Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНСИЛИУМОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Шарифзянова К.Ш. 1 Яковенко Т.В. 1 Кедрова И.А. 1 Бадалова Э.Ю. 1
1 ГАОУ ДПО " Институт развития образования Республики Татарстан"
Психолого-педагогический консилиум как служба психолого-педагогического сопровождения детей и обучающихся с особыми образовательными потребностями характеризуется поиском оптимальных организационно-правовых форм и совершенствованием организации и содержания деятельности. В статье представлены результаты мониторинга кадрового состава и профессиональной компетентности педагогов, специалистов, материально-технического оснащения, организационного и функционального обеспечения деятельности психолого-педагогических консилиумов. Полученные данные позволили выявить общие тенденции и проблемы в организации работы психолого-педагогических консилиумов в образовательных организациях Республики Татарстан и сформулировать рекомендации по совершенствованию их деятельности. Актуальными задачами для психолого-педагогических консилиумов в образовательных организациях являются выявление детей с особыми образовательными потребностями, анализ качественного и количественного состава детей с признаками дезадаптации, нарушенной социализации, мешающими усвоению школьной программы. В ходе мониторинга были проанализированы создания условий и обеспеченность специалистами деятельности психолого- педагогического консилиума, которые определяют специальный образовательный маршрут ребенка, что позволяет отследить динамику развития ребенка в процессе реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Это позволило обеспечить принятие адекватных мер при выявленных обстоятельствах и вносить необходимые изменения в программу, а также в индивидуальную коррекционно-развивающую работу.
психолого-педагогический консилиум
психолого-педагогическое сопровождение
лица с особыми образовательными потребностями
взаимодействие специалистов
1. Конева Е.В., Русанова Л.С. Современные тенденции и проблемы в психолого-медико-педагогическом обследовании детей // Медицинская психология в России. 2018. Т. 10, № 4. С. 4. DOI: 10.24411/2219-8245-2018-14040.
2. Кедрова И.А., Шарифзянова К.Ш. Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми с ОВЗ//Проблемы управления качеством образования: сборник избранных статей Международной научно-методической конференции (Санкт-Петербург, май 2020). СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. С. 90-92.
3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018). [Электронный ресурс]. URL: https://fzakon.ru/laws/ federalnyy-zakon-ot-29.12.2012-n-273-fz/?yclid = 1866535529210978436 (дата обращения: 12.07.2020).
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2014 г. № МОН-П-2653 «Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70613584/ (дата обращения: 12.07.2020).
5. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М. Семаго. М.: Аркти, 1999. 133 с.
6. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л.М. Шипицыной. М.: Владос, 2003. 528 с.
7. Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации". [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72641204/ (дата обращения: 12.07.2020).
8. (Baby)Talk to Me: The Social Context of Infant-Directed Speech and Its Effects on Early Language Acquisition / R.M. Golinkoff, D.D. Can, M. Soderstrom [et al.] Current Directions in Psychological Science. 2015. Vol. 24, № 5. P. 339-344.

В настоящее время одной из важнейших задач государственной политики как в сфере образования, так и в области демографического и социально-экономического развития является получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами качественного образования, что привело к пониманию готовности общества к решению личностных проблем каждого ребенка. В Татарстане создана система психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с особыми образовательными потребностями, в том числе детям с ОВЗ. Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, он осуществляет образовательную деятельность с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. В соответствии с распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № Р-93 в Татарстане организована работа организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по созданию и обеспечению функционирования психолого-педагогических консилиумов в соответствии с «примерным Положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»[4, 8]. В Республике на увеличение количества ППк в образовательных организациях оказали влияние изменения в законодательной и нормативно-правовой базе. Развитие службы психолого-педагогического сопровождения находится в зависимости от качества исполнения основных законодательных документов, Конституции Российской Федерации и Закона «Об образовании в Российской Федерации», в которых закреплены равные со всеми права на образование, выбор места и организационной формы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья [3, 5, 6]. Создание ППк как службы психолого-педагогического сопровождения детей и обучающихся с особыми образовательными потребностями характеризуется поиском оптимальных организационно-правовых форм и совершенствованием организации и содержания деятельности. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании заключения могут включать разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; разработку индивидуального учебного плана обучающегося; адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; предоставление услуг тьютора, ассистента [1, 7]. Необходимо также подчеркнуть, что увеличивается количество детей с нарушениями, которые нельзя отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза (И.Ю Левченко, 2001, О.С. Никольская, 2000, JI.B. Кузнецова, 2006, Е.М. Мастюкова, 2005, и др.).

