. Гребенюк О. С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. – 572 с.
4. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности. – СПб.: Речь, 2005. – 222 с.
5. Мерлин В. С. Психология индивидуальности: избранные психолог. труды / В. С. Мерлин; под ред. Е. А. Климова. – М.: Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2005. – 544 c.

Современная жизнь России не отличается стабильностью и размеренностью протекания социальных процессов. Государство, встав на путь демократического развития, предъявляет к своим гражданам повышенные требования, к которым большая часть активного населения страны оказалась не готова. На сегодняшний день задачей государства, общества в целом, любого образовательного учреждения является создание условий, позволяющих гражданам адаптироваться к жизни в постоянно меняющихся, порой достаточно сложных, социокультурных условиях, реализовываться в данных условиях, сохраняя свою индивидуальность, и при этом не зависеть от чьего бы то ни было мнения, брать ответственность за принятые решения на себя, восстановить некогда утраченное и обрести активную жизненную позицию, наполнить свою жизнь личностным смыслом, не терять веры в лучшее, словом, достойно найти себя в окружающем мире. Для общества и каждого гражданина имеет огромное значение полная самореализация его личности, независимо от складывающихся вокруг неё обстоятельств. Но что будет необходимым условием формирования такой личности? Ответ лежит на поверхности - развитие её индивидуальности.

Формирование и развитие индивидуальности происходит на протяжении всей жизни, но особое значение в этом процессе имеет образование. Специалисты, обладающие развитой индивидуальностью, смогут самореализоваться, продолжить саморазвитие и самообразование. В связи с этим необходимо обратить внимание не только на получение образования в стенах вуза, но и формирование готовности к его дальнейшему совершенствованию в течение профессиональной деятельности. А для того чтобы потребность самообразования и саморазвития была у молодых специалистов, над этим следует начинать работать как можно раньше. Как минимум с младших курсов вуза. Следовательно, необходимо скорректировать требования к системе образования, его структуре, содержанию образовательного процесса вуза, личностно ориентировать его.

Проблема индивидуальности рассматривалась многими известными психологами и педагогами. Так, Б. Г. Ананьев [1] исследует индивидуальность в связи с филогенезом и историей развития человечества, Э. А Голубева [2] в своих работах рассматривает структуру личности и индивидуальности с точки зрения биологической природы человека, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк изучают формирование индивидуальности в процессе обучения в школе [3], Л. А. Коростылева особое внимание уделяет самореализации личности в профессиональной сфере [4], в работах В. С. Мерлина обсуждаются психологические аспекты индивидуальности [5].

Анализ литературы показывает, что не существует общепризнанного определения термина «индивидуальность», как и нет чёткого соотношения понятий «личность» и «индивидуальность». Некоторые считают индивидуальность высшим уровнем развития личности, многие придерживаются мнения, что понятия личности и индивидуальности очень близки, ряд учёных различают свойства личности и её индивидуальные особенности, способности, другие рассматривают индивидуальность как совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого, и личность считают выше, чем индивидуальность.

Индивидуальность можно, в какой-то мере, приравнять к таким понятиям, как несхожесть одного человека с другим, речь может даже идти о его неповторимости, а именно неповторимом наборе психических качеств и личностных свойств, единичности в своём роде, что, безусловно, будет влиять и на его поведение, и на его жизнедеятельность в целом, включая профессиональную. Индивидуальность может дополнять общие личностные черты и рассматриваться тогда как совокупность индивидуальных качеств личности, отличающих её от других. Говоря об индивидуальности, во внимание принимается, прежде всего, принципиально новый уровень рассмотрения личности. Индивидуальность, во многом, раскрывает перед человеком, широкие возможности, позволяя действовать по собственной программе, принимать собственные решения.

Учёным, занимающимся исследованиями индивидуальности, удалось определить оптимальные формы организации и управления процессом, цель которого - самообразование, самосовершенствование и развитие индивидуальности. Они видят развитие личности, стимулирование её индивидуальности в деятельности, характеризующейся созданием чего-то нового, например, моделирование процесса в рамках нововведений в профессиональной, служебной и учебно-воспитательной деятельности.

