Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА

Белоногова Л.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова"
Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к патриотическому воспитанию младших школьников в условиях многонационального региона. Представлена модель формирования готовности будущих учителей к использованию регионального материала в патриотическом воспитании младших школьников. Автором раскрыты основные содержательные блоки модели. Теоретико-методологическими основаниями предложенной модели являются аксиологический, системный, личностно-деятельностный, гуманистический и этнокультурологический подходы. Технология подготовки студентов к регионализации патриотического воспитания младших школьников состоит из трех этапов: мотивационно-ценностного, теоретико-методологического, деятельностно-практического. Автор раскрывает педагогические условия, при которых процесс подготовки студентов к регионализации патриотического воспитания младших школьников будет эффективным. Особенностью подготовки студентов является то, что она представляет собой систему, состоящую из двух взаимосвязанных аспектов: личностного и профессионального. Создание и использование модели позволяют обеспечить уровень запланированного результата, который соответствует современным требованиям образования.
патриотическое воспитание
регионализация
полиэтническая культура
модель
диагностика
1. Бессарабова И.С. Поликультурная подготовка педагога в России и США // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 8 - С. 70-72. - URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7781171 (дата обращения: 15.12.2011).
2. Гринева Е.А., Заббарова М.Г., Белоногова Л.Н. Модель формирования полиэтнической культуры школьников // Педагогика искусства : электронный научный журнал. - 2010. - № 4. - URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-4-2010.htm. - (дата обращения 23.09.2011).
3. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М. : Мастерство, 2002. - 288 с.
4. Платохина Н.А. Теория и практика развития ценностно-смыслового отношения детей 5-7 лет к культуре родного края : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2011. - 47 с.
5. Banks James A. Multicultural Education: Development. Dimensions, and Challenges // Phi Delta Kappa. - 1993. - Sept.
В настоящее время возрастает роль этнокультурной и этнорегиональной направленности современного образования, которое располагает богатым арсеналом подходов к решению проблемы личностно-профессионального развития учителя. Поликультурная педагогика перспективна для гражданского и патриотического воспитания в сложных условиях многонационального региона.

Как замечает американский исследователь Дж. Бенкс, «поликультурное воспитание - это не только сугубо этническое явление, но и процесс, направленный на подготовку активных граждан, патриотов в тревожном и этнически поляризованном мире» [5].

Реализация региональной и поликультурной направленности воспитания выдвигает необходимость разработки программы подготовки будущего учителя как проводника знаний об истории, культуре малой Родины, организатора межкультурной коммуникации, как посредника между культурами различных народов, населяющих конкретный регион. В этой связи важными компонентами педагогического образования в условиях полиэтнического региона должны стать: знание учителем цели, задач, основных идей и понятий патриотического воспитания, особенностей процесса регионализации образования и воспитания; краеведческие, культурологические, этноисторические, этнопсихологические знания, позволяющие осознать уникальность своего региона и многообразие современного мира и специфику культурных проявлений на уровне личности, группы, социума, обеспечить понимание важности культурного плюрализма для личности и общества; умение выделять или вносить в содержание общего образования идеи, отражающие историческое и культурное своеобразие региона; умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве [1].

Под полиэтнической культурой мы понимаем приобщение школьников к системе высших ценностных ориентаций, понимание основ культур своего и других народов, умение жить в полиэтнической среде [2].

С позиции развития современной научной мысли регионализация представляет важное направление развития современной педагогики в условиях многонациональности России. Именно на территории региона максимально сближаются, концентрируются и реально функционируют специфические проблемные явления современного образования: многонациональное образовательное пространство, культурная самоидентификация личности в многообразии культур, ценностно-смысловое определение личности в мире ценностей и др. [4].

Под понятием «регионализация патриотического воспитания младших школьников» мы будем понимать многоплановую, систематическую и целенаправленную педагогическую деятельность по формированию у младших школьников высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности Отечеству и малой Родине, осуществляемую с учетом этно-культурно-исторических и социально-политических особенностей региона.

В качестве основного метода для изучения готовности студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников был выбран метод моделирования, который предполагает конструирование модели, направленной в совокупности своих теоретических положений на изменение исследуемого процесса в сторону улучшения его функционирования. На основе анализа и обобщения степени изученности данной проблемы в педагогической теории и практике была составлена модель процесса подготовки студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников.

Теоретико-методологическими основаниями предложенной модели являются аксиологический, системный, личностно-деятельностный, гуманистический и этнокультурологический подходы.

