Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

Хусейнова А.А. 1 Сентилрубан О.В. 1
1 Донской государственный технический университет
Сегодня как никогда остро стоит вопрос о формировании нового качества образования, составной частью которого являются контроль и аутентичная оценка. Оценивание в различных его формах и методах – источник информации о деятельности обучающихся. Процедура оценивания служит условием формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся, их успешности в обучении. За последнее время в процессе интеграции России в мировое сообщество обострились проблемы качества образования, начался поиск наиболее надежных средств, методов, технологий оценки образовательных результатов для установления их соответствия международным стандартам. На фоне этого возникла необходимость модернизации системы оценки качества образования, которая активно началась на рубеже веков и продолжается до сих пор. В статье рассмотрен современный подход к пониманию оценивания в образовательной практике, отражены основные компоненты системы оценивания учебных достижений учащихся. Отмечена значимость независимого оценивания как современной эффективной измерительной педагогической технологии. Независимым оцениванием в статье выступает внешнее стандартизированное тестирование, проводимое независимыми центрами на основе качественного измерительного материала. Особое внимание в работе уделено субъектам оценочного процесса и их отношению к процедуре традиционного и независимого оценивания. Отражены результаты эмпирической части исследования и отмечены заинтересованность и доверие к независимой оценке учебных достижений.
оценка
учебные достижения
независимое тестирование
1. Пинская М. Оценивание – способ повышения эффективности обучения // Управление школой. 2009. № 3(486). [Электронный ресурс]. URL: https://upr.1sept.ru/view_article.php?ID=200900309 (дата обращения: 20.07.2020).
2. Сергеева Е.В., Чандра М.Ю. Современные технологии оценки учебных достижений обучающихся. Волгоград: ПРИНТ, 2013. 190 с.
3. Хусейнова А.А., Ковалева С.В. Образовательная эвалюация в управлении качеством обучения // Социокультурные проблемы развития образования в условиях проектного управления: сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Абакумовой И.В., Елагиной М.Ю., Чумак И.В. М.: КРЕДО, 2018. С.331-337.
4. Малыгин А.А., Щаницина С.В. Современная теория тестов как теоретическая основа современных подходов к оцениванию результатов обучения // Известия вузов. Сер. Гуманитарные науки. 2012. Т. 3. № 4. С. 324-327.
5. Баранова М., Гриценко Е. В конкурентной борьбе за успеваемость // Журнал Издательского дома «Первое сентября». 2017. №18. [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru/article.php?id=200701808. (дата обращения: 20.07.2020).
6. Основина Т.Ю. Балльно-рейтинговая система как средство оценки качества образования // Правовые и научно-методологические основы развития образования в Российской Федерации. 2016. С. 39-43
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271) // Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/6744437. (дата обращения: 20.07.2020).
8. Дегтярев С.Н. Совершенствование контрольно-оценочной деятельности как компонента профессиональной подготовки педагога // Теория и практика общественного развития. 2015. №8. С. 228-232.
9. Панюшкина М.А. Проблема обучения будущих педагогов оцениванию // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2015. №11. С.121-128.
10. Фролова А.К. Роль родителей в оценке качества образования // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2019. №1-2 (29-30). C. 54-57.
11. Янченко С.И. Независимый тестовый контроль и его место в системе контроля уровня учебных достижений студентов // Новые образовательные технологии в ВУЗе. 2014.
С.1564-1569.
12. Ефремова Н.Ф., Рыжкин А.А. Современные измерители знаний (опыт тестирования). // Высшее образование в России. 2001. №1. 15-20 с.
13. Хусейнова А.А. Развитие учебной мотивации в современных экономических и политических условиях // ЕГИ. 2020. №2 (28). С. 272-275.
14. Efremova N.F. Huseynova А.А. Shvedova S. The influence of assessment on learning motivation. SHS Web Conf. 2019. 04003. DOI: 10.1051/shsconf/20197004003.
15. Ефремова Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся // Российский психологический журнал. Российское психологическое общество. 2017. Том 14. № 2. 229-240 с.

Оценивание – центральное звено в формировании обратной связи между педагогом и обучающимся, подтверждение результата образовательной деятельности. Оценка в образовании определяется как системообразующий фактор, влияющий на эффективность работы всей системы [1].

Цель исследования заключается в рассмотрении подходов к пониманию оценивания в образовательной практике, отражении основных компонентов системы оценивания учебных достижений учащихся, отношения участников образовательного процесса к оценке.