Проблема индивидуальности особенно актуальна для военного образования. Профессиональное военное образование имеет свою богатую историю и к настоящему моменту уже сложились определённые характеристики профессиональной деятельности военных специалистов, на которые нацелены военные вузы. Военный вуз, со своей стороны, обязан дать основы, заложить базу профессиональной деятельности. С другой стороны, остановив свой выбор на профессии военного, молодой человек должен внутренне осознавать всю ответственность своего шага, он должен понимать, что профессия военного требует дальнейшего постоянного совершенствования, что обусловлено, прежде всего, высокой степенью сложности военно-профессиональной деятельности. Эти же обстоятельства предъявляют особые требования к личностным качествам, жизненным ценностям молодых людей, как то: воинская честь и доблесть, патриотизм и беззаветная преданность делу и т.п.

Общеизвестно, что человек, живя в обществе, ограничен в своих действиях, так как должен соблюдать определённые общественные требования, то есть всегда присутствует элемент принуждения личности. Очевидно, что любое сопротивление такому принуждению можно считать проявлением индивидуальности! Если рассматривать будущих офицеров, то данное положение вещей ещё более усугубляется в военной среде, где всё, начиная от единой униформы, субординации, единства уставных требований, стереотипности воздействий, жёстко держит курсанта, а потом офицера в определённых рамках. С одной стороны, это дисциплинирует, организует военного человека, а с другой, может свести на нет его индивидуальность, сделать безликой серой массой. Здесь важно для командиров, курсовых офицеров и преподавателей найти золотую середину и, умело используя положительные моменты армейской жизни, не подавлять, а развивать индивидуальность каждого курсанта. Что в дальнейшем обеспечит его самореализацию.

Нам могут возразить и сказать, что курсант приходит в военный вуз уже лишённый этой самой индивидуальности, и сохранять, развивать уже абсолютно нечего. Посмотрим, откуда берёт начало индивидуальность молодого человека, ставшего курсантом военного вуза, и где он может её потерять. Действительно, первые проявления упрямства, непослушания, затем самостоятельности, независимости в поступках уже можно оценить как выражение человеком своей индивидуальности. Человек пытается проявить своё отношение к окружающему миру, пытается найти контакт с людьми, которые его окружают. Вступая во взаимодействия подобного рода, человек обязательно анализирует ситуацию, оценивает свои силы и возможности. Именно здесь проявляется умение ставить перед собой цель и умение достигать её. Таким образом, чем больше у человека выражена способность противостоять стереотипу принятого поведения, тем смелее и ярче выглядит его индивидуальность.

Проявлять свою индивидуальность не запрещено никому. Каждый из нас имеет на это право. Однако потерять её очень легко, особенно, если этому будут содействовать внешние силы: родители, учителя в школе, далее командиры, курсовые офицеры, преподаватели в военном вузе и так далее. Ведь все они уже имеют за плечами немалый жизненный опыт и, в некотором смысле, должны были пройти свой путь развития индивидуальности, реализовать предоставленную им возможность быть самими собой. Как они это сделали, легко можно узнать, обратив внимание на их отношение к внутреннему содержанию своих подчинённых, способы и методы их воздействия на них.

Понятно, что воздействие, оказываемое ими, обязательно будет присутствовать. Но весь вопрос в степени, уровне этого воздействия. А он может быть разный! От полного поглощения, что выражается в зависимости человека от конкретных людей, обстоятельств, нежелании и неумении принимать собственные решения, неумении взаимодействовать с окружающими людьми, до осознания великой ценности человеком своей индивидуальности и индивидуальности других людей. Первое таит в себе огромную опасность и может привести к полному разочарованию человека в себе, в окружающих, в той деятельности, профессии, которую он выбрал, в жизни в целом. Если такое происходит, то можно с полной уверенностью сказать, что его индивидуальность так и не обрела своего лица, он не обладает тем драгоценным потенциалом, который позволяет человеку быть самим собой, кто-то или что-то помешали развиться в нём соответствующим способностям. Не позволили реализовать себя и стать полноценным специалистом, в нашем случае военным специалистом.

