Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МАГИСТРАТУРЫ ПО ПРОФИЛЮ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (НАПРАВЛЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»)

Бузуев О.А. 1 Романова Г.Р. 1
1 ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет Минобрнауки России»
В статье обозначены ключевые стратегии реализации учебного плана по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Литературное образование»). Основное внимание уделяется организации учебного процесса с учетом приоритета филологических дисциплин. В статье используется опыт конкретного вуза в организации различного вида практик. В сегодняшней атмосфере смены методологических парадигм, поиска новых научных подходов обучение в магистратуре требует создания для студента ситуации осознанного выбора исследовательского пути, знакомства с новейшими приоритетами в области русского и зарубежного литературоведения, умения ориентироваться в программных установках эстетических школ, направлений, концепций. Приоритетными задачами обучения магистрантов признаются: ориентация на развитие творческих способностей будущего специалиста к самостоятельному получению и интерпретации профессиональных знаний с использованием новых информационных технологий; внедрение новых интенсивных технологий, позволяющих создать благоприятные условия для формирования широкого спектра профессиональных навыков; овладение современным исследовательским инструментарием и способами трансляции знаний.
структура магистерской программы.
магистратура
литературное образование
педагогическое образование
1. Зайцева Н.В. Непрерывное профессиональное образование как условие повышения качества образовательной среды и педагогического сообщества Хабаровского края // Педагогическое образование и наука. – 2009. - № 7. – С. 81-90.
2. Кошкин А.П. Международная деятельность университета как фактор повышения профессиональной компетентности будущих педагогов // Педагогическое образование и наука. – 2009. - № 7. – С. 101-110.
3. Саливон Е.Г. Система менеджмента качества: опыт Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета // Педагогическое образование и наука. – 2009. - № 7. – С. 70-74.
4. Седова Н.Е. Педагогика и психология высшей школы. – Комсомольск-на-Амуре : Изд-во АмГПГУ, 2010. - 470 с.
5. Шумейко А.А. Вклад Амурского гуманитарно-педагогического университета в социально-экономическое развитие Дальневосточного региона // Педагогическое образование и наука. – 2009. - № 7. – С. 62-63.

В 2010 году введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование». В структуру этого направления входит профиль магистерской подготовки «Литературное образование». Для этого направления и профиля, в соответствии с ФГОС ВПО, были разработаны новые учебные планы, рабочие программы дисциплин. В 2011 году проведен набор магистрантов, обучающихся уже по новым планам.

В Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете магистратура по профилю «Литературное образование» лицензирована в 2007 году, аккредитована в 2009. Но только в 2011 году, когда состоялся первый выпуск «своего» бакалавриата, мы смогли зачислить бакалавров, сдавших вступительные экзамены в магистратуру, на бюджетные места.

Таким образом, целью работы стало обозначение наиболее важных проблем многоуровневого образования в целом и анализ данных проблем при организации работы магистратуры в конкретном вузе в частности.

Методологической основой проделанного сравнительного анализа стал компетентностный и личностно ориентированный подход в изучении теории и методики профессионального образования.

Преемственность магистратуры и бакалавриата. Основная образовательная программа подготовки магистра определяется, с одной стороны, программой подготовки бакалавра по соответствующему направлению (нормативный срок - 4 года), а с другой - программой специализированной подготовки магистра (нормативный срок - 2 года). Учебные дисциплины в известной степени достраивают образовательную программу подготовки бакалавров по соответствующему направлению. Вместе с тем отбор дисциплин, включенных в учебный план, мотивирован общими задачами подготовки на базе как широкого, так и специального филологического образования. При этом включенные в программу курсы не дублируют действующие образовательные программы по филологии.

Мы постарались сохранить в рабочем учебном плане магистратуры преемственность дисциплин вариативной части основной образовательной программы. Так, например, «Русская литература и культура», изучаемая бакалаврами в основном в ее классических образцах, продолжается в магистратуре курсом «Современный литературный процесс». «Зарубежная литература и культура», осваиваемая бакалаврами в дисциплинах предметной подготовки, продолжает изучаться в магистратуре, но на иных - теоретических - принципах: «История мировой литературы: аспект стадиального становления». Усилен теоретический модуль: наряду с традиционной для специалистов «Теорией литературы» (которая приобрела, кроме лекций, и семинары) для магистрантов введен дополнительный методологический курс «Современные концепции филологических методов», а также «Семиотика»/«Семиотика художественного текста» (в блоке дисциплин по выбору). В системе цикла специальных дисциплин заложена новая научная концепция, которая строится на обобщенной картине развития русского и зарубежного литературоведения XX-XXI веков. В структуре магистерской программы в специальных дисциплинах преимущественные позиции занимают фундаментальные курсы, которые дают обобщающие знания основных современных научных филологических идей и представлений, выработанных эстетической мыслью.

