Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

СОВРЕМЕННЫЕ ВЕКТОРЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Шеметова Г.Н. 1 Рябошапко А.И. 2 Беляева Ю.Н. 2 Губанова Г.В. 2 Шебалова Е.М. 2 Молодцова Е.В. 2 Купчикова С.С. 2
1 ФГБОУ ВО "Саратовский государственный медицинский университет им В.И. Разумовского" Минздрава России
2 ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им В.И. Разумовского» Минздрава России
Совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи невозможно без хорошо подготовленных специалистов. В условиях дефицита врачебных кадров в первичном звене здравоохранения возрастает роль средних медицинских работников, являющихся главными помощниками врачей в проведении лечебно-профилактических мероприятий. В течение многих лет на кафедре поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины СГМУ ведется преподавание бакалаврам Института сестринского образования таких учебных дисциплин, как «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни», «Основы медицинской реабилитологии», «Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи», «Организация паллиативной помощи». С развитием медицинских наук в сферу оказания медицинской помощи внедряются инновационные разработки и технологии, что диктует необходимость овладевать современными знаниями и осваивать более сложные навыки для осуществления сестринской помощи и ухода за пациентом. В преподавание внедрено проблемное обучение: на практических занятиях по частным вопросам оказания лечебно-профилактической, паллиативной помощи, разработке программ восстановительного лечения при различной патологии отрабатываются алгоритмы и стандарты работы в проблемных ситуациях. Такое обучение особенно эффективно при проведении занятий по коммуникативным навыкам. Авторы статьи сумели обобщить опыт работы по оптимизации современной профессиональной подготовки медсестер с высшим образованием и определить перспективные направления повышения ее качества.
профессиональная подготовка медсестер
амбулаторно-поликлиническая помощь
медицинские сестры с высшим образованием
качественное обучение
1. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Концепция развития системы Высшего образования в России // Мир науки. 2016. Т. 4, № 5. С. 1-13.
2. Верещагина Л.В., Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. Проблемы формирования здоровья российской молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности: социологический дискурс // Национальное здоровье. 2015. № 1. С. 53-61.
3. Романова М.М., Зуйкова А.А. Особенности преподавания поликлинической терапии в современных условиях // Успехи современного естествознания. 2015. № 1-8. С. 1308-1310.
4. Рябошапко А.И., Шеметова Г.Н., Губанова Г.В. Современные подходы в подготовке специалистов амбулаторно-поликлинической помощи в контексте модернизации медицинского образования // Образование в современном мире / Под ред. Ю.Г. Голуба. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2012. С.202-207.
5. Беляева Ю.Н., Шеметова Г.Н., Досов С.В., Дудыкина И.В. Психологический профиль студенческой молодежи: уровень стресса и возможности его коррекции // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 6. С. 131-135.
6. Романова М.М., Зуйкова А.А., Берлева С.Ю. Особенности компетентностного подхода при преподавании поликлинической терапии в медицинском вузе // Научное обозрение. Педагогические науки. 2018. № 6. С. 41-45.
7. Касьяненко Е.Ф., Рубцова Л.Н., Димов И.Д., Богомолова В.Ю. Дистанционное и мобильное обучение в медицинских вузах: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29216 (дата обращения: 10.06.2020).
8. Князева Л.И., Князева Л.А., Горяйнов И.И., Борисова Н.А., Степченко М.А., Мещерина Н.С., Безгин А.В., Хардикова Е.М., Вавилина Е.С., Мальцева Г.И., Понкратов В.И., Хлебодарова Е.В. Значимость приемов педагогического мастерства преподавателя при обучении клиническим дисциплинам в медицинском вузе // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 2. С. 149-153.
9. Сидорова Н.В., Губанова Г.В., Шеметова Г.Н. Олимпиадное движение: новые возможности в подготовке медицинских кадров // Инновационные технологии в фундаментальной, клинической и профилактической медицине: сборник научных трудов. Саратов: Изд-во Сарат. гос. мед. ун-та, 2018. С. 112-113.

