Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Абрамова Н.А. 1 Фадеева П.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
В статье актуализирована важность создания условий для успешной коммуникации студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном учебном заведении, рассмотрены сущность понятий «коммуникация», «коммуникативные навыки» с точки зрения различных авторов, уровни сформированности коммуникативной компетентности. Охарактеризованы результаты проведения экспериментального исследования со студентами первого курса с ограниченными возможностями здоровья в Якутском педагогическом колледже имени С.Ф. Гоголева. Проанализированы результаты анкетирования студентов педагогического колледжа с ограниченными возможностями здоровья, выявляющие спектр проблем, приводящих к трудностям адаптации обучающихся в новом образовательном пространстве колледжа. Обосновывается необходимость разработки рабочей программы дисциплины адаптационного цикла «Коммуникативный практикум» для студентов первого курса с ограниченными возможностями здоровья. Обозначено содержание этапов коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативных навыков студентов первого курса с особыми образовательными потребностями. Описаны показатели развития коммуникативных навыков обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, полученные после проведенного исследования: толерантность восприятия и правильность оценивания людей; выбор соответствующих средств, стиля, приемов общения; нахождение путей преодоления конфликтных ситуаций; ориентировка в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в условиях профессиональной организации, правильное оценивание сложившихся ситуаций; эффективное взаимодействие в команде; постановка задач профессионального и личностного развития.
студенты с ограниченными возможностями здоровья педагогического колледжа
инклюзивное образование
коммуникативные навыки
развитие коммуникативных навыков
трудностям адаптации студентов
дисциплина адаптационного цикла
1. Вилков А.А., Казаков А.А. Политические технологии формирования имиджей России и США в процессе информационно-коммуникационного взаимодействия (на материалах «Российской газеты» и «Вашингтон Пост». 2007-2008 гг.). Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. 170 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
3. Мудрик A.B. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2011. 320 с.
4. Полуэктова Н.М., Яковлева Н.В. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности. СПб.: Питер, 2012. 97 с.
5. Козелова Н.А. Критерии, показатели, уровни сформированности коммуникативной компетентности студентов агроинженерного ВУЗА // Современная педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть I. (г. Новосибирск, 15мая 2010 г.). Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2010. С.80-87.
6. Долгополова Н.Ф. Развитие коммуникативных умений студентов-менеджеров в условиях университета: дис… канд. пед. наук. Оренбург, 1998. 188 с.
7. Справочник профессий (специальностей) для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: http://omprofcenter.ru/index.php/konkursy/385-vstupitelnoe-slovo. (дата обращения: 15.062020).

Инклюзивное профессиональное образование определяется как часть образования, законодательно предполагающая доступность и адаптивность обучения для всех категорий студентов, в частности с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В соответствии с возможностями и способностями обучающихся для их социальной интеграции образовательный процесс включает приобретение ими навыков самообслуживания, подготовки к трудовой и профессиональной деятельности. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений. При реализации принципа инклюзии образовательными организациями профессионального образования создаются и реализуются условия для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого студента с помо­щью адаптированной образовательной программы. Процесс обучения выстраивается в соответствии с ФГОС СПО, что подразумевает соблюдение не только равных возможностей для получения образования, но и одинаковых требований к обучающимся, что и определяет формирование профессиональной компетентности будущих специалистов и тем самым создает последующую успешную конкурентоспо­собность на рынке труда.

Рассматривая трудности и вопросы адаптации и социализации студентов с ОВЗ в образовательной организации профессионального образования, необходимо изучить возможности образовательной организации в плане психолого-педагогической поддержки обучающихся, создания условий для развития их коммуникативных компетенций и навыков межличностного общения с однокурсниками и преподавателями.

