Студенческая работа, направленная на научно-исследовательскую деятельность, у обучающихся в медицинских образовательных организациях высшего образования является в большой степени эффективности качественной педагогической технологией улучшения подготовки будущих специалистов медиков, формирующей основы клинического мышления и способности применения в практической клинической практике новых и современных результатов инновационных достижений науки [1–3]. Основная профессиональная образовательная программа высшего медицинского образования диктует необходимость поиска новых подходов к организационному процессу, методикам проведения и результативным составляющим студенческой научно-исследовательской работы [4–6], в том числе осуществляемой студентами стоматологических факультетов медицинских образовательных организаций высшего образования, направленной на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования третьего поколения. Согласно нормам и правилам данного стандарта каждый из студентов, обучающийся на стоматологическом факультете, для повышения теоретических знаний и формирования навыков по специальности обязан в процессе обучения выполнить достаточно большой перечень научно-исследовательских работ разного направления, входящих в образовательную программу, как обязательную часть при прохождении практики по разным направлениям стоматологической специальности [7] .
В ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет им проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», на кафедре стоматологии детского возраста и ортодонтии сформировано и активно работает в течение многих лет студенческое научное общество (СНО), которое предусматривает мотивационное освоение в процессе обучения и практико-ориентированный подход в овладении избранной профессиональной деятельностью врача-стоматолога [8]. Участие студентов в СНО кафедры – это возможный шаг профессионального роста формирующегося специалиста, основные задачи которого – это ознакомление обучающегося с нерешенными проблемами стоматологии детского возраста, детальное изучение и освоение ее отдельных вопросов, понимание и получение практических навыков и компетенций относительно базовых основ, методологии и практических приемов НИР в условиях эксперимента и клиники, формирование у студентов основных навыков, необходимых для осуществления в настоящее время и в последующем периоде самостоятельной деятельности по избранной профессии [9, 10].
Цель работы: провести комплексный анализ эффективности опыта работы последних 15 лет СНО кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ.
Материалы и методы исследования. Работа основана на структурном разновекторном анализе архивных отчетных документов, относящихся к деятельности СНО кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии стоматологического факультета КрасГМУ; изучении портфолио личных достижений студентов – участников СНО и профессорско-преподавательского состава кафедры, участвовавших в данных проектах в качестве научных руководителей, на общедоступном портале КрасГМУ; многолетнем личном опыте авторов публикации, осуществлении общего координационного руководства СНО кафедры и участии в качестве научных руководителей в отдельных проектах студенческих научно-изыскательских работ.
При организации работы СНО сотрудники кафедры придерживались следующих принципов: целесообразность и добровольность участия, учет интересов и возможностей обучающихся. Основная целью преподавателей, которую было необходимо достичь при работе обучающихся в СНО, – это привить его членам навыки научно-исследовательской работы и выработать стойкую мотивационную заинтересованность в достижении конечных полезных результатов своего труда. Важным компонентом обучения было достижение того, чтобы студент воспитывал в себе организованность и самостоятельность в работе, наблюдательность и скрупулезность в проведении исследования, осуществлял аналитическую и критическую оценку результатов своей работы, формировал собственное видение изучаемой проблемы.
Педагогические технологические, характеризующие особенности работы преподавателей со студентами – участниками СНО, заключались в том, что на кафедре принято выделять два основных базовых вида научно-исследовательской работы студентов: 1) научно-реферативную, 2) научно-практическую. Важным компонентом работы СНО является интегративная преемственность этих двух видов работ с возможностью привлечения студентов в СНО, начиная с младших курсов, объединяя их в общие рабочие группы по отдельным проблемам со старшекурсниками. При этом не исключалась возможность формирования отдельных сольных проектов при личной заинтересованности и эффективности выполнения работы.
Основные научные направления СНО кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ были представлены следующими тематиками.