Основой профессионального роста будущего офицера выступают базовые компоненты его профессиональной деятельности, среди которых учёные выделяют личностный (характер, эрудиция, инициативность, самостоятельность, требовательность к себе и подчинённым и другие), аксиологический (высокая нравственность, самопожертвование, благородство и другие), технологический (профессиональное мастерство и подготовленность). Именно они должны дать возможность дальнейшего саморазвития личности военного специалиста, его индивидуальным способностям с учётом многообразия решаемых им задач и положения, занимаемого в обществе.

О каких способностях здесь может идти речь? Это и совокупность всевозможных психических процессов и состояний, и высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, благодаря которым гарантирована успешная деятельность, и то, что способствует быстрому приобретению, закреплению, а затем и результативному использованию их на практике. Но самая важная из них - умение стать на позицию другого человека. Человек не будет тогда зажат в тиски принятых шаблонов и стереотипов, зацикливаться на своём, не видя многогранность и изменчивость окружающего мира. Он сможет выйти за рамки определённых границ, перевоплощаясь и становясь, в конечном итоге, самим собой, сможет оценить неоднозначность своих и чужих действий, а также характеристик тех или иных вещей, понять и принять наличие другой точки зрения. Ещё У. Шекспир писал: «Весь мир - театр. В нём женщины, мужчины - все актёры». Можно сделать вывод, что сама жизнь содействует развитию этой способности, гармонично воплощая в себе смысл существования человека на земле.

Способность встать на позицию другого человека не статична. Как и базовые компоненты формирования военно-профессиональной деятельности, проходя начальный (неустойчивое отношение к военно-профессиональной деятельности, общее представление о ней, знакомство с системой военно-профессиональных знаний, деятельность по образцу и т.д.), средний (устойчивое отношение к военно-профессиональной деятельности, стремление к всестороннему овладению военно-профессиональными знаниями, репродуктивная деятельность сочетается с элементами нестандартных решений военно-профессиональных задач и т.д.), высший (осознанность, результативность, мобильность профессиональной деятельности, сформированность значимых личностных качеств и убеждений, создание условий для успешной самореализации, стремление к профессиональному совершенствованию использованию новейших технологий и их адекватному выбору и т.д.) уровни развития, конечно, она тоже изменяется, обретает новый опыт и новые возможности, позволяющие познавать свой внутренний мир, воздействовать на него, видеть перспективы развития своего будущего и будущего других людей, возможность планировать своё взаимодействие с ними.

Далее это поможет человеку сформировать своё собственное мнение и принять нормы морали и нравственности общества, в котором он живёт, особым образом представляя реальность, обобщая её характеристики с точки зрения других людей. Если молодой человек способен оценить неоднозначность того или иного действия, он индивидуален, имеет своё лицо, он полноценен в прямом смысле этого слова. Никто и ничто не помешают ему быть самим собой. Если же человек по каким-то причинам живёт по указке других людей, он не будет по-настоящему свободен, постоянно ощущая свою неполноценность и выплёскивая весь свой негатив на окружающих его людей. А это абсолютно недопустимо, особенно для будущего офицера, представителя государства в глазах гражданского населения, на которого равняются рядовые солдаты, в руках которого новейшая и опаснейшая техника. Индивидуальность будущего военного специалиста в полной мере отражается в его военно-профессиональной деятельности, которая должна оцениваться умениями и навыками эффективного и результативного решения специальных задач, уровнем профессионального мышления, личностными качествами, заложенными нормами и ценностями, опытом профессиональной деятельности. Только личность офицера, обладающая индивидуальностью, сможет полноценно себя реализовать в военно-профессиональной деятельности и дать начало индивидуальности и творческой уникальности молодого военного специалиста. Формирование такой личности является одним из факторов, возможно, самым главным, способствующим решению обозначенных в начале статьи задач, стоящих перед военными вузами.

