Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПРОЕКТНАЯ СЕССИЯ КАК УЧЕБНОЕ СОБЫТИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Трушкова М.А. 1 Давыдова Ю.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
В статье представлен опыт организации проектной сессии как учебного события в Мининском университете. Работа осуществлялась в рамках экспериментальной педагогической деятельности и сетевого сотрудничества кафедры биологии, химии и биолого-химического образования со школами-партнерами г. Нижнего Новгорода. В материалах статьи представлена организационно-структурная композиция проектной сессии, концептуальные основы специфики содержания, функциональные особенности рабочих групп проектной сессии. Представлена логистика организации всех этапов проектной сессии как учебного события. Подробно описаны виды деятельности участников проектной сессии на каждом этапе. Определен деятельностный функционал экспертной комиссии как одного из ключевых элементов проектной сессии. Отражена роль проектной сессии как формы организации образовательной деятельности, направленной на повышение уровня учебной мотивации обучающихся. Проведено исследование степени учебной мотивации к познавательной деятельности обучающихся 9-х классов МАОУ «Средняя школа № 151 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода и обучающихся профиля «Биология и Химия» Мининского университета. Участники проектных групп демонстрировали умения анализировать способы решения проблемы; навыки планирования деятельности и логистики процесса согласно плану; научились распределять функциональные обязанности в рабочей группе; оперировали критериями успешности своей деятельности; выстраивали конструктивные командные взаимодействия.
учебное событие
проектная сессия
экспериментальная педагогическая деятельность
проектная деятельности
системно-деятельностный подход
профессиональная подготовка педагогов-бакалавров
1. Львов Л.В., Усынин М.В. Проблемы интеграции в ходе управления образовательно-профессиональным процессом развивающегося вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. №2. С.122-134.
2. Дитковский Е.А. Стандарт проектных сессий // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. №12. С. 65.
3. Воронина Ю.В. Технологии формирования профессиональной готовности педагогов к реализации профильного обучения в системе дополнительного педагогического образования // Профильная школа. 2008. №1. С.56-60.
4. Утемов В.В., Асхадуллина Д.И. Формирование архитектуры проекта в образовательных системах// Научно-методический электронный журнал Концепт. 2020. №4. С.33-41.
5. Зайцева О.А. Проектная деятельность студентов-бакалавров педагогического вуза как условие подготовки к организации научно-исследовательской деятельности школьников // Самарский научный вестник. 2019. №8. С.280-285.

В условиях высокой динамики развития общества и интенсификации внедрения инновационных форматов развития профессиональных компетенций всегда актуальной будет задача формирования активного и самостоятельного студента, нацеленного на процесс непрерывного саморазвития. Конкурентоспособность выпускника, как претендента на вакантное место, предопределяет компетентность в определении цели, задач, решении и последующей реализации их с помощью известных или самостоятельно найденных методов и средств, отражающих готовность и способность применять теоретические знания к решению практических задач, оформлять и представлять результаты своей работы.

В образовательной среде Мининского университета существует множество педагогических нововведений, которые положительно сказываются на учебном процессе. Одним из них является проведение проектной сессии как учебного события. Формирование компетенций, связанных с проведением данного мероприятия, представляет собой очень важный процесс инновационного подхода получения профессиональных навыков студентами.

В современном обществе существует высокая потребность организации учебного процесса в педагогическом университете на основе междисциплинарных интегрированных связей проектного формата обучения. Поэтому для будущих бакалавров важно создать условия образовательной среды, которые бы позволили погрузить их в реальные профессиональные ситуации, а система консультантов-наставников может организационно-методически управлять данным процессом. На наш взгляд, данным требованиям отвечает формат проектных сессий, причем с участием представителей работодателей и школьников как целевой аудитории.

Так как педагогическая деятельность является ведущей для будущих бакалавров, а организационно-управленческая деятельность сопровождает данный процесс, практическая готовность к проектной работе будет важна при становлении будущего педагога [1]. Проектная сессия является особым интенсивным типом образовательной деятельности, который использует специальные методы предметной работы с проектами, тем самым позволяя за несколько дней работы продвинуть проект вперёд [2].