- Клинико-эпидемиологические исследования распространенности и интенсивности стоматологической патологии и различных заболеваний челюстно-лицевой области у детей и подростков на региональном уровне.
- Разработка технологий проведения санитарно-гигиенического обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и их практическая апробация.
- Современные аспекты антропометрических исследований ЧЛО в норме и при патологии.
- Экспериментальные исследования различной тематики и направленности в отношении свойств и характеристик стоматологических материалов.
- Оценки достоверности и эффективности диагностических методов исследования, используемых в стоматологии.
- Демонстрация сложных клинических случаев больных, в лечении которых студенты СНО принимали непосредственное участие со своим научным руководителем.
- Поисково-исторические исследования профессионального трудового и творческого научного пути ветеранов кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ.
Научная деятельность студентов в СНО, относящаяся к реферативному уровню, не входящему в объем получаемой информации по общеобразовательному стандарту, состояла в детальной аналитической и критически оцениваемой работе над литературными источниками по проблеме с последующим формированием промежуточных научных продуктов в виде рефератов, докладов, сообщений, заслушиваемых и анализируемых на заседаниях СНО. Во время проведения данной работы студенты осуществляли первый шаг к научному творчеству в самостоятельном формате: получали навыки самостоятельной работы с научными литературными источниками, делали первые попытки анализа, отбора необходимой информации, ее критической интерпретации, структурирования и логического изложения. Если обучающийся, имея личное свободное время, был восприимчив и готов заниматься изучением дисциплины дополнительно, проявлял искреннюю заинтересованность в изучении ее современных достижений, то задача преподавателей состояла в том, чтобы научить его рационально и эффективно организовывать свою научную деятельность: формировать цель исследования, последовательный перечень задач, которые способствуют эффективному достижению поставленной цели; аналитически и дифференцированно изучать литературные источники; критически оценивать полученную информацию по информационному поиску, выделять положительные и отрицательные стороны изученного материала, высказывая свое мнение на проблему [11].
Научно-практическая работа студентов в СНО, выходящая за рамки действующего учебного плана, заключалась в совершенствовании мануальных навыков в конкретной области деятельности: 1) клинической, при работе с пациентами со сложной и неоднозначно трактуемой клинической ситуацией, 2) экспериментальной, заключающейся в четком, точном, детальном алгоритме отработки проведения схемы экспериментального исследования, 3) поисково-исторической, состоящей в готовности и умении вести диалог и грамотное интервьюирование лиц, являющихся первоисточником информации, по разрабатываемой тематике, относительно профессионального и творческого пути тех или иных персон и др.
Стандартный алгоритм работы преподавателя со студентами – участниками СНО обычно делился на несколько последовательных этапов.
- Подготовительный/вводный период – период адаптации студента к СНО, ознакомления и обучения азам и основам научно-исследовательской деятельности.
- Работа с литературными источниками по проблеме, определение уровня изученности и разработки проблемы, выделение «белых научных пятен», касающихся разрабатываемой проблемы, их аналитическая критическая оценка.
- Постановка цели и задач исследования, последовательное выполнение которых способствует достижению поставленной цели.
- Детальная отработка методологии исследования с формированием четких алгоритмов, способов и методов его проведения по каждой из поставленных задач.
- Непосредственное выполнение исследования студентом под контролем преподавателя путем предоставления промежуточных результатов исследования, их анализа, корректировки методологии проведения исследования, а в последующем – предоставления итоговых результатов исследования.
- Группировка полученных результатов исследования, их статистическая обработка и аналитическая оценка с формированием заключений и выводов относительно поставленной цели научно-исследовательской работы (НИР).
- Оформление полученных результатов НИР в виде конечных научных продуктов – докладов на конференциях, публикации научных статей и т.д.
