Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Сафронова А.Н. 1 Вербицкая Н.О. 2
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
2 ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
В настоящей статье проводится анализ понятия, а также содержания культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде. Формирование культуры безопасного образа жизни у современной молодежи в условиях виртуализации жизнедеятельности становится необходимым направлением воспитательной работы образовательной организации, поскольку негативные социальные провокации в сети Интернет обретают массовый характер воздействия на сознание личности, нарушая при этом социализацию молодого поколения. Авторами дается определение таких понятий, как «культура безопасного образа жизни в виртуальной среде», «виртуальная воспитательная среда». Предлагается рассматривать воспитательную деятельность по формированию культуры безопасного образа жизни в рамках таких методологических подходов, как когнитивный, системный и информационно-средовой. Рассматриваются компоненты культуры безопасного образа жизни: ценностно-смысловой, когнитивный, деятельностно-регулятивный и поведенческий. Формирование культуры безопасного образа жизни у обучающихся в виртуально-воспитательной среде предлагается реализовывать посредством активных коммуникативных методов взаимодействия на таких виртуальных площадках, как социальные сети и официальный сайт вуза. В статье приводятся примеры виртуальных воспитательных мероприятий со студентами Уральского государственного лесотехнического университета. Даются результаты исследования по определению уровня сформированности культуры безопасного образа жизни у обучающихся, приводятся полученные в результате тестирования, наблюдения и анализа данные.
культура безопасного образа жизни
обучающаяся молодежь
виртуальная воспитательная среда
методологические подходы
компоненты культуры безопасного образа жизни
принципы формирования культуры безопасного образа жизни
1. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся" от 31.07.2020 N 304-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/ (дата обращения: 28.07.2020).
2. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 25года» от 29.05.2015 №996-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/ (дата обращения: 28.07.2020).
3. Приказ Минобрнауки России от 30 марта 2015 г. № 322 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 менеджмент (уровень магистратуры)». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178271/. (дата обращения: 28.07.2020).
4. Гафнер В.В. Безопасный образ жизни: как его сформировать? От теории к практике // Народное образование. 2014. № 3. С. 186-192.
5. Терехина Р.Н. Компоненты основ культуры здорового образа жизни // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. №12. С. 78-82.
6. Петров С.В., Кисляков П.А. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: учебное пособие. М.: Издательство «Русский журнал», 2010. 260 с.
7. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. 416 с.
8. Мошкин В.Н., Калачев Г.А., Овчаров В В. Состояние практики воспитания культуры безопасности студентов // Педагогический университетский вестник Алтая. 2006. №. 2. С. 39-47.
9. Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О., Молчанов Н.А. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28368 (дата обращения: 15.08.2020).
10. Гребень Н.Ф. Психологические тесты для профессионалов / авт. Сост. Н.Ф. Гребень. Минск: Соврем. Шк., 2007. 496 с.
11. Носов А.Г. Диагностика уровня становления здорового образа жизни у обучающихся // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-12. С. 2644-2648.
12. Сафронова А.Н. Воспитание в цифровом пространстве: самосохранение здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28368 (дата обращения: 15.08.2020).

Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» [1] на современную образовательную организацию возложена значимая миссия по укреплению воспитательной составляющей образования. Определено, что образовательная организация создает условия для формирования у обучающихся социокультурных и духовно-нравственных ценностей, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Механизм организации воспитательной работы войдет в состав образовательных программ. Внесенные в указанный Федеральный закон изменения по вопросам воспитания обучающихся предусматривают необходимость поиска таких технологий воспитательной деятельности, которые будут отвечать требованиям современного общества.

Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [2] воспитание в системе образования предполагает необходимость предоставления таких воспитательных технологий с использованием возможностей информационных ресурсов, которые обеспечат защиту обучающихся от информации, причиняющей вред их психическому развитию и здоровью.

Государственными задачами в сфере воспитания являются содействие формированию у обучающихся позитивных жизненных планов и ориентиров, оказание им помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных, формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни. В связи с этим научно-методические механизмы в области воспитания предполагают изучение воздействия новых информационных технологий на здоровье обучающихся, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности.