Проектная сессия представляет собой групповую деятельность под руководством модератора, во время которой происходит поиск и структурирование проблемных вопросов заданной тематики, формируются проектные инициативы, происходит активный диалог между участниками, принимаются совместные решения выявленных проблемных точек, генерируются новые подходы к получению проектного продукта. В рамках проектной сессии проект моделируется сознательно, публично и коллективно. Таким образом, создается предмет для освоения, совершенствования и оснащения инструментами и технологиями. При организации проектной сессии используются специальные методы предметной работы: интенсификация предметного образовательного компонента в рамках общей тематики сессии, организация проектных групп, построение карты проблемного поля, групповая работа проектных команд, системное проектирование под руководством организационно-управленческой команды, промежуточная экспертная деятельность при сочетании с предметно-практической рефлексией. Кроме того, проектная сессия как активная форма образовательной деятельности может быть эффективной формой повышения мотивации обучающихся к познавательной деятельности.

Модель проектной сессии представлена несколькими этапами. Инициирующим этапом выступает мотивационный этап - актуализация деятельности путем интенсификации образовательного компонента, нормативно-правового обоснования содержания проектной деятельности, осуществление постановки цели и задач. Второй этап - предметно-практическая рефлексия, в рамках которой происходит формирование проектных групп, определение содержания проектной деятельности. На этапе проектирования реализуется подготовка проектов, промежуточная экспертная деятельность, корректировка проектов. Завершающим этапом модели является презентация результатов деятельности проектных групп.

Цель исследования - разработать структурно-функциональную модель проектной сессии и методические рекомендации для ее проведения в образовательной среде педагогического университета как инновационную форму мотивации обучающихся к познавательной деятельности по биологии.

Материал и методы исследования

Проектная сессия в Мининском университете была организована как инновационное средство мотивации обучающихся к познавательной деятельности по биологии в рамках работы экспериментальной педагогической площадки на базе МАОУ «Средняя школа № 151 с углубленным изучением отдельных предметов» (г. Нижний Новгород).

При исследовании уровня учебной мотивации к познавательной деятельности по предмету «Биология» был применен метод анкетирования из диагностического инструментария. Для проведения исследования были проанализированы две возрастные группы: обучающиеся МАОУ «Средняя школа № 151 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода и обучающиеся профиля «Биология и Химия» Мининского университета. В качестве опытной группы обучающихся школы был взят 9 «Б» класс, в качестве контрольной группы – 9 «А» класс. Для определения уровня учебной мотивации к познавательной деятельности при изучении биологии была использована «Методика диагностики направленности учебной мотивации» (автор Д.Т. Дубовицкая). Проектная сессия включала в себя разработку проектов с элементами здоровьесберегающих технологий как основы профилактики заболеваний.

В качестве организаторов проектной сессии выступали обучающиеся 4 курса профиля «Биология и Химия», в качестве участников сессии – команды обучающихся 9 «Б» класса школы, команды студентов – обучающиеся 1 курса профиля «Биология и Химия». Реализация проектной сессии осуществлялась в рамках дипломного проектирования во время производственной (педагогической) практики, а также как апробация инновационного формата учебного события Мининского университета. Процесс подготовки проектной сессии включал в себя несколько направлений: структурно-функциональное; концептуальное, аналитическое, консультационную работу над формированием и реализацией проектной сессии.

В рамках структурно-функционального направления были реализованы следующие виды деятельности:

- проведение заседания организационно-методической рабочей группы проектной сессии для определения темы (в состав рабочей группы сессии вошли студенты 4 курса профиля «Биология и Химия» (организаторы учебного события), преподаватели кафедры биологии, химии и биолого-химического образования Мининского университета, учителя биологии школ – сетевых партнеров кафедры);

- выбор ведущих для проведения проектной сессии, имеющих высокий уровень знаний по выбранной теме;

- определение дат проведения сессии;

- организационно-информационная работа по формированию целевой аудитории для проведения проектной сессии;

- анонсирование темы, дат и целей проведения проектной сессии в социальных сетях;

- сбор и анализ литературы по выбранной теме;

- формирование раздаточного материала;

- выбор экспертной комиссии проектной сессии.

