Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Колесникова А.А. 1 Колесников О.Л. 1 Синицкий А.И. 1 Шишкова Ю.С. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет»
Мониторинг удовлетворенности потребителей образовательных услуг позволяет совершенствовать учебный процесс и обеспечивать эффективное взаимодействие всех сторон, заинтересованных в высшем образовании. В настоящей работе методом анкетирования произведена оценка удовлетворенности студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ) качеством предоставления образовательных услуг при использовании дистанционных образовательных технологий. В опросе добровольно и анонимно приняли участие 239 обучающихся 1-го курса ЮУГМУ (76 студентов педиатрического факультета и 163 студента лечебного факультета). Результаты проведенного анкетирования демонстрируют высокую удовлетворенность обучением в ЮУГМУ (свыше 80% респондентов), качеством лекций (свыше 70%) и практических занятий (более 65%). Деятельностью профессорско-преподавательского состава удовлетворены более 85% респондентов, а объективностью оценок – свыше 70% студентов. Более 60% респондентов отрицательно оценили дистанционное образование в медицинском вузе в целом. Результаты проведенного исследования демонстрируют необходимость дальнейшего обучения преподавателей методам дистанционного взаимодействия со студентами для более подробного обсуждения их ошибок при выполнении работы с применением электронных средств обучения (индивидуальные консультации) и разъяснения причин снижения выставленной оценки. Также представляется целесообразным дополнительное обучение студентов методам поиска необходимой литературы в сети Интернет. Требуются дополнительные усилия по улучшению результатов дистанционного образования.
высшее образование
дистанционное образование
качество образования
удовлетворенность студентов
1. Никокошева Н.Г. Некоторые подходы к определению понятия «качество образования» // Педагогическое образование. 2008. № 2. С. 27-34.
2. Авдашкин А.А., Пасс А.А. Подходы к определению понятия «качество образования» // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2(5). С. 21-26.
3. Соколовская М.В., Буянкина Р.Г. Роль системы менеджмента качества в образовательном процессе вуза // Сибирское медицинское обозрение. 2016. № 4. С. 100-107.
4. Чупрова Д.В. Менеджмент качества в сфере высшего медицинского образования // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 1. С. 184-188.
5. Елисеева Е.Н. Оценка удовлетворенности и лояльности потребителей в сфере высшего образования // Общество, экономика, управление. 2018. Том 3, № 4. С. 62-67.
6. Колесников О.Л., Худякова О.Ю., Колесникова А.А., Прачева А.А., Тарабрина Ю.О. Методика оценки удовлетворенности работодателей и результаты её применения // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV Всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2016. С. 59–61.
7. Программа вычисления точного критерия Фишера (Fisher's Exact Test) // Биометрика [Электронный ресурс]. URL: http://www.biometrica.tomsk.ru/programm_stat.htm (дата обращения: 01.08.2020).
8. Худякова О.Ю., Определякова Е.В., Колесникова А.А., Тарабрина Ю.О. Изучение учебных мотивов у студентов шестого курса педиатрического факультета // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы X внутривузовской научно-практической конференции. Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета, 2019. С. 112-115.
9. Яшина Л.И., Горева О.М. Проблемы внедрения дистанционного образования в вузе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета 2019. № 4(61). С. 84-90. DOI 10.26105/SSPU.2019.61.4.008.