На сегодняшний день система образования является наиболее перспективной для внедрения новых инновационных воспитательных технологий, открывающих возможности получения необходимых знаний и отработки практики. Благодаря возможностям моделирования виртуального воспитательного пространства стали возможными получение эффекта собственного участия в виртуальных событиях, проведение мероприятий на дистанционном уровне. Однако вопрос культуры безопасного образа жизни в современной виртуальной среде требует нового педагогического осмысления.

Активное развитие виртуальной среды имеет не только социально-позитивный, но и деструктивно-провокационный контент, что может вызвать угрозу для формирования ценностно-смысловой сферы и социализации личности. Организаторы негативных социальных провокаций активно пользуются возможностями сети Интернет для реализации своих интересов. К негативным социальным провокациям в сети Интернет мы относим вовлечение в наркобизнес, террористические и религиозные формы провокаций, «буллинг», «троллинг», «группы смерти» и другие подстрекательства, которые влекут за собой тяжелые, иногда губительные последствия для социализации молодого поколения.

Стремительное развитие дистанционных форм педагогического процесса современных образовательных организаций требует поиска новых подходов в воспитательной работе. Культура безопасного образа жизни в виртуальной среде сегодня является важным условием становления социально устойчивой личности молодого человека, а значит – главной задачей воспитательной деятельности образовательной организации.

Целью нашего исследования является анализ содержания культуры безопасного образа жизни в современной виртуальной среде для осмысления возможностей педагогического воспитательного взаимодействия с обучающимися.

Материалы и методы исследования

Понятие безопасности образа жизни введено требованиями к образовательным результатам основных профессиональных образовательных программ высшего образования. В содержании Федеральных государственных общеобразовательных стандартах отмечается, что ценностное отношение к своей жизни и умение противодействовать негативным влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности, являются основными задачами воспитания личностной культуры человека [3].

Современные ученые описывают безопасность как особое отношение субъекта к окружающей среде. В исследованиях В.В. Гафнера безопасный образ жизни отражает систему социально-культурных ценностей личности и проявляется в индивидуальной форме поведения, когда ежедневно выполняются правила и нормы безопасности [4].

Идея безопасности как культурного постулата связана с созданием благоприятных условий для самосохранения. Человек в сфере культуры реализует свою жизнедеятельность в аспектах познания культуры, существует в обществе как носитель определенной культуры и создает и реализует ценности, которые будут являться базой для следующего поколения [5].

С.В. Петров и П.А. Кисляков отмечают, что воспитание культуры включает практическую подготовку к жизни в определенном культурном пространстве [6].

По мнению Б.Н. Чумакова, культура безопасного образа жизни является сложным понятием, которое граничит с образом жизни и заботой об окружающих, выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления личного и общественного здоровья [7].

В.Н. Мошкин характеризует культуру безопасного образа жизни как компонент педагогического процесса, имеющий своей целью формирование у обучающегося готовности действовать в непредсказуемых обстоятельствах (в том числе опасных и экстремальных), стремления к саморазвитию в реализации новых возможностей [8]. В качестве указанного компонента в образовательном процессе, как правило, выступает определенный учебный курс: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Экология» и т.п. В условиях дистанционного образовательного процесса возможно применять виртуальные методы воспитательного взаимодействия по подготовке обучающихся к преодолению опасных факторов жизнедеятельности: онлайн-форумы, веб-конференции, онлайн-встречи и т.п.

Обобщая положения законодательных актов в сфере образования и научные педагогические подходы к изучению культуры безопасного образа жизни, мы считаем, что формирование культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде на основе ценности здоровья обеспечивается повышением уровня информационной безопасности молодого поколения, снижением уровня негативных социальных явлений, снижением уровня антиобщественного поведения со стороны обучающихся. Следовательно, культура безопасного образа жизни проявляется в таком типе поведения, которое формирует навыки самосохранения здоровья (рис. 1).