Активные методы обучения. По направлению «Педагогическое образование» значительно увеличилось количество часов, отводимых на базовую часть общенаучного цикла психолого-педагогических дисциплин (по сравнению с направлением подготовки «Филологическое образование»). К уже традиционным для магистратуры «Современным проблемам науки и образования» (увеличенным в новом плане с одного семестра до четырех), добавился также семестровый курс «Инновационные процессы в образовании». Лекции, предусмотренные по педагогическому циклу и по курсу «История и философия науки», составляют необходимые 20% аудиторных занятий и совсем не оставляют выбора для профильного обучения в его вариативной части - кроме как использования активных форм обучения. Напомним, что в учебном процессе магистратуры интерактивные формы обучения должны составлять как минимум 40% аудиторных занятий. Ими и обеспечивается собственно литературоведческий компонент многоуровневого образования. Одной из основных магистерских активных форм обучения профессиональным компетенциям (в литературоведении это грамотный анализ художественного произведения и его интерпретация) нам видится семинар в диалоговом режиме. Его можно проводить там, где требуется тщательное прочтение текста под руководством опытного преподавателя (прежде всего, организация занятий по курсам «Анализ художественного текста», «Текстология», «Мифопоэтика»). По многим дисциплинам вариативной части учебного плана проводятся презентации. По курсу «Педагогические технологии в преподавании литературы», непосредственно связанному с педагогической практикой, предусмотрены такие интерактивные формы обучения, как деловые и ролевые игры, тренинги. В учебном плане магистрантов 2011 года количество часов на эту дисциплину увеличено в два раза по сравнению с направлением «Филологическое образование».

Практики. Согласно ФГОС ВПО, практика является обязательным разделом ООП магистратуры. В новом учебном плане увеличилось и количество недель, отводимых на практику (всего 34), и распределение их по семестрам в графике учебного процесса происходит несколько иначе, да и само содержание практик изменилось. Для магистрантов предусматриваются следующие виды практик: на первом курсе - научно-педагогическая, которая проводится в IX и X семестрах (3 и 11 недель соответственно), на втором курсе педагогическая (XI семестр, 9 недель) и научно-исследовательская (преддипломная, XII семестр, 11 недель) перед итоговой государственной аттестацией. Практика организуется на вузовских кафедрах, которые рассматриваются как экспериментальные площадки для проведения исследований в области филологического образования. Магистранты могут на практике использовать педагогические технологии в преподавании литературы, соответствующие возрастным особенностям бакалавров младших курсов. По итогам практик (отчет магистранта, характеристика руководителя, предоставление документации в определенный срок) выставляется дифференцированная оценка. Практика предполагает самостоятельную научно-педагогическую и научно-исследовательскую работу магистранта под руководством научного руководителя.

Согласно ФГОС ВПО в качестве научно-педагогической практики рассматриваются научно-педагогические аспекты следующих видов деятельности: подготовка к проведению практических занятий по дисциплинам профильной подготовки бакалавров; консультирование бакалавров при подготовке ряда вопросов к экзаменам и зачетам по специальным дисциплинам; проверка письменных работ бакалавров. В ходе практики магистрантам предоставляется возможность проведения экспериментальных исследований по заранее разработанной ими совместно с научным руководителем программе. Предпочтительным является выполнение исследований по теме магистерской диссертации.

Цель научно-педагогической практики: научиться формировать план исследования в области литературного образования; формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных (литературоведческих) знаний. Задачи практики: выбрать и обосновать необходимые методы исследования, изучить современные методики исследования и модифицировать их, исходя из задач конкретного исследования; обработать полученные результаты, проанализировать их с учетом данных, имеющихся в научной и научно-методической литературе; провести библиографическую работу с привлечением современных ИКТ.

В ходе научно-педагогической практики или после нее магистрант обязан выступить с научным докладом, содержащим материалы его самостоятельной работы по магистерской диссертации. Выступление магистранта может быть приурочено к ежегодной научной студенческой конференции.

