Качество образования сегодня является важнейшим показателем для всех образовательных организаций. Именно высокое качество обеспечивает выполнение запросов как государства, так и общества в отношении подготовки современных квалифицированных специалистов. Кроме того, обеспечение высокого качества образования дает вузам возможность эффективно участвовать в конкурентной борьбе, сохраняться и развиваться. Но что же такое «качество образования»? Это понятие вызывает интенсивные дискуссии ученых, что приводит к широкому спектру трактовок данного термина. Среди вариантов можно указать следующие: «Качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства» [1, с. 31], «… социальная категория, определяющая состояние, результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности» [1, с. 31]. Другие авторы указывают, что «…качество образования определяется степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности» [2, с. 23]. Таким образом, требуются особые подходы для адекватной оценки качества образования. При этом нужно обязательно учитывать: 1) степень соответствия содержания образовательных программ требованиям ФГОС и пожеланиям работодателей; 2) удовлетворенность потребителей; 3) повышение общей культуры и образованности обучающихся [3]. Управление качеством требует формирования системы, которая обеспечивает контроль и развитие всех направлений деятельности вуза, элементами которой являются разработка образовательных программ, осуществление образовательного процесса, контроль качества усвоения учебного материала, формирование материально-технической базы, обучение профессорско-преподавательского состава (ППС). Одним из способов обеспечения эффективного управления качеством служат разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) [3, 4]. В работе СМК существенным элементом является мониторинг удовлетворенности потребителей. В образовании удовлетворенность рассматривают как результат сравнения между ожиданиями потребителей и восприятием ими образовательных услуг [5]. Исследование удовлетворенности позволяет улучшать учебный процесс, эффективно взаимодействовать с абитуриентами и работодателями. В Южно-Уральском государственном медицинском университете (ЮУГМУ) также действует сертифицированная СМК и проводится оценка удовлетворенности различных групп потребителей. В частности, ранее было показано, что 87,3% работодателей полностью удовлетворены уровнем практической подготовки студентов [6]. Весной 2020 г. все высшее образование в России было вынуждено перейти на использование электронного образования (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Большинство вузов имели определенный опыт в этом отношении. В ЮУГМУ существует образовательный портал, действующий на основе системы Moodle. Портал активно использовался в рамках дополнительного профессионального образования. На нем также размещали лекции для студентов по ряду дисциплин. Однако пришлось срочно разрабатывать учебный контент по всем дисциплинам и размещать его на портале. Это потребовало больших усилий от ППС и технических служб университета. Дополнительными проблемами стали регистрация на портале всех студентов и обучение их правильной работе с учебными материалами. Эти особенности сделали целесообразным настоящее исследование.
Цель исследования: оценка удовлетворенности студентов качеством и организацией учебного процесса в условиях использования дистанционного образования.
Материал и методы исследования
В работе был применен метод анкетирования. Анкета была размещена на образовательном портале университета. Студенты принимали участие в опросе добровольно. Ответы учитывались в анонимном режиме. Респондентами стали студенты 1-го курса: 76 обучались на педиатрическом факультете и 163 – на лечебном факультете. Удовлетворенность указывали в процентах от 10 до 100. Ответы классифицировали следующим образом: удовлетворенность 10–20% – полностью не удовлетворены, удовлетворенность от 30% до 50% – частично не удовлетворены, удовлетворенность от 60% до 80% – частично удовлетворены, удовлетворенность 90–100% – полностью удовлетворены. В ряде вопросов студенты могли выбрать один из вариантов ответов. Для определения статистически значимых различий между группами использовали точный критерий Фишера, который определяли с помощью программы, разработанной Dr. Haseeb A. Khan и размещенной на сайте «Биометрика» [7].
Результаты исследования и их обсуждение
Как видно из таблицы 1, 83,9% студентов лечебного факультета и 92,2% студентов педиатрического факультета удовлетворены обучением в ЮУГМУ. Это свидетельствует о хорошей организации учебного процесса и адекватном выборе абитуриентами будущей профессии. Доказательством высокой учебной мотивации студентов-медиков является тот факт, что у 70,3% опрошенных преобладал мотив «получение знаний», а у 13,5% – мотив «овладение профессией» [8].
Качеством лекций и практических занятий удовлетворены в целом 70,84% и 65,4% респондентов с лечебного факультета. Похожая картина отмечалась и среди будущих педиатров (табл. 1).
