Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,829

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРАСНОЯРСКОЙ ТОРГОВОЙ ШКОЛЫ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

Попруга И.М. 1
1 ФБОУ ВПО "Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева"
Статья раскрывает первый опыт создания коммерческого учебного заведения в Красноярске в начале ХХ века. Появление торговой школы было вызвано необходимостью в профессиональной подготовке специалистов в области коммерции. Важность исследования регионального аспекта проблемы коммерческого образования в России обусловлено спецификой региона: нехваткой профессиональных образовательных учреждений, широким развитием торговли, его исключительным экономическим значением для страны. Основное внимание уделено процессу создания школы, учебным дисциплинам. Профессиональное образование в Красноярске зарождалось с инициативы деловых людей города и поддерживалось как местной, так и центральной властью. Автор показывает, что, благодаря стабильной финансовой поддержке со стороны купцов города, успешно развивалась учебно-материальная база школы, часть слушателей была освобождена от платы за обучение. В целом, по мнению автора, Красноярскую торговую школу можно отнести к типу общеобразовательных с незначительным специальным коммерческим уклоном.
торговая школа.
коммерция
профессиональное образование
купечество
Коммерческое образование
1. Григорьев С.С. Коммерческое образование в Росси и его нужды // Русское экономическое обозрение. - 1898. - № 9. - С. 2-14.
2. Захарченко М.М. Коммерческое и техническое женское образование в Австрии, Франции, Германии и России : монография. - Спб. : Типография В. Киршбаума, 1900. - 164 с.
3. Зенченко Н.С. Коммерческие училища, как общеобразовательная школа России начала ХХ в. : монография. - М. : Издательство АН, 1953. - 190 с.
4. Чехов Н.В. Типы русской школы в историческом развитии : монография. - М. : Мир, 1923. - 162 с.
5. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири 1703-1917 гг. : монография. - Новониколаевск : Сибирское областное государственное изд-во,1923. - 217 с.
6. Шилов А.И. Коммерческое образование в Восточной Сибири начала ХХ века : монография. - Красноярск : Издательство Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, 2000. - 186 с.

Процесс становления и развития профессионального коммерческого образования в Красноярске является частью общероссийской истории начала ХХ века. Наличие регионального аспекта проблемы коммерческого образования в России обусловлено спецификой региона: нехваткой профессиональных образовательных учреждений, широким развитием торговли, его исключительным экономическим значением для страны.

К началу ХХ века коммерческое образование в России окончательно оформилось в функционировании основных видов учебных заведений:

1) коммерческих училищ;

2) торговых школ;

3) торговых классов.

Коммерческое образование в России впервые стало предметом научного интереса в начале ХХ в. Исследователь М.М. Захарченко [2] изучил программы торговых учебных заведений России, стоимость обучения в сравнении с подобными заведениями Австрии, Германии и Франции. В 20-30-е гг. ХХ в. в России шел поиск новых методов обучения, типов школ. Дореволюционные коммерческие школы изучались такими исследователями, как Н.В. Чехов, [4] Н.С. Юрцовский. [5] Основное внимание они уделили анализу методов обучения и воспитания. В середине ХХ века Н.С. Зенченко [3] исследовал учебные программы коммерческих училищ, школ и классов как средних общеобразовательных учреждений России XIX-ХХ вв. Организация же коммерческого образования в Сибири не становилась предметом специальных исследований. На сегодняшний день А.И. Шилов [6] изучает коммерческие учебные заведения Восточной Сибири в начале ХХ века, анализируя содержание изучаемых предметов, особенности методики преподавания.

Цель моего исследования - анализ опыта организации системы коммерческого образования на территории Енисейской губернии, а конкретнее - г. Красноярска. Этот период для губернии - время бурного экономического роста, интенсивного развития предпринимательства, что породило необходимость в профессиональной подготовке специалистов в области коммерции.

Объектом изучения явилась Красноярская торговая школа, открытая по инициативе Купеческого общества в 1913 году. Торговые школы, исходя из положения, готовили к службе в торговых и торгово-промышленных заведениях приказчиков, счетоводов и конторщиков. Допускалось наличие двух типов торговых школ - одноклассных с годичным курсом обучения, и трехклассных с трехгодичным курсом обучения.