Материал и методы исследования. Первым и в наиболее полной форме об оценивании с точки зрения психолого-педагогического аспекта заговорил в 1930-е гг. Б.Г. Ананьев. В своих трудах автор подчеркивал значимость качественной оценочной системы в образовательном процессе, поскольку невозможно организовать учебно-познавательную деятельность, как и любую другую, без оценки. Оценивание – важнейшая часть деятельности, ее регулятор и показатель результативности. Отметим, что в качестве учебных достижений обучающихся выступают достижения, сформированные в процессе учебной и внеурочной деятельности, отражающие достигнутый уровень развития личности [2].

В оценивании достижений следует учитывать возможность первоначальной самооценки результатов деятельности учащихся во избежание некритичного к ней отношения либо отвержения [3]. Оценка не должна носить обобщающего характера, необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии, понятные не только учителю, но и ученикам.

В течение многих лет система оценивания в образовательной практике видоизменялась. На данный момент она выглядит следующим образом: опросы (текущий, фронтальный опрос, комбинированный, обобщающий и др.); письменная контрольная работа; тестирование в различных формах и др.

Исходя из вышеприведенных данных отметим, что система оценки учебных достижений представляет собой комплекс целевых взаимозависимых контрольно-оценочных действий субъектов образовательного процесса с целью увеличения образовательных достижений каждого учащегося и качества образования в целом. Целостность и ценность системы обеспечиваются системой единства целевого, значимого, процедурного и рефлексивного компонентов и отражены на рисунке 1.

Рис. 1. Система оценивания учебных достижений обучающихся

Целевой компонент отражает требования к современному уровню образования обучающихся, где главной задачей выступает оценка индивидуальной динамики успеваемости каждого учащегося. Содержание оценивания включает в себя расширенный список образовательных достижений, обеспечивающий анализ и оценку реализации деятельностных и компетентностных подходов в обучении [4].

Отметим, что оценивание – сложный многоступенчатый процесс, стандартная процедура которого основывается на следующих этапах: подготовка оценочных материалов; организация и проведение оценочной процедуры; обработка первичных данных; шкалирование и анализ результатов оценки.

Стоит учитывать, что в постоянно модернизирующемся образовательном пространстве процедура оценивания может изменяться, но наиболее привычная схема оценочного процесса представлена на рисунке 2.

При организации оценки необходимо принимать во внимание, что оценивание не должно обобщаться, нужно учитывать особенности, понятные и обучающимся, и преподавателям [5].

Известный учитель Е.Н. Ильин утверждал, что в оценке чаще всего мало педагогики и много власти [6]. А должно быть наоборот.

Государственным заказом в сфере образования сегодня выступает значительное обновление оценочной системы достижений учащихся. В документах подчеркивается важность сравнительных исследований: закреплена необходимость участия России в международных сравнительных исследованиях качества образования, что предполагает учет международных подходов к определению качества образования и методов его оценки. Главные задачи современной образовательной организации – раскрытие способностей каждого учащегося, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Современное обучение должно быть построено так, чтобы обучающиеся могли самостоятельно ставить серьезные цели и достигать их, реагировать на разные жизненные ситуации. Ученые и педагоги пришли к выводу о том, что результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении [7].

Рис. 2. Главные составляющие современного оценочного процесса [8]

Отметим, что нами в качестве эмпирической составляющей исследования проводилось независимое стандартизированное тестирование по дисциплине «Обществознание» в образовательных организациях сельской и городской местности Ростовской области для учащихся 10-х и 11-х классов, был осуществлен сбор данных участников образовательной деятельности (родителей, педагогов и учащихся) об их отношении к существующей системе оценивания учебных достижений и способах ее совершенствования. В качестве репрезентативных были выбраны результаты, полученные от родителей.

Результаты исследования и их обсуждение. Отметим, что оценка может проводиться как самими субъектами образовательной деятельности, так и иными лицами. Поскольку преподаватель работает не сам по себе, а в качестве исполнителя, то у руководителей имеется не только право, но и обязанность осуществлять оценивание уровня учебных достижений обучающихся. В данном случае основными субъектами оценивания выступают педагоги и обучающиеся. Также не стоит забывать о важности участия родителей в образовательном и оценочном процессе [9].

Для проведения эмпирической части исследования были опрошены педагоги, учащиеся и родители учащихся средней школы 10–11-х классов г. Ростова-на-Дону и Ростовской области в количестве более 200 человек. Отметим, что большая часть педагогов и учащихся удовлетворены системой оценивания, однако именно результаты, полученные от родителей, были выбраны в качестве репрезентативных. Для определения приоритетов родителей в учебном процессе было проведено анкетирование. На вопрос: «Какие задачи приоритетны в обучении?» – были получены следующие ответы (рис. 3).

