Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ГИСТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Крачун Г.П. 1
1 Приднестровский государственный университет им.Т. Г. Шевченко, Тирасполь
В статье представлены методологические пути и дидактические принципы совершенствования преподавания курса гистологии, эмбриологии, цитологии в медицинском вузе. Достижение и построение знаний по предмету осуществляется на основе реализации в учебном процессе единства и цельности обучения, формирования современного мировоззрения на природу человека, воспитания, развития и самосовершенствования личности. Осознанное усвоение знаний, умений, навыков по предмету, индивидуализация образования и обучения осуществляются на основе дидактических принципов повышения профессиональных компетенций, а также применения в учебном процессе концептуальной информационно-динамической модели многоуровневой саморегуляции системы психики индивида. Реализация дидактического базиса поддерживает в целом адекватную деятельность студентов – сообразно целям и задачам обучения по предмету, подготовки к будущей профессии врача.
система психики
иерархия систем
самоорганизация
информационно-динамическая модель
цитология
эмбриология
гистология
Ключевые слова: методология и дидактика преподавания
1. Афанасьев Ю.И., Ухов Ю.И. Медицинская направленность в преподавании гистологии, цитологии и эмбриологии // Морфология. - 1998. - Т.113. - №2. - С. 115-116.
2. Кнорре А.Г., Юдина Н.А., Шубич М.Г., Катинас Г.С. О методологической направленности преподавания гистологии, цитологии и эмбриологии в медицинских институтах и на медицинских факультетах университетов (методические рекомендации). - М.: МЗ СССР, 1986. - 13 с.
3. Крачун Г.П. Психический образ как дидактический императив в процессах междисциплинарной интеграции и креативного развития в медицинском вузе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - №11. - С. 83-84.
4. Крачун Г.П. Методология и дидактика обучения и воспитания в медицинском вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - №4. - С. 50-60.
5. Крачун Г.П., Леонова Н.Г. Анализ и моделирование сложных биологических процессов самоорганизации в организме человека // Вестник новых медицинских технологий. - 2011. - №1. Электронное издание. Доступно из URL: http://www.medtsu.tula/.ru/UNMT/Bulletin/E 2011-1/3605. pdf + G.P. Kra... (Дата обращения 15.11.2011. - С. 1-7). Статья зарегистрирована в «Журнале радиоэлектроники» (РАН РФ, список ВАК РФ) 14.12.2011, № регистрации: 0421100129/0015 (№1 журнала, за октябрь -декабрь 2011 г., www.inforeg.ru/reestr - «Журнал Радиоэлектроники»).
6. Моисеева Т.Ю. Живой организм с позиции информатики и термодинамики // Вестник новых медицинских технологий. - 2000. - Т. 7. - №2. - С. 58-61.
7. Мяделец О.Д., Мяделец Н.Я., Мяделец В.О. Учение об органе, как иерархической единице человеческого организма, и его место в преподавании гистологии в медицинском университете и медицинском колледже // Морфология. - 2011. - Т. 139. - №3. - С. 80-84.
8. Плотникова Н.А., Харитонова Т.В., Кемайкин С.П., Харитонов С.В. Некоторые клинические аспекты в преподавании гистологии // Морфология. - 2007. - Т. 131. - №3. - 86а-86.
9. Салтыков А.Б. Самоорганизация физиологических, патологических и амбивалентных функциональных систем // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. - 2009. - №2. - С. 8-13.
10. Старостин Б.А. От феномена человека к человеческой сущности: Предисловие к книге П. Тейяра де Шардена «Феномен человека». - М.: Главная ред. изд. для зарубежных стран изд-ва «Наука», 1987. - С. 3-36 (240 с.).
11. Судаков К.В. Кибернетические свойства функциональных систем // Вестник новых медицинских технологий. - 1998. - №1. - С. 12-19.
12. Хадарцев А.А. и др. Системный анализ, управление и обработка информации в биологии и медицине. - Тула: Изд-во ТулГу, 2000. - 320 с.

 Блаженство тела состоит в

                                                                                         здоровьи, блаженство ума -

                                                                                          в знании.

                                                                                                                          Фалес

                                                                                          Воспитывать - значит приготовлять

                                                                                          к жизни.

