Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Коротков С.Г. 1 Швецов Н.М. 2
1 ФГОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар–Ола.
2 Межрегиональный открытый социальный институт, г. Йошкар–Ола.
Цель данной статьи состоит в обосновании педагогических условий совершенствования формирования конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства. Результаты обучения всегда и обязательно зависят от условий его проведения, которые могут ускорять или замедлять продвижение к цели, дают различные возможности для ее реализации. В такой же мере успешность формирования конструкторско-технологической компетентности будущего учителя определяется рядом обстоятельств. Условия могут видоизменять характер деятельности, определять круг явлений, влияющих на длительность и эффективность процесса. Поэтому важно не только знать, но и уметь создавать условия, обеспечивающие готовность к преобразовательной деятельности. В работе подробно рассмотрены педагогические условия, обоснованы структурно-содержательные компоненты конструкторско-технологической компетентности. Осуществлен анализ дисциплин на основе которых строится конструкторско-технологическая подготовка. Определены этапы и методики диагностирования.
конструкторско-технологическая компетентность
знания
умения
навыки
педагогический процесс.
1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. - Челябинск: ОАО «Юж.-Урал. Кн. Изд-во», 2004. - 176 с.
3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 050502.00 «Технология и предпринимательство с дополнительной специальностью». - М.: Министерство образования РФ, 2000. - 24 с.
4. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: Учебное пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: МПСИ, 2005. - 216 с.
5. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 3. - С. 34-42.
6. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С Рапацевич. - Мн.: Соврем. Слово, 2005. - 720 с.
Актуальность исследуемой проблемы. Высшая школа России ориентируется в своем развитии на качественную подготовку специалиста, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда. В настоящее время одной из задач высшей педагогической школы является подготовка компетентного, конкурентоспособного учителя для работы в условиях динамично меняющейся школы, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи.

Уровень подготовки будущих учителей технологии и профессионального образования во многом зависит от профессионально-педагогической компетентности педагога, складывающейся из совокупности компетентностей, к которым, считаем необходимым, отнести конструкторско-технологическую компетентность.

Деятельность современного учителя технологии и предпринимательства должна все более ориентироваться на передачу учащимся элементов инженерно-технических знаний, умений и навыков, на подготовку их к умению добывать новые политехнические знания и использовать их на практике, что отвечает потребностям общества.

Весьма актуальной становится проблема формирования конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства. Однако это требует расширения диапазона знаний, необходимых студентам факультета технологии и профессионального образования  для формирования конструкторско-технологической компетентности, выделения конструкторско-технологических умений.

В социально-экономическом аспекте актуальность исследования связана с тем, что в основу модернизации образования положен компетентностный подход, нацеленный на подготовку компетентного специалиста, отвечающего потребностям и тенденциям поликультурной среды. Следовательно, у будущего педагога профессионального обучения за время обучения в вузе должна быть сформирована конструкторско-технологическая компетентность, но в тоже время пока не определены пути ее формирования.

Необходимость в разработке модели формирования конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и профессионального обучения обусловливает актуальность исследования в научно-теоретическом аспекте.

В научно-методическом плане актуальность исследования связана с необходимостью создания теоретических основ (обобщения теоретического и практического педагогического опыта) для формирования конструкторско-технологической компетентности будущих педагогов факультета технологии и профессионального образования.

Анализ теории и практики профессиональной подготовки учителей технологии и предпринимательства в вузе и формирования у них конструкторско-технологической компетентности позволил выделить противоречие между:

  • потребностью общества в профессионально компетентных специалистах в сфере образования, способных реализовывать технологическое образование, и недостаточной ориентированностью государственных образовательных стандартов на процесс формирования конструкторско-технологической компетентности, недостаточной научной обоснованностью процесса ее формирования у выпускников факультета технологии и профессионального образования;
  • значимостью формирования конструкторско-технологической компетентности как необходимой и важной составляющей профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы.

Новые образовательные задачи, обусловленные данными противоречиями, порождают необходимость формулирования теоретических аспектов проблемы формирования конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки.

Материал и методика исследований. Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа и проводилась на базе факультета технологии и профессионального образования ГОУ ВПО «Марийского государственного университета» в период с 2006 по 2011 год.

Целью опытно-экспериментального исследования явилась проверка эффективности комплекса педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели формирования конструкторско-технологической компетентности студентов факультета технологии и профессионального образования.