Рис. 3. Приоритетность задач в учебном процессе, по мнению родителей

Из всего числа родителей 52% считают, что приоритетным в образовании является обучение когнитивным навыкам, 24% родителей выбрали обеспечение подготовки для получения обязательного минимума объема знаний и умений по предметам учебного плана. И 12% считают, что приоритетным является освоение максимального объема знаний и умений, как и освоение обязательного минимума объема знаний и умений по предметам учебного плана (также 12%). Анализ данного вопроса свидетельствует о возможных скрытых проблемах в организации учебного процесса.

В формировании качественного оценивания мнение родителей должно учитываться, поскольку родители осуществляют: контроль (контроль процесса развития учащихся в рамках образовательных организаций и семьи); управление (управление образовательным процессом посредством нормативных документов и актов); оценку (осуществление наблюдения и оценки образовательных результатов обучающихся); воспитание; обучение (контроль обучения и самообучения в рамках семьи) [10].

Для определения уровня удовлетворенности родителей процессом обучения и главное – оценивания учебных достижений был задан прямой вопрос: «Довольны ли Вы тем, как и чему сумел научиться на занятиях обучающийся, и оценкой его знаний?» Полученные результаты представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Уровень удовлетворенности нынешним процессом обучения и качеством оценивания

В итоге имеем следующие результаты: только 12% родителей полностью удовлетворены уровнем знаний и умений обучающихся, оценкой знаний; 64% частично удовлетворены, 24% испытывают беспокойство по некоторым предметам, и ни один родитель не был очень недоволен. Учитывая это, можно сказать, что родители – лица, непосредственно заинтересованные в качестве образования и аутентичной оценке, не до конца доверяют полученным образовательным результатам в виде традиционных оценок.

В результате эксперимента также было установлено отношение родителей к проводимой внешней оценке (рис. 5).

Рис. 5. Удовлетворение родителей результатами, полученными в ходе проведения независимого оценивания учебных достижений обучающихся

Анализируя результаты, отметим положительное отношение родителей к проведению независимого оценивания учебных достижений.

При сравнении результатов, отражающих отношение родителей к традиционному и независимому оцениванию, стоит отметить, что 40% из них полностью удовлетворены результатами, полученными в ходе внешней оценки (что на 18% больше, чем в случае с традиционной оценкой), 52% – частично удовлетворены, а 8% испытывают беспокойство (что лучше в 3 раза по сравнению с традиционным оцениванием). В итоге ни традиционная форма оценивания, ни независимая не вызывают у родителей полного отторжения, однако результаты проведенного анализа показали большую заинтересованность и доверие со стороны участников образовательного процесса именно к независимому тестированию.

Заключение

В настоящее время существует возможность по заявкам образовательных учреждений проводить оценивание учебных достижений в форме независимого тестирования учащихся по всему спектру предметов образовательной программы на договорной и безвозмездной основе по стандартизированным материалам и новым технологиям, в том числе с выездом организаторов тестирования в образовательные организации. Независимая оценка – оценивание, проводимое субъектами, не связанными с процессом обучения [11]. Условия оценивания в этом случае максимально приближены к условиям, в которых проходит итоговая аттестация. Учитывая обеспокоенность родителей в вопросе оценивания учебных достижений обучающихся, можно отметить, что именно независимое тестирование выступает эффективным основанием сравнения внешних оценочных результатов с внутриобразовательными [12, 13].

Проведенные реформы в системе образования дали образовательным организациям существенную свободу в развитии инновационных процессов [14]. Многое изменилось в лучшую сторону, но все же оценка качества подготовки учащихся общеобразовательных учреждений не всегда соответствует выдвигаемым современным обществом требованиям. Это связано в первую очередь с недостаточной эффективностью сложившейся системы оценивания учебных достижений, нехваткой надежных средств оценивания образовательных результатов [15]. Необходимыми факторами сегодня выступают усиление и модернизация форм взаимодействия обучающихся и преподавателей, на первый план выдвигается возможность индивидуализации обучения. Однако в условиях индивидуализации представляется возможным производить оценивание учебных достижений только групп с ограниченным количеством человек, что является достаточно проблематичным, учитывая современные реалии. В этом случае именно независимое оценивание учебных достижений выступает подходящей и эффективной измерительной педагогической технологией, что подтверждено результатами исследования.


Библиографическая ссылка

Хусейнова А.А., Сентилрубан О.В. ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ: СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30031 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674