Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Селиверстова А.Е. 1
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка № 1213
Изучение иностранного языка зачастую начинается уже в дошкольном возрасте и продолжается во многих случаях после окончания вуза на многочисленных курсах. Тем не менее приходиться констатировать, что проблем в данной области не становится меньше. Решению многих вопросов могла бы способствовать мотивация ребёнка к изучению иностранного языка. В данной статье рассматривается только один из аспектов мотивации, связанный с образовательной средой. Образовательная среда – это совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления в кооперации с досуговыми, культурными, клубными, научно-производственными и другими объединениями, ориентированными в одном из направлений своей деятельности на цели образования. Данная точка зрения позволяет рассматривать образовательную среду как одно из ведущих условий мотивации школьника к изучению иностранных языков. Социо-образовательная модель изучения иностранных языков Р. Гарднера опирается на мотивацию ученика, которая, по мнению учёного, включает в себя усилие, желание, обучающую ситуацию и интегративность.
мотивация
образовательная среда
культура
иностранный язык
1. Богословский В. И., Извозчиков В. А., Потёмкин М. Н. Наука в педагогическом университете: вопросы методологии, теории и практики. – СПб., 2000.
2. Выготский Л. С. Вопросы теории и психологии. Собр. соч. Т. 1. – М., 1982.
3. Гладилина И. П. Некоторые приёмы работы на уроках английского языка в начальной школе // Иностранные языка в школе. – 2003. – № 3. – С. 41-43.
4. Гладилина И. П. Творчество в деятельности педагогов высшей школы // “MagisterDixit” научно-педагогический журнал Восточной Сибири. – Март 2012. – № 1 (03). (http://md.islu.ru)
5. Кнодель Л. В. Психолого-педагогические аспекты обучения иностранным языкам: монография. – Киев, 2009. – 256 с.
6. Козырев В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета. – СПб., 1999.
7. Петербургская школа: образовательные программы / Под ред. О. Е. Лебедева. – СПб., 1999.
8. Gardner R. C. Social Psychology and Language Learning: the role of attitudes and motivation. – London: Edward Arnold, 1985.

Изучение иностранного языка всегда было  предметом особого интереса как со стороны теоретиков, так и практиков. К концу прошлого века коммуникативно-ориентированное обучение, пришедшее на смену аудио-лингвальному и устно-ситуативному, позволило учителю на уроке и во внеклассных мероприятиях по иностранному языку ориентироваться не только на язык как таковой, но и поведение ученика в момент иноязычного речевого общения.  А поведение определяется не только лексическим запасом, знаниями грамматики, но и уровнем мотивации школьника к изучению иностранного языка. Мотивация же, в свою очередь, во многом определяется  сложившимися условиями образовательной среды. Опыт работы автора в должности директора школы позволяет говорить о том, что формирование образовательной среды – это, своего рода, формирование «лица» образовательного учреждения. К сожалению, на сегодняшний день нет единых подходов к определению сущности понятия «образовательная среда».

В. И. Богословский, В. А. Извозчиков, М. Н. Потёмкин отмечают, что «образовательная среда, представляя собой часть социокультурного пространства, может иметь различные уровни – от федерального и регионального до уровня конкретного образовательного учреждения и даже личности (где она фактически совпадает по содержанию с индивидуальным образовательным пространством)» [2, c. 156]. Данная точка зрения находит отклик во многих трудах по вопросам теории обучения.

В. А. Козырёв пишет, что «понятие образовательная среда также обусловлено взаимосвязанными факторами (условиями), обеспечивающими образование человека» [6, c. 58]. Автор считает, что такой подход предполагает активное участие школьников  в образовательном процессе.

Интерес представляет следующая трактовка понятия «образовательная среда» – это часть социокультурной среды; совокупность образовательных институтов и соответствующих им органов управления в кооперации с досуговыми, культурными, клубными, научно-производственными и другими объединениями, ориентированными в одном из направлений своей деятельности на цели образования [7].

Данное определение позволяет рассматривать образовательную среду как одно из ведущих условий мотивации школьников к изучению иностранных языков.

Образовательная среда современной школы представляет собой многофакторное явление, одним из факторов которого является социокультурный. Социокультурная составляющая во многом определяет действие педагогов и обучающихся, само содержание того или иного предмета. Иностранный язык занимает особую нишу на рынке современных образовательных услуг. Но мотивированность родителей на то, что ребёнок  должен в совершенстве овладеть иностранным языком, вовсе не означает, что и сам ребенок мотивирован к этому. Поэтому та образовательная среда, в которую попал ребёнок, и играет одну из основных ролей в формировании мотивации к изучению иностранного языка.