Научная новизна исследования заключается в изучении опыта становления коммерческих учебных заведений г. Красноярска, представленных в начале ХХ века Красноярской торговой школой.

Открытие торговой школы г. Красноярска второго типа (с трехгодичным сроком обучения) состоялось 26 сентября 1913 года. Идея создания школы принадлежала красноярскому Купеческому обществу. В июне 1905 года купцы П.Ф. Иорданский, И.Т. Савельев и А.В. Телегин предложили передать часть капитала Купеческого общества на создание коммерческого училища.

Изначально в городе планировалось открыть коммерческое училище, а не школу, этот вопрос долго обсуждался. Наконец, было сделано следующее заключение. «В коммерческом училище курс продолжительностью от 7 до 10 лет, в Торговой школе - от 3 до 5. В коммерческое училище поступают как в гимназию, в Торговую школу - по окончании народной школы. Коммерческое училище доступно только для богатых, Торговая школа для всего населения». [4] Таким образом, мы видим, что просветительские демократические подходы в комиссии доминировали, и именно они решили исход дела.

В связи с тем что Енисейская губерния по характеру своей промышленности относилась к горнопромышленным губерниям, комиссия также высказала пожелание, чтобы в программу коммерческого отделения были введены некоторые предметы из элементарного курса горных наук [4].

По решению комиссии в торговую школу принимали лиц обоего пола не моложе 12 лет. Торговые школы готовили учащихся к службе в торговых и торгово-промышленных заведениях (в качестве приказчиков, счетоводов, конторщиков). Учебный план торговой школы был довольно насыщен: кроме Закона Божия и русского языка, изучались геометрия, топография, отечественная история, коммерческая география, коммерческая корреспонденция, коммерческая арифметика, каллиграфия, монгольский и английский языки.

Содержание специальных предметов определялось местными потребностями. Так, цель коммерческих учебных заведений в Сибири состояла в том, чтобы поднять низкий образовательный уровень купечества, ведущего непосредственную торговлю с Монголией, и восстановить его влияние на Востоке, для этого, помимо ряда необходимых предметов, ученики изучали монгольский язык. Программы всех учебных курсов сопровождались объяснительной запиской и прилагались к Уставу торговой школы. Рассмотрим для примера учебную программу по коммерции.

Коммерция изучалась учащимися для ознакомления с экономическими и юридическими сторонами торговой жизни, формирования представлений о хозяйственной деятельности и понимания зависимости между различными явлениями в народном хозяйстве. Изучение юридического материала (в основе лежало торговое право) находилось в тесной взаимосвязи с другими специальными предметами - бухгалтерией и коммерческой арифметикой, учащиеся должны были непосредственно ознакомиться с уставами: вексельным, торговым и торгового судопроизводства.

Тематический план занятий по коммерции во втором классе торговой школы включал темы:

1. Потребности. Блага. Полезности. Ценности, экономическая деятельность. Хозяйство. Производство: природа, труд, капитал. Распределение. Доход: рента, прибыль, заработная плата. Обмен. Ценность. Цена. Колебания рыночной цены. Торговля. Деньги. Кредит. Промышленные кризисы. Потребление. Потребительные общества.

2. Право. Государство. Закон. Основные черты государственного устройства в России. Юридические отношения и сделки. Правоспособность и дееспособность. Опека и попечительство. Наследование. Понятие о торговом праве. Закон и обычай. Объекты торговых сделок. Товар. Торговые сделки: купля-продажа, комиссия, перевозка, страхование и поклажа, вексельное право [6].

Организация учебного процесса в торговых школах отличалась большим демократизмом, вариативностью применения форм и методов проведения занятий, контроля знаний. Ведущими методами обучения были объяснительно-иллюстративный и проблемно-поисковый. Объяснительно-иллюстративный метод являлся экономичным по времени, способствовал пониманию усвоенного материала. В отличие него в проблемно-поисковом методе основное внимание уделялось развитию мыслительной деятельности учеников (эвристическая беседа, лабораторный метод).