Аксиологический подход создает условия для нравственного совершенствования студентов и самореализации и, соответственно, развития их ценностных ориентаций в направлении гуманистической аксиологии, необходимой для современного патриотизма. Невозможно добиться огромных результатов в патриотическом воспитании, воздействуя только на разум человека. Сфера чувств позволяет придать рассудочной информации экзистенциальный, трепетный, человеческий смысл.

Системный подход позволяет охарактеризовать особенности процесса регионализации патриотического воспитания, выделить его структурные элементы, систему его организации и на основании этого определить основные направления работы по подготовке студентов к регионализации патриотического воспитания младших школьников.

Личностно-деятельностный подход способствует развитию компетенций будущего учителя начальных классов и творческой инициативы в патриотической деятельности, помогает использовать инновации, создаваемые на основе творческого мышления в условиях гуманизации образовательной системы.

Гуманистический подход означает, прежде всего, человечность, любовь к людям, чуткость в человеческих отношениях, уважение к человеку, его достоинству. Гуманизм реализуется в системе ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.

Этнокультурологический подход заключается в укреплении народных традиций, возврате к тем устоям, которые позволяют обратить человека к духовно-нравственным национальным корням. Данный подход выдвигает необходимость формирования культурного самосознания студента и развитие у него толерантного отношения к другим культурам, актуализирует формирование у будущих учителей педагогической культуры, которая предполагает единство нравственного и профессионального развития, создает условия для самоопределения личности студента.

В исследовании при разработке модели за основу было взято представление о структурных компонентах педагогической деятельности как системы, представленной в работе Н.Н. Никитиной, О.М. Железняковой, М.А. Петухова [3]. Ее суть заключается в том, что сущность любой педагогической системы определяется наличием в ней, независимо от ее уровня, одних и тех же взаимосвязанных, взаимозависимых и необходимых компонентов, без которых она функционировать не может. Важнейшими блоками такой системы следует рассматривать личностный, целевой, содержательный, операционно-технологический, блок педагогических условий и результативно-рефлексивный.

Всестороннее и углубленное изучение сущности структурных компонентов педагогической деятельности как системы позволили нам разработать модель процесса подготовки студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников (рис. 1).

Рисунок 1. Модель подготовки студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников.

В центре любой педагогической системы, по мнению ученых, находятся личности обучающегося и педагога, выступающие как совокупный субъект данной системы, определяющий ее цели, содержание воспитания и обучения и т.д.

Целевой блок модели включает цель: формирование готовности студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников

Указанная цель конкретизируется рядом задач: формирование у студентов компонентов исследуемой готовности; углубление знаний студентов о родном крае; формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, истории, традициям и культуре малой Родины, совершенствование умений осуществлять планирование, организацию, контроль деятельности по включению регионального материала в содержание образования младших школьников.

Содержательный блок включает в себя общекультурную, психолого-педагогическую и методическую подготовку студентов.

Общекультурная подготовка студентов способствует формированию у них патриотического сознания.

Данный вид подготовки осуществляется на базе следующих учебных предметов: отечественная история, основы философии, культурология, краеведение, мировая художественная культура, а также в ходе внеучебной деятельности.

Психолого-педагогическая подготовка позволяет студентам овладеть знаниями о принципах функционирования образовательного процесса в начальной школе, сущности патриотического воспитания и его месте в целостной структуре образовательного процесса, возрастных особенностях детей младшего школьного возраста. Этому способствуют следующие учебные курсы: «Педагогика», «Психология», «Основы педагогического мастерства».

Методическая подготовка предполагает формирование у студентов системы знаний, умений и навыков, необходимых будущему учителю начальных классов для включения регионального материала в содержание образования. Эта подготовка реализуется посредством проведения учебных занятий по дисциплинам: «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания начального курса математики», «Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание», «Методика преподавания технологии с практикумом», «Изобразительное искусство с методикой преподавания», «Теория и практика дополнительного образования», «Методика и технология работы педагога дополнительного образования», а также в рамках авторского курса «Современные методические системы обучения младших школьников в Ульяновской области».

Психолого-педагогические и методические умения формируются также в ходе педагогической практики, во время самостоятельной работы, а также в учебно-исследовательской работе.

Операционно-технологический блок включает в себя технологию подготовки студентов к регионализации патриотического воспитания младших школьников, состоящую из трех этапов: мотивационно-ценностного, теоретико-методологического, деятельностно-практического.

Задачи мотивационно-ценностного этапа: возбудить интерес к истории, культуре малой Родины, добиться осознания возможности использования местного материала в патриотическом воспитании младших школьников; сформировать первоначальное представление о патриотическом воспитании младших школьников; об основных умениях, необходимых для включения местного материала в образование младших школьников.

