Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОНИТОРИНГ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ НА РЫНКАХ ТРУДА КАК ОСНОВА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Троицкая А.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО "Дальневосточный государственный гуманитарный университет"
Рассмотрены подходы к определению роли мониторинга требований работодателей к структуре и содержанию образовательных услуг на основе работ разных исследователей. Проведен анализ влияния компетенностного подхода при обучении на конкурентоспособность и занятость выпускника на рынке труда. Указано, что выявление региональных потребностей в специалистах – одна из задач, предполагающая разработку и совершенствование методик и моделей, которые различаются по целям и срокам прогнозов и тесно связаны с планированием развития образования в регионе. Приведены результаты мониторинга требований работодателей к теоретическим знаниям и практическим навыкам выпускников по специальности «Менеджмент организаций». Выявлено, что на основе мониторинга можно структурировать систему подготовки специалистов с высшим образованием как по содержанию, так и по последовательности дисциплин и модулей, что необходимо для обеспечения конечного результата – соответствия знаний и умений выпускников требованиям работодателей. В то же время необходимо учитывать, что специфика региона может также иметь важное значение для конкретизации квалификационных требований к знаниям и умениям претендентов на должность.
мониторинг требований работодателей
качество услуги высшего образования
система высшего образования
1. Бурков А. В. Статистическое обеспечение мониторинга эффективности высшего профессионального образования: монография // Марийск. гос. техн. ун-ет. – Йошкар-Ола, 2008. – 152 с.
2. Денисова С. А. Развитие субъектов образовательной деятельности посредством формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] // Журнал «День за днем». –URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=153 (дата обращения: 07.01.2013).
3. Никитина Н. Ш. Модель процессов производства и оказания услуг в образовании // Университетское управление: практика и анализ. – 2007. – №1 (47). – С. 62-68.
4. Никитина Н. Ш. Мониторинг и оценка качества процессов оказания образовательных услуг в вузе / Н. Ш. Никитина, Н. В. Николаева // Университетское управление: практика и анализ. – 2007. – №3 (49). – С. 91-96.
5. Скоблева Э. И. Выработка региональной стратегии развития высшего образования / Э. И. Скоблева // Проблемы анализа и моделирования региональных социально-экономических процессов: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 22–23 апреля 2010 г. – Казань, 2010. – С. 279–283.
6. Февралева С. В., Троицкая, А. Ю. Требования работодателей к знаниям и навыкам кандидатов на должность менеджера // Теория и практика управления регионом, бизнесом, финансами и кадрами: сборник научных трудов по итогам всероссийской заочной научно-практической конференции / под ред. Р. Г. Леонтьева. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2013. – 124 с.

Повышение эффективности и результативности работы как системы высшего образования в целом, так и отдельных высших учебных заведений в частности, не возможно без проведения мониторинга внешней среды в части требований к содержанию и структуре образовательных услуг.

Предметное моделирование конкурентоспособности и занятости специалиста на рынке труда позволили выделить следующие аспекты данной проблемы [1]:

  • современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке специалиста с высшим образованием, его личностным качествам и общей культуре. Современный выпускник вуза должен уметь работать в команде, быть коммуникабельным и грамотным с точки зрения культуры письма и речи, уметь быстро и правильно реагировать на изменения, происходящие в сфере его профессиональной деятельности, стремиться к обновлению своих знаний и быть нацеленным на результат;
  • качество профессиональных знаний, умений и навыков молодых специалистов не всегда соответствует современным требованиям.

Одним из возможных путей решения указанных проблем является, по мнению Денисовой С. А. [2], внедрение в систему высшего образования компетентностного подхода, который выдвигает на первое место не информированность студента, а умения решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков; в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках; оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда; при необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

В целом, так как только те специалисты, которые оцениваются работодателями как высококвалифицированные и компетентные, будут востребованы на рынке труда, то именно рынок труда в современных условиях является одним из индикаторов результативности системы высшего образования, показателем ее соответствия запросам народнохозяйственного комплекса. В этом случае мониторинг является обязательным ком­понентом модели системы высшего образования и должен включать в себя развитую подсистему монито­ринга изменений на рынке труда, обеспечивающей оценку и прогнозирование требований работодателей к объему и структуре знаний выпускников [3].

В зависимости от периода меняется степень детализации составления прогнозов. Краткосрочные прогнозы учитывают потребности отдельно по каждому направлению образования. Среднесрочные - по группам родственных направлений. Долгосрочные - по динамике и пропорциям развития экономики [5].

Мониторинг и оценивание качества услуги высшего образования, согласно Н. Ш. Никитиной, состоит из нескольких логически взаимосвязанных этапов [4]:

- мониторинг удовлетворенности разнообразных категорий потребителей;

- аудиты объектов мониторинга - компонентов образовательного процесса;

- обработка и анализ результатов мониторинга, подготовка отчетов и рекомендаций;

- информирование всех заинтересованных сторон и принимающих решение специалистов об обнаруженных в процессе мониторинга несоответствиях;

- разработка программ устранения несоответствий учебного процесса и формирование управляющих воздействий с целью исполнения этих программ и улучшения качества подготовки специалистов с точки зрения работодателей.