Примерные задания для магистрантов на научно-педагогическую практику и виды отчетности (Х семестр, 11 недель)

Таблица 1

 

Задания

Виды отчетности

 

Первая неделя

 

1

Установочная конференция. Ознакомление с целями, задачами, программой научно-педагогической магистерской практики. Этапы практики.

 

2

Посещение лекций и практических занятий

по литературе и методике ее преподавания.

Отчет о посещении занятий.

3

Анализ посещенных занятий по предложенному преподавателем плану.

Письменный анализ

2 занятий

 

Вторая неделя

 

1

Изучение видов планирования (тематическое, поурочное, на четверть / на семестр, на учебный год).

 

2

Составление планов занятий по литературе для бакалавров-иностранцев.

План 4 занятий по литературе

 

Третья неделя

 

1

Подготовка к практическим занятиям (сами занятия проводятся в ходе педагогической практики в XI семестре). Работа по авторскому пособию «Русская литература и культура» для бакалавров-иностранцев.

 

2

Составление конспектов к практическим занятиям по литературе.

Конспекты 4 занятий

 

Четвертая неделя

 

1

Ознакомление с формами промежуточного и итогового контроля по предмету (поурочный контроль, тестирование, рейтинг, зачет, экзамен).

 

2

Составление тестов по одной теме, по разделу, разработка итогового теста.

2 тематических или итоговых теста

 

Пятая неделя

 

1

Презентации на занятиях по литературе.

 

2

Разработка презентаций к практическим занятиям для бакалавров-иностранцев.

2 презентации

3

Отчет по педагогическому этапу практики.

Промежуточный отчет

 

Шестая неделя

 

1

Задачи научного этапа практики.

 

2

Постановка проблемы исследования.

 

3

Выбор и обоснование теоретического аспекта исследования.

 

4

Изучение основных теоретических источников.

Аналитический обзор

5 работ по теме

 

Седьмая неделя

 

1

Степень изученности объекта, предмета и проблемы исследования в научной литературе.

Аналитический обзор

10 работ по проблеме

2

Корректировка (дополнение, уточнение) библиографического списка.

Библиография

(электронный вар.)

 

Восьмая неделя

 

1

Цель и задачи магистерской диссертации

Формулировка цели и задач диссертации

2

Выбор и обоснование методологии исследования. Общенаучные, общие филологические и частные методы.

Формулировка методов и приемов в диссертации

3

Работа над вариантом введения к магистерской диссертации.

Вариант введения

(6-8 с.)

 

Девятая неделя

 

 

Анализ и интерпретация содержательных компонентов текста (тема, проблема, конфликт, сюжет, система персонажей, авторская позиция).

Написание параграфа (1 п. л.) диссертации

 

Десятая неделя

 

 

Анализ формальных компонентов текста (композиция, стиль, мотивы и образы, символика).

Написание параграфа (0,5 п. л.)

диссертации

 

Одиннадцатая неделя

 

1

Редактирование чернового варианта главы по анализу художественного произведения.

Отредактированный вариант главы (1,5 - 2 п.л.)

2

Отчет по научному этапу практики.

Промежуточный отчет

3

Итоговая конференция.

Защита результатов практики

Сформированная в бакалавриате основа педагогической деятельности, рассматриваемая как способность самостоятельно принимать решения в преподавательской работе, в магистратуре не только обогащается в процессе педагогической практики, но и благодаря профессиональной рефлексии выводится на качественно новый уровень.

Цель педагогической практики - развитие у магистрантов профессионально-коммуникативной компетенции. Основная задача педпрактики - формирование коммуникативных умений преподавателя вуза; развитие социально-педагогических качеств личности.

Педагогическая практика магистрантов второго года обучения организуется в два этапа. На первом этапе, в ходе пассивной практики (2 недели), магистранты должны самостоятельно выбрать и посетить 3 лекции и 3 практических занятия по литературоведческим дисциплинам. Тематика занятий согласуется с направлением исследований в рамках магистерских диссертаций. Магистранты должны самостоятельно определить цель наблюдения (выделить аспект занятия, методическую проблему) и проанализировать наблюдаемое явление с точки зрения эффективности использования педагогических методов и технологий в деятельности преподавателя литературы. На первом этапе начинается активная педагогическая практика (3 недели): магистранты самостоятельно разрабатывают сценарий, организуют репетиции и проводят массовое мероприятие (праздник, акция).

