Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ

Зеткина Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева"
В статье рассматривается вопрос этнопедагогической подготовки будущих педагогов-психологов к профес-сиональному саморазвитию. Выявляются цели, задачи этнопедагогической подготовки к профессионально-му саморазвитию. Стоящие перед высшей школой современные научные и практические задачи требуют возрождения традиционной культуры воспитания и восстановления этнических традиций, а это невозмож-но без специальной этнопедагогической подготовки педагога и творческого использования народной педагогики в своей профессиональной деятельности. Знание и учет этнопедагогических особенностей необходимы будущему педагогу-психологу в его работе для обеспечения взаимопонимания и согласованных действий в организации успешной совместной учебной и трудовой деятельности. Контрольный срез на определение сформированности у студентов знаний и умений в области профессионального саморазвития и этнопедагогики показал в целом низкий его уровень.
профессиональное саморазвитие
этнопедагогическая подготовка
1. Битянова Н. Р. Психология личностного роста. - М.: Междунар. пед. академия, 1995. - 64 с.
2. Власова Е. А. Подготовка будущих социальных педагогов к профессиональному саморазвитию: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Саратов, 2008. - 25 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «Бакалавр»).
4. Харитонов М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы. - Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2004. - 330 с.
5. Чурсина А. С. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов вуза в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Челябинск, 2011. - 23 с.

В условиях модернизации российского образования особую значимость приобретает проблема профессиональной этнопедагогической подготовки компетентных и конкурентоспособных на рынке труда специалистов, свободно владеющих своей профессией, основами этнопедагогики. Важным фактором для реализации этих требований выступает нацеленность будущего специалиста на профессиональное саморазвитие посредством этнопедагогики. За последние годы появились поколения, не знающие родного языка, обычаев, истории и культуры своего народа, укрепилась тенденция отхода молодежи от традиционного образа жизни, происходит утрата сформированных веками нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа, что приводит к деформации сознания наций [4, 5].

Поскольку процесс обучения в высшей школе определяет жизненную и мировоззренческую позиции будущего профессионала, в стенах вуза необходимо формировать интерес к традиционной педагогической культуре, к этнической педагогике, т.к. без этнопедагогической подготовки не может быть настоящего педагога своего народа и своей страны. Будущий педагог-психолог как специалист, работающий с подрастающим поколением, с педагогическим коллективом, с родителями, должен владеть основами традиционной педагогической культуры, этнической педагогики, высоким стремлением к профессиональному саморазвитию.

Идея саморазвития в образовании отражается в Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и в других концептуальных документах. В связи с этим актуализируется проблема формирования готовности к профессиональному саморазвитию, смысл которой заключается в интеграции личности в систему социально-профессиональных отношений, предполагающую последовательное прохождение этапов: освоение профессии в рамках подготовки в профессиональном учебном заведении; адаптация на рабочем месте с учетом выполняемых профессиональных функций; формирование индивидуального профессионального стиля; поиск путей профессионального роста. Особое значение приобретает формирование готовности к профессиональному саморазвитию на этапе профессиональной подготовки в вузе, поскольку именно в этот период закладываются мотивационно-ценностные, когнитивные и рефлексивно-деятельностные основы профессионального саморазвития личности [6].

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования от 2010 года указано, что Бакалавр по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование должен систематически повышать свое профессиональное мастерство, а также создавать условия для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализации обучающихся; участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении; участвовать в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами. В этом же документе указано, что выпускник должен быть способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий; способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития [3].

Будущий педагог-психолог должен знать и учитывать этнопедагогические особенности для того, чтобы обеспечить взаимопонимание и согласованность действий в организации успешной совместной учебной и трудовой деятельности. Знания такого рода должны способствовать формированию толерантности к проявлению особенностей в мышлении, поведении, обусловленных принадлежностью индивидов к разным этнокультурным группам.

Анализ современных психолого-педагогических теорий и концепций гуманистического образования (А. Г. Асмолов, И. Б. Котова, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Б. Н. Шиянов) подтверждает необходимость исследования процессов саморазвития и самосовершенствования личности будущего педагога. Отдельные аспекты этнопедагогики рассматривались в работах Ш. М.-Х. Арсалиева, Г. Н. Волкова, В. Н. Иванова, В. А. Николаева, Т. Н. Петровой, Л. К. Рахлевской, Я. И. Ханбикова и др. В настоящее время возрастает осознание значения этнопедагогики как научной основы деятельности педагога. Поэтому в исследованиях этнопедагогов А. Л. Бугаевой, Г. Н. Волкова, В. Н. Иванова, К. Ж. Кожахметовой, О. Д. Мукаевой, В. А. Николаева, Э. И. Сокольниковой, М. Г. Харитонова, З. Б. Цаллаговой и др. указывается на необходимость организованного усиления этнопедагогической подготовки педагога. Но в то же время проблемы этнопедагогической подготовки будущих педагогов-психологов к профессиональному саморазвитию в данных трудах не раскрыты, поэтому вышеуказанные проблемы являются актуальными в наше время.