Штатными преподавателями общеобразовательных предметов в учебных заведениях, готовящих коммерсантов, могли быть лица, имеющие право преподавать в учебных заведениях Министерства народного просвещения, Военного Министерства и Ведомства учреждений императрицы Марии. Претенденты должны были провести пробные уроки в присутствии особо назначаемой для этой цели комиссии [1].

К преподаванию специальных дисциплин допускались лица, имеющие специальное свидетельство от департамента торговли и мануфактур. Для получения свидетельства требовалось успешно пройти трехмесячную педагогическую подготовку в одном из учебных заведений торгово-экономического профиля. Исключение делалось для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, а также тех, кто был известен своим опытом и познаниями в предметах коммерческой специальности.

Финансирование школы осуществлялось за счет Министерства торговли и промышленности, Купеческого общества, городской казны и платы за обучение, которая составляла 30 рублей с каждого ученика в год [5]. Кроме того, Красноярским купеческим обществом в пользу школы был установлен особый сбор с промысловых свидетельств на находящиеся в городе торговые предприятия первых двух разрядов, промышленные предприятия первых пяти разрядов, а также на пароходные предприятия. Другими источниками поддержки являлись денежные пожертвования от общественных организаций и частных лиц. Ежегодно от платы за обучение освобождалось от 20 до 40 беднейших учащихся.

При школе был создан постоянно действующий попечительский совет, членами были избраны уважаемые люди города: Александр Порфирьевич Оносовский, председатель педагогического совета женской гимназии, Всеволод Афанасьевич Смирнов, преподаватель губернской гимназии, Александр Степанович Богданов, преподаватель духовной семинарии, Александр Васильевич Телегин, купец II гильдии, Василий Иванович Староверов, купец II гильдии.

Попечительский совет в 1916 г. возбудил ходатайство перед городским управлением об освобождении 17 учащихся от оплаты за второе полугодие учебного года. В этот список вошли те, чьи родные находились на фронтах Первой мировой войны.

Педагогический коллектив был озабочен улучшением практической подготовки учащихся. На этом же настаивал и попечительский совет, члены которого выдвигали требование, чтобы выпускники как можно лучше были готовы к будущей службе.

В связи с этим заслуживает внимания опыт проведения экскурсии для учащихся в мае 1915 года в промышленные пункты Минусинского уезда. Несмотря на финансовые трудности, вызванные войной, организаторы разработали интересный маршрут: от Красноярска до Минусинска на пароходе, затем на лошадях на Черногорские угольные копи В. Баландиной, медные рудники «Юлия», «Улень», затем на золотой прииск «Богодарованный» и на курорт «Озеро Шира» [5].

Целью экскурсии было ознакомление учащихся с Минусинским промышленным районом, с производством там предметов потребления. Именно решение попечительского совета послужило отправной точкой для организации практики на складах купца П.Е. Шмандина. Учащиеся, распределенные по группам, занимались фасовкой и учетом товаров.

В торговой школе проводилась активная воспитательная работа, в том числе организовывались благотворительные акции. В 1915 году, например, проводился театрализованный вечер в пользу детей-беженцев. Для исполнения учащимися были выбраны отрывки из различных спектаклей, в том числе из «Женитьбы» Н.В. Гоголя. Местная пресса отметила, что «программа вечера была разнообразна и проведена интересно; публики было много».

Первый выпуск Красноярская торговая школа произвела в 1916 году. Аттестаты были вручены 15 выпускникам.

Таким образом, профессиональное торговое образование в Красноярске зарождалось с инициативы деловых людей города и поддерживалось как местной, так и центральной властью. Красноярская Торговая школа, как и коммерческие заведения другого типа, являлась частью общероссийской школьной системы и реально отражала процесс развития народного образования в России в начале ХХ века.

Рецензенты:

Пак Николай Инсебович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск.

Адольф Владимир Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета им, г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Попруга И.М. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРАСНОЯРСКОЙ ТОРГОВОЙ ШКОЛЫ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8753 (дата обращения: 16.12.2017).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252