Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Хусаинов М.А., Цыбина А.П., Хлебникова Т.Д., Овчинникова А.В.

Поскольку университетский лицей обычно создается на базе общеобразовательной школы, то необходимость совершенствования системы управления обусловлена объективными изменениями. Существующая в общеобразовательной школе система не соответствует новым целям и задачам учреждения, основной задачей которого является качественная довузовская подготовка абитуриентов в сочетании с их всесторонним развитием. Соответственно, требуется создание более гибкой, динамичной и эффективной структуры управления.

Реорганизация обычной, ничем не примечательной средней школы № 83 г. Уфы с целью превращения ее в физико-математический лицей (ФМЛ) при Уфимском государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ) потребовала разработки нормативно- правовой базы, регулирующей становление лицея.

Основными направлениями деятельности управленческой сферы являлись:

  • разработка системы тщательного отслеживания образовательных процессов,
  • создание и отработка соответствующего инструментария,
  • диагностика педагогических кадров,
  • изучение и повышение мотивации учителей,
  • управление не только по вертикальным, но и по горизонтальным связям, с использованием знаний психологических основ управления.

Обозначилась необходимость четкого структурирования подразделений учреждения и регламентация их деятельности. В данный момент в лицее действуют следующие структурные подразделения:

  • методическая служба (Методический Совет, методобъединения, кафедры);
  • административно-управленческий аппарат (администрация, Совет Учреждения, Педагогический Совет, Попечительский Совет, Родительский комитет);
  • психолого-педагогическая служба;
  • спортивно-оздоровительная служба (спортивные секции, турбаза);
  • служба воспитательных и культурно-массовых мероприятий;
  • медицинская служба;
  • библиотека и медиатека;
  • хозяйственная часть;
  • другие структурные подразделения.

Деятельность каждой структуры строго регламентирована следующими локальными актами:

1.      Положения об органах управления школой:

  • Положение о Совете лицея
  • Положение о Педагогическом совете образовательного учреждения
  • Положение о Попечительском совете

2. Локальные акты по регламентации прав участников образовательного процесса:

a.      Родителей:

  • Договор на получение образования в ФМЛ*

b.      Учащихся:

  • Правила приема в ФМЛ*
  • Декларация прав учащихся
  • Правила поведения для учащихся

c.      Администрации и педагогических работников:

  • Коллективный договор
  • Правила внутреннего трудового распорядка
  • Контракт с работником
  • Должностные инструкции*

3. Положения о структурных подразделениях и службах сопровождения:

  • Положение о Педагогической лаборатории
  • Положение о предметных кафедрах*
  • Положение о службе воспитательных и культурно-массовых мероприятий
  • Положение о медицинской службе
  • Положение о психолого-педагогической службе
  • Положение о Центре информатизации

4. Положения об общественно - профессиональных объединениях и службах сопровождения:

  • Положение об Авторском экспертном Совете
  • Положение о Школе молодого исследователя
  • Положение о Спортивном Комитете учреждения
  • Положение о Конфликтной комиссии
  • Положение о Методологическом семинаре
  • Положение о Временном научно-исследовательском коллективе
  • Положение о Методическом объединении учителей-предметников

5. Положение о регламентации деятельности объединений учащихся:

  • Положение о совете старшеклассников
  • Положение о школьном научном обществе учащихся (НОУ)
  • Положение о клубе «Юный инспектор движения»
  • Положение о предметных лабораториях

6. Положения о смотрах, конкурсах, массовых мероприятиях:

  • Положение о смотре-конкурсе учебных кабинетов

7. Положения, регламентирующие финансово-экономическую деятельность

  • Положение о премировании работников
  • Положение о надбавках и доплатах к окладам педагогических работников

8. Локальные акты ежедневного оперативного управления:

  • Документация дежурного администратора (должностные инструкции дежурно го администратора, дежурного учителя, порядок дежурства обязанности дежурных по постам, графики, расписания, порядок действий при чрезвычайных ситуациях, несчастных случаях и проч.)           

Ряд локальных актов находится в стадии оперативной разработки (отмечены *).

Руководство лицеем строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формы самоуправления, порядок выборов органов самоуправления лицея и их компетенция определяются Уставом лицея. В течение 2004-2005 учебного года был разработан, вынесен на обсуждение и утвержден решением педагогического совета от 21.09.2005г. новый Устав Учреждения

Разработана и принята форма договоров, заключаемых учреждением с родителями и сотрудниками лицея.

Разработана Программа развития ФМЛ, в которой проведен подробный проблемный анализ деятельности ФМЛ, определены цели, задачи и основные направления развития учреждения, описана структура лицея. В Программе даны характеристики образовательного и учебно-воспитательного процессов. Предложена модель личности выпускника и педагога. Определены основные этапы реализации программы.


Библиографическая ссылка

Хусаинов М.А., Цыбина А.П., Хлебникова Т.Д., Овчинникова А.В. РАЗРАБОТКА НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЙ БАЗЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЛИЦЕЯ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=351 (дата обращения: 03.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074