Таблица 1
Ответы на вопросы о качестве обучения
Варианты ответа |
Лечебный факультет, % (n) |
Педиатрический факультет, % (n) |
Насколько Вы удовлетворены тем, что обучаетесь в ЮУГМУ |
||
Полностью не удовлетворены |
3,1% (5) |
3,9% (3) |
Частично не удовлетворены |
13,0% (21) |
3,9% (3) |
Частично удовлетворены |
30,2% (49) |
30,3% (23) |
Полностью удовлетворены |
53,7% (87) |
61,9% (47) |
Насколько Вы удовлетворены качеством лекций, реализованных с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий |
||
Полностью не удовлетворены |
10,6% (17) |
6,7% (5) |
Частично не удовлетворены |
18,6% (30) |
16,0% (12) |
Частично удовлетворены |
36,64% (59) |
44,0% (33) |
Полностью удовлетворены |
34,2% (55) |
33,3% (25) |
Насколько Вы удовлетворены качеством проведения практических занятий (удобство + информативность + учебная эффективность) с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий через образовательный портал университета |
||
Полностью не удовлетворены |
8,0% (13) |
9,2% (7) |
Частично не удовлетворены |
26,5% (43) |
23,7% (18) |
Частично удовлетворены |
43,8% (71) |
44,7% (34) |
Полностью удовлетворены |
21,6% (35) |
22,4% (17) |
Примечание: статистически значимых различий между группами не обнаружено
Очень существенным элементом образовательного процесса является взаимодействие преподавателя и обучающегося. Данные по этому разделу представлены в таблице 2. Полностью и частично удовлетворены деятельностью ППС 86,5% студентов лечебного факультета и 88,1% – педиатрического. Весьма высока удовлетворенность объективностью оценок, которая на лечебном факультете составила 73,0%. При этом не удовлетворены правильностью оценок 27% студентов лечебного факультета и 21,3% – педиатрического. Представляется целесообразным рекомендовать преподавателям более подробно обосновывать причины снижения выставленной оценки. Доля студентов, не удовлетворенных обеспечением учебно-методической литературой, составила 33,1% на лечебном факультете и 35,5% на педиатрическом факультете. Данный факт сложно объяснить, так как все студенты имеют доступ к электронной библиотечной системе, кроме выданных на руки учебных пособий. Также студентам доступны сайты Министерства здравоохранения и профессиональных сообществ, на которых размещено большое количество документов по организации медицинской помощи. Вероятно, нужно обеспечить обучение студентов методам поиска нужной литературы в Интернете.
Была зафиксирована относительно низкая удовлетворенность организацией индивидуальных консультаций (66,3% и 58,9% соответственно на лечебном и педиатрическом факультете), что требует дополнительных усилий по выполнению этой части образовательного процесса. Несколько выше удовлетворенность оперативностью и результативностью реагирования кафедр – 73,3% на лечебном факультете и 76% на педиатрическом факультете.
Таблица 2
Ответы на вопросы о взаимодействии с преподавателями и по обеспечению учебного процесса
Варианты ответа |
Лечебный факультет, % (n) |
Педиатрический факультет, % (n) |
Насколько Вы удовлетворены адекватностью (правильностью) оценок, выставляемых преподавателями |
||
Полностью не удовлетворены |
6,9% (11) |
5,3% (4) |
Частично не удовлетворены |
20,1% (32) |
16,0% (12) |
Частично удовлетворены |
34,6% (55) |
46,7% (35) |
Полностью удовлетворены |
38,4% (61) |
32,0% (24) |
Насколько Вы удовлетворены обеспечением учебного процесса учебниками, учебными и методическими пособиями, научной литературой и иным в электронной форме |
||
Полностью не удовлетворены |
10,4% (17) |
11,8% (9) |
Частично не удовлетворены |
22,7% (37) |
23,7% (18) |
Частично удовлетворены |
35,6% (58) |
34,2% (26) |
Полностью удовлетворены |
31,3% (51) |
30,3% (23) |
Насколько Вы удовлетворены организацией проведения преподавателями индивидуальных консультаций при организации обучения с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий |
||
Полностью не удовлетворены |
9,4% (15) |
19,2% (14) |
Частично не удовлетворены |
24,4% (39) |
21,9% (16) |
Частично удовлетворены |
33,8% (54) |
26,0% (19) |
Полностью удовлетворены |
32,5% (52) |
32,9% (24) |
Насколько Вы удовлетворены оперативностью и результативностью реагирования кафедр на Ваши запросы |
||
Полностью не удовлетворены |
5,0% (8) |
4,0% (3) |
Частично не удовлетворены |
21,7% (35) |
20,0% (15) |
Частично удовлетворены |
30,4% (49) |
29,3% (22) |
Полностью удовлетворены |
42,9% (69) |
46,7% (35) |
Насколько Вы удовлетворены деятельностью ППС |
||
Полностью не удовлетворены |
1,2% (2) |
2,6% (2) |
Частично не удовлетворены |
12,3% (20) |
9,2% (7) |
Частично удовлетворены |
34,6% (56) |
44,7% (34) |
Полностью удовлетворены |
51,9% (84) |
43,4% (33) |
Насколько Вы удовлетворены своевременностью информирования Вас об изменениях в процессе дистанционного обучения на кафедрах (расписания занятий, тем занятий и лекций, проведения обзоров, проведения ликвидации задолженности и т.п.) |
||
Полностью не удовлетворены |
8,0% (13) |
9,2% (7) |
Частично не удовлетворены |
13,6% (22) |
21,1% (16) |
Частично удовлетворены |
34,0% (55) |
38,1% (29) |
Полностью удовлетворены |
44,4% (72) |
31,6% (24) |
Примечание: статистически значимых различий между группами не обнаружено
Своевременностью информирования об изменениях в процессе обучения удовлетворены 78,4% студентов лечебного факультета. Респонденты с педиатрического факультета продемонстрировали тенденцию к снижению удовлетворенности, которая составила 69,7% (сдвиги не достигли статистической значимости).
