Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Наговицын Р.С. 1 Ипатов И.В. 2
1 ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия», Пермь, Россия
2 НУЗ «Отделенческая клиническая больница на ст. Пермь-2 ОАО РЖД»
Необходимость реализации компетентностного подхода в образовании, заявленного в стратегии модернизации российского образования, обуславливает формирование единого подхода к разработке учебных программ. Для подготовки инновационной компетентностно-ориентированной учебной программы по физической культуре были изучены ФГОС ВПО третьего поколения. Проанализировав все направления подготовки бакалавриата, была составлена карта декомпозиции компетенций для учебного цикла «Физическая культура».
компетентностный подход
учебная программа
физическая культура
карта декомпозиции
1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. / Интернет-журнал «Эйдос». - 2005.: http//eidos.ru/journal/ (дата обращения: 04.05.2011).
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 392 с. (дата обращения: 03.05.2011).
3. Высшее профессиональное образование (бакалавриат): Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ: www.mon.gov.ru/dok/fgos/7198/ (дата обращения: 25.04.2011).
4. Рылова Г.В. Влияние компетентностого подхода на повышение качества подготовки будущих специалистов: http: //t21.rgups.ru/doc2007/11/24 (дата обращения: 28.04.2011).
Введение

Изменения в российском обществе, интеграция в международное образовательное пространство, процессы демократизации и гуманизации общественной жизни в условиях продолжающихся экономических реформ потребовали от высшей школы активного поиска путей совершенствования сложившейся в России системы национального образования.  Российское образование начинает ориентироваться на «свободное развитие», творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов, что требует качественно нового подхода к формированию будущего профессионала [4].

Основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости реализации компетентностного подхода в образовании [1]. Важным условием комптентностного подхода в массовой практике становится формирование нового поколения примерных учебных программ и учебных пособий, создание новых по содержанию оценочных диагностических средств. Необходимость обеспечения целостности процесса подготовки обуславливает реализацию единого подхода к разработке учебных программ. Они проектируются на основе отбора задач, направленных на анализ компетентностей [2].

Цель исследования - проектирование инновационной компетентностно-ориентированной учебной программы по физической культуре.

Материал и метод исследования

Для подготовки инновационной компетентностно-ориентированной учебной программы по предмету «Физическая культура», отвечающей требованиям ФГОС, нами были изучены ФГОС ВПО третьего поколения (требования к результатам освоения основных программ бакалавриата, в частности, формируемые компетенции для дисциплины «Физическая культура»). Проанализировав все направления подготовки бакалавриата, была составлена карта декомпозиции компетенций для учебной дисциплины «Физическая культура» [3]. (Таблица 1).

Таблица 1. Карта декомпозиции компетенций для учебной дисциплины «Физическая культура»

Код УЦ ООП

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения

Трудоёмкость (зачетные единицы)

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий

Коды формируемых компетенций

Б. 4

Физическая культура

В результате прохождения данного раздела ООП студент должен:

знать:

- методы сохранения и укрепления физического здоровья и уметь использовать их для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

- социально-гуманитарную ценностную роль физической культуры и спорта в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;

-  роль физической культуры и принципы здорового образа жизни в развитии человека и его готовности к профессиональной деятельности;

- базовые знания: способов физического совершенствования организма;

уметь:

- организовывать режим времени, приводящий к здоровому образу жизни;

- применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия;

- использовать физкультурно-спортивную деятельность для повышения своих функциональных и двигательных возможностей для достижения личных жизненных и профессиональных целей;

иметь навыки:

- физических упражнений и физической выносливости для обеспечения сохранения и укрепления здоровья, развития и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке);

- подготовленности организма к серьезным физическим нагрузкам в экстремальных ситуациях;

владеть:

- опытом спортивной деятельности, физическим самосовершенствованием и самовоспитанием;

- способностью к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни;

- методикой самостоятельных занятий и самоконтроля за состоянием своего организма.

 

 

2

Физическая культура

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-7

ОК-8

ОК-9

ОК-10

ОК-11

ОК-12

ОК-13

ОК-14

ОК-15

ОК-16

ОК-17

ОК-18

ОК-19

ОК-20

ОК-21

ОК-22

ОК-23

ОК-24

ОК-25

ОК-26

ОК-27

ОК-28

ОК-29

ОПК-1

ОПК-2

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-7

ПК-8

Выпускник должен обладать следующими компетенциями:

общекультурными:

ОК-1. Владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков рефлексии и самоконтроля, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения.