Достаточно большое признание и понимание на кафедре стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ получили заседания научного студенческого общества в виде семинаров, которые проводятся ежемесячно. Каждый из студентов СНО по результатам проведенной за отчетный период работы готовит краткое сообщение как отчет по выполнению поставленной задачи, в ходе заседания проходит обсуждение работы и ставятся новые цели и задачи по дальнейшему выполнению исследования. После завершения выполнения НИР результаты оформляются в виде краткого заключения – презентации полученных результатов. Обсуждение и критический анализ результатов НИР студентов развивают у последних компетенции, относящиеся к профессиональным, а именно формируемым профессорско-преподавательским составом у студентов, важными из которых являются навыки и умения искусства оратора – способности вести дискуссионную полемику и отстаивать свою точку зрения при различных вариантах направления данной полемики. Вышеуказанная методология способствует оценке базового уровня знаний, сформированного у обучающихся, и дает им объективную оценку со стороны преподавателя. Полученные материалы в ходе аналитического научного литературного поиска по заранее избранной теме исследования формируют и создают основную фундаментальную основу для участия студентов в научных конференциях.
Доклады результатов НИР студенческих научных работ на итоговых конференциях образовательных организаций высшего образования являются результирующим вектором итогов научной работы студентов, а оценки жюри с присвоением или неприсвоением призового места, признанием или непризнанием результатов исследовательской работы общественностью факультета стоматологии. Представление и защита докладов вырабатывают умение будущего врача выступать перед аудиторией, отвечать на поставленные вопросы, аргументированно и объективно защищать свое мнение и отстаивать свою точку зрения по вопросу.
Научным руководителем СНО, назначаемым заведующим кафедрой, является один из наиболее квалифицированных и опытных специалистов кафедры. Руководитель СНО обеспечивает организацию и практическое осуществление работы НИР студентов, представление результатов исследований на научные конференции, организовывает заседания СНО, привлекая к его работе преподавателей кафедры. Руководитель согласовывает со студентами тематику научных разработок исследований, которые рассматриваются, согласовываются и утверждаются на кафедральном заседании, в соответствии с пожеланиями научных руководителей [1]. Исходя из нашего практического опыта мы можем заключить, что руководитель СНО кафедры должен обладать навыками и компетенциями психолога, налаживая коммуникативный контакт со студентами – участниками СНО, формируя эффективную составляющую мотивационного компонента к проведению научных исследований, дифференцированно стимулируя индивидуальную и коллективную творческую заинтересованность обучающихся, а также преемственность студентов младших и старших курсов в выполнении исследовательских работ. В данном аспекте являются важными увеличение практической значимости студенческих работ, предоставление и обеспечение возможности со стороны руководителя СНО публикации результатов исследований в научных журналах и сборниках научных трудов конференций, отбор наиболее способных студентов для обучения в ординатуре и аспирантуре. Устарелое моральное стимулирование студентов – получение зачета «автоматом» – в современных условиях становится все менее актуальным. Вместе с тем ужесточающиеся требования к соискателям при поступлении в ординатуру и аспирантуру со стороны администрации образовательной организации высшего образования, требующие наличия в личном портфолио объективного подтверждения результатов ранее выполненной научно-исследовательской работы как приоритетного условия для прохождения конкурсного отбора в виде опубликованных статей, особенно в журналах перечня ВАК, предоставления программ конференций с названием докладов и иного, являются эффективным мотивационным компонентом для раннего начала, планомерного выполнения и получения результатов с соответствующим их декларированием с учетом современных норм и правил науки со стороны студенческой аудитории.