Главной задачей российского здравоохранения остается улучшение качества оказания медицинской помощи населению. При этом акцент делается на развитие первичной медико-санитарной помощи. Несомненно, совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи невозможно без хорошо подготовленных специалистов. Генерация кадров нового поколения является важнейшим условием успешной реализации всех национальных проектов [1]. Особое место среди национальных проектов занимают следующие: «Укрепление общественного здоровья» и «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи».

В условиях дефицита врачебных кадров в первичном звене здравоохранения возрастает роль средних медицинских работников, являющихся главными помощниками врачей в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Еще большее значение в этих условиях приобретает подготовка медицинских сестер с высшим образованием в Институте сестринского образования (ИСО). Уровень подготовки позволяет выпускникам ИСО не только оставаться помощником врача, но и решать более сложные задачи, касающиеся организации и оказания медицинской помощи в рамках общей врачебной практики, выполнения управленческих функций, а также задач по паллиативной помощи, профилактике, реабилитации, работая преподавателями в медицинских колледжах и высших учебных заведениях.

Цель настоящей публикации – обобщить опыт работы по оптимизации современной профессиональной подготовки медсестер с высшим образованием и определить перспективные направления повышения ее качества.

Во многих медицинских вузах страны созданы институты и кафедры, призванные осуществлять подготовку сестринских кадров в соответствии с первостепенными направлениями Стратегии развития отечественного здравоохранения до 2030 г. В частности, в Саратовском государственном медицинском университете (СГМУ) с 1997 г. осуществляется подготовка медицинских кадров высшего профессионального образования по направлению «Сестринское дело», в 2004 г. был создан Институт сестринского образования (ИСО). В течение многих лет на кафедре поликлинической терапии, общей врачебной практики и профилактической медицины СГМУ ведется преподавание бакалаврам Института сестринского образования таких учебных дисциплин, как «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни», «Основы медицинской реабилитологии», «Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи», «Организация паллиативной помощи».

Как известно, приоритетными направлениями отечественного здравоохранения на современном этапе являются: совершенствование первичной медико-санитарной помощи, профилактика заболеваний, формирование у населения принципов здорового образа жизни, развитие системы реабилитационной и паллиативной медицинской помощи, что требует внесения соответствующих изменений в подготовку медицинских кадров.

Профилактика заболеваний традиционно является основным направлением развития отечественного здравоохранения. Смещение акцента в деятельности специалистов амбулаторно-поликлинического звена в сторону предупреждения развития заболеваний, несомненно, позволяет снизить уровень заболеваемости и смертности населения [2]. При этом возрастают требования к подготовке медицинских кадров, в том числе с высшим сестринским образованием, обладающих современными глубокими знаниями в области профилактической медицины [3]. Хорошо подготовленные специалисты среднего звена могут быть помощниками врача при осуществлении профилактических мероприятий и выполнять отдельные врачебные функции, в частности проведение профилактического консультирования, обучение пациентов правилам формирования здорового образа жизни. На практических занятиях студенты овладевают профессиональными компетенциями, необходимыми для организации и проведения профилактических мероприятий, в том числе навыками противоэпидемической работы при наиболее распространенных инфекционных и неинфекционных заболеваниях [4]. Занятия проходят в отделениях медицинской профилактики поликлиник, центрах здоровья. Лекции и практические занятия посвящены изучению организационных и нормативно-правовых основ медицинской профилактики, уровней профилактики заболеваний, вопросам диспансеризации населения и профилактической работы в первичном звене здравоохранения. Частные вопросы курса данной дисциплины рассматривают значение физической активности, рационального питания в сохранении и укреплении здоровья нации, своевременную идентификацию факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний и их коррекцию, особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям в образовании и созданию комфортной психологической среды [5]. Знания, полученные при освоении данной дисциплины, позволяют выпускникам ИСО работать в центрах здоровья, центрах планирования семьи, отделениях медицинской профилактики, участвовать в работе школ для здоровых и пациентов с различной патологией и их родственников.