Многие исследователи под педагогическими условиями понимают совокупность объективных возможностей, обстоятельств и мер, которые сопровождают образовательный процесс. В.И. Андреев определяет дидактические условия как «обстоятельства процесса обучения, которое является результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей»[1].

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой эффективность процесса формирования конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки может быть существенно повышена при создании следующих педагогических условий:

  • обеспечении взаимосвязи всех трех направлений (теоретического, практического и личностного) процесса формирования конструкторско-технологической компетентности у студентов факультета технологии и профессионального образования;
  • осуществлении профессионально-педагогической направленности содержания и методики преподавания дисциплин предметной подготовки;
  • организации мониторинга формирования конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на всех этапах обучения в вузе;
  • использовании самостоятельной работы как средства повышения эффективности формирования конструкторско-технологических умений и навыков;
  • внедрении в учебный процесс факультета технологии и профессионального образования спецкурса «Основы конструкторско-технологической компетентности».

Рассмотрим их с позиций влияния на результативность формирования конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства.

Первое педагогическое условие - реализуется взаимосвязь всех трех направлений (теоретического, практического и личностного) процесса формирования конструкторско-технологической компетентности.

Структура конструкторско-технологической компетентности учителя технологии и предпринимательства состоит из следующих компонентов: ценностно-смысловой, когнитивный, операционно-деятельностный, личностно-творческий.

Формирование конструкторско-технологической компетентности у студентов начинается с мотивации, определяющей личностный смысл будущей деятельности. Мотивация, согласно И.А. Зимней, - это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. ее желаний, потребностей и возможностей [5]. Деятельность - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности [6].

Ценностно-смысловой компонент конструкторско-технологической компетентности учителя технологии и предпринимательства соединяет в себе ценностные отношения, профессионально-ценностные ориентации, мотивы учебной и профессиональной деятельности, профессионально важные качества личности, готовность к самообразованию.

Когнитивный компонент конструкторско-технологической компетентности учителя технологии и предпринимательства определяет систему знаний как множество связанных между собой элементов, представляющих между собой определенное целостное образование.

Операционно-деятельностный компонент конструкторско-технологической компетентности проявляется в готовности к преобразовательной деятельности и характеризуется сформированностью конструкторско-технологических умений и навыков, опытом их использования в конкретной преобразовательной деятельности, способности самостоятельно решать творческие и изобретательские задачи, выражается в умениях и способностях педагога.

Личностно-творческий компонент обуславливает необходимость развития соответствующих личностных качеств: формирование установки студентов на творческое саморазвитие; развитие активности студентов, их направленность на профессиональную деятельность; развитие рефлексивной позиции студентов; развитие самостоятельности и ответственности; формирование технического и экономического мышления и интуиции, политехнического кругозора.

Результативность деятельности обеспечивается взаимодействием всех названных компонентов. Следовательно, реализация структурно-содержательных компонентов, по-нашему мнению, обеспечит взаимосвязь всех трех направлений (теоретического, практического и личностного) процесса формирования конструкторско-технологической компетентности.

Второе педагогическое условие - осуществление профессионально-педагогической направленности содержания и методики преподавания дисциплин предметной подготовки. Анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050502 «Технология и предпринимательство»[3] показал, что одной из важнейших предпосылок формирования конструкторско-технологической компетентности учителя технологии и предпринимательства является изучение дисциплин, входящих в состав этой специальности: «Прикладная механика», «Машиноведение», «Технологические дисциплины», «Информационные технологии», «Графика», «Электрорадиотехника», «Основы предпринимательской деятельности», «Основы творческо-конструкторской деятельности», «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству».

Дисциплины предметной подготовки должны обеспечить общую теоретическую и практическую подготовку студентов специальности «Технология и предпринимательство», необходимую для преподавания соответствующих разделов образовательной области «Технология» в школе. Все виды, формы и методы учебных занятий дисциплин предметной подготовки должны проводиться с примерами из практической деятельности учителя, где теория увязывается с будущей профессиональной педагогической деятельностью учителя технологии и предпринимательства. Изучение предметных дисциплин в их совокупности со спецкурсами, практикумами и факультативными курсами позволяет обеспечить необходимый для будущего учителя уровень конструкторско-технологической подготовки.

Третье педагогическое условие - организация мониторинга конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на всех этапах обучения в вузе.