В рамках теоретико-методологического этапа решаются следующие задачи: формирование положительного отношения у будущих учителей к деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников; обеспечение углубленной подготовки будущих учителей к регионализации патриотического воспитания младших школьников; стимулирование студентов к самостоятельному освоению отдельных элементов воспитательной деятельности. Теоретическая и практическая подготовка на этом этапе предусматривает проведение авторского курса, тематических семинаров и других мероприятий.

Деятельностно-практический этап характеризуется следующими задачами: осознание студентами значимости изученных теоретических положений, совершенствование умений по регионализации патриотического воспитания младших школьников. Данный этап носит практический характер и совпадает с периодом педагогической практики, выполнением студентами ряда исследовательских задач и опытно-экспериментальных работ.

Важнейшее значение при подготовке студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников имеет использование различных форм и методов работы традиционного и инновационного характера: мини-лекции, практические занятия, лабораторные работы, творческая самостоятельная работа, научно-исследовательская работа студентов, педагогическая практика, занятие-конкурс, занятие-конференция, экскурсия, виртуальные туры, групповая дискуссия, ролевая игра, индивидуальные, групповые, коллективные консультации; использование мультимедийных средств; объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские и творческие методы обучения, технология создания и презентации «портфолио», применение метода проектов и тренингов.

Мы выделяем следующие педагогические условия, при реализации которых процесс подготовки студентов к регионализации патриотического воспитания младших школьников будет эффективным:

  • конструирование содержания подготовки студентов педагогического колледжа из элементов базовой подготовки специалиста и специально разработанного авторского курса «Современные методические системы обучения в начальной школе Ульяновской области»;
  • использование разнообразных технологий, форм и методов работы со студентами, активизирующих общекультурную, профессиональную и методическую подготовку студентов в области регионализации патриотического воспитания младших школьников;
  • обеспечение процесса педагогической практики различными видами заданий по осуществлению регионализации патриотического воспитания младших школьников;
  • реализация технологии поэтапной подготовки студента педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников, состоящая из трех взаимосвязанных этапов: мотивационно-ценностного, теоретико-методологического, деятельностно-практического.

Результативно-рефлексивный блок модели представляет собой синтез критериев, позволяющих определить уровни сформированности готовности студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников. Завершенность и результативность процесса обучения и воспитания связана с реализацией целей обучения и воспитания, также с достижением соответствующих им результатов

Опираясь на разработанную рядом авторов (Г.В. Здерева, Н.В. Ипполитова, В.А. Сластенин и др.) систему критериев оценки уровня подготовки к профессионально-педагогической деятельности, и согласно структурным компонентам готовности студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников были определены следующие аспекты, критерии и показатели данной готовности.

Особенностью подготовки студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников является то, что она представляет собой систему, состоящую из двух взаимосвязанных аспектов.

Личностная готовность рассматривается как сложное, устойчивое интегративное качество личности, в структуру которой входит ряд компонентов, таких как мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий. Данный аспект отражает уровень развития патриотического сознания будущего учителя и то, насколько сам студент является патриотом своей страны и Малой Родины.

Профессиональная готовность понимается как наличие у студента совокупности определенных знаний, необходимых для осуществления педагогической деятельности, и сформированных на ее основе умений и навыков, способствующих успешному включению в данную деятельность.

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников характеризуется наличием определенного уровня знаний по проблемам использования регионального материала в патриотическом воспитании младших школьников, владением способами, методами, формами и технологиями организации и осуществления патриотического воспитания в условиях регионализации образования.

Профессиональный аспект готовности также включает мотивационно-ценностный, когнитивный и поведенческий компоненты готовности.

Для того чтобы наметить пути формирования готовности к регионализации патриотического воспитания младших школьников, необходимо выявить ее качественные состояния, то есть уровни.

Были выделены три уровня сформированности готовности студента педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников: критический, допустимый, оптимальный, а также представлена критериальная база их оценки.

Каждый блок модели решает свою задачу в процессе подготовки студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников, но только в тесной взаимосвязи всех компонентов результат будет значимым и эффективным.

Таким образом, создание и использование модели подготовки студентов педагогического колледжа к регионализации патриотического воспитания младших школьников позволяет обеспечить уровень планируемого результата, который соответствует современным требованиям образования.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Региональная программа формирования полиэтнической культуры младших школьников на идеях педагогики народов Поволжья», проект № 10-06-21607а/В.

Рецензенты:

  • Никитина Н.Н., д.п.н., профессор кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.
  • Арябкина И.В., д.п.н., профессор кафедры методик начального образования, декан педагогического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Белоногова Л.Н. МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5182 (дата обращения: 17.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074