Результаты исследования и их обсуждение. Согласно статистическим данным за отчетный 15-летний период в среде участников СНО кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии приняли участие 68 студентов, обучающихся по специальности «Стоматология», их средний срок работы в СНО составил 2–3 года. Тематики научных исследований, истоками которых были научные проекты, начатые в СНО, получили свое логическое завершение с участием студентов, занимавшихся в СНО, в последующем врачей-стоматологов, продолживших разработку тем исследования студенческих научных работ, в виде научных продуктов:
1) докладов на итоговых студенческих научных конференциях КрасГМУ, занявших призовые места: I место – 2 доклада (в 2012, 2019 гг.), II место – 3 доклада (в 2011, 2012, 2017 гг.), III место – 4 доклада (в 2011, 2018, 2019, 2020 гг.);
2) докладов на региональных и Всероссийских научно-практических конференциях: всего – 15 (среди них устных – 12, постерных – 3);
3) участия в качестве соавторов в учебно-методических изданиях – 9 учебно-методических пособий, в том числе 3 пособия, изданных с грифом УМО;
4) участия в качестве соавторов в методических рекомендациях – 3 методические рекомендации;
5) участия в качестве соавторов в монографиях – 3 монографии;
6) участия в качестве соавторов статей, опубликованных в изданиях (сборниках трудов научных конференций), индексируемых в РИНЦ, – 77 статей;
7) участия в качестве соавторов статей, опубликованных в журналах перечня ВАК, – 59 статей;
8) участия в качестве соавторов статей, опубликованных в профильных отраслевых журналах, – 6 статей;
9) участия в качестве соавторов статей, опубликованных в международных изданиях, – 4 статьи (в том числе 2 статьи в изданиях, индексируемых в базах данных WOS и Scopus);
10) участия в качестве соавторов патентов РФ – 3 патента РФ;
11) защиты диссертационных работ на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по научным темам, разработка которых была начата в рамках СНО, – 2 диссертанта.
Анализируя представленные выше результативные данные 15-летнего опыта работы СНО кафедры стоматологии детского возраста и ортодонтии КрасГМУ, можно с уверенностью констатировать, что участие студентов в СНО при правильно выбранной преподавателем форме научно-практической деятельности, сопоставляющей возможности и интересы студентов, являлось достаточно мощным мотивационным фактором стимулирования творческой научной активности обучающихся, направленной на получение конечного полезного результата. Наиболее целеустремленные студенты-кружковцы во время обучения в образовательной организации высшего образования не только приобрели навыки выполнения научных исследований, но и заложили основу для дальнейшей научной работы. Эти обучающиеся составляют кадровый резерв кафедры, некоторые из них стали не только высококвалифицированными врачами-стоматологами, но и преподавателями высшей школы.
Выводы
- СНО кафедры является достаточно высокоэффективным теоретическим и практическим инструментом для обеспечения развития и продвижения научных кафедральных исследований, а также формирования кадрового потенциала кафедры.
- В качестве руководителя СНО кафедры необходимо назначать сотрудника с большим практическим клиническим и педагогическим опытом, а также его заместителя – более молодого, начинающего клинициста и педагога, имеющего заинтересованность в данном проекте, для обеспечения интеграции и преемственности поколений.
- В работе со студентами – участниками СНО требуются мотивирование и стимулирование как индивидуальной, так и коллективной творческой активности, в зависимости от особенностей психологических типов, желаний, возможностей и перспектив обучающихся, которые необходимо рассматривать и решать в каждом конкретном случае индивидуально.
- Результаты каждого из проектов СНО следует оформлять в виде конечного научного продукта (доклада на студенческой научной конференции, публикации в изданиях различного уровня и т.д.) для обеспечения мотивации обучающихся к творческой научной деятельности, с предоставлением достигнутых результатов и поздравлениями участников на заседании СНО.
- Соревновательная среда в рамках СНО и новые квалификационные требования для соискателей поступления в ординатуру и аспирантуру являются достаточно высокой мотивационной составляющей для эффективного участия студентов в СНО.
Библиографическая ссылка
Галонский В.Г., Тарасова Н.В., Сурдо Э.С., Бриль Е.А., Журавлева Т.Б. АНАЛИЗ ПЯТНАДЦАТИЛЕТНЕГО ОПЫТА РАБОТЫ СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА КАФЕДРЫ СТОМАТОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА И ОРТОДОНТИИ КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30053 (дата обращения: 28.03.2024).