Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Белобаева М.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», Чебоксары
В статье представлена проблема подготовки будущих учителей иностранных языков. Новые изменения в системе высшего профессионального образования оказывают влияние и на систему подготовки будущих специалистов – учителей иностранных языков. Установлено, что задача профессиональной подготовки специалиста требует формирования интеллектуальных и личностных качеств, мотивации самостоятельности студентов. Подготовка будущих учителей ИЯ к приобретению профессиональных качеств ведет к совершенствованию их в будущем в процессе самообразовательной деятельности, основы которой студенты приобретают еще в университете. Системные отношения между языковой, лингводидактической и психолого-педагогической подготовкой подкрепляются единством приемов самообразования, которые формируют профессиональные умения будущих учителей ИЯ. Становится очевидным, что ориентация на продуктивную деятельность требует изменения методики обучения ИЯ.
преподавание иностранных языков
самообразовательная деятельность
процесс самообразования
учитель иностранных языков
1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика : учебное пособие для вузов / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - Изд. 2-е, испр. - М. : Академия, 2005. - 333 с.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru.
3. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М. : Академия, 2001. - 407 c.
4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 18. 07. 2011).
5. Концепция модернизации российского образования до 2020 года.
6. Металова И.Г. Современные подходы к процессу подготовки будущих учителей иностранного языка в условиях личностно ориентированного подхода : учебное пособие. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2006. - 62 с.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025 года).
8. Рогова Г.В. Концепция подготовки специалиста с правом преподавания иностранного языка детям раннего возраста / Г.В. Рогова, Т.Е. Сахарова // Иностр. языки в школе. - 1990. - № 6. - С. 78-82.
9. Саранцев Г.И. Познавательная самостоятельность будущего учителя // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 63-67.
Одним из приоритетных направлений модернизации образования в Российской Федерации является изучение иностранных языков. Знание языков способствует усилению межкультурной коммуникации, ведет к взаимопониманию и укреплению контактов между народами. Иностранный язык является средством межкультурного и профессионального общения, способом стимулирования интеллектуального и эмоционального развития личности обучаемого, его подготовки к объективному восприятию чужой культуры.

Основные положения «Стратегии модернизации содержания общего образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», государственной программы развития системы непрерывного профессионального образования России ориентированы на повышение качества и обновление содержания и структуры педагогического образования на основе отечественных традиций и мирового опыта, подчеркивая, что подготовка педагогических кадров является доминирующим направлением сферы российского образования, так как определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования государства и тем самым способствует стабильности и развитию общества [5].

Новая образовательная парадигма предполагает качественно новые цели образования, новые принципы отбора и систематизации знаний, не столько расширяющих объем профессиональных и общенаучных знаний, сколько определяющих другую их связь и иной способ формирования и функционирования в практической деятельности.

Именно учителю в значительной степени дано право определять интеллектуальный, нравственный, культурный уровни общества. От его профессиональной подготовки в дальнейшем зависит качество любого другого специалиста. Прежде всего, этим объясняется особое внимание общества к педагогическому образованию и требованиям, которые оно предъявляет к уровню преподавания в любых учебных заведениях.

К отличительным изменениям в целях и содержании профессионального образования относится направленность на личностное развитие обучаемых, творческую инициативу и самостоятельность, что позволит будущим специалистам проявить мобильность и конкурентоспособность в профессиональной деятельности [7]. В современных условиях развития российского общества самой востребованной фигурой становится специалист творческий, способный самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, гибко ориентироваться.

Подготовка учителя иностранного языка с учетом не только настоящих, но и будущих потребностей выдвигает в качестве ключевых положений практическую направленность в области среднего и высшего образования, что усиливает предметно-профессиональный, прагматический аспект. Данный подход устанавливает подчиненность знаний умениям, особо подчеркивая роль опыта, умений практически реализовывать знания, решать учебные и профессиональные задания на этой основе. Для результатов современного профессионального образования важно знать не только что, но и как делать.

Проблема подготовки учителей иностранного языка, наряду с учителями других учебных дисциплин, является для развивающейся системы общего среднего образования достаточно острой. С учетом доли языкового образования в общем среднем образовании и его роли, которая определяется знанием языка как элемента культуры современного человека, а также новых целевых установок в обучении иностранного языка учащихся средней школы в рамках формирующейся философии образования и объективной сложности усвоения иноязычного содержания, подготовку учителя иностранного языка в педагогическом вузе необходимо выделить в отдельную проблему не только в практическом, но и в теоретическом плане. Глубокие преобразования, происходящие в системе среднего и высшего образования, делают невозможным осуществление практического решения проблемы подготовки учителя иностранного языка без серьезного научного исследования. Важной составляющей профессиональной подготовки учителя иностранного языка в педагогическом вузе является его методическая подготовка.