В соответствии с первым из вышеуказанных этапов в качестве пилотного проекта было проведено исследование требований работодателей к квалификационным характеристикам претендентов на должность менеджера по нескольким их специализациям [5]. В исследовании приняли участие представители 30 коммерческих предприятий Хабаровского края с численностью штатных работников от 10 и до 100 человек. Организационно-правовая форма исследованных предприятий: ОАО, ООО, ИП.  На вопросы отвечали руководители или главные специалисты предприятий по направлениям.

На основании исследования были определены требования к знаниям и навыкам выпускников, без которых, по мнению представителей предприятий, эффективная деятельность менеджеров затруднительна. Потребности в менеджерах  разной направленности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Потребности работодателей в специализациях менеджеров

Специализация менеджера

Число

предприятий

% от общего числа

востребованных менеджеров

По работе с клиентами

7

23,3

По закупкам

1

3,3

По снабжению

1

3,3

По продажам

11

36,7

По развитию

1

3,3

По персоналу

5

16,7

По рекламе

1

3,4

Менеджеры (помощник) без указания специализации

3

10,0

Вакансия менеджера без указания специализации может быть расценена как потребность в менеджере с обязанностями, свойственными другим специалистам. Нет жестких требований по возрасту и полу. Но очевидно, что руководители хотят видеть на должности специалиста среднего трудоспособного возраста.

Требования к знанию иностранных языков - минимальное, на уровне чтения и общения со словарем на непрофессиональные темы.

Во многих случаях наличие стажа (чаще всего от 1 года до 3 лет, реже более 5 лет) является одним из фильтров при решении работодателя о принятии на работу. Отсеивание потенциальных наемных работников не соответствующих по возрасту и стажу диктуется желанием руководителя получить грамотного и опытного в вопросах управления работника.

Число вакансий с высшим образованием составляет подавляющее большинство, при этом диплом вуза предполагает, по мнению работодателей, наличие у человека не только профессиональных теоретических знаний, но и определённый уровень культуры. Именно общая культура, и это очень важный результат исследования, - достаточно ценная характеристика сотрудника, поскольку образ фирмы в глазах клиентов формируется, прежде всего, по их облику. Это подтверждается и тем фактом, что из теоретических знаний, приобретенных во время обучения, работодатели ценят, прежде всего, знания по этике и культуре речи. Претендент на место должен в равной степени независимо от специализации иметь чёткую дикцию, уметь грамотно и лаконично выражать свою мысль, уметь слушать собеседника и владеть языковыми нормами устного и письменного языка. Особенно это актуально для менеджеров по работе с клиентами, менеджеров продаж и менеджеров по персоналу, непосредственно сталкивающихся с потребителями.

Второе место по востребованности теоретических знаний занимает знание экономики предприятий (более 15 % опрошенных руководителей придерживаются этого мнения). Завершает набор минимальных теоретических знаний выпускника - дисциплины юридической направленности - трудовое законодательство, предпринимательское право, корпоративное право - более 14 % и делопроизводство (более 12 %), что говорит о понимании представителей предприятий специфичности данной профессиональной области.

Руководители заинтересованы в приеме (другими словами, готовы принять) работника, имеющего определенные практические навыки. Ограничениями, снижающими эффективность управленческого труда, являются отсутствие навыков в экономических расчетах и кадровом делопроизводстве. Как минимум, в 28 случаях из 100 работодатель отдаст предпочтение менеджеру, работающему с клиентами и персоналом, умеющему оформлять табель рабочего времени, наряд на выполнение работ, заполнять формы основных кадровых документов и кадровой отчетности, и в 20 случаях - если кандидат на должность умеет оформлять основные организационно-распорядительные документы, регистрировать и контролировать исполнение организационно-распорядительной документации, уметь архивировать документы и управлять внутренними нормативными документами.

Элементарные навыки экономических расчетов необходимы менеджеру, специализирующемуся на продажах. Как минимум в 18 случаях положительное решение о приеме на работу будет принято, если потенциальный работник умеет рассчитывать себестоимость товаров и услуг, заполнять и работать с формами основных бухгалтерских документов, анализировать финансовые результаты деятельности организации, иметь представление об инвестиционных проектах. Для специализации «менеджер по продажам» приветствуется отдельные умения по ведению и хранению документов.

На достаточно высоком месте среди дополнительных профессионально важных навыков стоит свободное владение текстовым редактором Word, Excel, Интернетом и электронной почтой, периферийными устройствами и офисной техникой (факс, ксерокс, принтер, сканер и т.д.). Знание некоторых специфических операций смежных профессий (например, 1С) у менеджеров по работе с клиентами, менеджеров по продажам и работе с персоналом повышает шанс быть выбранным. Понимая, что на предприятии всегда имеются управленческие документы, утечка содержания которых во внешнюю среду нежелательна или просто вредна, 35 % опрошенных отдают должное внимание умению конфиденциального делопроизводства, особенно в менеджменте продаж и работе с персоналом.