Другим важным направлением деятельности первичного звена здравоохранения, в котором большая роль отводится сестринскому персоналу, является медицинская реабилитация. В процессе изучения дисциплины «Основы медицинской реабилитологии» обучающиеся должны овладеть компетенциями по организации и проведению медицинской реабилитации больных и инвалидов с различной патологией, по использованию природных и преформированных лечебных факторов, определению реабилитационного потенциала пациента, формированию индивидуальных программ реабилитации, контролю качества реабилитационного процесса [6]. Тематика лекций охватывает основные направления и методы реабилитологии, принципы применения лечебной физкультуры, физиотерапевтических методов, психокоррекции, натуротерапии, санаторно-курортного лечения в реабилитационных программах. Особое внимание уделяется вопросам проведения реабилитационных мероприятий в группах пациентов с патологией внутренних органов, опорно-двигательного аппарата. Практические занятия по данной дисциплине проводятся в отделениях медицинской реабилитации поликлиник, Центре восстановительной медицины и реабилитации Дорожной клинической больницы «РЖД-медицина» г. Саратова, а также в санатории «Октябрьское ущелье».

Реализовать одну из главных задач подготовки медицинской сестры (медицинского брата) с высшим медицинским образованием – оказание высококвалифицированной и доступной медицинской помощи населению – позволит изучение дисциплины «Сестринское дело в первичной медико-санитарной помощи». С развитием медицинских наук в сферу оказания медицинской помощи внедряются инновационные разработки и технологии, что диктует необходимость овладения современными знаниями и осваивания более сложных навыков для осуществления сестринской помощи и ухода за пациентом. Только таким путем можно повысить качество и эффективность деятельности сестринского персонала. Цель изучения дисциплин – обеспечить готовность обучающегося к оказанию многопрофильной первичной медико-санитарной помощи, осуществлению консультирования пациентов разных возрастных и социальных групп по вопросам профилактики заболеваний в первичном звене здравоохранения как совместно с врачом, так и самостоятельно. Обучение включает вопросы, посвященные организации, правовым основам и видам оказания первичной медико-санитарной помощи, диспансеризации и диспансерному наблюдению пациентов, роли медицинской сестры в проведении лечебно-профилактических мероприятий и в формировании здорового образа жизни населения. Освоение данной дисциплины, совершенствование профессиональной подготовки студентов ИСО способствуют повышению эффективности и качества оказания сестринской помощи и сестринского ухода. Это позволит выпускникам ИСО выполнять ряд врачебных функций, в частности по обучению пациентов методам оказания неотложной помощи при различных заболеваниях, правилам ухода за больными. Однако следует обратить внимание, что это в полной мере относится только к медицинским сестрам с высшим образованием из числа выпускников медицинских колледжей. К сожалению, базовая подготовка выпускников школ значительно отличается от подготовки выпускников медицинских колледжей. Следовательно, при проведении занятий по оказанию первичной медико-социальной помощи особое внимание следует уделять этому контингенту обучающихся и сделать изучение данной дисциплины для них обязательным. Возможно, нужно создавать специальные дополнительные программы по их профессиональной подготовке по сестринскому делу. Сложности в изучении других дисциплин у выпускников школ возникают редко.

Вопросы оказания паллиативной помощи являются актуальными для многих направлений медицины и служат важным звеном в подготовке не только врачей, но и сестринских кадров. Возрастающая потребность в квалифицированных специалистах в этой области, повышение роли специалистов первичного звена здравоохранения в оказании паллиативной помощи определяют особую актуальность изучения дисциплины «Организация паллиативной помощи». Основными направлениями паллиативной помощи являются не только уменьшение страданий пациентов, но и адекватная психологическая помощь, социальная поддержка, общение с родственниками, позволяющее подготовить членов семьи к неизбежному финалу. Целью освоения данной дисциплины служит обучение студентов вопросам организации паллиативной помощи. Обучающиеся должны овладеть профессиональными навыками оказания паллиативной помощи, квалифицированного сестринского ухода за инкурабельными и паллиативными пациентами и освоить навыки общения с больным и членами семьи с учетом соблюдения правил врачебной этики и деонтологии. Особое внимание уделяется занятиям по формированию коммуникативных навыков общения медицинской сестры с пациентом и его родственниками; рассматриваются алгоритмы расспроса пациента, сообщения плохих новостей, разрешения конфликтных ситуаций. Студенты ИСО принимают участие в реализации проекта «Добро детям. Помощь паллиативным детям» по осуществлению психологической и духовной поддержки детей и их семей, находящихся на патронаже паллиативной службы в Саратовской области. Преподаватели кафедры проводят обучение и подготовку добровольцев к работе с такими детьми. Использование сестринского персонала с высшим медицинским образованием позволит усилить патронажную деятельность, а также решить ряд вопросов, связанных с дефицитом врачебных кадров. Это особенно важно при оказании паллиативной помощи на дому и организации выездных бригад паллиативной помощи.

