Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ ВУЗОВ

Маслов В.Н. 1 Фомин А.Н. 1 Доманов А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный университет
Рассмотрены особенности создания малых инновационных предприятий в системе высшего профессионального образования. Учитывались проблемы и сложности в вопросах экономического характера, таких как: объективная оценка инновационного потенциала научно-технических разработок и объектов интеллектуальной собственности, маркетинговый анализ, бизнес-планирование, привлечение инвестиций, участие в управлении и контроле учрежденных обществ. Определены приоритетные шаги по созданию хозяйственного общества, направленного на коммерциализацию и внедрение результатов интеллектуальной деятельности, такие как регистрация исключительных прав на ОИС, определение и формирование перечня собственности (оборудования и объектов инфраструктуры), находящейся в оперативном управлении вуза, и которая может быть использована в качестве взноса учредителя в уставный капитал, составление качественного бизнес-плана с учетом всех необходимых экономических факторов и показателей и др. Как наиболее удобная из организационно-правовых форм создаваемых при вузах хозяйственных обществ предложено общество с ограниченной ответственностью.
результаты интеллектуальной деятельности (РИД).
малое инновационное предприятие (МИП)
вуз
инновационная деятельность
1. Газизов Ф. А., Князева С. Н. Создание малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях республики[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.udbiz.ru/node/1772 (дата обращения: 03.09.2012).
2. Организация инновационного бизнеса: Учебно-методические рекомендации. - Ульяновск: УлГУ, 2010. - 106 с. - на рус. яз.
3. Охрана объектов интеллектуальной собственности и формы распоряжения ВУЗами исключительным правом с целью коммерциализации объектов интеллектуальной собственности: Методические рекомендации. - Ульяновск: УлГУ, 2010. - 94 с. - на рус. яз.
4. Тормышева Т. А., Дворников Д. В., Смирнова М. В. Методические рекомендации по организации деятельности хозяйственных обществ, создаваемых при вузах и научных учреждениях в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности (РИД) / Под ред. Насонкина В. В. // ФГБУ «ФЦОЗ», АНО «ИНПЦ» 2011. [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/comments/izm/?metod.html#_Toc293510078 (дата обращения: 25.08.2012).
5. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
6. Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Современный рынок высшего профессионального образования характеризуется усилением конкуренции и существенным сокращением государственного финансирования высшей школы. Учитывая данные условия, вузы вынуждены реализовывать уже существующие научные разработки с целью получения дополнительного дохода, поддержания должного финансового состояния вуза, усиления материально-технического оснащения, укрепления учебного процесса дополнительными практическими занятиями как внутри учебного плана, так и вне его. И, естественно, обращать свое внимание на возможность самостоятельно финансироваться из средств, полученных благодаря инновационным проектам.

Принятие Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» дает им такую возможность.

Организация успешной инновационной деятельности подразумевает создание эффективной инновационной инфраструктуры вуза, которая для проведения успешной коммерциализации результатов научно-технической деятельности, полученных в вузе, должна осуществлять поддержку инновационной деятельности и опираться на инновационный потенциал вуза.

В настоящее время вузы сталкиваются с рядом проблем и сложностей в вопросах экономического характера, таких как: объективная оценка инновационного потенциала научно-технических разработок и объектов интеллектуальной собственности, маркетинговый анализ, бизнес-планирование, привлечение инвестиций, участие в управлении и контроле учрежденных обществ.

Для вывода научно-технической продукции на рынок вузам необходимо решить ряд задач:

  • привлечь высококвалифицированных менеджеров, бизнес-аналитиков, патентоведов и маркетологов;
  • сформировать инфраструктуру трансферта технологий;
  • подготовить новые площади для размещения малых фирм в вузовских технопарках, инновационных центрах и бизнес-инкубаторах;
  • создать системы мониторинга и управления результатами интеллектуальной деятельности;
  • разработать соответствующее информационное и методическое обеспечение [1].

По мнению авторов, образование вузом хозяйственного общества целесообразно в случае наличия у вуза:

  • эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей создание коммерчески привлекательных объектов интеллектуальной собственности (ОИС) с перспективой их внедрения в форме товара или услуги;
  • денежных средств, оборудования и иного имущества, находящегося в оперативном управлении вуза, которые могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ;
  • необходимый объем финансирования начального этапа развития либо потенциальных соучредителей или акционеров, способных обеспечить такое финансирование и осуществить свой вклад в уставной капитал общества, в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, вуз в первую очередь должен обеспечить наличие объекта интеллектуальной собственности. Закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ содержит в тексте закрытый перечень результатов интеллектуальной деятельности, которые могут стать объектом внедрения и коммерциализации. Исключительные права на объекты интеллектуальной собственности сохраняются за вузом.

При этом внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом [5].

Результаты интеллектуальной деятельности (РИД) могут быть получены вузом следующими способами:

  • созданы за счет собственных средств;
  • созданы по договору с негосударственным заказчиком;
  • созданы в соответствии с условиями государственного контракта;
  • приобретены за счет бюджетных средств;
  • приобретены за счет внебюджетных средств.