Материал и методы исследования. В мониторинге приняли участие 369 человек, опрос проходил в 137 образовательных организациях, в которых созданы психолого-педагогические консилиумы, среди 51 муниципального образования Республики Татарстан и в районах г. Казани, что говорит о репрезентативности полученных данных [2].

Методы: обзорно-аналитический анализ психолого-педагогической, медицинской и философской литературы; эмпирические методы – наблюдение, анкетирование, опрос педагогов, специалистов ППк.

С целью изучения состояния деятельности ППк была разработана программа и организовано проведение мониторинга деятельности психолого-педагогических консилиумов образовательных организаций.

Объектами мониторинга выступили:

– кадровый состав и профессиональная компетентность педагогов ППк;

– организационное и функциональное обеспечение деятельности ППк, в том числе нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ППк;

– материально-техническое обеспечение деятельности ППк.

Отметим, что для анализа были выбраны именно эти аспекты деятельности ППк, так как в большинстве образовательных организаций психолого-педагогические консилиумы начали работать в текущем учебном году.

Цель мониторинга: сбор, обобщение, анализ информации о состоянии организации деятельности ПП консилиумов в Республике Татарстан.

Функция мониторинга: оценочная (особенно в случае необходимости оценки эффекта нововведения).

Стратегическая цель программы мониторинга: совершенствование организации деятельности ППк.

Тактические цели программы мониторинга:

– обеспечение прогнозирования развития ППК в образовательной организации;

– предоставление всем участникам и общественности достоверной информации о деятельности ППк;

– выявление средствами системы критериев зависимости между ресурсами организацией условий и его результатами.

Задачи программы мониторинга

1. Получить объективную информацию о кадровом составе ППк.

2. Оценить возможности и ресурсы условий предоставления качественной помощи лицам, обращающимся в ППк.

3. Произвести замеры ИКТ-насыщенности образовательной среды ППк.

4. Оценить единую систему диагностики и контроля.

5. Оценить эффективность и полноту реализации методического обеспечения и материально-технического оснащения деятельности ППк.

6. Выявить уровень информированности социума об услугах ППк.

Средства (инструмент) мониторинга: анкетирование, опрос.

Показатели оценки объектов мониторинга: количественные и качественные характеристики.

В ходе мониторинга проводился сбор статистических данных в отношении показателей, отражающих эффективность функционирования ППк в муниципалитетах и городах Республики Татарстан [2].

Показатели объединены в 3 блока:

1) кадровый состав ППк, профессиональная компетентность педагогов ППк;

2) организационное и функциональное обеспечение деятельности ППк;

3) материально-техническое обеспечение деятельности ППк.

Данные были занесены в электронную систему мониторинга каждым общеобразовательным учреждением и педагогическими работниками.

Информация об образовательных организациях, принявших участие в мониторинге, отражена в приведенных ниже диаграммах. Количественные показатели охвата выборки составили 369 человек. Опрос проходил в 51 муниципальном районе Республики Татарстан, а также в г. Казани.