В контексте вышесказанного необходимо решить следующие задачи:

1) провести анализ процесса профессионального саморазвития педагога-психолога в теории и практике образования;

2) определить и теоретически обосновать условия этнопедагогической подготовки будущих педагогов-психологов к профессиональному саморазвитию;

3) выявить структурные компоненты этнопедагогической готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному саморазвитию, определить ее критерии и уровни;

4) разработать и экспериментально проверить эффективность программы этнопедагогической подготовки будущих педагогов-психологов к профессиональному саморазвитию.

Этнопедагогическая подготовка - это наиболее существенная часть профессиональной подготовки будущего специалиста, представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к этнопедагогической деятельности [4, 115]. Один из важнейших признаков такой подготовки - интегративный характер, что позволяет квалифицировать ее как систему, объединяющую и связывающую основные знания, умения и навыки, приобретенные будущими учителями при изучении дисциплин учебного плана и закрепленные при прохождении педагогических практик. Мы считаем, что этническая составляющая не должна определяться только как дополнение к содержанию профессионального образования и ограничиваться отдельным курсом «Этнопедагогика». Этнопедагогическая подготовка педагога-психолога должна пронизывать всю систему образования в высшей школе, являясь важнейшим условием достижения выпускниками высокого уровня профессиональной компетентности.

Целью этнопедагогической подготовки к профессиональному саморазвитию будущих педагогов-психологов является приобщение студентов к этнокультурному и педагогическому наследию народа и формирование готовности его использования в профессиональной деятельности.

Задачи этнопедагогической подготовки к профессиональному саморазвитию:

- овладение студентами этнопедагогическими знаниями в области семейного, общественного, трудового воспитания детей и молодежи;

- развитие интереса обучающихся к проблеме этнического воспитания;

- формирование умений и навыков, необходимых педагогу-психологу для его профессиональной деятельности в условиях социокультурной среды;

- развитие способности творческого использования этнопедагогических знаний и умений в самостоятельной деятельности;

- формирование устойчивой мотивации к профессиональному саморазвитию и повышению своей квалификации.

Под профессиональным саморазвитием понимается многокомпонентный личностно и профессионально значимый процесс, способствующий формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогающий осмыслению передового опыта и собственной самостоятельной деятельности, а также являющийся средством самопознания и самосовершенствования [1, 18] .

Опираясь на исследования в данной области, мы можем выявить три этапа в профессиональном саморазвитии будущих специалистов.

Первый этап - ориентировочный. Он состоит в формировании у студентов профессиональных намерений, системы знаний о саморазвитии личности и ее профессионально-педагогической направленности. Эту цель можно достичь путем прохождения студентами традиционных курсов по педагогике и психологии, практических занятий по самопознанию своих индивидуальных особенностей.

Второй этап - исполнительный (непосредственная профессиональная подготовка). Его цель заключается в приобретении студентами нового способа действия. Эта цель может быть достигнута путем организации специальных практических занятий в рамках курсов по педагогике и психологии, проведения различных спецкурсов и спецсеминаров по саморазвитию личности студента и профессиональному саморазвитию.

Третий этап - контрольно-корректировочный. Он предусматривает освоение и закрепление на практике новых способов действия студентов. Некоторые исследователи называют этот этап профессионализацией, имея в виду вхождение в профессию, ее освоение и профессиональное самоопределение [2, 15]. Эта цель достигается в процессе самостоятельного выполнения студентами учебных и практических ситуаций, а также в процессе прохождения педагогической практики.

Мы согласны с выводами Е. А. Власовой и считаем, что профессиональное саморазвитие длится на протяжении всей жизни; каждая профессиональная деятельность имеет свою специфику, требующую определенного набора профессионально важных качеств; для профессионального саморазвития необходимо личностное принятие будущей сферы деятельности; процессом профессионального саморазвития можно управлять как извне, так и посредством саморазвития студента.

Под этнопедагогической подготовкой будущих педагогов-психологов к профессиональному саморазвитию мы будем понимать профессиональную подготовку по овладению этнопедагогическими знаниями, умениями, навыками, представляющую собой целенаправленную деятельность педагога-психолога по непрерывному управлению своим этнопедагогическим развитием, выбору целей, путей и средств профессионального совершенствования, направленную на формирование этнопедагогической деятельности, а также способствующую осмыслению своей будущей профессиональной деятельности.