Внесение РИД в уставный капитал хозяйственного общества является обязательным требованием Закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ [4].

Таким образом, по мнению авторов, первым шагом на пути создания вузом хозяйственного общества может стать регистрация исключительных прав на ОИС, реализация и коммерциализация которого является основным направлением деятельности вновь создаваемого предприятия.

На первоначальном этапе развития предприятия жизненно необходимо минимизировать расходы, для чего нужно максимально эффективно использовать возможности вуза по предоставлению предприятию:

  • офисных, складских и производственных помещений,
  • оборудования (лабораторного и, если имеется, производственного),
  • систем коммуникации и др.

Предполагается, что такие действия помимо минимизации расходов позволят вузу существенно увеличить долевое участие вуза в уставном капитале по отношению к доле или количеству акций привлекаемой организации соучредителя. Увеличение доли в уставном капитале обеспечивает оперативный контроль деятельности создаваемой фирмы и приводит к увеличению доли будущих дивидендов, получаемых вузом в качестве учредителя.

Делаем вывод, что вторым шагом на пути создания вузом хозяйственного общества может стать определение и формирование перечня собственности (оборудования и объектов инфраструктуры), находящейся в оперативном управлении вуза, и которая может быть использована в качестве взноса учредителя в уставный капитал.

На первых этапах развития предприятия получение прибыли маловероятно, но, если вуз обладает достаточным количеством денежных средств, то он может осуществить создание хозяйственного общества самостоятельно без привлечения соинвесторов.

Для этого вузу необходимо наличие денежных средств в объемах, достаточных для покрытия на первом этапе таких затрат по внедрению результатов интеллектуальной деятельности, как:

  • заработная плата персонала;
  • расходы на материалы, сырье и комплектующие;
  • расходы, связанные с необходимостью продвижения товара (реклама, участие в выставках, презентации);
  • расходы, связанные с работой офиса и др.

Как правило, выход на самоокупаемость занимает не менее нескольких месяцев, а чаще - нескольких лет, что приводит нас к необходимости осуществления четкого финансового планирования с учетом всех факторов рынка, в том числе конъюнктуры и емкости рынка.

Из вышесказанного следует, что третьим шагом на пути создания вузом хозяйственного общества по внедрению результатов интеллектуальной деятельности будет составление качественного бизнес-плана с учетом всех необходимых экономических факторов и показателей, включая оценку материальных и нематериальных активов, предназначенных для внесения вузом в уставный капитал создаваемого предприятия.

На основе разработанного бизнес-плана вуз сможет принять решение о возможности самостоятельной реализации проекта либо о необходимости привлечения сторонних организаций и физических лиц в качестве инвесторов (соучредителей). Разработка бизнес-плана даст понимание о размере уставного капитала и основу для согласования стоимости имущества и объектов инфраструктуры, вносимых вузом в качестве учредительного взноса. Кроме того, как представляется авторам, качественный бизнес-план может послужить вузу хорошим подспорьем для проведения переговоров с потенциальными инвесторами.

Однако до принятия решения о привлечении сторонних соучредителей необходимо рассмотреть все возможные варианты по материальному обеспечению создаваемого предприятия, таких как:

  • самостоятельное финансирование;
  • получение кредита;
  • рассмотрение возможности использования льготных финансовых инструментов для малых предприятий, а также для предприятий инновационного сектора, осуществляемых в соответствующем регионе;
  • взаимодействие с венчурными фондами;
  • получение гранта или разовой субсидии [4].

Определенным преимуществом для вуза служит тот факт, что в Законе от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ не предусматривается передача исключительных прав на объект интеллектуальной собственности в качестве взноса в уставный капитал, возможна передача только права на использование данного объекта без возможности передачи такого права третьим лицам.

Иными словами, по завершении действия лицензионного соглашения исключительные права на объект интеллектуальной собственности сохраняются за вузом.

Однако при этом со временем могут возникнуть новые объекты потенциального спора между учредителями:

  • торговое наименование товара, услуги, предприятия, которое за время работы может получить широкую известность и таким образом стать дорогостоящим нематериальным активом;
  • денежные средства, принадлежащие хозяйственному обществу;
  • дочерние предприятия;
  • объекты недвижимости и иное имущество, приобретенные обществом самостоятельно;
  • новые разработки в форме объектов интеллектуальной собственности, в том числе усовершенствованные технологии процесса производства, зарегистрированные обществом самостоятельно;
  • другие активы и объекты, приобретенные за время хозяйственной деятельности общества [4].

В качестве наиболее удобной из возможных организационно-правовых форм создаваемых при вузах хозяйственных обществ можно выделить общество с ограниченной ответственностью. В этом случае минимальны ответственность учредителей и затраты на создание предприятия и организацию его работы.

Рецензенты:

  • Белый Евгений Михайлович, доктор технических наук, профессор, директор Института экономики и бизнеса, ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный университет, г. Ульяновск.
  • Романова Ирина Борисовна, доктор экономических наук, профессор, декан бизнес-факультета, Институт экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Маслов В.Н., Фомин А.Н., Доманов А.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА БАЗЕ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7154 (дата обращения: 26.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074