                                                                                                                           Д.И. Писарев

Современная медицинская наука имеет весомые достижения в сферах изучения гистологии, эмбриологии, цитологии. Они основываются как на фундаментальных исследованиях естественных наук, так и на клиническом изучении разнообразной патологии органов, систем, организма в целом [2,6,8]. В итоге, уже в начале XXI века возникли новые направления в медицинской науке, которые позволили по-новому выстроить наше понимание строения и функций организма человека, его адаптации к различным проявлениям социума. Отсюда следует, что современное преподавание курса гистологии, эмбриологии, цитологии должно быть направлено на овладение обучающимися совокупностью достижений науки в области общей и частной гистологии, эмбриологии, цитологии - для дальнейшего обучения по клиническим дисциплинам, последующей профессиональной работы по специальностям, определяемым учебным планом медвуза (например, «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» и др.) [1,7].

С учетом вышеизложенного, следует подчеркнуть, что курс гистологии, эмбриологии, цитологии в современном понимании имеет четко очерченную цель - сформировать у студентов строго научные представления о микроскопической функциональной морфологии тканей и органов тела здорового человека, путях и характере развития клеточных, тканевых и органных систем человека, что в целом обеспечивает создание прочного научного базиса - для последующего изучения клинических дисциплин, сущности изменений при болезнях и лечении и, что чрезвычайно важно, - формирования у студентов основ врачебного мышления. По мысли авторов работы [1], «гистология, цитология и эмбриология в медицинском вузе ориентированы на знание микроскопического строения тканей и органов и развитие здорового человека ради познания позднее больного» (с. 115).

С учетом целей дисциплины в медицинском вузе, приведенных нами выше, комплекс ее основных задач в учебном процессе следует определить следующим образом:

  • изучение структурно-функциональных характеристик и пространственного расположения клеток, тканей, органов организма человека; определение закономерных особенностей их эмбрионального и постэмбрионального формирования и развития;
  • изучение гистофункциональных особенностей и характеристик систем организма, механизмов и закономерностей их становления и развития в эмбриогенезе, включая функциональные, возрастные, защитно-адаптационные изменения и механизмы органов и их структурных компонентов;
  • формирование у студентов умений и навыков в идентификации органов, их тканевых составляющих, клеток и неклеточных структур - с помощью микроскопического исследования в пространстве изучаемого биологического материала.

Решение в процессе обучения вышеуказанных задач позволяет студентам достичь определенных уровней в познании научного содержания предмета, и в этой связи в их сознании формируются  основополагающие представления об общих закономерностях клеточной организации  весьма сложной живой материи, закономерные особенности в клеточном строении различных тканей организма человека. На этом базисе студент формирует принципы, общие особенности и закономерности организации живой материи, например, свойственные тканевому уровню организации (у человека). В свою очередь понимание закономерностей клеточного  и тканевого уровней организации помогают обучающемуся осознать механизмы, направленность и характерные принципы развития: живой материи, гистогенеза и органогенеза, динамики эмбрионального формообразования и биологии индивидуального развития человека.

С нашей точки зрения, следует обратить внимание на то, что изучение клеточных, тканевых, органных, системных структурно-функциональных отношений не есть самоцель, некая конечная самодостаточность в учебном процессе при изучении курса гистологии, эмбриологии, цитологии. Согласно нашему мнению, изучение микроскопического строения и функции структур тела человека - базис для изучения, формирования глубокого понимания сущности и направленности изменений в тканях и органах при развитии патологических состояний и болезней у человека.

В процессе изучения курса гистологии, эмбриологии, цитологии в сознании студента формируются представления о естественнонаучной природе человека [10], «... вообще целостные характеристики человека как биологического и в то же время  надбиологического, сознательного существа» (с.3).

Курс позволяет осмысленно подойти к сложной проблеме о многоуровневом принципе строения человеческого тела как биологического объекта, о существовании и характеристике иерархических связей внутри тела человека, что представляет основу фундаментального понимания самоорганизации тела человека, широких возможностей целенаправленной структурно-функциональной адаптации его систем (например, в условиях  чрезвычайных ситуаций нестабильного социума) [4,5,12].

Важным познавательным элементом в процессе изучения материалов и разделов курса является и то, что структура и функция на всех уровнях организации человеческого тела должны рассматриваться с позиций диалектической взаимосвязи и непрерывных взаимоотношений, что позволяет осознать причинную обусловленность и механизмы изменений в органах и в системах в процессе возникновения и в динамике заболеваний [9]. По нашему мнению, этот познавательный элемент должен пронизывать весь ход учебного процесса по дисциплине, стать одним из мотивационных факторов при обучении и освоении врачебной специальности.