Контрольный срез на определение сформированности у студентов знаний и умений в области профессионального саморазвития и этнопедагогики, значения для студентов процесса профессионального саморазвития в вузовской подготовке и профессиональном становлении педагога-психолога, умений проектировать профессиональное саморазвитие и осуществлять систему действий по профессиональному саморазвитию включил в себя опрос студентов. Будущим специалистам были заданы следующие вопросы:

  1. Как вы понимаете термин «этнопедагогика»?
  2. Что вы понимаете под понятиями «развитие», «саморазвитие» и «профессиональное саморазвитие»?
  3. Какое значение, по вашему мнению, имеет профессиональное саморазвитие в профессиональном становлении педагога-психолога?
  4. Ощущаете ли Вы потребность в профессиональном саморазвитии? Если да, какие действия вы предпринимаете с целью собственного профессионального саморазвития? Какие трудности у вас возникают в процессе профессионального саморазвития?
  5. Как вы считаете, имеет ли этнопедагогика отношение к профессиональному саморазвитию? Если да, то, какое?

В опросе приняли участие студенты 1-5 курсов психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева» (176 чел.) по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование.

1. Анализируя ответы на первый вопрос, мы видим, что большинство респондентов связывают этнопедагогику с народной педагогикой (58 % ), либо отождествляют эти понятия. 28 % опрошенных считают, что этнопедагогика - это педагогика отдельно взятого региона, нации, народа, основанная на мудрости народа, изучающая фольклор (традиции, обряды, пословицы, поговорки, загадки и пр.). 13 % затруднились ответить на вопрос.

2. Студенты младших курсов (первый и второй) смутно представляют себе сущность процесса профессионального саморазвития, не осознают глубину и полноту данного понятия. Многие студенты не могут развести понятия «развитие» и «саморазвитие». Остальные развитие характеризуют общим движением вперед, непрерывным изменением и приобретением нового, саморазвитие сводят к самообразованию и развитию положительных своих качеств, при обязательном своем желании. Большинство студентов старших курсов относят профессиональное саморазвитие к приобретению новых знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности.

3. Почти все студенты (94 %) отметили важное значение профессионального саморазвития в профессиональном становлении педагога-психолога. Наиболее типичные ответы студентов старших курсов (третий, четвертый и пятый) сводились к тому, что профессиональное саморазвитие они отождествляли с профессиональным становлением и профессиональным самосовершенствованием.

4. Подавляющее большинство опрошенных отмечают собственную потребность в профес­сиональном саморазвитии и его необходимость как для будущего специалиста, так и для уже практикующего. Среди действий, предпринимаемых с целью собственного профессионального саморазвития, были указаны: посещение библиотеки, чтение дополнительной литературы, посещение курсов, просмотр психологических фильмов, поиск недостающей информации в сети Интернет и СМИ. При анализе трудностей, возникающих в процессе профессионального саморазвития, большинство студентов отмечают нехватку времени, финансовые проблемы и собственную лень.

В то же время наблюдение за студентами в ходе аудиторных занятий и практики, проверка заданий, направленных на самостоятельную подготовку студентов и научно-исследовательский поиск, позволили оценить следующее. У студентов младших курсов практически отсутствует активность и самостоятельность в получении этнопедагогических знаний, стремление к выполнению заданий без непосредственного участия педагога, а также к добыванию недостающей информации; слабо развито умение применять полученные знания на практике. Данные показатели у студентов старших курсов немного выше. Тем не менее умения находить новые способы для овладения новыми знаниями проявляются лишь у немногих студентов, также как и умение применять имеющиеся знания и способы действия в новых условиях; отсутствует умение проектировать и осуществлять собственное профессиональное саморазвитие.

5. Что касается взаимосвязи этнопедагогики и профессионального саморазвития, многие студенты как старших, так и младших курсов (55 %) затруднились дать обоснованный ответ. Лишь 35 % респондентов считают, что знание этнопедагогики является частью профессионального саморазвития будущего специалиста. Они считают, что будущий педагог должен уважать культуру и традиции другого народа, быть толерантным. 10 % никак не связывают данные понятия.

Обобщая результаты исследования, мы пришли к выводу, что будущие педагоги-психологи обладают в целом невысоким уровнем этнопедагогической готовности к профессиональному саморазвитию.

Рецензенты:

Харитонов М. Г., д-р пед. наук, профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Ковалев В. П., д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Зеткина Н.В. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМОРАЗВИТИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8894 (дата обращения: 21.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074