В преподавании бакалаврам ИСО профессорско-преподавательский состав кафедры применяет как традиционные, так и инновационные технологии обучения. Интенсивно внедряется доказавшая свою значимость во многих вузах страны [7] система дистанционного и мобильного обучения с использованием интернет-портала СГМУ, позволяющая обучающимся оставаться в привычной для себя обстановке, продолжая работать в ЛПУ, совмещая основную деятельность и обучение в вузе. В то же время учебное заведение получает большое количество студентов, в том числе из других городов и стран.

Важной составляющей процесса обучения является лекционный курс. Лекции позволяют осветить изучаемый предмет, сделать акцент на необходимости его изучения, заинтересовать им слушателей. Большое значение имеют личность лектора и его умение преподнести материал, научная ценность содержания лекции, ее проблемное изложение. При чтении лекций слушателям ИСО используются современные технические средства (презентации, учебные фильмы). Такие технологии не только позволяют хорошо иллюстрировать лекции, но и делают их восприятие более доступным. Сотрудники кафедры имеют опыт чтения мультимедийных интерактивных лекций с постоянной обратной связью между лектором и студентами. Тематика лекций тщательно разрабатывается по каждой изучаемой дисциплине.

По нашему мнению, при изучении преподаваемых дисциплин наиболее эффективными являются активные методы обучения – case study (анализ конкретных ситуаций), ролевые и деловые игры, которые позволяют глубже изучить материал, делают занятия более интересными и живыми, стимулируют познавательную деятельность обучающихся. При проведении практических занятий со студентами ИСО используется также форма семинара-дискуссии, в котором принимает участие вся группа, а преподаватель выступает в роли оппонента и консультанта-эксперта. Использование презентаций и учебных роликов на практических занятиях делает преподавание дисциплин более наглядным, повышает интерес обучающихся к изучаемому предмету. Сотрудниками кафедры созданы контролирующе-обучающие компьютерные программы по разнообразной тематике («Рациональное и лечебное питание в амбулаторно-поликлинической практике», «Концепция факторов риска основных хронических неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни», «Как сообщать плохие новости пациентам и их родственникам») и др.

В преподавание студентам ИСО внедрено проблемное обучение, которое особенно эффективно при проведении занятий по коммуникативным навыкам. Этот способ проведения практических занятий способствует формированию критического мышления обучающихся и творческого подхода к решению проблемы.

В общем ряду лекций, практических и теоретических занятий со студентами ИСО особо стоит такой важный раздел, как научная и воспитательная работа. Наука и воспитание неразрывно связаны между собой. Ведь только в процессе более плотного общения между вовлеченным в творческий процесс студентом и его научным руководителем реализуются традиции наставничества и тьюторства в медицине. Отметим, что при занятиях научной деятельностью наставник проявляет индивидуальный подход к обучающемуся, подготавливая специалиста высокой квалификации. Молодой человек, прошедший школу студенческого научного общества, участия в конкурсах, конференциях, конгрессах, имеет опыт работы со специальной литературой, работы по сбору и анализу информации, написания статей и тезисов (в том числе в журналах, индексируемых РИНЦ, ВАК). Кроме того, бакалавры формируют и оттачивают навыки успешного публичного выступления, подготовки мультимедийных презентаций.