Курс помогает осмыслить этапы развития организма человека, особенности строения клеток, тканей и органов в эмбриогенезе и в постнатальном онтогенезе, а также в процессе изменения его реактивности в ответ на разнообразные воздействия. На этой основе формируются понятия  и умения в объяснении механизмов и характера отклонений в ходе развития организма человека (могущие привести к появлению тех или иных аномалий, пороков развития).

Знание сущности происходящих процессов в живом организме - на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях - позволяет понять особенности и выявить закономерности организменного и популяционного уровней организации жизни; организацию функциональных систем организма человека, их особенности регуляции и саморегуляции в процессе взаимодействия с внешней средой в норме и патологии [11,12].

Курс гистологии, эмбриологии, цитологии позволяет понять структуру и функцию регулирующих систем в организме человека (нервная, эндокринная, иммунная), определяющих самоорганизацию организма человека в пространстве и во времени, его устойчивость к внешним и внутренним факторам среды, механизмы компенсации нарушенных структурно-функциональных отношений в условиях экстремальных воздействий на организм, а также в процессе развития патологических реакций [5,6,9,11,12].

Искусство преподавателя состоит в реализации медицинской направленности курса, что повышает заинтересованность студентов-медиков в изучении курса (предмета). Курс гистологии, эмбриологии, цитологии в медицинском вузе во всех своих разделах содержит один из важных методологических подходов - принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи явлений.

Принцип развития находит свое отражение в том, что все образования организма человека, их функции были заложены историческим процессом (эволюционно обусловлены в ходе длительного временного процесса). Отсюда понятно, что процессы формообразования в ходе индивидуального развития человеческого организма обусловлены исторически. Это и обеспечивает ход нормального формообразования у здорового человека по закономерным путям.

Общая взаимосвязь явлений ориентирует весь педагогический процесс не только на рассмотрение организма в единстве со средой, но и в корреляционном единстве и взаимосвязи частей (структур) организма: межклеточных, внутриклеточных, тканевых, органных, а также в работе интегративных систем организма - нервной, эндокринной, иммунной - в единстве строения и функции - в границах сложной биологической самоорганизации организма человека.

Для жизнедеятельности организма человека весьма характерны и важны протекающие в нем процессы дифференциации и интеграции. Они не только определяют вектор направленности жизнедеятельности в целом, в эмбриогенезе и онтогенезе, но они также взаимно обуславливают друг друга. На этой основе происходят многие важнейшие процессы: клеточное размножение, регенерация, адаптация, формирование тканей, органов, систем организма. В сущности, жизнь как таковая зиждется на этих антагонистичных и одновременно взаимно обуславливающих процессах, поскольку они определяют динамику причинно-следственных связей и отношений на всех уровнях живого.

Организм человека представляет собой сложную биологическую систему, ее структурные элементы обладают широкими связями (в том числе и функциональными), которые обеспечивают информационный обмен, обмен энергией и материей, обеспечивая самоорганизацию сложной биологической системы, стабильность и направленность в деятельности ее структурных элементов, а также пространственную организацию системы (включая, естественно, пространственное соотношение всех ее частей).

 Во всех этих сложных явлениях и процессах системной самоорганизации организма живого человека присутствуют и задействованы не только чисто морфологические характеристики изучаемых элементов системы. Имеет место включение цитофизиологических, гистофизиологических механизмов, механизмов структурно-функциональной регуляции и перестройки в широком спектре возможностей, включая и процессы эмбриогенеза и постнатального онтогенеза.

Указанная методология нацеливает студента на комплексный структурно-функциональный подход при изучении курса, в котором интегративные и дифференциальные процессы в живом организме отражают саму суть жизнедеятельности как в норме, так и при рассмотрении патологических реакций и процессов. По мысли авторов работы [2], «не следует также употреблять понятие «форма» таким образом, чтобы оно могло быть истолковано неоднозначно. Внешняя форма объекта - его конфигурация в пространстве - понятие чисто морфологическое, форма существования объекта - понятие философское, подразумевающее конкретное осуществление общих закономерностей, присущих этому объекту или группе подобных объектов» (с. 7).

