«Успех каждого ребенка» и «Учитель будущего» это ведущие проекты современной школы, реализуемые в рамках национального проекта «Образование». В системе дополнительного профессионального образования (ДПО) Нижегородской области он реализован в рамках курсов повышения квалификации (КПК) учителей естественно-научного цикла через достижения качества и эффективности методической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми, талантливыми школьниками и творческой молодежью.
Цель исследования: определение особенностей функционирования образовательной системы в свете задачи образования и поддержки одаренных детей, в разработке модели комплексной системы подготовки педагогических кадров к работе с одаренными детьми на основе содержательного потенциала дисциплин естественно-научного цикла через КПК в образовательных учреждениях ДПО Нижегородского региона. Задачи, которые стояли перед нами и были решены в ходе исследования:
1. Проведён анализ научной, научно-методической, специальной литературы и педагогического опыта по теме работы. В процессе исследования использовались рабочие понятия «поливариантная модель понимания одаренности», «профессионально-личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми» и «перспективы развития системы выявления и поддержки одарённых детей и молодежи» [1-3].
2. Выявлены психолого-педагогические и методические условия сопровождения программы профессиональной подготовки педагогических и управленческих кадров для работы по выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи; критерии формирования и развития готовности педагога к работе с одаренными детьми в системе ДПО, используя модель целенаправленной подготовки педагогов для работы с одаренными учащимися через специальные КПК с различным функциональным значением, территориальной дислокацией и уровнем профилизации [4-6].
3. Разработана модель комплексной системы подготовки педагогических кадров к работе с одаренными детьми в условиях образовательной системы региона и спрогнозирована её эффективность.
4. Проведена апробация с 2019 г. авторской программы «Естественно-научное образование (ЕНО): перспективы работы с одаренными детьми» для курсовой подготовки педагогов Нижегородской области.
5. Применены результаты исследования в рамках курсовой подготовки учителей в области естественно-научного образования по программам «Теория и методика обучения (астрономия, физика, химия, биология) в контексте требований ФГОС» и «Современные подходы в преподавании дисциплин».
Материал и методы исследования
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования и виды деятельности: 1) теоретические: изучение психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы и диссертационных исследований; моделирование, конструирование, синтез представлений при построении методики по проблеме исследования; 2) экспериментальные: анализ и обобщение учебных материалов обучающихся; педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, интервьюирование участников эксперимента; организация и проведение педагогического эксперимента; личное преподавание; обобщение передового педагогического опыта и собственной опытно-экспериментальной работы: проведение уроков и организация внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании образовательных событий (факультативных занятий, вечеров (конференций), выставок, кружков, олимпиад, конкурсов (соревнований), встреч с интересными людьми и пр.); проведение педагогических измерений: тестирование, изучение нормативно-правовой документации.
Вопросы подготовки учителя к реализации профессиональной деятельности в современных условиях, цифровой трансформации и оптимизации педагогического образования и системы повышения квалификации в ходе обновления содержания и методов обучения, перспективы развития системы выявления и поддержки одарённых детей и молодежи в области ЕНО рассматриваются в работах 2019-2020 гг. у педагогов-исследователей, методистов, специалистов институтов развития образования, преподавателей вузов, представителей органов управления образованием (А.И. Данилова, Е.И. Казакова, А.А. Лопатин, И.А. Мушкина, С.С. Новикова, С.У. Турсунбаев, И.И. Украинцева, и др.) [2; 4; 7]. Для подготовки педагога в школе как «Учителя будущего» необходимость разработки и реализации КПК на междисциплинарной основе по организации проектно-исследовательской деятельности школьников, в быстро меняющейся обстановке развития ЕНО, как ответ на вызовы времени отмечена в работах исследователями Т.Г. Галактионовой, Е.В. Голубничей, Е.И. Казаковой [3; 8]. В ходе обучения педагогов становятся устойчивыми личностная и профессиональная позиции, растет «профессиональное мастерство, т.е. способность педагога трансформировать собственную компетентность в образовательные результаты обучающихся», идет «…профессиональное саморазвитие: освоение новых педагогических технологий, формирование и развитие умений работать в проектной команде, управлять информацией, ресурсами, процессами, проектами и пр.» (Т.С. Фещенко, О.Д. Фёдоров, Е.И. Казакова, Е.М. Сатановская) [9, с. 621; 10, с. 84]. Авторами Программы переподготовки педагогических и управленческих кадров «Большие вызовы» для реализации программ выявления и поддержки одарённых детей и молодежи на базе образовательного центра «Сириус» приведены примеры теоретических предпосылок, опыт проектирования и реализации современных программ повышения квалификации «Наноград для учителя: содержание и технологии развития образования в условиях технологического обновления общества» [6; 8, с. 79].