Качество образования сегодня является важнейшим показателем для всех образовательных организаций. Именно высокое качество обеспечивает выполнение запросов как государства, так и общества в отношении подготовки современных квалифицированных специалистов. Кроме того, обеспечение высокого качества образования дает вузам возможность эффективно участвовать в конкурентной борьбе, сохраняться и развиваться. Но что же такое «качество образования»? Это понятие вызывает интенсивные дискуссии ученых, что приводит к широкому спектру трактовок данного термина. Среди вариантов можно указать следующие: «Качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства» [1, с. 31], «… социальная категория, определяющая состояние, результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности» [1, с. 31]. Другие авторы указывают, что «…качество образования определяется степенью соответствия теоретических знаний и умений их практическому использованию в жизни и профессиональной деятельности» [2, с. 23]. Таким образом, требуются особые подходы для адекватной оценки качества образования. При этом нужно обязательно учитывать: 1) степень соответствия содержания образовательных программ требованиям ФГОС и пожеланиям работодателей; 2) удовлетворенность потребителей; 3) повышение общей культуры и образованности обучающихся [3]. Управление качеством требует формирования системы, которая обеспечивает контроль и развитие всех направлений деятельности вуза, элементами которой являются разработка образовательных программ, осуществление образовательного процесса, контроль качества усвоения учебного материала, формирование материально-технической базы, обучение профессорско-преподавательского состава (ППС). Одним из способов обеспечения эффективного управления качеством служат разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) [3, 4]. В работе СМК существенным элементом является мониторинг удовлетворенности потребителей. В образовании удовлетворенность рассматривают как результат сравнения между ожиданиями потребителей и восприятием ими образовательных услуг [5]. Исследование удовлетворенности позволяет улучшать учебный процесс, эффективно взаимодействовать с абитуриентами и работодателями. В Южно-Уральском государственном медицинском университете (ЮУГМУ) также действует сертифицированная СМК и проводится оценка удовлетворенности различных групп потребителей. В частности, ранее было показано, что 87,3% работодателей полностью удовлетворены уровнем практической подготовки студентов [6]. Весной 2020 г. все высшее образование в России было вынуждено перейти на использование электронного образования (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Большинство вузов имели определенный опыт в этом отношении. В ЮУГМУ существует образовательный портал, действующий на основе системы Moodle. Портал активно использовался в рамках дополнительного профессионального образования. На нем также размещали лекции для студентов по ряду дисциплин. Однако пришлось срочно разрабатывать учебный контент по всем дисциплинам и размещать его на портале. Это потребовало больших усилий от ППС и технических служб университета. Дополнительными проблемами стали регистрация на портале всех студентов и обучение их правильной работе с учебными материалами. Эти особенности сделали целесообразным настоящее исследование.

Цель исследования: оценка удовлетворенности студентов качеством и организацией учебного процесса в условиях использования дистанционного образования.

Материал и методы исследования

В работе был применен метод анкетирования. Анкета была размещена на образовательном портале университета. Студенты принимали участие в опросе добровольно. Ответы учитывались в анонимном режиме. Респондентами стали студенты 1-го курса: 76 обучались на педиатрическом факультете и 163 – на лечебном факультете. Удовлетворенность указывали в процентах от 10 до 100. Ответы классифицировали следующим образом: удовлетворенность 10–20% – полностью не удовлетворены, удовлетворенность от 30% до 50% – частично не удовлетворены, удовлетворенность от 60% до 80% – частично удовлетворены, удовлетворенность 90–100% – полностью удовлетворены. В ряде вопросов студенты могли выбрать один из вариантов ответов. Для определения статистически значимых различий между группами использовали точный критерий Фишера, который определяли с помощью программы, разработанной Dr. Haseeb A. Khan и размещенной на сайте «Биометрика» [7].

Результаты исследования и их обсуждение  

Как видно из таблицы 1, 83,9% студентов лечебного факультета и 92,2% студентов педиатрического факультета удовлетворены обучением в ЮУГМУ. Это свидетельствует о хорошей организации учебного процесса и адекватном выборе абитуриентами будущей профессии. Доказательством высокой учебной мотивации студентов-медиков является тот факт, что у 70,3% опрошенных преобладал мотив «получение знаний», а у 13,5% – мотив «овладение профессией» [8].

Качеством лекций и практических занятий удовлетворены в целом 70,84% и 65,4% респондентов с лечебного факультета. Похожая картина отмечалась и среди будущих педиатров (табл. 1).

Таблица 1

Ответы на вопросы о качестве обучения

Варианты ответа

Лечебный факультет, % (n)

Педиатрический факультет, % (n)

Насколько Вы удовлетворены тем, что обучаетесь в ЮУГМУ

Полностью не удовлетворены

3,1% (5)

3,9% (3)

Частично не удовлетворены

13,0% (21)

3,9% (3)

Частично удовлетворены

30,2% (49)

30,3% (23)

Полностью удовлетворены

53,7% (87)

61,9% (47)

Насколько Вы удовлетворены качеством лекций, реализованных с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий

Полностью не удовлетворены

10,6% (17)

6,7% (5)

Частично не удовлетворены

18,6% (30)

16,0% (12)

Частично удовлетворены

36,64% (59)

44,0% (33)

Полностью удовлетворены

34,2% (55)

33,3% (25)

Насколько Вы удовлетворены качеством проведения практических занятий (удобство + информативность + учебная эффективность) с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий через образовательный портал университета

Полностью не удовлетворены

8,0% (13)

9,2% (7)

Частично не удовлетворены

26,5% (43)

23,7% (18)

Частично удовлетворены

43,8% (71)

44,7% (34)

Полностью удовлетворены

21,6% (35)

22,4% (17)