На втором этапе (4 недели) продолжается активная педагогическая практика. Магистранты, после теоретического обучения по филологическим дисциплинам и зачета по курсу «Педагогические технологии в преподавании литературы», допускаются к самостоятельному проведению занятий и их методическому анализу. Магистранты самостоятельно осуществляют научно-методический проект, актуальный для данной педагогической ситуации в данной аудитории обучаемых.

В процессе всей активной педагогической практики магистранты решают проблему развития продуктивного стиля педагогического общения. Для достижения этой цели нужно сформировать следующие ценностные ориентации: желание экспериментировать, пробовать новое как преобладающая тенденция в поведении преподавателя; отношение к знаниям и процессу учения как к условию самоопределения и самореализации учащегося. В ходе обсуждения вопросов, возникающих в процессе осуществления научно-методического проекта, магистранты учатся вести профессиональную полемику, проявляя умение критиковать и воспринимать критику конструктивно, делая соответствующие выводы.

Итогом является отчетная документация по педагогической практике и доклад / статья по исследуемой научно-методической проблеме.

Научно-исследовательская деятельность. В сегодняшней атмосфере смены методологических парадигм, поиска новых научных подходов, обучение в магистратуре требует создания для студента ситуации осознанного выбора исследовательского пути, знакомства с новейшими приоритетами в области русского и зарубежного литературоведения, умения ориентироваться в программных установках эстетических школ, направлений, концепций. Системность в подборе необходимых дисциплин вооружает молодых исследователей методами научной работы, необходимыми для выполнения магистерской диссертации, задачей которой является анализ и интерпретация текстов художественных произведений на уровне современных требований науки о литературе. В отличие от преимущественно историко-литературных принципов, положенных в основу предыдущих ступеней многоуровневого образования, спектр дисциплин магистерской программы предоставляет студентам весь необходимый для работы в области исследования художественного текста инструментарий.

ИГА. В состав итоговой государственной аттестации входят комплексный междисциплинарный экзамен и защита магистерской диссертации. Комплексный междисциплинарный экзамен содержит комплексные задания аналитического типа по профилю «Литературное образование», а также специальный вопрос, имеющий целью комплексно проверить знания, умения и навыки по педагогике, психологии, педагогическим технологиям в преподавании литературы. Задания предполагают оценку возможностей выпускника магистратуры использовать весь арсенал научных и методических средств, справочную литературу для решения профессиональных задач, умение вычленять и интерпретировать психолого-педагогическую проблему в реальной ситуации. Несмотря на сложность в организации междисциплинарного экзамена, он имеет следующие достоинства: выявляет профессиональную компетентность магистрантов, обнаруживает умение выпускников концентрировать в своем ответе все полученные знания, а также позволяет проявиться индивидуальности экзаменующегося. Однако изменение направления подготовки («Педагогическое образование») может диктовать и изменение экзамена в сторону увеличения психолого-педагогической составляющей комплекса при условии, что по профилю «Литературное образование» останется экзамен в форме защиты магистерской диссертации - в соответствии с документами Болонского процесса.

Итак, приоритетными задачами обучения магистрантов признаются:

  • ориентация на развитие творческих способностей будущего специалиста к самостоятельному получению и интерпретации профессиональных знаний с использованием новых информационных технологий;
  • внедрение новых интенсивных технологий, позволяющих создать благоприятные условия для формирования широкого спектра профессиональных навыков;
  • овладение современным исследовательским инструментарием и способами трансляции знаний.

Таким образом, совершенно очевидно, что магистратура в будущем способна стать важным источником пополнения вузовских кадров.

Рецензенты:

Шумейко Александр Александрович, д.п.н., профессор, ректор ФГБОУ ВПО «АмГПГУ». ФГБОУ ВПО «Ам ГПГУ», г. Комсомольск-на-Амуре.

Седова Наталья Ефимовна, д.п.н., профессор кафедры педагогики профессионального образования, ФГБОУ ВПО «Ам ГПГУ», г. Комсомольск-на-Амуре.


Библиографическая ссылка

Бузуев О.А., Романова Г.Р. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МАГИСТРАТУРЫ ПО ПРОФИЛЮ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (НАПРАВЛЕНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ») // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8657 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674