Опишем программно-методическое обеспечение дополнительной профессиональной программы (ДПП) «Естественно-научное образование: перспективы работы с одаренными детьми». Целью Программы является совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной педагогической деятельности работников образовательных организаций в теоретических и методических вопросах работы с одаренными и высокомотивированными детьми в области естественно-научного образования, повышение профессиональной компетентности руководителей образовательных организаций, осуществляющих подготовку одаренных обучающихся в обеспечение научно-практической готовности педагогических, руководящих и других работников системы образования работать в новых научно-технологических условиях. Основными направлениями реализации программы для учителей являются освоение ими компетенций, необходимых для профессиональной деятельности специалиста в области естественно-научного образования (по предметам физика, химия, биология, география, астрономия), развитие профессиональной компетентности педагога в соответствии с современным уровнем преподавания предметов естественно-научного цикла и развития технической базы образовательных учреждений, мультимедийных и программных продуктов, компьютерных программно-педагогических средств, средств телекоммуникаций и педагогических технологий и повышение профессионального уровня в предметной области в контексте требований Закона «Об образовании в РФ», профессионального стандарта «Педагог», ФГОСов образования и утвержденных проектов концепций предметных областей.
Рабочая программа дисциплины «Естественно-научное образование: перспективы работы с одаренными детьми» призвана решать следующие задачи:
1. Содействовать формированию у педагогов знаний: по ключевым положениям Стратегии научно-технологического развития России; по изменениям образовательного процесса в связи с необходимостью формировать общественный ответ на большие научно-технологические вызовы; по нормативно-правовому обеспечению работы с одаренными обучающимися; по особенностям общенациональной системы выявления и развития молодых талантов; по основным принципам развития современных образовательных программ и технологий выявления, развития и сопровождения одаренных обучающихся и воспитанников; по психолого-педагогическим закономерностям одаренности в детском и юношеском возрасте.
2. Проследить эволюцию социальной функции образования (поддержки, развития и сопровождения) одаренных и высокомотивированных обучающихся в историческом контексте (на примере Нижегородского региона).
3. Способствовать пониманию педагогами особенностей и принципов организации образования (обучения и воспитания) одаренных обучающихся и воспитанников и решения основных видов задач профессиональной деятельности (педагогический, проектный, методический, организационно-управленческий, культурно-просветительский, сопровождения, научно-исследовательский критерии готовности).
4. Формирование умений и навыков слушателей ДПП через демонстрацию современных технологий и диссеминацию опыта сопровождения одаренных обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях и таким образом раскрытие способностей у педагогов к: проектированию содержания образования, планированию и осуществлению образовательного процесса, с учетом особенностей модели развития одаренных детей; разработке и реализации программ учебных дисциплин естественно-научного цикла и внеурочной деятельности в рамках основной общеобразовательной программы; определению на основе анализа учебной деятельности одаренного обучающегося или воспитанника оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития; учет особенностей образовательного процесса одаренных детей как реализация принципов индивидуализации и дифференциации; определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса индивидуальной программы развития обучающихся, показавших высокие результаты при обучении и реализация индивидуального образовательного маршрута; организация и осуществление объективной оценки учебных достижений, контроля текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
5. Обеспечить формирование умения педагогов разрабатывать современные форматы обучения одаренных обучающихся и воспитанников, в том числе в условиях применения цифровых технологий; преобразование и применение в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития.
Курсовая подготовка по данной программе осуществляется в форме очных занятий с применением дистанционных образовательных технологий. В течение всего обучения осуществляется дистанционная работа слушателей в объеме 28 академических часов на базе «Нижегородской дистанционной школы» (система дистанционного обучения на платформе Moodle 3). Часть занятий программы НИРО, отмечено традиционно в аннотации КПК, осуществляется на выезде в стенах учебных заведений и центров ЕНО Нижегородской области. Общая трудоемкость программы составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Для обучения на курсах слушателям необходимы базовые навыки работы на компьютере, а также навыки использования оборудования школьного предметного (физического, химического, биологического, географического) кабинета. Уровень подготовки участников курса – это начинающие и опытные пользователи персонального компьютера, выпускники вузов педагогических специальностей, имеющие представление об электронной информационно-образовательной среде.