Под мониторингом профессионального развития личности Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова и Э.Э. Сыманюк определяют процесс непрерывного научно обоснованного отслеживания профессионально важных личностных характеристик, детерминирующих профессиональное становление обучаемого, а также параметров, позволяющих дать оценку уровня профессионального развития и отклонения от вектора профессионального становления [4].

В технологию мониторинга конструкторско-технологической компетентности учителя технологии и предпринимательства были включены контролирующие действия и результат обучения.

Мы рассматриваем мониторинг конструкторско-технологической компетентности студентов факультета технологии и предпринимательства как процесс наблюдения, оценки и прогнозирования психического состояния специалистов на разных этапах многоуровневого образования, который включает в него комплекс диагностических методик, обеспечивающих контроль сформированности профессионально-значимых компонентов конструкторско-технологической компетентности. Такой мониторинг должен осуществляться на основании разработанной модели формирования конструкторско-технологической компетентности.

Для определения результатов нашего педагогического эксперимента: как повлияли педагогические условия, созданные нами для повышения эффективности формирования конструкторско-технологической компетентности у и будущих учителей технологии и предпринимательства, мы применили диагностирование.

Диагностирование проводилось в три этапа: вводное, промежуточное и контрольное диагностирование.

Определение уровня сформированности конструкторско-технологической компетентности в начале и конце эксперимента осуществлялось на основе того же диагностического инструментария.

Приоритетными методами диагностирования эффективности реализации конструкторско-технологической подготовки педагога явилось: метод экспертной оценки, наблюдение, изучение результатов деятельности студентов (рефераты, проектная деятельность), письменные и устные опросы (анкеты, тесты, опросы), индивидуальные и групповые беседы.

Четвертое педагогическое условие - самостоятельная работа как средство формирования конструкторско-технологических умений и навыков будущего учителя технологии и предпринимательства.

Особенности педагогической деятельности заставляют учителя технологии и предпринимательства постоянно пополнять свои знания в области конструирования, моделирования, технологий обработки различных материалов и информации, теории и методики преподавания предмета, повышать квалификацию через самостоятельное творчество и самообразование.

Успешно решить комплекс вопросов формирования конструкторско-технологических знаний умений и навыков возможно при правильной организации и управлении самостоятельной работой студентов факультета технологии и профессионального образования.

В данном исследовании организацию самостоятельной работы мы понимаем как многокомпонентную структуру, включающую содержание, методику, формы, средства и управленческий аспект профессиональной подготовки студентов факультета технологии и профессионального образования.

Соглашаясь с Е.Л. Белкиным [2], общедидактические цели самостоятельной работы мы разделяем на четыре группы:

  • приобретение конструкторско-технологических знаний, формирование умений и навыков;
  • закрепление приобретенных конструкторско-технологических знаний, сформированных умений и навыков;
  • применение приобретенных конструкторско-технологических знаний, сформированных умений и навыков;
  • проверка уровня приобретенных знаний, умений и навыков.

Цели, стоящие перед самостоятельной работой, определяют задачи, направленные на обеспечение условий, позволяющих организовать наиболее эффективную познавательную деятельность, т.е. наиболее эффективное усвоение конструкторско-технологических знаний, умений, навыков.

Таким образом, в нашем исследовании задача самостоятельной работы - создание условий для эффективного формирования конструкторско-технологических знаний, умений и навыков в соответствии с выделенными этапами познания.

На наш взгляд, наиболее оптимальными путями активизации самостоятельной работы, а следовательно, повышения эффективности формирования конструкторско-технологических знаний, умений и навыков студентов являются:

  • подготовка к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, семинарским, лабораторным работам и др.) и выполнение соответствующих заданий;
  • самостоятельная работа над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;
  • подготовка к практикам и выполнение предусмотренных ими заданий;
  • выполнение письменных контрольных и курсовых работ;
  • подготовка ко всем видам контрольных испытаний, в том числе цикловым и комплексным экзаменам и зачетам; подготовку к итоговой государственной аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы;
  • работа в студенческих научных обществах, кружках, семинарах и др.;
  • участие в работе факультативов, спецсеминаров и т. п.;
  • участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, и т.п..

Таким образом, руководство самостоятельной работой преподавателями создает условия для эффективного формирования и развития конструкторско-технологических знаний, умений и навыков у студентов.

В исследовании мы убедились, что организованная самостоятельная работа студентов дает значительные результаты в овладении студентами знаниями и, самое главное, конструкторско-технологическими умениями, т.е. является эффективным средством формирования конструкторско-технологической компетентности.