Примечание: статистически значимых различий между группами не обнаружено

Очень существенным элементом образовательного процесса является взаимодействие преподавателя и обучающегося. Данные по этому разделу представлены в таблице 2. Полностью и частично удовлетворены деятельностью ППС 86,5% студентов лечебного факультета и 88,1% – педиатрического. Весьма высока удовлетворенность объективностью оценок, которая на лечебном факультете составила 73,0%. При этом не удовлетворены правильностью оценок 27% студентов лечебного факультета и 21,3% – педиатрического. Представляется целесообразным рекомендовать преподавателям более подробно обосновывать причины снижения выставленной оценки. Доля студентов, не удовлетворенных обеспечением учебно-методической литературой, составила 33,1% на лечебном факультете и 35,5% на педиатрическом факультете. Данный факт сложно объяснить, так как все студенты имеют доступ к электронной библиотечной системе, кроме выданных на руки учебных пособий. Также студентам доступны сайты Министерства здравоохранения и профессиональных сообществ, на которых размещено большое количество документов по организации медицинской помощи. Вероятно, нужно обеспечить обучение студентов методам поиска нужной литературы в Интернете.

Была зафиксирована относительно низкая удовлетворенность организацией индивидуальных консультаций (66,3% и 58,9% соответственно на лечебном и педиатрическом факультете), что требует дополнительных усилий по выполнению этой части образовательного процесса. Несколько выше удовлетворенность оперативностью и результативностью реагирования кафедр – 73,3% на лечебном факультете и 76% на педиатрическом факультете.

Таблица 2

Ответы на вопросы о взаимодействии с преподавателями и по обеспечению учебного процесса

Варианты ответа

Лечебный факультет, % (n)

Педиатрический факультет, % (n)

Насколько Вы удовлетворены адекватностью (правильностью) оценок, выставляемых преподавателями

Полностью не удовлетворены

6,9% (11)

5,3% (4)

Частично не удовлетворены

20,1% (32)

16,0% (12)

Частично удовлетворены

34,6% (55)

46,7% (35)

Полностью удовлетворены

38,4% (61)

32,0% (24)

Насколько Вы удовлетворены обеспечением учебного процесса учебниками, учебными и методическими пособиями, научной литературой и иным в электронной форме

Полностью не удовлетворены

10,4% (17)

11,8% (9)

Частично не удовлетворены

22,7% (37)

23,7% (18)

Частично удовлетворены

35,6% (58)

34,2% (26)

Полностью удовлетворены

31,3% (51)

30,3% (23)

Насколько Вы удовлетворены организацией проведения преподавателями индивидуальных консультаций при организации обучения с применением электронного образования и дистанционных образовательных технологий

Полностью не удовлетворены

9,4% (15)

19,2%   (14)

Частично не удовлетворены

24,4% (39)

21,9% (16)

Частично удовлетворены

33,8% (54)

26,0% (19)

Полностью удовлетворены

32,5% (52)

32,9% (24)

Насколько Вы удовлетворены оперативностью и результативностью реагирования кафедр на Ваши запросы

Полностью не удовлетворены

5,0% (8)

4,0% (3)

Частично не удовлетворены

21,7% (35)

20,0% (15)

Частично удовлетворены

30,4% (49)

29,3% (22)

Полностью удовлетворены

42,9% (69)

46,7% (35)

Насколько Вы удовлетворены деятельностью ППС

Полностью не удовлетворены

1,2% (2)

2,6% (2)

Частично не удовлетворены

12,3% (20)

9,2% (7)

Частично удовлетворены

34,6% (56)

44,7% (34)

Полностью удовлетворены

51,9% (84)

43,4% (33)

Насколько Вы удовлетворены своевременностью информирования Вас об изменениях в процессе дистанционного обучения на кафедрах (расписания занятий, тем занятий и лекций, проведения обзоров, проведения ликвидации задолженности и т.п.)

Полностью не удовлетворены

8,0% (13)

9,2% (7)

Частично не удовлетворены

13,6% (22)

21,1% (16)

Частично удовлетворены

34,0% (55)

38,1% (29)

Полностью удовлетворены

44,4% (72)

31,6% (24)

Примечание: статистически значимых различий между группами не обнаружено

Своевременностью информирования об изменениях в процессе обучения удовлетворены 78,4% студентов лечебного факультета. Респонденты с педиатрического факультета продемонстрировали тенденцию к снижению удовлетворенности, которая составила 69,7% (сдвиги не достигли статистической значимости).