Культура безопасного образа жизни в виртуальной средеЗдоровьесбере-
гающее поведение
,Навыки самосохранения здоровья,Распознание,Противодействие,Избегание,Личностно значимые ценности ,Здоровье

Рис. 1. Содержание культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде

Выступая одним из видов культуры общества, культура безопасного образа жизни в виртуальной среде имеет в своем содержании индивидуальные черты: осознание значимости безопасного образа жизни, знания о проблеме негативных социальных провокаций виртуальной среды, умение распознавать негативные социальные провокации как в виртуальной среде, так и в реальной жизнедеятельности и избегать их.

С учетом педагогического осмысления и вышеизложенного полагаем, что культура безопасного образа жизни в виртуальной среде содержит такие компоненты, как ценностно-смысловой, когнитивный, деятельностно-регулятивный, поведенческий.

Ценностно-смысловой компонент предполагает осознание личностью значимости культуры безопасного образа жизни, постоянное желание сохранять и укреплять свое здоровье.

Когнитивный компонент выражается в знаниях и представлениях о причинах и факторах воздействия негативных социальных влияний в цифровой среде на сознание молодого поколения. При формировании когнитивного компонента у обучающихся важно делать акцент на квалифицированную и достоверную информацию, выбирать доступные информационные ресурсы, обеспечивать комфортную, доверительную атмосферу педагогического взаимодействия.

При формировании ценностно-смыслового и когнитивного компонентов культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде целесообразно использовать такие виртуальные коммуникационные воспитательные формы, как онлайн-опрос, форум, обсуждение проблемной ситуации в чатах и т.п.

Деятельностный компонент формирует умения распознавать и противодействовать деструктивным провокациям виртуальной среды.

Поведенческий компонент формирует социальную ответственность, навыки здоровьесберегающей деятельности с целью избегания негативных провокаций виртуальной среды.

Поведенческий компонент выражен интеграцией полученных знаний, навыков и полученного опыта в активную практическую деятельность по сбережению собственного здоровья.

Воспитательная работа в образовательной организации, имеющая функцию формирования социальной культуры у обучающихся, обеспечивается через организацию педагогически целесообразной среды. Учитывая тенденции развития дистанционных форм образовательного процесса, организация воспитательной среды целесообразна и в виртуальном пространстве.

В рамках исследуемой темы виртуальная воспитательная среда образовательной организации представлена как специально организованная среда, динамическим компонентом которой является виртуальная реальность единого информационного образовательного пространства, обеспечивающая коммуникационное взаимодействие субъектов воспитательной деятельности с целью формирования у обучающихся культуры безопасного образа жизни в условиях воздействия деструктивных провокаций виртуального пространства [9].

Рассмотрим методологические подходы к формированию культуры безопасного образа жизни у обучающихся в виртуальной среде.

С учетом анализа педагогических подходов к формированию безопасного образа жизни у обучающихся и потенциала функционирования виртуальной воспитательной среды воспитательная деятельность обеспечивается в рамках аксиологического подхода: происходят формирование у студентов представления о здоровье как главной ценности жизни, выбор позитивных стратегий взаимодействия с окружающим миром.

Системный и информационно-средовой методологические подходы позволяют организовать воспитательную среду в виртуальном пространстве, технологизировать воспитательную деятельность по формированию культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде.

Обращаясь к исследованиям В.А. Ясвина, считаем, что процесс формирования культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде с точки зрения системного подхода характеризуется следующими показателями социально ориентированного потенциала воспитательной системы вуза.

1. Активность – обеспечивается максимальной включенностью студентов в воспитательный процесс и максимальной информированностью всех субъектов воспитания о возможностях этого процесса.

2. Интенсивность – обеспечивается активизацией воспитательного процесса по организации мероприятий согласно интересам и запросам обучающихся в направлении формирования культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде (проводятся чаты, квесты, форумы, видеообзоры, конкурсы и т.п.).

3. Осознаваемость как показатель степени включенности субъектов воспитания в процесс формирования культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде – обеспечивается регулярным обновлением информации, проведением онлайн-опросов, проблемных тренингов, семинаров и пр.

Комплексное влияние на содержание воспитательного процесса по формированию культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде определяет информационно-средовой методологический подход.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме позволил определить основные принципы организации воспитательного процесса формирования у обучающихся культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде.