Задача профессиональной подготовки специалиста нового типа требует целенаправленного формирования заданных интеллектуальных и личностных качеств, мотивации познавательной самостоятельности студентов. Решение обозначенных задач предполагает создание гибкой, открытой, вариативной системы образования, требует перехода на новые личностно центрированные педагогические технологии [2]. Повышение эффективности и качества профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях возможно при условии преобладания поискового подхода к деятельности преподавателей и студентов на всех этапах учебного процесса. Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, дает возможность высшим учебным заведениям выбирать любую модель педагогического процесса, включая авторскую [4]. В этих условиях преподавателю иностранного языка в вузе предоставлена определенная свобода творчества, свобода выбора инновационных моделей и технологий обучения, которые качественно преобразовывают современный образовательный процесс.

В условиях развития педагогического образования, перехода российского высшего профессионального образования на двухуровневую систему обозначились проблемы относительно содержания и методики подготовки будущего учителя иностранного языка, которые диктуют необходимость разработки и внедрения научно- и учебно-методического обеспечения нового поколения. В настоящее время наблюдается нерациональный подход к организации учебно-методическое обеспечения предметной подготовки учителя иностранного языка, бакалавра и магистра филологического образования, учителя начальных классов с правом преподавания иностранного языка в основной школе. Выпускник, получивший квалификацию учителя иностранного языка, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы; осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими); выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе [5; 8].

Прогнозируемая модель преподавателя 21 века предполагает, прежде всего, профессиональную, компетентную, творчески развитую личность, в которой доминируют духовно-нравственные и деловые качества. Она включает личностную ориентацию педагогической деятельности, умение ставить и решать задачи гуманистического образования, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения, уважительного отношения к культурной самоидентификации учащегося. Современное образовательное пространство нуждается в инициативных, творческих педагогах, способных к постоянному самообразованию, саморазвитию, поиску новых эффективных способов преподавания. Происходящие на протяжении веков общественно-политические, экономические и социокультурные преобразования, прогресс науки, образования и техники генерируют исторически обусловленную изменчивость функций и задач, поставленных перед образованием и учителями в частности.

Нового преподавателя характеризует высокая степень автономии и креативности, что проявляется, наряду с высоким уровнем профессиональной компетенции, в таких «деловых качествах», как гибкость профессионального мышления, мобильность и адаптивность к инновационным ситуациям профессиональной деятельности, постоянное профессиональное самосовершенствование, способность работать в команде, сотрудничать с другими, брать на себя инициативу и ответственность. Естественно предположить, что данные характеристики и качества являются предметом профессиональной подготовки в условиях формального обучения в вузе.

Методологическая подготовка будущих учителей иностранных языков представлена циклом специальных дисциплин (блок специальных дисциплин) и дисциплин по методике преподавания иностранного языка, педагогике и психологии (блок общепрофессиональных дисциплин: «Теория обучения иностранным языкам», «Основы теории обучения иностранным языкам младших школьников» и «Обучение иностранным языкам в системе непрерывного образования»), обеспечивающих предметную подготовку учителя. Эти дисциплины расположены в учебном плане таким образом, что фундаментальная подготовка студентов достигается за счет интегрирования материала изучаемых дисциплин. В этом списке просматривается явный недостаток дисциплин, способствующих всесторонней, многофункциональной подготовке учителя-универсала, способного работать в разных условиях, с детьми разного возраста.

Существует также и международная методика преподавания английского языка (АЯ) как иностранного. Она была создана Кембриджским университетом, и она представлена тестированием на знание основных положений методики преподавания ИЯ (Teaching Knowledge Test). Один из модулей этого экзамена посвящен особенностям обучения школьников в возрасте 6-11 лет. Он называется TKT Young Learners. Этот международный экзамен проверяет знание основных принципов обучения школьников 6-11 лет, умение планировать занятия, умение правильно оценивать достижения детей. Этот курс также может помочь учителям узнать все тонкости методики обучения младших школьников, усовершенствовать свои педагогические навыки и приобрести новые, научиться извлекать из каждого урока максимум пользы.

Первый блок заданий проверяет знание теоретических основ процесса овладения языком и знание факторов, влияющих на процесс изучения языка в младшем школьном возрасте, а именно: психологические и психофизиологические характеристики младших школьников, индивидуальные особенности учащихся, технологии, способствующие развитию навыков общения на английском языке, знание методологической терминологии для описания учебного процесса.

Второй блок включает в себя планирование и использование дополнительных ресурсов в процессе обучения иностранным языком: знание структуры урока (основные этапы), умение подобрать дополнительные пособия и материалы.

Следующий блок - это ведение урока для младших школьников, который включает в себя следующие знания и умения: умение вести урок на языке, адаптируя его к уровню учащихся; знание теоретических основ преподавания языка и знание различных методов и приемов обучения языку.

Заключительный блок заданий - это задания на знание и умение проводить текущий и итоговый контроль: знание видов контроля и умение выбирать наиболее подходящую форму текущего и итогового контроля в соответствии с этапом и целями обучения определенной группы учащихся.