Обучающиеся с ОВЗ затрудняются выстраивать межличностные отношения, у них весьма ярко проявляется неадекватность самовосприятия, что формирует неудовлетворенность отношениями с окружающими людьми и в дальнейшем приводит к нарушению социально-психологической адаптации. В связи с этим цель нашего исследования заключается в определении уровня сформированности коммуникативных навыков у первокурсников с ОВЗ в образовательной организации профессионального образования и разработке программы дисциплины адаптационного цикла для проведения дальнейшей коррекционно-профилактической работы в данном направлении.

Анализ теории и практики по данной проблеме свидетельствует, что в отечественной психолого-педагогической литературе понятию «коммуникация» уделяется достаточно серьезное внимание. Трактовки «коммуникация», «коммуникативные умения и навыки» в каких-то моментах тесно переплетаются между собой, и отдельные авторы отождествляют эти понятия, воспринимая их как процесс приема и передачи информации. Однако большинство исследователей, изучающих межличностные отношения, отмечают, что имеются различия между общением и коммуникацией. Так, В.В. Вилков считает, что коммуникация представляет собой специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, в результате чего могут передаваться умения и навыки [1, с. 18]. Тем самым исследователь рассматривает коммуникативные умения как способность человека грамотно и доступно объяснить мысль, умение слушать и слышать собеседника и адекватно воспринимать партнеров по общению [1, с. 18].

В качестве методологической позиции нами выбран тезис С.Л. Рубинштейна, где он рассматривает коммуникацию как сложный многоплановый процесс установления и развития взаимоотношений между людьми в совместной деятельности, включающий обмен информацией, потребность в выработке единого мнения и дальнейших планов действия, приводящих к намеченным результатам [2, с. 458]. Считаем, что в данной трактовке коммуникативные умения понимаются как отражение коммуникативной способности, проявляющейся в практическом общении и отражающейся в коммуникативных навыках [2, с. 460].

Широкий диапазон коммуникативных умений представлен в современных психолого-педагогических исследованиях, где чаще всего используются следующие: общие умения (умение говорить и слушать); специальные умения (умения, необходимые в какой-либо конкретной профессиональной деятельности). В обоих блоках выделяются вербальные и невербальные составляющие. Так, А.В. Мудрик предлагает классифицировать их на основе умения ориентироваться в партнерах, ситуациях, видах деятельности [3, с. 78]. Исследователем выделены следующие основные умения: умение адекватно воспринимать окружающих людей, понимать их настроение и характер; знание правил общения; умение совместно ставить цели, намечать примерные пути для их достижения, умение коллективно выполнять, анализировать и оценивать достигнутое [3, с. 78].

По мнению исследователя Н.М. Полуэктовой, можно выделить следующие этапы формирования коммуникативных умений у обучающихся:

– мотивационный (раскрытие значимости коммуникативных умений для достижения успеха в процессе общения);

– ознакомительный (знакомство с содержанием коммуникативных умений, сбор знаний о них);

– овладение умением (организация учебного диалога в конкретной ситуации, содержательно-предметное взаимодействие обучающихся и педагога);

– совершенствование умения (использование коммуникативных умений в процессе самостоятельного общения и свободного выполнения разного рода творчества) [4, с. 45].

Материал и методы исследования. Пилотное исследование проводилось с сентября по декабрь 2018 г. на базе ГБПОУ РС (Я) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева» (г. Якутск). В эксперименте приняли участие десять первокурсниц: из них пять девушек с ОВЗ (экспериментальная группа) и пять обучающихся без каких-либо ограничений развития (контрольная группа). В экспериментальной группе все испытуемые были с сохранным интеллектом, из них: три девушки имели тугоухость 1-й и 2-й степени, одна – нарушение зрения (слабовидящая), у одной было нарушение функции опорно-двигательного аппарата легкой степени (детский церебральный паралич). Все они были выпускницами средних общеобразовательных школ из разных улусов Республики.

В ходе экспериментального исследования изучался уровень развития коммуникативных навыков у студенток с помощью методик «Диагностика уровня социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда; «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС)» В.В. Синявского и В.А. Федоришина; «Оценка уровня общительности» В.Ф. Ряховского.