На данном этапе был осуществлен выбор темы проектной сессии и построены логистические схемы ее организации. Для успешной деятельности также на этом этапе происходит распределение функциональных обязанностей между организаторами проектной сессии.

Параллельно реализуется подбор материально-технической базы. После полной подготовки оборудования был запущен процесс выбора целевой аудитории. Участниками данного учебного события были выбраны обучающиеся 9 класса МАОУ «Средняя школа № 151 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода и обучающиеся 1 курса профиля «Биология и Химия» Мининского университета.

На следующем этапе организации проектной сессии осуществлялась подготовка информационных материалов и методических рекомендаций для успешной работы участников. Параллельно проводились методические совещания рабочей группы.

При реализации концептуальной, аналитической, консультационной работы над формированием проектной сессии происходили следующие события. В первой части проектной сессии обучающиеся 4 курса, преподаватели кафедры биологии, химии и биолого-химического образования провели образовательный лекторий по теме здоровьесберегающих технологий в молодежной среде. Студенты-организаторы распределили участников проектной сессии на проектные группы и провели мастер-класс на тему «Как поймать гениальную идею и реализовать ее в проект».

На следующем этапе проектной сессии участники разрабатывали собственные проекты. После интенсивной проектной работы участники, организаторы и эксперты заслушивали, обсуждали и анализировали проекты. Докладывалось текущее видение проекта его командой, группа ведущих экспертов проектной сессии подвергала его анализу, ставила конструкторские задачи на следующий этап.

Было разработано шесть социальных проектов. Главной идеей, объединяющей эти проекты, стало определение основных направлений профилактики заболеваний, выбор здоровьесберегающих технологий.

Первая группа МАОУ «Средняя школа № 151 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода выбрала тему «Как сохранить и укрепить здоровье школьника». Основной целью данного проекта было привить школьникам полезные привычки, которые станут основным элементом организации собственной деятельности. Обучающиеся планировали проводить лекции на тему здорового образа жизни и организовать спортивно-оздоровительные мероприятия. Была определена новизна и практическая значимость проекта, указаны календарный план и ожидаемые результаты.

Вторая группа из школы представила социальный проект экологической тематики «"НЕТ" мусору! "ДА" здоровью!». Была выявлена проблема, на которую направлен данный проект: территория Щелоковского лесопарка г. Нижнего Новгорода загрязнена после пикников и прогулок отдыхающих, что вредит обществу и экологии в целом. Реализация данного проекта будет способствовать повышению культуры поведения в общественных местах, формированию у населения правильного отношения к окружающей среде. Ближайшие перспективы развития проекта, которые были выделены учениками, - глобализация мероприятий по привлечению участников к решению проблемы; создание сообщества в социальных сетях по привлечению людей; организация плакатной выставки в школе для привлечения общественности к данной деятельности.

Третья группа школьников для своей работы выбрала тему «За нашим здоровьем будущее поколение!». Главная цель проекта - донести до современного поколения молодых людей специфику проявления эпигенетических заболеваний.

Четвертая группа школьников разработала проект комплекса мероприятий по теме здорового образа жизни. Целью данной работы было повысить интерес молодого поколения к здоровому образу жизни.

Проектную работу представили студенты 1 курса Мининского университета. Они разработали систему научно-просветительских мероприятий по профилактике эпигенетических заболеваний. И последняя группа студентов представила проект под названием «Антивирус». Командой была разработана социальная акция, челлендж и социальный флешмоб по профилактике вирусных заболеваний.

После представления первичных результатов проектной деятельности участники проектных групп объединялись для обсуждения проектов своих коллег. На данном этапе роли участников менялись: те обучающиеся, которые занимались разработкой содержания своих проектов, становились экспертами других проектных групп и наоборот. В результате подобной деятельности происходило междисциплинарное кросс-обсуждение, а также предметно-практическая рефлексия.