Особенность, специфика живых объектов, а также самих жизненных процессов в здоровом организме могут быть определены как с точки зрения их материальной составляющей (структуры), так и функциональной организации, определяющих в своем совместном действии (совместной реализации) высокую степень упорядоченности  в пространстве и во времени материальных структур (которые составляют в целом живую систему), а также способны к важнейшему проявлению жизни - к самовоспроизведению.

Упорядоченность в живых системах носит высочайший характер - от молекулярного и до системного уровня. Параллельно с этим процессом  имеет место высокая степень как компактности структур, так и  энергетическая экономичность в живой системе. Живая система, реализуя свою жизнедеятельность, противодействует возрастанию энтропии и всеми своими материальными элементами и ресурсами стремится к упорядочиванию процессов и самих материальных носителей, к созданию порядка из хаоса. Так, несомненно, возник социальный уровень жизни, породивший и общественное сознание, а также принципиально новые формы регуляции жизни людей - через социальные институты, государство и ветви власти.

Современная высшая медицинская школа приступила к реализации нового поколения стандартов обучения (ФГОС-З), что обуславливает необходимость поиска и внедрения таких методов и технологий, которые позволяют достичь в совершенном виде и на новом качественном уровне цели и требования указанных образовательных стандартов, включая задачи воспитания всесторонне и гармонично развитой личности с активной социальной ориентацией в жизни.

Одна из существенных трудностей на путях реализации методологии и дидактики обучения и воспитания в медицинском вузе - в свете необходимости реализации указанных стандартов - состоит в том, что и сегодня отсутствует обоснованная научная теория содержательного базиса профессионального образования, хотя отдельные аспекты теории получили свое развитие (например, мировоззренческий принцип; деятельностный подход; личностно ориентированное образование и ряд др.).

Как мы полагаем, основной недостаток этих подходов - ориентация на отдельные стороны жизнедеятельности индивида, а также недостаточное использование принципов интегрального и системного подходов при решении задач адаптации методологии и дидактики высшей школы применительно к новым образовательным стандартам и к новым условиям социума (с его волнами кризисных проявлений в жизни стран и народов).

В контексте вышесказанного, нами предложена методология [3,4], основанная на: интегральном подходе к сознанию, личности, деятельности индивида; учете двусторонних информационно-динамических связей между ними с  образованием подсистем интеграции; наличии входа в систему психики со стороны психического образа и выхода из нее на уровне результатов деятельности.

Основываясь на разработанной методологии, нами построена - на интегральной основе - концептуальная модель структуры и логической организации форм и способов целостной системы познавательного процесса субъекта обучения в вузе. Указанная методология представляет преподавателю практические возможности: построить содержание образовательного процесса в интегрально структурированном и системообразующем виде (на уровнях и проявлениях сознания, личности, деятельности); осуществить с учетом указанных уровней познавательного процесса направленное применение арсенала дидактических принципов; оценить эффективность дидактических приемов в образовательном процессе - на уровнях сознания, личности, результатов деятельности.

К сказанному следует добавить, что преподаватель, наряду с вышеприведенными возможностями, может исследовать ход и этапы познавательного процесса, определить его характеристики и особенности, разработать план действий, например, по выравниванию учебного и воспитательного процессов как у отдельных студентов, так и в академической группе в целом.

Впервые разработанная нами концептуальная модель системы психики  [3,4] содержит методологические и дидактические подходы, направленные на повышение профессиональных компетенций, гармоничное развитие личности при обучении в медицинском вузе. Особенностью концептуальной модели является то, что она в целом создана на основе системного подхода, применения интегральной структурно-функциональной системы психики индивида, обеспечившие реализацию как всего хода познавательного процесса, так и возможность анализа преподавателем отдельных его этапов - от формирования у обучающегося индивида психического образа (вход в систему) и до результата деятельности (выход из системы). При этом базисные механизмы системы психики индивида обеспечиваются интегральным структурно-функциональным единством психического образа, сознания, личности, деятельности (воплощаемой в достигнутых конечных результатах обучения).

Таким образом, представленная концептуальная модель, с учетом ее системного принципа построения и интегральной структуры, приобретает универсальные возможности - как базисная модель методологии и дидактики обучения в медицинском вузе по предметам учебного плана, включая и фундаментальный курс гистологии, эмбриологии, цитологии.