1. Принцип многомерности. В рамках этого принципа обеспечивается соответствие информационного развития обучающегося в области культуры безопасного образа жизни тенденциям развития информационного общества путем внедрения информационных технологий в воспитательную деятельность образовательной организации. В рамках указанного принципа аспект воспитания будет заключаться в системной интеграции виртуального опыта противодействия негативным провокациям в реальную жизнедеятельность обучающихся.

2. Принцип взаимодействия. Управление воспитательным процессом подразумевает регулирование цифровой информации, использование алгоритмов принятия решений, обработку данных. Обеспечивает принцип взаимодействия педагогическая модерация.

Модерация необходима для педагогического контроля и коррекции воспитательного процесса в виртуальной воспитательной среде, что обеспечивает: социальную защищенность содержательного наполнения; непосредственное влияние каждого участника на формирование воспитательного виртуального пространства, гуманизацию отношений самих участников воспитательного процесса.

3. Принцип приоритетности активных педагогических методов на основе информационно-коммуникативной деятельности. Реализация этого принципа с точки зрения объектной составляющей воспитательной деятельности по формированию культуры безопасного образа жизни связана с динамичностью информационных потоков современного общества. Решение исследуемой проблемы в условиях интенсивного развития информационного общества, несущего наряду с позитивными возможностями негативные влияния деструктивных провокаций, обусловливает поиск новых методов, форм и средств работы со студентами.

С целью определения у обучающихся уровня сформированности культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде мы провели эксперимент с участием обучающихся Уральского государственного лесотехнического университета (далее – УГЛТУ). В эксперименте приняли участие 150 обучающихся. Критерии оценки выбраны на основе обозначенных выше компонентов культуры безопасного образа жизни: ценностно-смыслового, когнитивного, деятельностного, поведенческого.

Ценностно-смысловой компонент исследовался по методу опросника М. Рокича «Ценностные ориентации» [10]. Нами определялся уровень проявления у студентов желания и стремления к укреплению своего здоровья. Высокий уровень: проявление устойчивого интереса к здоровому образу жизни, успешной социализации, мотивации на сохранение и укрепление здоровья. Средний: проявление неустойчивого интереса к здоровому образу жизни, недостаточно выраженная позиция ценности здоровья. Низкий: недостаток целеустремленности и волевых усилий в процессе обучения, низкий уровень социальных ценностей.

Когнитивный компонент определялся сформированностью степени представлений о проблеме социально негативных провокаций в виртуальной среде, а также умением применять полученные знания в конкретной ситуации социально негативной провокации. Высокий уровень: достаточная информированность о проблеме социально негативных провокаций, четкое представление о факторах, разрушающих здоровье, сформированность негативного отношения к такого рода провокациям, умение применять полученные знания в конкретной ситуации. Средний: базовое представление о факторах риска социально негативных провокаций, отсутствие выраженных представлений об их опасном воздействии на жизнь и здоровье человека. Низкий: недостоверность или отсутствие знаний о проблеме социально негативных провокаций и их влиянии на здоровье и социальные функции человека, затруднение в аргументации своего мнения по заданной проблеме. Методами диагностирования когнитивного компонента явились опросник А.Г. Носова «Сформированность компонентов становления здорового образа жизни у обучающихся» [11], беседа и наблюдение.

Деятельностный компонент безопасного образа жизни в виртуальной среде определялся уровнем умения распознать социально негативную провокацию в виртуальной среде и избегать ее. Высокий уровень: умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях столкновения с социально негативной провокацией, владеть навыками распознавания и избегания социально разрушающих провокаций. Средний: затруднение в применении знаний в практических ситуациях влияния социально негативных провокаций. Низкий: несформированность умений распознавания и избегания социально негативных провокаций. С целью определения уровня сформированности деятельностного компонента проводился педагогический анализ рефлексивных ситуаций.