В таблице 3 представлено отношение студентов к электронному обучению и дистанционным образовательным технологиям. 72,4% респондентов, обучающихся на лечебном факультете, считали, что качество дистанционного обучения ниже по сравнению с классическим. Доля таких ответов на педиатрическом факультете составила 55,3% (различия между факультетами статистически значимы). Доля студентов, считающих, что качество образования практически одинаково при этих вариантах, была выше на педиатрическом факультете на 12,3% (различия статистически значимы).

Таблица 3

Ответы на вопросы о дистанционном образовании

Варианты ответа

Лечебный факультет, % (n)

Педиатрический факультет, % (n)

р

По Вашему мнению, качество обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по сравнению традиционным очным – с точки зрения будущей врачебной профессии

 

Выше

3,1% (5)

7,9% (6)

> 0,05

Ниже

72,4% (118)

55,3% (42)

= 0,011

Сопоставимо

24,5% (40)

36,8% (28)

= 0,01

По Вашему мнению, удобство дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением

 

Выше

39,3% (64)

36,0% (27)

> 0,05

Ниже

33,1% (54)

26,7% (20)

> 0,05

Сопоставимо

27,6% (45)

37,3% (28)

> 0,05

Выберите, какой вариант обучения вам больше нравится

 

С ежедневным посещением университета

30,7% (50)

26,3% (20)

> 0,05

Только на основе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий без посещения университета

8,0% (13)

13,2% (10)

> 0,05

В основном на основе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, но и с посещением университета

22,1% (36)

18,4% (14)

> 0,05

С посещением университета и в небольшом объеме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

39,3% (64)

42,1% (32)

> 0,05

 

В целом из всей группы респондентов 66,95% считают, что качество дистанционного образования ниже, чем классического. Студенты ЮУГМУ не одиноки в таком отношении к дистанционному обучению. По данным литературы, сомневаются в возможности эффективного трудоустройства лиц, обучавшихся дистанционно, 46% работодателей [9]. Любопытно, что при ответе на вопрос об удобстве дистанционного обучения не было обнаружено преобладающего мнения (табл. 3). При выборе возможного варианта обучения 70% студентов лечебного факультета и 68,4% респондентов с педиатрического факультета выбрали посещение университета (с возможным использованием в небольшом объеме электронного обучения и дистанционных образовательных технологий). Таким образом, собственные результаты и данные литературы свидетельствуют о выраженном негативном отношении к качеству дистанционного образования.

Можно констатировать наличие большой проблемы, связанной с использованием ЭО и ДОТ. С одной стороны, дистанционное образование бурно развивается и все более широко используется. С другой стороны, имеется отрицательное отношение студентов, преподавателей и работодателей. Кажется целесообразным провести массовое обучение преподавателей особенностям подготовки учебного контента и его применения в условиях использования ЭО и ДОТ. Также стоит обратить внимание на такие проблемы, как: а) мотивация обучающихся; б) обеспечение развития коммуникативных навыков обучающихся при дистанционном образовании; в) эффективный контроль качества усвоения материала. Это особенно важно, так как при использовании ЭО и ДОТ повышается возможность использования обучающимися разного рода мошенничества (шпаргалок, микронаушников, плагиата). Необходимо решить проблемы с повышением нагрузки на ППС при дистанционном образовании. Требуются большие усилия для разработки занятий, проверки работ студентов, оформления документации. Многие студенты сдают работы в последний момент и требуют быстрого оценивания работы, что увеличивает нагрузку на преподавателя. Кроме того, ППС приходится нести дополнительные расходы в связи с использованием ЭО и ДОТ (необходимы оплата дополнительных трат электроэнергии, покупка программного обеспечения, амортизация техники).

Выводы

  1. Более 80% опрошенных студентов удовлетворены обучением в ЮУГМУ.
  2. Качеством лекций и практических занятий полностью и частично удовлетворены более 70% и 65% респондентов соответственно.
  3. Полностью и частично удовлетворены деятельностью ППС 86,5% студентов лечебного факультета и 88,1% – педиатрического факультета.
  4. Целесообразно более подробно разъяснять студентам их ошибки при ответах и провести обучение преподавателей методам онлайн-взаимодействия с обучающимися с помощью видеосервисов.
  5. 66,95% респондентов считают, что качество дистанционного образования ниже, чем классического. Студенты предпочитают обучение с посещением университета, возможно, с элементами использования дистанционных образовательных технологий.
  6. Требуются дополнительные усилия по улучшению результатов дистанционного образования.

Библиографическая ссылка

Колесникова А.А., Колесников О.Л., Синицкий А.И., Шишкова Ю.С. ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30068 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674