Программа «Естественно-научное образование: перспективы работы с одаренными детьми» включает в себя структурные компоненты, перечисленные в таблице.
Компоненты Программы
№ |
Тема модуля Программы |
Трудоёмкость (час) |
Формы проверки компетенции |
|
Очн. формат |
Дистанц. формат |
|||
1 |
Стратегические направления и приоритеты развития российского образования в области работы с одаренными детьми, его нормативно-правовое обеспечение. Запросы общества и рынка труда в новых научно-технологических условиях |
2 |
2 |
Предмодульная анкета о целях и ожидаемых результатах обучения по ДПП КПК «ЕНО: перспективы работы с одаренными детьми»; Тест №1 по теме «Нормативно-правовое обеспечение работы с одаренными детьми», на знание законов и документов, регулирующих работу педагогов с одаренными детьми |
2 |
Психолого-педагогические аспекты сопровождения и поддержки одаренных детей. Одаренность: проблемы выявления и развития |
4 |
2 |
Задание психолога на составление психологической характеристики одаренного ребенка; Тест №2 по теме «Психолого-педагогические аспекты сопровождения и поддержки одаренных детей» |
3 |
Дистанционное обучение одаренных детей и высокомотивированных школьников: ресурсы (зарубежные, российские), программное обеспечение, лучшие практики |
4 |
12 |
Нижегородская дистанционная школа – технологическая платформа для разработки и реализации электронных курсов. Практикум «Задание Творческой мастерской» в дистанционной части учебного курса |
4 |
Современная технологическая платформа общего образования. Основные принципы развития новых образовательных программ и технологий для одаренных школьников и талантливой молодежи |
6 |
4 |
Разработка рабочей программы учебных курсов для одаренных детей. Практикум по составлению образовательных программ нового поколения в дистанционной части программы; Итоговая аттестационная работа; Тест № 3 на знание современных образовательных технологий в работе педагогов с одаренными детьми |
5 |
Проектно-исследовательская деятельность в естественно-научном образовании высокомотивированных, одаренных детей |
4 |
2 |
Задание: создание модели индивидуального проекта по учебному предмету или разработка технологической карты организации работы над индивидуальным проектом в школе в пределах компетенции и зоны ответственности руководителя проекта – педагога-предметника) |
6 |
Формирование бережливого мышления одаренных детей через формирование бережливой среды |
4 |
2 |
Задание на оценку возможностей предметного кабинета для организации учебно-исследовательской, проектной деятельности одаренных обучающихся |
7 |
Подготовка школьников к участию в высокорейтинговых конкурсах, состязаниях, олимпиадах в области ЕНО (по предметным направлениям деятельности). Центры естественно-научного образования Нижегородской области |
8 |
2 |
Тест №4 на предметные знания в формате заданий 2 части ЕГЭ с развернутым ответом. Анкета о «Внеурочной деятельности по предметам естественно-научного цикла», это опрос на знание терминов и определений базовых понятий ФГОС, связанных с внеурочной деятельностью школьников |
8 |
Тренинг личностной и командной эффективности, как многофункциональная технология формирования индивидуального опыта практического действия. Воспитание ответственности. Система работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении |
4 |
|
Решение видеокейса «Анализ учебного занятия в школе» с разбором видеозадач
|
9 |
Опыт работы ведущих специализированных профильных школ (региональный, всероссийский, зарубежный). Школы РАН |
2 |
2 |
Тест №5 на знания об интеллектуальных конкурсах в области ЕНО и предметных проектных направлениях |
10 |
Итоговая аттестация (зачет) |
6 |
|
Практикум, анкеты, Итоговый тест №6 в дистанционной части программы, итоговая аттестационная работа (защита проекта очно) |
|
Всего часов |
44 |
28 |
|
Логика размещения материалов для практической деятельности участников курса базируется на основе и примере ранее, в 2017 году, разработанных авторских курсов [11; 12]. Изучение первого модуля дистанционной части курса «ЕНО: перспективы работы с одаренными детьми» направлено на формирование нормативно-правовой компетентности педагогов при работе с одаренными детьми. Показаны стратегические направления и приоритеты развития российского образования в области работы с одаренными детьми, его нормативно-правовое обеспечение в соответствии с запросами общества и рынка труда в новых научно-технологических условиях. Во второй теме рассмотрены психолого-педагогические аспекты сопровождения и поддержки одаренных детей, актуальные проблемы выявления и развития одаренности. По дистанционному обучению одаренных детей приведены примеры лучших зарубежных и российских практик и даны в обзорном плане используемые ими цифровые ресурсы и программное обеспечение (для ознакомления). Нижегородская дистанционная школа – технологическая платформа для разработки и реализации электронных курсов. Модули по четвертой теме «Современная технологическая платформа общего образования. Основные принципы развития новых образовательных программ и технологий» и «Формирование бережливого мышления одаренных детей через формирование бережливой среды» направлены на формирование методической компетентности у слушателей курсов. Рассматриваются основы методики конструирования занятий, показаны примеры передового педагогического опыта работы с одаренными обучающимися, материалы нижегородских инновационных практик с рядом специальных современных технологических приемов. Особенности содержания системы занятий по естественно-научным предметам представлены в следующих темах курса: «Проектно-исследовательская деятельность в естественно-научном образовании одаренных детей»; «Региональные центры естественно-научного образования в Нижегородской области»; «Тренинг личностной и командной эффективности».