В таблице 3 представлено отношение студентов к электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям. 72,4% респондентов, обучающихся на лечебном факультете, считали, что качество дистанционного обучения ниже по сравнению с классическим. Доля таких ответов на педиатрическом факультете составила 55,3% (различия между факультетами статистически значимы). Доля студентов, считающих, что качество образования практически одинаково при этих вариантах, была выше на педиатрическом факультете на 12,3% (различия статистически значимы).
Таблица 3
Ответы на вопросы о дистанционном образовании
Варианты ответа |
Лечебный факультет, % (n) |
Педиатрический факультет, % (n) |
р |
По Вашему мнению, качество обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по сравнению традиционным очным – с точки зрения будущей врачебной профессии |
|
||
Выше |
3,1% (5) |
7,9% (6) |
> 0,05 |
Ниже |
72,4% (118) |
55,3% (42) |
= 0,011 |
Сопоставимо |
24,5% (40) |
36,8% (28) |
= 0,01 |
По Вашему мнению, удобство дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением |
|
||
Выше |
39,3% (64) |
36,0% (27) |
> 0,05 |
Ниже |
33,1% (54) |
26,7% (20) |
> 0,05 |
Сопоставимо |
27,6% (45) |
37,3% (28) |
> 0,05 |
Выберите, какой вариант обучения вам больше нравится |
|
||
С ежедневным посещением университета |
30,7% (50) |
26,3% (20) |
> 0,05 |
Только на основе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий без посещения университета |
8,0% (13) |
13,2% (10) |
> 0,05 |
В основном на основе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, но и с посещением университета |
22,1% (36) |
18,4% (14) |
> 0,05 |
С посещением университета и в небольшом объеме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий |
39,3% (64) |
42,1% (32) |
> 0,05 |
В целом из всей группы респондентов 66,95% считают, что качество дистанционного образования ниже, чем классического. Студенты ЮУГМУ не одиноки в таком отношении к дистанционному обучению. По данным литературы, сомневаются в возможности эффективного трудоустройства лиц, обучавшихся дистанционно, 46% работодателей [9]. Любопытно, что при ответе на вопрос об удобстве дистанционного обучения не было обнаружено преобладающего мнения (табл. 3). При выборе возможного варианта обучения 70% студентов лечебного факультета и 68,4% респондентов с педиатрического факультета выбрали посещение университета (с возможным использованием в небольшом объеме электронного обучения и дистанционных образовательных технологий). Таким образом, собственные результаты и данные литературы свидетельствуют о выраженном негативном отношении к качеству дистанционного образования.
Можно констатировать наличие большой проблемы, связанной с использованием ЭО и ДОТ. С одной стороны, дистанционное образование бурно развивается и все более широко используется. С другой стороны, имеется отрицательное отношение студентов, преподавателей и работодателей. Кажется целесообразным провести массовое обучение преподавателей особенностям подготовки учебного контента и его применения в условиях использования ЭО и ДОТ. Также стоит обратить внимание на такие проблемы, как: а) мотивация обучающихся; б) обеспечение развития коммуникативных навыков обучающихся при дистанционном образовании; в) эффективный контроль качества усвоения материала. Это особенно важно, так как при использовании ЭО и ДОТ повышается возможность использования обучающимися разного рода мошенничества (шпаргалок, микронаушников, плагиата). Необходимо решить проблемы с повышением нагрузки на ППС при дистанционном образовании. Требуются большие усилия для разработки занятий, проверки работ студентов, оформления документации. Многие студенты сдают работы в последний момент и требуют быстрого оценивания работы, что увеличивает нагрузку на преподавателя. Кроме того, ППС приходится нести дополнительные расходы в связи с использованием ЭО и ДОТ (необходимы оплата дополнительных трат электроэнергии, покупка программного обеспечения, амортизация техники).
Выводы
- Более 80% опрошенных студентов удовлетворены обучением в ЮУГМУ.
- Качеством лекций и практических занятий полностью и частично удовлетворены более 70% и 65% респондентов соответственно.
- Полностью и частично удовлетворены деятельностью ППС 86,5% студентов лечебного факультета и 88,1% – педиатрического факультета.
- Целесообразно более подробно разъяснять студентам их ошибки при ответах и провести обучение преподавателей методам онлайн-взаимодействия с обучающимися с помощью видеосервисов.
- 66,95% респондентов считают, что качество дистанционного образования ниже, чем классического. Студенты предпочитают обучение с посещением университета, возможно, с элементами использования дистанционных образовательных технологий.
- Требуются дополнительные усилия по улучшению результатов дистанционного образования.
Библиографическая ссылка
Колесникова А.А., Колесников О.Л., Синицкий А.И., Шишкова Ю.С. ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30068 (дата обращения: 18.04.2024).