Индивидуальность и творческое начало личности всегда рядом. Индивидуальные способности, как и творческие, могут передаваться по наследству, а могут формироваться при жизни. Особую роль в этом процессе специалисты отводят обучению и воспитанию, что подтверждают следующими фактами. Генетика не является решающим фактором для развития творческой индивидуальности человека. Многое зависит от того, в какой среде он жил и воспитывался. Нельзя сказать, что единожды запустив процесс индивидуального творческого развития человека, он будет работать как вечный двигатель. Новые требования, предъявляемые к личности, нестандартные ситуации, с которыми сталкивается человек, могут привести к спаду его индивидуальной творческой активности. Но, как утверждают специалисты, особыми методами обучения и воспитания всегда можно решить подобные проблемы.

Одним из характерных признаков процесса обучения сегодня является его направленность на личность как в гражданском, так и в военном вузе, что предъявляет повышенные требования и к преподавателям, командирам, курсовым офицерам, и к курсантам. Эти требования касаются, прежде всего, их личностных качеств. Насколько первые осознают смысл своей профессиональной, служебной, учебно-воспитательной деятельности. Какие ценности и цели ставят во главу угла. Понимают ли, что несут личную ответственность за тех, кого им доверили, и кто доверился им. Присутствует ли у них индивидуальное творческое начало, позволяющее в соответствии с ним решать профессиональные, служебные и учебно-воспитательные задачи. Насколько соответствующие личностные качества курсантов, получаемые ими профессиональные знания и умения, стремление и способность к саморазвитию имеют место в военном вузе. Двусторонний характер процесса обучения ещё раз подтверждает тот факт, что индивидуальность и творческое начало обучаемого, в нашем случае курсанта, во многом зависят от его преподавателей, командиров, курсовых офицеров. Они просто не могут возникнуть на пустом месте, а именно, если одна из сторон образовательного процесса их лишена.

Творческая индивидуальность преподавателя, командира, курсового офицера - достаточно сложное, постоянно меняющееся явление, своего рода программа его собственной жизни, профессиональной и служебной деятельности. Такому специалисту необходимо найти смысл своей жизни, правильно делая выбор между качественно новой деятельностью и простым повторением, шаблонными действиями. Ему нужно, постоянно работая над собой, находить возможности для дальнейшего развития своих профессионально-значимых качеств. Данные качества должны составлять основу его профессиональной, служебной, учебно-воспитательной концепции. Органичным дополнением к индивидуальной творческой деятельности преподавателя, командира, курсового офицера будут инновационная направленность, саморазвитие и самосовершенствование своей индивидуальности. Без этого нельзя представить себе их профессиональный рост. Поэтому любые нововведения, их применение, а возможно и их самостоятельная разработка будут стимулировать развитие профессионально значимых качеств данных специалистов, а, следовательно, и их курсантов.

В настоящее время только специалист, в нашем случае преподаватель, командир, курсовой офицер, ориентированный на свою индивидуальность и индивидуальность подчинённых, сможет опередить требования, предъявляемые временем к его профессиональной, служебной, учебно-воспитательной деятельности, заглянуть за пределы настоящего и увидеть будущее, перспективы его дальнейшего развития. Только такой специалист будет способен нести внутреннюю ответственность, сделать при необходимости правильный самостоятельный выбор и воспитать себе достойную смену. Содействовать процессу становления индивидуальности, творческого начала курсантов можно, разработав специальные задания, которые будут нацелены на развитие разных сторон психики обучаемых. Непосредственно на занятиях можно создать ситуации, направленные на саморазвитие индивидуальности курсантов. Необходимо продумать самостоятельные работы творческого характера, которые также способствовали бы развитию творческого начала и индивидуальности. Плодотворное сотрудничество преподавателей, командиров, курсовых офицеров и курсантов также было бы полезно для решения поставленной задачи.

Что касается индивидуальности курсанта, то её формирование началось задолго до поступления его в военный вуз. Однако именно в стенах военного вуза индивидуальность курсанта начинает обогащаться и насыщаться профессионально важными качествами и свойствами, необходимыми для будущей служебной и учебно-воспитательной деятельности, которая на современном этапе насыщена различного рода инновациями и новейшими технологиями. Курсант, будущий офицер, у которого не сформирована и не развита индивидуальность, вряд ли сможет вникнуть в них, оценить и определить своё отношение к ним, применить их и получить не просто результат, а нужный результат.