Пятое условие - введение в учебный план спецкурса «Основы конструкторско-технологической компетентности».

Программа курса «Основы конструкторско-технологической компетентности» позволяет выделить и поднять на качественно новый уровень конструкторско-технологическую составляющую профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства.

Цель настоящего курса: формирование конструкторско-технологической компетентности будущего учителя в учебно-воспитательном процессе.

Задачи спецкурса:

  1. раскрыть содержание конструкторско-технологической компетентности в будущей профессиональной деятельности;
  2. повышение научного, технического, технологического кругозора, обобщение знаний, полученных при изучении дисциплин предметной подготовки;
  3. обеспечение осмысления будущими учителями роли творческих проектов и самостоятельной работы для осуществления формирования конструкторско-технологической компетентности;
  4. подготовка будущих учителей к руководству проектами в рамках общеобразовательной области «Технология»;
  5. установление межпредметных связей для повышения уровня конструкторско-технологической компетентности.

В ходе изучения спецкурса раскрывается содержание конструкторско-технологической компетентности в будущей профессиональной деятельности. Повышается научный, технический, технологический кругозор студентов, обобщаются знания, полученные при изучении дисциплин предметной подготовки; устанавливаются межпредметные связи; в результате повышается уровень конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии.

Результаты исследований и их обсуждение. Результаты исследования позволили нам определить, что процесс формирования конструкторско-технологической компетентности у студентов факультета технологии и профессионального образования на основе компетентностного подхода имеет практикоориентированную, развивающую и личностно-деятельностную направленность и как целостная система включает в себя:

  • теоретическое направление (овладение будущими специалистами необходимыми конструкторско-технологическими знаниями, на которых формируется и функционирует система конструкторско-технологических умений);
  • практическое направление (вооружение студентов конструкторско-технологическими умениями и навыками, опытом их использования в конкретной преобразовательной деятельности);
  • личностное направление (обуславливает необходимость развития соответствующих личностных качеств: активности, рефлексивной позиции, направленности на профессиональную деятельность, самостоятельности, ответственности, технического и экономического мышления и интуиции).

В ходе диссертационного исследования были решены следующие задачи:

  • уточнено понятие и характеристика конструкторско-технологической компетентности учителя в современных социально-экономических условиях развития общества;
  • рассмотрены основные теоретические подходы к процессу формирования конструкторско-технологической компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства;
  • разработана и апробирована научно обоснованная модель процесса формирования конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе их профессиональной подготовки;
  • определены основные показатели и уровни сформированности конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства;
  • выявлены, теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования конструкторско-технологической компетентности учителей технологии и предпринимательства.

Обобщение и анализ результатов опытно-экспериментальной работы показали, что предлагаемые нами педагогические условия по формированию конструкторско-технологической компетентности учителя технологии и предпринимательства в целом успешны. Наблюдается положительная тенденция формирования конструкторско-технологической компетентности учителя технологии и предпринимательства - после завершения эксперимента количество студентов, имеющих средний и высокий уровень сформированности конструкторско-технологической компетентности учителя, значительно возросло, а количество студентов, находящихся на низком уровне, уменьшилось.

Все это свидетельствует о положительном влиянии педагогических условий.

Выводы. Эффективность процесса формирования конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки может быть существенно повышена при создании следующих педагогических условий:

  1. обеспечении взаимосвязи всех трех направлений (теоретического, практического и личностного) процесса формирования конструкторско-технологической компетентности у студентов факультета технологии и профессионального образования;
  2. осуществлении профессионально-педагогической направленности содержания и методики преподавания дисциплин предметной подготовки;
  3. организации мониторинга формирования конструкторско-технологической компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства на всех этапах обучения в вузе;
  4. использовании самостоятельной работы как средства повышения эффективности формирования конструкторско-технологических умений и навыков;
  5. внедрении в учебный процесс факультета технологии и профессионального образования спецкурса «Основы конструкторско-технологической компетентности».

Результаты эксперимента наглядно показали эффективность применения выделенных педагогических условий формирования конструкторско-технологической компетентности учителя технологии и предпринимательства в процессе профессиональной подготовки, что подтверждает наше основное гипотетическое предположение.

Рецензенты:

  • Комелина В.А., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Шабалина О.Л., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Коротков С.Г., Швецов Н.М. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5206 (дата обращения: 21.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074