Необычными в структуре дистанционной части курса стали задания разного типа и вида, направленные на формирование коммуникативной и рефлексивной компонент готовности педагога к работе с одаренными детьми. Так, во второй теме было «Задание по психологии одаренного ребенка», а в третьей теме – «Творческая мастерская», «Как приступить к реализации курса в Нижегородской дистанционной школе», а также глоссарий «Электронное обучение» с разбором терминов и понятий дистанционного курса. Стоит отметить новостной и консультационные форумы, такие как «Требуется помощь?» и «Подведем итоги», где одной из целей ставилась рефлексивная оценка деятельности слушателей. Предложены шесть тестовых заданий по изучаемым темам курса, которые оценивались автоматически в системе дистанционного обучения. В практикуме курса предусмотрены тематические задания, которые отправлялись на проверку преподавателю. Методические компетенции слушателей, их уровень оценивался при проведении сравнительного анализа при демонстрации фрагмента видеофильма с поведением одаренных детей на олимпиаде по физике. Коммуникативные компетенции слушателей формировались в дистанционной части курса при опросах «Анкета о внеурочной деятельности» и «Оценка профессиональных компетенций, необходимых для командной работы по созданию проектов по развитию одаренности у детей и подростков» и форумах-консультациях каждого модуля, где слушатели вели дискуссию, отвечая на вопросы, связанные с основами работы педагогов с одаренными детьми в своих школах, и рассуждали о том, каким образом они готовятся к преподаванию.
Итоговый форум «Представление проектов авторских рабочих программ и разработок сценариев учебных занятий (уроков, внеклассных мероприятий и др.) для одаренных детей и талантливой молодежи участников курсов» является традиционным в наших разработках для представления зачетных работ слушателями курса.
Результаты исследования и их обсуждение. Экспериментальное исследование результатов реализации разработанных Программ методики обучения учителей физики, астрономии, химии и биологии в системе ДПО для подготовки к работе с одаренными детьми и талантливой молодежью проводилось на базе Нижегородского института развития образования. Тематические занятия были организованы структурными подразделениями института (кафедры педагогики и андрагогики, психологии, естественно-научного образования; Центр цифрового обучения и учебно-методический центр бережливых технологий в образовании «Фабрика процессов»). Были использованы следующие технологии и методы обучения: интерактивные, обзорные и диалоговые лекции, семинарские занятия, кейс-технологии, тренинги решения олимпиадных заданий, мастер-классы индивидуального и группового проектирования и моделирования, тестирование, практикумы - лабораторные исследования с использованием ИКТ, дискуссии, самостоятельное решение задач в электронной среде, тренинги - командные соревнования, индивидуальные собеседования, организационно-деятельностные игры, посещения открытых уроков лучших учителей и мастер-классов, работа в специальных лабораториях ННГУ им. Н.И. Лобачевского, экскурсии, дистанционные образовательные технологии, что помогает раскрыть содержание и современные педагогические технологии по работе с одаренными обучающимися в области ЕНО.
Программа КПК «ЕНО: перспективы работы с одаренными детьми» реализуется в системе ДПО и рассчитана на педагогов, ведущих подготовку обучающихся к интеллектуальным соревнованиям высокого уровня в области естественно-научного образования. Слушателями курса в 2019, 2020 и 2021 гг. стали педагогические работники образовательных организаций: учителя и преподаватели физики, биологии, химии, астрономии, географии. За три года проведения занятий данного КПК по подготовке к работе с одаренными школьниками и молодежью прошли обучение 84 педагога, это каждый двадцатый педагог-предметник региона. По Программе курса «Теория и методика обучения астрономии» было подготовлено 417 учителей. Мы считаем, что данный КПК может быть также рекомендован преподавателям начального и среднего профессионального образования (колледжей, лицеев), работающим с талантливой молодежью, а также преподавателям вузов, готовящим учеников к высокорейтинговым соревнованиям и конкурсам, а также педагогам системы дополнительного образования и студентам последних курсов вузов.