Анализ исследований и нормативно-правовой документации позволяет говорить об особенностях деятельности ППк на современном этапе, несмотря на сложившиеся методологические принципы и методические подходы: расширение штатов в связи с увеличением числа специалистов, оказывающих различные виды психолого-педагогического сопровождения. На организационном уровне определения эффективности деятельности консилиума объективным критерием может выступать количественный и качественный состав комиссии, в частности достаточное число включенных в нее специалистов и наличие у них квалификационных категорий, ученых степеней. Возрастают требования к организации взаимодействия специалистов в процессе работы психолого-педагогических консилиумов (учителей-дефектологов, педагогов-психологов и логопедов), а также к координации их работы с психолого-медико-педагогической комиссией. Данные по наличию/отсутствию специалистов в ППк представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Кадровый состав (штатные) ППк

Рис. 2. Кадровый состав (привлеченные) ППк

Проведенный сравнительный анализ количества штатных и привлеченных специалистов показал, что ППк недостаточно укомплектованы штатными специалистами. По данным мониторинга ППк отличаются разнообразием профилей работающих специалистов и уровнем образования.

Рис. 3. Уровень образования специалистов

Контингент обследуемых нуждающихся в специальном психолого-педагогическом сопровождение изменяется, что отмечается и в мировой практике инклюзивного образования [8]. Это связано с изменением социальной структуры детской и подростковой популяции, так как наряду с расширением возрастных границ (с рождения до 18 лет) и качественными изменениями в ее состав стали включаться и дети различных социальных категорий, которые ранее не прибегали к услугам консилиума. Следует обратить внимание на то, что статус учащихся с особыми образовательными потребностями приобретают в настоящее время не только учащиеся с ОВЗ, но и лица с поведенческими и/или эмоциональными нарушениями, дети с алкогольной и наркотической зависимостью, дети – жертвы насилия и катастроф, беспризорные дети, дети с расстройствами аутистического спектра, что требует изменения организационных форм работы, разработки нового диагностического инструментария и коррекционных практик. Все вышеперечисленное обусловливает необходимость наличия высококвалифицированных специалистов, владеющих специальными компетенциями.

Наличие квалификационной категории

Высшую квалификационную категорию имеют 25,7% специалистов.

Первую квалификационную категорию имеют 48,6% специалистов.

Без категории – 25,7% специалистов.

Рис. 4. Наличие квалификационной категории

Проанализировано прохождение специалистами консилиума курсов повышения квалификации через формирование новых профессиональных компетентностей, обеспечивающих совершенствование механизмов предоставления образовательных услуг учащимся с ОВЗ и другим категориям.

Рис. 5. Прохождение курсов повышения квалификации

Материально-техническое обеспечение деятельности ППк

Компьютерная техника и многофункциональные устройства (принтер-сканер-копир), относящиеся к категории оргтехники, имеются в 79,4% ППк. С помощью данных устройств осуществляется документооборот консилиума: печать различных бланков, протоколов, заключений, формирование базы обследованных детей и подростков. Следует обратить внимание и на другие устройства, которые повышают качество работы ППк: это средства фото-, видео-, аудиорегистрации.

Рис. 6. Оснащенность мультимедийной техникой

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные в мониторинге данные могут быть использованы при организации деятельности психолого-педагогических консилиумов. Результаты мониторинга могут стать полезными при оказании методической помощи педагогам-психологам, учителям-дефектологам и учителям-логопедам, работающим с учащимися с особыми образовательными потребностями. Достоверность и обоснованность результатов мониторинга обеспечиваются применением комплекса методов, адекватных его задачам, изучением репрезентативной выборки консилиумов образовательных организаций.

Заключение. Деятельность ППк в первую очередь ориентирована на создание специальных образовательных условий – преобладание педагогических работников позволяет дать рекомендации, наиболее адекватные педагогическому процессу в образовательных организациях. Данные мониторинга показывают, что ППк используют различные формы трудоустройства специалистов. Так, в штат в основном трудоустраиваются наиболее востребованные специалисты: педагоги-психологи, олигофренопедагоги, социальные педагоги, учителя-логопеды. Необходимо пересмотреть подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических и психологических кадров ППк, разработать регламент по использованию аппаратуры для оптимизации деятельности ППк и повышения качества услуг.


Библиографическая ссылка

Шарифзянова К.Ш., Яковенко Т.В., Кедрова И.А., Бадалова Э.Ю. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНСИЛИУМОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30020 (дата обращения: 27.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674