ОК- 2. Готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе.

ОК-3. Способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования.

ОК-4. Настойчивостью к достижению цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей.

ОК-5. Способностью и готовностью к осуществлению социально значимых представлений и владения знаниями и навыками ведения здорового образа жизни.

ОК-6. Умением критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних.

ОК-7. Способностью работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться.

ОК-8. Способностью добиваться намеченной цели.

ОК-9. Способностью использовать методы и средства познания, обучения и самоконтроля для собственного интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья.

ОК-10. Осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе.

ОК-12. Осознавать сущность и значение информации в развитии современного общества; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации.

ОК-13. Способностью владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры.

ОК-14. Владеть основами законодательства о физической культуре и спорте, методами и средствами физического воспитания для оптимизации работоспособности.

ОК-15. Стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

ОК-16. Готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений.

ОК-17. Владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ориентирована для направления «Психология»).

ОК-18. Ориентируется в системе общечеловеческих ценностей и учитывает ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ориентирована на направление «Лингвистика»).

ОК-19. Руководствуется принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ориентирована на направление «Лингвистика»).

ОК-20. Обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ориентирована на направление «Лингвистика»).

ОК-21. Осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ориентирована на направление «Лингвистика»).

ОК-22. Владеет наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ориентирована на направление «Лингвистика»).

ОК-23. Владеть культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеет  культурой устной и письменной речи (ориентирована на направление «Лингвистика»).

ОК-24. Знать свои права и обязанности как гражданина своей страны; уметь использовать действующее законодательство; демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ориентирована на направление «Лингвистика»).

ОК-25. Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ориентирована на направление «Лингвистика»).

ОК-26. Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ориентирована для направления «Баллистика и гидроаэродинамика»).

ОК-27. Умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ориентирована для направления «Баллистика и гидроаэродинамика»).

ОК-28. Использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ориентирована для направления «Баллистика и гидроаэродинамика»).

ОК-29. Осознанием сущности и значения информации в развитии современного общества; владением основными методами; способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ориентирована для направления «Баллистика и гидроаэродинамика»).

общепрофессиональными:

ОПК-1. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

ОПК-2. Способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.

профессиональными:

ПК-1. Способностью использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.

ПК-2. Готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности.

ПК-3. Способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

ПК-4. Осуществлению стандартных базовых процедур оказанию индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ориентирована для направления «Психология»).

ПК-5. Применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ориентирована для направления «Психология»).

ПК-6. Способностью применять знания общих закономерностей происхождения и развития жизни, строения и функционирования клеток, тканей, органов и систем организма, представления о факторах формирования здоровья, защитно-приспособительных процессах, регуляции и саморегуляции в норме и патологии, с целью проведения целенаправленных мероприятий по профилактике заболеваний, укреплению восстановлению здоровья индивида и группы населения (ориентирована на направление «Сестринское дело»).

ПК-7. Способностью вести пропаганду здорового образа жизни на основе научного представления о здоровом образе жизни, владения методами, умениями и навыками физического самосовершенствования.

ПК-8. Быть компетентным в вопросах физической культуры, применяемых в профилактике и лечении больных (ориентирована на направление «Сестринское дело»).

Выводы и заключение

Из анализа циклов Б.4 всех направлений структуры ООП бакалавриата выявлено, что формируемые компетенции у студентов на занятиях физической культурой, обучающихся по различным специальностям, различны. На основании карты декомпозиции компетенции нами была составлена учебная программа, в которой представленные компетенции будут включены в ее содержание. Формирование выявленных компетенций на занятиях физической культурой необходимо для физического развития и оздоровления студентов, а также для обеспечения их полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения независимо от того, какую специальность они получат.

Рецензенты:

  • Тутолмин А.В, д.п.н., профессор кафедры педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», г. Глазов.
  • Хайруллина Э.Р., д.п.н., профессор кафедры моды и технологии, декан факультета дизайна и программной инженерии ФГБОУ ВПО «Казанский Национальный Исследовательский технологический Университет», г. Казань.

Работа получена 05.09.2011.


Библиографическая ссылка

Наговицын Р.С., Ипатов И.В. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4750 (дата обращения: 20.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074