Л. С. Выготский рассматривает  язык как ведущий фактор в общении людей. Через язык передаётся культура, опыт предыдущих поколений.  Что касается иностранного языка, то уместны слова Р. Гарднера, который отмечал, что «иностранные языки не похожи на другие предметы, которым обучают в школе, так как они включают в себя приобретение умений и образцы поведения, которые характерны в другом сообществе» [8]. Социально-образовательная модель изучения иностранных языков Р. Гарднера опирается на мотивацию ученика. Учёный обстоятельно доказывает,  что мотивация к изучению иностранных языков включает в себя  следующий комплекс мотивов: усилие, желание, обучающую ситуацию и интегративность.

Опыт работы школы № 1213 позволяет утверждать, что на изучение детьми иностранных языков оказывает влияние вся образовательная среда,  как  некая интеграция содержания обучения и культуры нашего образовательного учреждения. В  процессе вовлечения преподавателей всех предметов к формированию устойчивой социокультурной  школьной среды была изучена  модель  трёхуровневой категоризации З. Дерни. Данная модель изучения иностранного языка основывается на таких компонентах: языковой уровень; уровень ученика; уровень обучающей ситуации. Языковой уровень представляет собой различные мотивы изучения иностранных языков: культуру, сообщество и полезность языка. Уровень ученика состоит из индивидуальных характеристик, которые ученик лично вкладывает в выполнение задания. Уровень обучающей ситуации включает все характерные черты содержания предмета, профессионализм учителя и заинтересованность учеников.

Гладилина И. П. отмечает, что формирование мотивации к изучению иностранного языка начинается с первых занятий уже в начальной школе [3]. Какие уровни и какие аспекты станут у конкретного ребёнка доминирующими, во многом зависит от личности преподавателя. «Педагогическое творчество является основой профессиональной и личностной реализации педагога в процессе педагогической деятельности» [4].  Гладилина И. П. подчёркивает, что только творческое взаимодействие учителя и ученика способствует эффективному решению многих проблем обучения, в том числе и обучения иностранному языку. Опыт автора статьи  позволяет утверждать, что у творческого учителя дети всегда больше мотивированы к обучению иностранного языка – это, в первую очередь, снимает некое отчуждение к восприятию другой культуры, «чужого» звучания. Э. Стевик рассматривал гуманистический подход в преподавании иностранного языка как возможность преодолеть «отчуждение» обучающихся от изучаемого материала.

Языковые технологии предполагают целый спектр гуманистически обусловленных подходов. К примеру, метод изучения иностранного языка в группе С. Куррана основан на принципах обсуждения. Л. В. Кнодель отмечает, что «гуманизм имеет целый ряд информационных подсказок для педагогов: создавать чувство принадлежности (причастности); делать тему приемлемой для ученика; вовлекать личность целиком; пробуждать самосознание; развивать личную индивидуальность; пробуждать самоуважение; вовлекать в обучение чувства и эмоции; свести критику до минимума; побуждать творчество; развивать понимание процесса обучения; пробуждать самоинициативу; позволять выбор; способствовать саморазвитию и совершенствованию личности [4, c. 43-44].

Опрос учителей иностранных языков московских школ позволил выявить доминирование у современных школьников следующих мотивов изучения английского языка: прагматический; познавательный; коммуникативный; принуждения; обязательности. Преподаватели курсов иностранных языков дополняют данный перечень мотивов эмоционально-эстетическим и в прагматическом выделяют подмотив – ведение бизнеса.

Для определения уровня мотивации к изучению иностранных языков был использован тест «отношение/мотивация» Р. Гарднера. Данный текст состоит из комплекса анкет для самостоятельного заполнения и 19 различных школ, где представлены различные аспекты мотивации. При этом нужно помнить, что сам автор подчёркивал, что один этот тест не даёт объективного представления об уровне мотивации и нужно использовать разные диагностические методики. Во многом это объясняется тем, что тест «отношение/мотивация» Р. Гарднер разрабатывал для анализа ситуации с изучением французского языка в Канаде, но Р. Гарднер и его коллега У. Ламберт признаны самыми известными исследователями мотивации изучения иностранных языков. Сущность мотивации при изучении иностранного языка, по Р. Гарднеру, может быть представлена следующим образом:

Среди основных целей изучения иностранного языка опрошенные школьники называют: для трудоустройства; для будущей карьеры; для путешествий. В экспериментальных группах, где роль школьной образовательной среды носит ярко выраженный социокультурный характер, школьники так ранжировали свои цели изучения иностранных языков: для изучения традиций и культуры страны изучаемого языка; для свободного общения с носителями языка; для трудоустройства.

Таким образом, мотивация школьников к изучению иностранного языка во многом зависит от образовательной среды. Социокультурный фон образовательного учреждения создаёт непередаваемую атмосферу учебных ситуаций как на уроках, так и во внеурочной деятельности. И ученик, и учитель создают общую среду, позволяющую через те или иные задания, опираясь на те или иные мотивы, добиться успеха в изучении иностранного языка.

Рецензенты:

Гладилина Ирина Петровна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами Московского городского университета управления Правительства Москвы, г. Москва.

Королева Галина Михайловна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами Московского городского университета управления Правительства Москвы, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Селиверстова А.Е. МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8702 (дата обращения: 16.09.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252