Проектирование осуществлялось на разных уровнях. Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта и на его прогностическое модельное представление [3]. Содержательный уровень проектирования представляет собой реализацию целевых установок проекта, анализ результативности деятельности, моделирование системы межпредметных связей, анализ рисков проекта и перспектив его развития. Технологический уровень проектирования представляет собой логистическую схему реализации проектной деятельности. Процессуальный уровень описывает возможности внедрения продуктов проектной деятельности в реальную практику [4]. На всех этапах проектной сессии всегда присутствовало несколько руководителей, консультационная команда, которая работала с участниками. Данную функцию осуществляли студенты 4 курса профиля «Биология и Химия» - организаторы проектной сессии. Консультанты помогали проектным группам контролировать ход выполнения работы (согласно намеченному плану), если была необходимость, давали рекомендации по коррекции планов группы.

На заключительном этапе подведения итогов главная роль отводилась экспертной комиссии, в которую вошли преподаватели кафедры биологии, химии и биолого-химического образования Мининского университета, студенты 5 курса профиля «Биология и Химия», а также учителя биологии школ – сетевых партнеров кафедры.

Экспертная комиссия выполняла следующие функции:

1) проверяла информацию на научность и правильность;

2) проводила анализ результатов проектной работы (оценивала качество проекта, полученных результатов с целью оценки соответствия их содержания требованиям, предъявляемым к проектам);

3) при необходимости, по просьбе консультанта, оказывала консультационную помощь участникам проекта;

4) разрабатывала рекомендации по доработке проектных материалов;

5) участвовала в разрешении спорных ситуаций участников проектных групп (на этапе защиты проекта).

По заранее разработанным критериям происходило оценивание проектов. Обучающиеся защищали свои проекты, отвечали на вопросы комиссии для получения объективной оценки.

После выставления баллов были подведены итоги проектной сессии.

Результаты исследования и их обсуждение

Результативность проектной сессии складывалась из комплекса элементов. Участники проектных групп демонстрировали умения анализировать способы решения проблемы; навыки планирования деятельности и логистики процесса согласно плану; научились распределять обязанности в рабочей группе; оперировали критериями успешности своей деятельности; выстраивали конструктивные командные взаимодействия.

На начальном этапе реализации педагогического эксперимента уровень учебной мотивации к познавательной деятельности по биологии в экспериментальном 9 «Б» классе МАОУ «СШ № 151 с УИОП» у 13% респондентов отмечен как высокий, у 81% - средний и у 6% - низкий уровень. После завершения эксперимента у 40% обучающихся зафиксирован высокий уровень учебной мотивации, у 57% - средний и у 3% - низкий. У обучающихся контрольной группы (9 «А» класс), не принимавших участие в проектной сессии, не выявлено существенных изменений в уровне учебной мотивации к познавательной деятельности по предмету «Биология». 17% респондентов характеризовались высоким уровнем мотивации в начале эксперимента, 44% школьников имели средний уровень мотивации и 39% - низкую степень мотивации. На завершающем этапе диагностики количество обучающихся с высоким уровнем мотивации возросло на 2%, 39% обучающихся имели средний уровень мотивации, количество обучающихся с низким уровнем мотивации к познавательной деятельности по биологии увеличилось до 42%. У обучающихся 1 курса профиля «Биология и Химия» Мининского университета степень учебной мотивации возросла с 73% до 88%, уменьшилось количество обучающихся со средней степенью выраженности мотивации в сторону повышения уровня (с 12% до 10%), а также сократилось число обучающихся с низкой степенью учебной мотивации до 2%.

Разработанная структурно-функциональная модель организации и проведения проектной сессии при реализации сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями г. Нижнего Новгорода показала высокую эффективность как инновационная форма реализации процесса повышения мотивации обучающихся к познавательной деятельности по биологии [5].

Заключение

В течение последующего периода обучения школьники приступили к практической реализации результатов проектной сессии, а обучающиеся профиля «Биология и Химия» Мининского университета на педагогических практиках выступили тьюторами данной проектной инициативы и сопровождали обучающихся в учебной, проектной и научно-исследовательской деятельности. Организация проектной сессии является эффективной формой инновационной практики совместной проектной деятельности при реализации сетевого взаимодействия образовательных организаций.


Библиографическая ссылка

Трушкова М.А., Давыдова Ю.Ю. ПРОЕКТНАЯ СЕССИЯ КАК УЧЕБНОЕ СОБЫТИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30139 (дата обращения: 29.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074