Так, для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у студентов с ОВЗ мы опирались на статью Н.А. Козеловой [5, с. 80], которая предлагает характеристику уровней сформированности коммуникативной компетентности, раскрытых в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика уровней развития коммуникативной компетентности

(по Н.А. Козеловой)

 

Уровень

Характеристика уровня

1

Низкий

Не умеют самостоятельно вести диалог; практически не владеют навыками слушания; имеют проблемы в установлении контактов с другими людьми; равнодушны к переживаниям собеседника; не умеют адекватно оценивать собственное поведение

2

Средний

Не распознают поведение других людей, навыки эффективного слушания развиты слабо; не во всех ситуациях общения имеют адекватную самооценку

3

Высокий

Умеют грамотно вести диалог; легко вступают в контакты с другими людьми; умеют сопереживать; владеют достаточными навыками эффективного слушания; имеют адекватную самооценку

 

Результаты многолетних наблюдений Н.Ф Долгополовой показывают, что большинство студентов с ОВЗ находятся на сравнительно низком уровне развития коммуникативных умений. Автор отмечает, что на этот процесс оказывают влияние два фактора: низкий уровень сформированности общих коммуникативных умений и необходимость овладения профессиональными коммуникативными умениями; необходимость овладения коммуникативными умениями с использованием информационно-коммуникационных технологий в учебной и профессиональной деятельности студентов [6, с. 188].

При этом исследователь отмечает, что у студентов с ОВЗ выявляются некоторые особенности развития коммуникации: неумение устанавливать социальные контакты приводит к тому, что обучающийся с ОВЗ старается уклониться от дальнейших контактов с окружающими, предпочитает находиться отдельно от группы. Видимые трудности в общении с малознакомыми людьми могут также являться одной из причин, ведущих к проблемам в учебе, поиске работы, дальнейшем трудоустройстве, а также при создании семьи. Последствием сложностей коммуникации может служить и неадекватная самооценка студентов с ОВЗ. Чаще всего они имеют заниженную самооценку, что связано с тем, что они воспринимают себя как «особого» человека, отличающегося от других, а так как не могут, по их мнению, стать полноценной частью общества, начинают считать себя хуже окружающих [6, с. 188].

Чрезмерно длительное пребывание студентов вне студенческой группы приводит к ощущению собственной ненужности, непониманию своей роли в обществе, своей жизненной цели, это становится причиной апатии, депрессии, возможно, и суицида. Наличие острого желания стать частью социальной группы и имеющиеся трудности в установлении коммуникативных связей также служат причинами неадекватного поведения, ухода в субкультуры и контркультуры.

Профессиональное обучение лиц с ОВЗ является важной сферой образования, оно позволяет им обрести личную экономическую независимость и самостоятельность, дающие последующую возможность их успешной интеграции в общество. Однако при выборе будущей профессии лицами с ОВЗ существуют определенные ограничения, связанные в первую очередь с различной нозологией их заболеваний. В связи с этим в профориентационной работе, еще в школе, необходимо правильно подбирать профессии в соответствии со знаниями и умениями учеников, нозологией с учетом списка рекомендуемых профессий и специальностей для лиц с ОВЗ [7, с. 14], в котором отсутствуют педагогические специальности.

Тем не менее жизненная практика показывает, что ежегодно возрастает количество абитуриентов с ОВЗ по педагогическим специальностям. Однако при этом, к сожалению, не учитываются особенности их коммуникации, формирования личности, вытекающие из хронических соматических заболеваний, физических дефектов, которые часто становятся преградой на пути к адаптации и социализации студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. После проведенного нами экспериментального исследования можно констатировать, что у пятерых обследованных нами студентов с ОВЗ (100%) на констатирующем этапе исследования выявлен низкий уровень развития коммуникативных навыков, обусловленный в основном их первичными нарушениями, включающий: неумение или нежелание устанавливать социальные контакты, присутствие развитого эгоцентризма, ограниченные возможности коммуникации, барьеры коммуникации и др. У 100% девушек из контрольной группы был выявлен высокий уровень развития коммуникативных навыков.