Как показывают исследования в области менеджмента, на общение расходуется 80 % рабочего времени руководителей всех уровней. В этом контексте легко объясним тот факт, что более половины опрошенных понимают, что умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации - одно из определяющих факторов плодотворного сотрудничества. Равнозначное место по весомости занимает и знание психологии продаж. В совокупности навыки и минимальные знания делового этикета дают возможность повысить свои шансы практически в два раза по сравнению с теми, кто не знает, как можно привлечь клиента, как добиться его расположения и как, наконец, заключать с ним сделку.

Положительное воздействие внедрения систем охраны здоровья и безопасности персонала на уровне организации как на снижение опасностей и рисков, так и на производительность, в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками во всем мире. Поэтому не удивительно, что работодатели хотят, чтобы менеджер помимо знаний, свойственных его специализации, имел определенные знания и практические навыки в области охраны труда и промышленной безопасности. Грамотные и нестандартные решения в этой области могут способствовать формированию преимуществ в конкурентной борьбе на рынке посредством создания более совершенного имиджа и роста доверия заинтересованных сторон. Чаще всего респонденты основными направлениями целевой программы охраны здоровья называют создание условий для безопасной работы с оргтехникой и безопасные условия собственного труда. Организация охраны труда на уровне предприятия отмечена в учреждениях спортивного профиля, а также в некоторых организациях, занимающихся непосредственным производством.

Для адекватного реагирования на уникальные управленческие ситуации и успешного, гармоничного разрешения возникающих проблем в деятельности организации требуются определенные личностно-деловые качества. Прежде всего, развитые коммуникативные качества, на значимость которых указывает более 80 % опрошенных. На втором месте конкурентных преимуществ претендента на должность менеджера находится эмоциональная составляющая поведения - стрессоустойчивость, которую можно рассматривать как способ предупреждения конфликтов. Не случайно из 70 % опрошенных, ориентированных на преимущество стрессоустойчивости, абсолютно все признают необходимость знаний в области психологии конфликтов. Замыкает рейтинг поведенческих характеристик дисциплинированность и пунктуальность, имеющая особое значение для 63,3 % и 53,3 % работодателей соответственно. Широта и глубина познаний в различных областях науки и техники, хорошая осведомленность в философии, политологии, истории, знания в области человеческой психологии как одна из основ создания лидерского потенциала рассматривается 60 % опрошенных.

Сводные результаты по основным квалификационным требованиям к претендентам на должность менеджера приведены в таблице 2, в которой указаны варианты ответов на вопросы анкеты, набравшие максимальное количество баллов.

Таблица 2

Сводные результаты по основным квалификационным требованиям к претендентам на должность менеджера

№ пп

Ответы с максимальным количеством баллов к знаниям и умениям претендента

Коли-чество

% от общего числа ответов

1

2

3

4

1

Должен иметь высшее образование

21

70

2

Должен знать и применять:

 - основы делопроизводства

- основы этики и культуры речи

 

9

18

 

30

60

3

Должен уметь оформлять:

- табели рабочего времени и наряды на выполнение работ

- форм основных кадровых документов и кадровой отчетности

 

9

12

 

30

40

4

Должен знать и применять:

- безопасную работу с оргтехникой

- организацию безопасных условий собственного труда

21

19

70

63

5

Должен уметь оформлять основные виды организационно-распорядительной документации

14

46,7%

6

Должен знать и владеть:

- текстового редактора Word

 - Excel

- периферийными устройствами (факс, ксерокс, принтер, сканер и т.д.)

- Интернетом и электронной почтой

26

27

23

 

24

86

90

76

 

80

7

Должен знать и применять  психологию делового общения

20

66

8

Должен знать и уметь:

- грамотно и лаконично выражать свою мысль

- применять языковые нормы устного и письменного языка

25

 

25

83

 

83

9

Должен обладать личными качествами:

- дисциплинированность

- коммуникабельность

- стрессоустойчивость

23

29

26

76

96

86

Не все из приведенных в таблице 2 необходимых знаний и умений выпускников по направлению «Менеджмент организаций» могут быть достигнуты в процессе обучения. Это обусловливается тем, что учебные планы в настоящее время не полностью отвечают требуемым профессиональным компетенциям менеджера, касающимся, например: заполнений нарядов на выполнение работ; организации безопасных условий труда на предприятиях; эксплуатации всего спектра современных периферийных устройств; стрессоустойчивости и дисциплинированности.

Таким образом, на основе мониторинга можно структурировать систему подготовки специалистов с высшим образованием как по содержанию, так и по последовательности дисциплин и модулей для обеспечения конечного результата - соответствия знаний и умений выпускников требованиям работодателей. Однако необходимо учесть тот факт, что специфика региона может также иметь важное значение для конкретизации квалификационных требований к знаниям и умениям претендентов на должность.

Рецензенты:

Третьяков М. М., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Маркетинг и коммерция» ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет»,        г. Хабаровск.

Осипов С. Л., доктор экономических наук, профессор, кафедра «Финансы и кредит» Дальневосточного института - филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Хабаровск.


Библиографическая ссылка

Троицкая А.Ю. МОНИТОРИНГ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ НА РЫНКАХ ТРУДА КАК ОСНОВА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8608 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674