Поведенческий компонент безопасного образа жизни в виртуальной среде определялся уровнем сформированности социально позитивного поведения, владением индивидуальными стратегиями, навыками противодействия социально разрушающим провокациям, сформированностью навыков ведения здорового образа жизни. Высокий уровень: умение организовывать жизнедеятельность в соответствии с правилами здорового образа жизни, сформированность полезных привычек, навыков здорового образа жизни. Владение эффективными навыками принятия решений. Средний: затруднение в организации жизнедеятельности, недостаточная сформированность способов организации безопасного образа жизни, неустойчивость навыков отказа от предложений социально разрушающих провокаций, недостаточная саморегуляция. Низкий: отсутствие навыков саморегуляции, низкая организаторская деятельность в соответствии с нормами здорового образа жизни. Определялся уровень поведенческого компонента с помощью опросника волевого самоконтроля, разработанного А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом [10], также с помощью педагогического анализа рефлексивных ситуаций.

Критерии оценивались по шкале от 1 до 3 баллов: низкий уровень – 1 балл, средний – 2 балла, высокий – 3 балла. Исходя из показателей мы выводили формулу по определению среднего балла сформированности культуры безопасного образа жизни.

Результаты исследования и их обсуждение

Эксперимент был организован в два этапа. Во время первого этапа анализировался первоначальный уровень сформированности культуры безопасности образа жизни у обучающихся УГЛТУ. Начальный срез эксперимента показал, что у основной части обучающихся имеется низкий уровень (44%) или средний уровень (53,4%) сформированности культуры безопасного образа жизни. Студенты недостаточно проинформированы о проблеме воздействия социально негативных провокаций, не обладают навыками распознавания и избегания социально негативных провокаций в виртуальной среде (таблица).

Результаты начального среза по критериям оценки сформированности культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде

Критерии

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Пк – когнитивный

53

35,4

89

59,4

6

4

Пц – ценностно-смысловой

78

52

68

45,4

3

2

Пд – деятельностно-регулятивный

74

49,4

74

49,4

2

1,4

Пп– поведенческий

59

39,4

87

58

4

2,7

Ппп – общий уровень сформированности

66

44

80

53,4

4

2,7

 

После проведения начального диагностического исследования обучающимся предложено участие в коммуникативных мероприятиях на виртуальных платформах [12]. В рамках виртуальной воспитательной среды вуза создано сетевое сообщество «Pure Life!» на площадке социальной сети ВКонтакте, которое нацелено на систематизацию знаний о способах противодействия социально разрушающим провокациям виртуальной среды; создание ценностных установок в отношении самосохранения здоровья; развитие навыков распознавания социально разрушающих провокаций; становление алгоритмизации действий по избеганию социально негативных провокаций. Воспитательное сетевое сообщество в социальной сети ВКонтакте позволяет использовать достаточно обширный инструментарий воспитательного взаимодействия. Так, в рамках группы «Pure Life!» создавались чаты, где молодые люди обсуждали проблемные ситуации, делились мнениями. На регулярной основе проводились онлайн-опросы на предмет отношения к какому-либо событию или явлению, размещались полезные видеоматериалы, инструкции, публикации, статьи и т.п. [12].

На площадке официального сайта УГЛТУ создан блок инновационной воспитательной деятельности, в рамках которого обучающимся предложен онлайн-квест по определению подверженности к социально негативным провокациям информационной среды. Студенты поэтапно выполняли задания, в результате чего получали сведения с показателями подверженности себя социально негативным провокациям современного общества. Предполагалось, что в результате прохождения квеста студент должен научиться алгоритмизации самосохранительных действий при столкновении с конкретной социально негативной провокацией.

При проведении итогового диагностического среза использовались те же методики, что и на первом уровне диагностики. В итоге результаты диагностики показали положительную динамику, что вызвано реализацией предложенных нами мероприятий (рис. 2).

Рис. 2. Результаты итогового диагностического исследования обучающихся УГЛТУ

Проведенный нами эксперимент продемонстрировал актуальность формирования у обучающихся культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде.

Заключение

Актуальность проблемы формирования культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде проявляется в определении роли содержания воспитательной деятельности современной образовательной организации, в потребности изучения теоретических основ воспитательной деятельности по формированию культуры безопасного образа жизни в виртуальной среде, в необходимости методической обеспеченности воспитательной системы.


Библиографическая ссылка

Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О. КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30133 (дата обращения: 29.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074