Преподаватели, командиры, курсовые офицеры, заинтересованные в будущей успешной профессиональной деятельности курсанта, определяют уровень его индивидуальности ещё при поступлении. Ставят конкретные цели её формирования и развития в рамках военного вуза. Проводят учёт факторов, влияющих на формирование и развитие индивидуальности курсанта. Активизируют все необходимые для этого механизмы. Организуют такие виды деятельности, в процессе которых происходит формирование индивидуальности и саморазвитие индивидуальности курсанта. Всегда помнят, что необходимость саморазвития индивидуальности курсанта должна быть осознана им самим как одна из главных целей - получение им высшего военного профессионального образования.

Таким образом, к психолого-педагогическим условиям развития и совершенствования индивидуальности курсанта можно отнести профессионализм преподавателей, командиров, курсовых офицеров, ощущение ими противоречий в профессиональной, служебной, учебно-воспитательной работе и целесообразности их решения, результативность процесса самоактуализации курсанта. Что, в свою очередь, выразится в чутком реагировании на возникающую в профессиональной, служебной, учебно-воспитательной деятельности проблему, смелостью взглядов и открытостью ко всему новому, способности конструктивно менять старое и принимать нестандартные решения, как в жизненных, так и в профессиональных, служебных задачах.

Индивидуальность, творческая индивидуальность курсанта, безусловно, отличается от индивидуальности, творческой индивидуальности преподавателя, командира, курсового офицера. Курсант, неся все тяготы военной службы, вначале осваивает всё-таки учебную деятельность. И только к старшим курсам набирается некоторого опыта в профессиональной деятельности. Овладевая общенаучными дисциплинами, курсант познаёт мир, пытается выразить себя, стремиться найти в обретённом то, что пригодится в будущей профессиональной деятельности. Проходя теоретическую и практическую профессиональную подготовку, курсант находит своё место, моделирует себя как офицера, минуя при этом существующие в теории стереотипы, и создаёт свою собственную модель. Учебные дисциплины для такого курсанта будут не догмой, а необходимой основой, толчком к дальнейшим действиям.

Такой курсант всегда будет стремиться сам решить, сам найти способ решения учебных, а в дальнейшем и профессиональных, служебных задач. Такие курсанты обладают, как правило, хорошей способностью к обучению, что позволяет говорить об особом свойстве психики и присущими ей индивидуальностью и творческим началом. В будущем они смогут реализовать и развивать дальше свои собственные возможности и способности, определить свой индивидуальный стиль профессиональной, служебной, учебно-воспитательной деятельности, в котором обязательно отразится и индивидуальность, и творческая направленность самого будущего офицера. Их профессиональная, служебная, учебно-воспитательная деятельность, безусловно, будет отличаться от деятельности их коллег новизной, нестандартностью приёмов, средств, методов, подходов.

К составляющим же индивидуальности таких специалистов можно отнести развитые интеллектуальные способности, знания, профессионализм, постоянный недостаток информации, активный интерес к новым знаниям, требование новизны в решении служебных и учебно-воспитательных проблем, творческие поиски, видение противоречий и необычного в поставленной перед ними задаче, инициативу.

Формирование и дальнейшее развитие индивидуальности курсанта является главной целью его пребывания в стенах военного вуза. Именно здесь должна быть запущена машина развития его индивидуальности. А сделать это сможет только преподаватель, командир, курсовой офицер, сам обладающий достаточным уровнем развития индивидуальности. Молодой офицер, окончивший такой военный вуз, сможет впоследствии сам оценить важность формирования и дальнейшего развития своей индивидуальности, а также индивидуальности своих подчинённых. Только такой военный специалист будет стремиться и сделает всё, чтобы обеспечить жизнеспособность этого процесса в дальнейшем. Ведь индивидуальность - это отправная точка в самостоятельную успешную профессиональную жизнь как для преподавателя, командира, курсового офицера, так и для курсанта.

Рецензенты:

Андруник Андрей Петрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента, Пермский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный торгово-экономический университет", г. Пермь.

Рогожникова Раиса Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Соболь Н.В., Плотникова Е.Г. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – ОСНОВА УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8952 (дата обращения: 22.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252