При подготовке педагогов по вопросам организации работы с одаренными детьми реализуется сетевое взаимодействие с вузами региона. Так, учебные модули КПК и организация лабораторно-практических занятий для учителей естественно-научных дисциплин происходят с использованием современного оборудования на базе ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Основные положения исследования обсуждались на занятиях, проводимых сотрудниками кафедры ЕНО с 2017 по 2021 г. Рассматривались на семинарах для учителей астрономии, биологии, химии, физики и географии, методистов и руководителей районных методических объединений Нижегородской области, проводимых в рамках «Августовской афиши» 2018-2020 гг., на заседаниях кафедры ЕНО в 2018-2020 гг. Было подготовлено выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современного астрономического образования» [13]. Программа «Естественно-научное образование: перспективы работы с одаренными детьми» в 2021 г. прошла внутренний аудит в НИРО и была представлена на III Международном конкурсе обучающихся и педагогов профессиональных учебных заведений «Professional stars - 2019/2020» [14].
Кафедрой НИРО реализуются КПК учителей в области ЕНО: традиционные «Теория и методика обучения (физика, астрономия, биология, химия, география) в контексте требований ФГОС», модульные по предметам «Современные подходы в преподавании дисциплин» («Формы и содержание работы с одаренными детьми», «Внеурочная деятельность в естественно-научном образовании», «Цифровая образовательная среда в предметах естественно-научного цикла» с использованием мастер-классов преподавателей НИРО и ННГУ имени Н.И. Лобачевского, работа слушателей в лабораториях Нижегородского университета, «Профильные классы и школы», «Использование современных технических средств и виртуальных лабораторий в деятельности учителя физики в условиях требований ФГОС»), очно-дистанционные и по накопительной системе, реализующие персональный образовательный трек педагога. Нами разработаны как межкафедральные курсы, так и курсовые мероприятия по метапредметной тематике «Одаренные дети и педагоги» (организация образования одаренных школьников в профильном общеобразовательном учебном учреждении). Успешное освоение КПК для педагогов для работы с одаренными детьми с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий свидетельствует о готовности слушателя не только к решению базовых задач, обусловленных требованиями профессионального стандарта педагога, но и об их способности к системному применению современных образовательных технологий, использованию нестандартных методов обучения, позволяющих выявлять и поддерживать одаренных и высокомотивированных детей и талантливую молодежь, проявивших выдающиеся способности в области ЕНО.
Заключение
Разработанная модель формирования профессиональной готовности педагога к работе с одаренными, высокомотивированными детьми и талантливой молодежью в области ЕНО реализуется нами при подготовке учителей физики, астрономии, биологии, химии в системе ДПО. Ведется комплексная работа в условиях образовательной системы региона через специальные КПК с различным функциональным значением, территориальной дислокацией и уровнем профилизации по программам «Естественно-научное образование: перспективы работы с одаренными детьми», «Теория и методика обучения (астрономия, физика, химия, биология) в контексте требований ФГОС» и «Современные подходы в преподавании дисциплин». В перспективе планируется дальнейшее усовершенствование рабочей программы, подготовка и обновление материалов занятий в связи с быстро меняющейся обстановкой в образовательной сфере региона, что является необходимым для улучшения непрерывного педагогического образования, в котором интегрированы элементы дистанционного, очного и проектного образования. В планах развития разработанного нами курса «Естественно-научное образование: перспективы работы с одаренными детьми» планируется проведение взаимодействия с коллективами школ с профильными классами в форме организации выездных разовых мероприятий, их дистанционная поддержка и научно-методическая помощь в формировании направлений работы региона и дорожной карты по реализации нацпроекта «Образование» по аналогии с многолетним опытом работы в составе предметных комиссий государственной итоговой аттестации ведущих преподавателей курса.
Библиографическая ссылка
Прозаровская Л.А. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ АСТРОНОМИИ, ФИЗИКИ, БИОЛОГИИ И ХИМИИ К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖЬЮ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30950 (дата обращения: 15.05.2024).