Команда студентов Института сестринского образования под руководством сотрудников кафедры трижды участвовала во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства на базе Самарского государственного медицинского университета, и все три раза становилась победителем. Подготовка и участие в подобном конкурсе позволили закрепить и расширить знания, умения и навыки, полученные в процессе теоретического и практического обучения на нашей кафедре, способствовали творческому росту, выявили наиболее способных студентов [8]. Кроме того, это стимулирует участников к дальнейшему совершенствованию знаний и мастерства. По результатам проведенных исследований пишутся научные работы, с которыми студенты ИСО выступали на научно-практических конференциях, в том числе с международным участием, в различных городах России. Они участвуют в конференциях и заседаниях студенческого общества в рамках ежегодно проводимой «Недели науки», многократно занимали призовые места.

В условиях реализации приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», предусматривающего внедрение принципов бережливого производства и улучшение условий оказания медицинской помощи, становится весьма актуальным выявление проблемных зон и направлений в работе поликлиники. Студенты ИСО неоднократно выступали волонтерами этого проекта; так, в ходе производственной практики в поликлиниках города Саратова они проводили хронометраж работы врачебных и сестринских кадров, работников регистратуры поликлиник, изучали маршрутизацию пациентов, посещающих различные службы поликлиники.

Славной традицией нашей кафедры стало проведение олимпиады для бакалавров ИСО «Ступень к вершине профессионального мастерства», которая вызывает большой интерес у студентов и желание в ней участвовать. Разделы олимпиады выходят за пределы профессиональных, они включают вопросы по истории медицины, знанию художественной литературы, общей эрудиции. По нашему глубокому убеждению, проведение олимпиады стимулирует студентов к углубленному изучению предмета, развитию аналитического и критического мышления, а также повышает интерес не только к изучаемому предмету, но и к истории медицины, художественной литературе [9].

Важным разделом учебного процесса студентов ИСО является производственная практика, которая позволяет закрепить, расширить и углубить теоретические знания, практические умения и компетенции в области профилактической и реабилитационной работы. Она проводится в базовых поликлиниках кафедры, позволяет ознакомиться с работой отделений, овладеть в полном объеме необходимыми лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми у пациентов различных групп с наиболее распространенной патологией, сформировать навыки общения не только с пациентами, но и с сотрудниками. Производственная практика также дает возможность заниматься научно-исследовательской работой. Интересным с точки зрения развития творческих навыков способом освоения материала служит методика создания студентами ИСО плакатов, постеров и буклетов по профилактической тематике. В ходе учебной практики обучающийся изучает правила создания наглядных материалов, получает творческое задание и мастер-класс от преподавателя, разрабатывает макет, а затем защищает свою работу перед группой. Эта методика позволяет разнообразить учебную деятельность, сделать более креативной обстановку на мастер-классах и занятиях, инициирует творческие мысли, пробуждает у слушателей интерес к изучаемой дисциплине.

На кафедре были подготовлены учебные пособия, которыми студенты ИСО могут пользоваться при подготовке к занятиям: курс лекций для медсестер с высшим образованием по семейной медицине, пособие «Сестринское дело в семейной медицине», набор тестов и ситуационных задач для обучающихся ИСО; учебные пособия для самостоятельной работы студентов: «Рациональное и лечебное питание пациентов разных возрастных групп», «Реабилитация пациентов с различной соматической патологией на амбулаторно-поликлиническом этапе», «Паллиативная медицинская помощь», «Организация профилактической работы с населением», «Неотложная медицинская помощь на амбулаторно-поликлиническом этапе» и др.

Таким образом, применение современных традиционных и инновационных педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки медицинских сестер с высшим образованием делает учебный процесс более наглядным, информативным, повышает интерес к изучаемым дисциплинам. Привлечение студентов ИСО к научно-исследовательской работе, участию в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства не только повышает уровень подготовки по изучаемым дисциплинам, но и способствует гармоничному развитию высококвалифицированных сестринских кадров с высшим образованием.


Библиографическая ссылка

Шеметова Г.Н., Рябошапко А.И., Беляева Ю.Н., Губанова Г.В., Шебалова Е.М., Молодцова Е.В., Купчикова С.С. СОВРЕМЕННЫЕ ВЕКТОРЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29929 (дата обращения: 11.04.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074