Существенным замечанием является отсутствие современных учебно-методических комплексов (УМК) для высшего педагогического образования. Ни один из используемых в настоящее время учебников английского языка, имеющих гриф Министерства образования и науки Российской Федерации и представляющих серию, не отвечает в полной мере требованиям, обусловленным программными документами и теоретически обоснованными инновационными педагогическими подходами к современной профессиональной подготовке будущего учителя иностранного языка.

Становится очевидным, что переориентация на продуктивную образовательную деятельность, наряду с обновлением содержания, диктует необходимость изменения общей методологии обучения иностранному языку. Прежде всего, акцент с непосредственного обучения иностранному языку смещается на изучение иностранного языка, то есть на актуализацию самостоятельной учебной деятельности по овладению языком и творческую активизацию обучаемого. Такая переориентация позволяет повысить степень реальной самостоятельности обучаемого, его креативности и автономии в языковой и образовательной среде. В связи с этим самостоятельная учебная работа на материале иностранного языка становится важнейшим компонентом учебного процесса в педагогическом вузе.

Под самообразованием понимается личностно регулируемая познавательная деятельность, в которой обучающийся сам формируется как субъект, способный к самоуправлению, саморефлексии.

Как известно, самостоятельная работа студента является основой вузовского образования. Она «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования», дает возможность «быть сознательным и активным гражданином и созидателем» [3].

Однако самостоятельная работа не подразумевает отсутствие контроля со стороны преподавателя (как за ее организацией, так и за результатами). Поэтому под самостоятельной работой обычно понимают деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает в отсутствии непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им.

До сих пор не в полной мере разработаны научные основы методики управления самостоятельной работой на материале иностранного языка, не до конца ясными остаются точки взаимодействия субъектов образовательного процесса: преподавателя как управляющего самостоятельной работой и студента, непосредственно выполняющего самостоятельную работу под руководством преподавателя или автономно. В современных исследованиях не в полной мере освещены следующие вопросы: какие необходимы изменения в содержании и организации самостоятельной учебной работы студентов, чтобы обеспечить ее продуктивный, креативный характер; как практически осуществлять формирование навыков самостоятельной работы, способствующей формированию самообразовательной компетенции будущего учителя иностранного языка.

Центральной фигурой в системе профессионального образования является учитель. От уровня профессиональной подготовленности, компетентности, мобильности и гибкости учителя иностранного языка, от его способности постоянно творчески расти и умения систематически заниматься самообразовательной деятельностью зависит и уровень владения иностранным языком молодого поколения. В связи с этим особое внимание уделяется формированию умений студентами - будущими учителями иностранного языка систематически и целенаправленно осуществлять самообразование. Учителю как никогда надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком как в области науки, культуры, образования, так и в области педагогики, психологии, конкретной методики - без этого он утрачивает свои профессиональные качества и главное из них - способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенстве своего мастерства.

Самообразование должно стать общественной потребностью, и от удовлетворения ее во многом зависит дальнейший научно-технический и социальный прогресс нашего общества.

Общая культура и профессиональный уровень учителя современной школы определяется не только и не столько суммой уже приобретенных знаний, сколько умением приобретать их дальше путем самообразования. Поэтому способность молодого учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности является социальным заказом общества, и такие умения необходимо формировать уже на студенческой скамье.

Поскольку необходимость постоянного совершенствования профессионального мастерства обусловлена характером педагогической деятельности, учителя иностранного языка современной школы должны отличаться не только высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и готовностью к творческому преобразованию своей деятельности. Известно, что только активное, положительное отношение самого учителя к совершенствованию педагогического мастерства может повысить продуктивность процесса самообразования. В процессе профессиональной подготовки учителя иностранного языка в высшей школе, где теоретические аспекты обучения играют примерно равную роль с проблемой качественного овладения языком - предметом обучения, основополагающим и объединяющим в единое целое звеном содержания предметного обучения является содержание предметов психолого-педагогического цикла и примыкающее к ним учение о психолингвистической характеристике речевой деятельности. Представляя собой единое целое, систему профессиональной подготовки учителей иностранного языка следует базировать на трех составляющих данной системы: языковой/речевой подготовке, лингводидактической подготовке и психолого-педагогической подготовке, которые находятся во взаимодополняющих отношениях. Системные отношения между этими компонентами подкрепляются единством приемов самообразования, профессионального самовоспитания, осуществляемых на основе научного и научно-методического знания, на основе формируемых профессиональных умений.

Таким образом, в контексте исследования тема подготовки учителя иностранного языка приобретает особый смысл и является актуальной на современном этапе развития методики преподавания иностранных языков.

Рецензенты:

  • Мазкова И.Г., д.п.н., профессор кафедры английского языка ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.
  • Лавина Т.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой информационных технологий ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Библиографическая ссылка

Белобаева М.Н. САМООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5029 (дата обращения: 17.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074