С учетом разработанной базисной модели, дидактические аспекты преподавания гистологии, эмбриологии, цитологии приобретают качества императива с четкой целенаправленностью, например, в направлении осмысления обучающимися интегрального единства, неразрывной связи структуры и функции - на всех иерархических уровнях. Профессиональное овладение методологией, а также целенаправленная реализация вышеприведенного дидактического принципа открывают пути к  углубленному познанию сложных целостных механизмов и процессов жизнеобеспечения организма.

Содержательным элементом предмета является наличие теорий и  учений, многие из которых сложились исторически, продолжают и сегодня дополняться, развиваться и углубляться новыми данными, выявленными на разных иерархических уровнях организации живого организма.

Дидактический принцип изучения теорий и учений медицины вообще, и, в частности, по дисциплине гистология, эмбриология, цитология должен реализовываться с позиций системного подхода и системной целостности. Необходимо иметь в виду, что системная целостность теории и ее актуальность в современных условиях раскрываются и предстают в своей убедительной форме тогда, когда преподаватель реализовывает в своем учебном процессе дидактический принцип проблемного обучения. Постановка преподавателем проблемы и ее доказательное решение в ходе учебного процесса раскрывают обучающемуся суть теории, ее системную целостность и возможности, а также перспективы применения в будущем. Естественно, преподавателем должен неукоснительно соблюдаться принцип единства индуктивного и дедуктивного подходов в анализе всех учений и теорий.

Следует отметить, что изучение гистологии, эмбриологии, цитологии именно на медицинском факультете требует реализации дидактического принципа жизнеспособности, основу которого составляют единство и системная целостность структуры  и функциональных механизмов органа (мышца, сустав, кость и др.), его кровоснабжения и иннервации.

В живом организме, у конкретного индивидуума, реально прослеживается структурно-функциональная совместимость элементов и органов как важнейшего фактора их системной интеграции, которая создана и направлена природой для выполнения целенаправленной и завершенной - по своим конечным результатам - работы. Педагогическое искусство преподавателя находит свое логическое применение в процессе реализации им в образовательном процессе дидактического принципа системной интеграции органов, которая раскрывает обучающемуся пути и способы формирования систем органов - с целью достижения того или иного конечного аспекта деятельности, включая адаптацию к факторам среды.

Понятно, что применяя в учебном процессе вышеприведенные и другие дидактические принципы в процессе изучения дисциплины гистология, эмбриология, цитология, необходимой составной частью труда педагога должна быть реализация дидактического принципа формирования в сознании обучающихся студентов жизненного приоритета здоровья как одной из важнейших для человека ценностей, воспитания здорового образа жизни и активной позиции в жизни - как  природного пути сохранения системной целостности и высокой работоспособности организма в целом.

Преподавание дисциплины гистология, эмбриология, цитология в медицинском вузе должно осуществляться на основе преемственности и взаимосвязи медико-биологических, медико-профилактических и элементов клинических дисциплин, что будет способствовать целостному системному познанию студентами предмета, учений и теорий, осмыслению их научной и практической значимости для жизнедеятельности человека, вклада в характеристики и процессы  общественного здоровья населения региона и страны.

Для решения этих непростых задач в реальных условиях медицинского вуза от преподавателя требуется неустанный труд¹  в направлении совершенствования и роста профессионализма, саморазвития, расширения и углубления научного потенциала ², учебно-методического базиса, что в целом поддерживает и совершенствует призвание педагога к работе в медицинском вузе, определяет его труд как интересное, любимое и важнейшее дело всей его жизни.

__________________________________________________________

¹ По мысли Оноре де Бальзака (1799-1850): «Постоянный труд - закон как искусства, так и жизни». Эта мысль французского писателя-классика нашла свое яркое подтверждение в его творчестве и жизни.

² Выдающийся отечественный ученый и педагог Д.И. Менделеев (1834-1907) был убежден в том, что «только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит».

Рецензенты:

  • Подолинный Г.И., д.м.н., профессор, зав. кафедрой терапии №1 медицинского факультета Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь.
  • Гарбуз И.Ф., д.м.н., профессор, зав. кафедрой травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии медицинского факультета Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, г.  Тирасполь.

Библиографическая ссылка

Крачун Г.П. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ГИСТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ, ЦИТОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5455 (дата обращения: 26.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074