Группой преподавателей колледжа была подготовлена рабочая программа дисциплины адаптационного цикла «Коммуникативный практикум» в помощь студентам первого курса с ОВЗ и инвалидностью с целью создания условий для формирования умения правильно вступать в коммуникацию с окружающими (своими однокурсниками и преподавателями). Программа была разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 44.02.02. Преподавание в начальных классах и методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования. Данная программа была рассчитана на 36 часов и включала 4 раздела: паспорт программы; структуру; условия реализации; контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.

Содержание коррекционно-педагогической работы реализуется на 5 этапах, таких как вводный, этап контакта, этап лабилизации, основной и заключительный. Так, вводный этап направлен на знакомство участников с целями и задачами курса, а также друг с другом. Студентов знакомят со спецификой эффективного общения, коммуникативными умениями, техниками активного слушания, техниками постановки открытых вопросов. Далее конкретизируются ожидания обучающихся. Этап контакта нацелен на создание непринужденной и творческой атмосферы в группе, снижение уровня психологической защиты, усвоение обучающимися групповых норм и правил поведения. Этап лабилизации направлен на создание творческого рабочего настроя обучающихся, повышение уровня рефлексии, самоконтроля, демонстрацию возможного искажения информации в процессе коммуникации. Также на данном этапе проводится работа по осознанию студентами проблем в реализации эффективного общения.

На основном – обучающем – этапе происходит реализация самой программы, состоящей из разделов, ориентированных на развитие умения ставить открытые вопросы и закрепление навыка использования техники активного слушания; постановку закрытых вопросов и отработку навыка использования техники активного слушания; развитие коммуникативных умений и навыков вербализации информации; формирование и закрепление навыков использования невербальных средств общения; развитие умений поддержать разговор и отработку навыка использования техник малого разговора в процессе коммуникации; развитие умений и навыков проявления и восприятия эмоций и чувств в ситуации коммуникации; формирование умений и навыков использования техники регуляции эмоционального напряжения в процессе коммуникации; развитие коммуникативности личности; формирование умений и навыков адекватного поведения в ситуации межличностной коммуникации. На заключительном этапе коррекционно-педагогической работы подводятся итоги всего курса, осуществляется рефлексия.

Заключение

После прохождения дисциплины адаптационного цикла первокурсницы с ОВЗ показали положительную динамику в развитии коммуникативных навыков. По результатам проведенного исследования выявлено, что в экспериментальной группе у двух девушек с ОВЗ (40%) из пяти обнаружен высокий уровень развития коммуникативных навыков: они свободно вступали во взаимодействие с однокурсниками, другими людьми, грамотно вели диалог, адекватно интерпретировали и правильно передавали получаемую информацию, прислушивались к мнению других, высказывали свою точку зрения, приходили к компромиссному решению, умели аргументировать и отстаивать свою позицию.

У трех девушек с ОВЗ (60%) выявлен средний уровень развития коммуникативных навыков: они умеют вступать в диалог, но еще отмечаются незначительные трудности; у них наблюдаются проблемы эффективного слушания, мешающие полноценному общению; они стараются находить оптимальные способы общения, но не всегда адекватно оценивают свои собственные действия.

По результатам проведенного исследования нами обнаружено, что после прохождения данной программы обучающиеся с ОВЗ показали достаточную положительную динамику в развитии коммуникативных навыков: они стали более открыты, менее тревожны, научились взаимодействовать с другими студентами как в учебной, так и внеучебной деятельности.

Таким образом, данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что одним из педагогических условий развития коммуникативных навыков у студентов с ОВЗ является включение в учебные планы специальностей среднего профессионального образования дисциплины адаптационного цикла «Коммуникативный практикум» для студентов с ОВЗ, способствующей их безболезненному вхождению в условия нового образовательного пространства.


Библиографическая ссылка

Абрамова Н.А., Фадеева П.В. О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29947 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674