Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦИФРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Петров П.К. 1
1 ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Целью исследования являются анализ и обобщение опыта цифровой трансформации физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта. В результате анализа выявлены основные направления цифровой трансформации в физкультурном образовании и в сфере физической культуры и спорта, к которым можно отнести следующие: создание и использование в учебном процессе таких цифровых ресурсов, как цифровые программы оценки результативности обучения; цифровые многоцелевые обучающие системы, обладающие функцией обучения, контроля, самоконтроля и тренажа; цифровые мультимедийные презентации, используемые как для передачи знаний, так и для контроля знаний; различные базы данных образовательного назначения, например базы данных подвижных игр, используемых на уроках физической культуры в различных классах, конспектов уроков, музыкальных сопровождений и иного; образовательные ресурсы, подготовленные для размещения в Интернете; курсы для онлайн и сетевые технологии; цифровые видеофильмы и видеоуроки; мобильные приложения. В организации спортивно-оздоровительной деятельности использование цифровых технологий осуществляется в следующих направлениях: спортивная тренировка, организация и проведение спортивных соревнований, оздоровительная физическая культура и фитнес, диагностика функциональных систем организма, психодиагностика в спорте, мониторинг физического состояния и здоровья занимающихся физической культурой и спортом и, наконец, создание информационно-методического обеспечения в спортивных организациях и оздоровительных центрах. Определено понятие цифровой трансформации в физкультурном образовании, проведен анализ основных видов цифровых образовательных технологий, используемых в учебном процессе. Полученные результаты исследования позволят более целенаправленно разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и совершенствовать теорию и методику их использования в физкультурном образовании и в сфере физической культуры и спорта.
цифровые информационные технологии
цифровой образовательный ресурс
физкультурное образование
сфера физической культуры и спорта
1. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. 2 июня 2017 г. Санкт-Петербург. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54667 (дата обращения: 07.06.2020).
2. Роберт И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии образования // Педагогическая информатика. 2019. №1. С.108-121.
3. Роберт И.В. Дидактика эпохи цифровых информационных технологий // Профессиональное образование. Столица. 2019. № 3. С. 16-26.
4. Петров П.К. Информатизация физкультурного образования: опыт и проблемы // Теория и практика физической культуры. 2017. № 1. С. 6-8.
5. Козлов О.А., Михайлов Ю.Ф., Вершинина С.В. Управление формированием индивидуальной образовательной траектории курсантов военных вузов с использованием информационных технологий: монография. М.: Издательство «Палеотип», 2017. 140 с.

В современных условиях информационного общества, когда происходят массовая сетевая коммуникация и глобализация, важным направлением государственной политики становится развитие цифровых технологий, используемых во всех сферах человеческой деятельности: экономике, производстве, медицине, спорте и образовании. Необходимость цифровой трансформации этих сфер нашла отражение в важнейших документах, таких как национальные проекты «Цифровая экономика» и «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», в которых раскрываются основные направления развития страны на ближайшую перспективу. Как указывал Президент РФ В.В. Путин, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 2 июня 2017 года: «Цифровая экономика – это не отдельная отрасль, по сути, это основа, которая позволяет создавать качественно новые модели бизнеса, торговли, логистики, производства, изменяет формат образования, здравоохранения, госуправления, коммуникаций между людьми, а следовательно, задает новую парадигму развития государства, экономики и всего общества» [1]. Как следует из этого высказывания, процесс использования цифровых технологий на современном уровне развития общества предполагает прежде всего цифровую трансформацию основных функций в деятельности, т.е. переход на новые цифровые операционные и бизнес-модели в производстве и управлении. Аналогично этому под цифровой трансформацией в образовании нужно понимать полную перестройку образовательного процесса, в который включаются не только методика и средства преподавания, но и изменения в модели компетенций, в семантической модели образовательной программы, изменения подходов к оценке труда педагога, а также цифровое управление рутинными процессами в учебном заведении: кадровым учетом, управлением педагогической нагрузкой, финансовым управлением, документооборотом, т.е. всей деятельностью подразделений образовательной организации: учебной, методической, научно-исследовательской и пр. В этих условиях значительное внимание уделяется обновлению модели образовательного процесса на основе применения современных цифровых информационных технологий, охватывающих практически все стороны данного процесса, такие как цели, содержание, средства и методы обучения, организационные формы их реализации.

Таким образом, цифровая трансформация системы образования предусматривает развитие информационной инфраструктуры и совершенствование системы образования, подготовку соответствующих кадров, владеющих современными информационными и цифровыми технологиями при решении профессиональных задач, характеризуется комплексным внедрением в сферу образования цифровых технологий, выступающих в качестве новых источников и новых способов получения информации, педагогического инструментария, позволяющего достичь определенных результатов в процессе подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Главными задачами высшего образования в целом и физкультурного образования в частности в условиях цифровой трансформации становятся задача «научить учиться», быть готовым к стремительным переменам, происходящим в информационном обществе, задача построения эффективного взаимодействия с работодателями для определения перспективных направлений подготовки будущих специалистов, изменения в самой структуре знаний и умений, для чего требуется переход от школы знаний к школе умений, способностей, компетенций, необходимых для решения профессиональных задач в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях. Потребность современного общества в компетентных специалистах в таких условиях профессиональной деятельности порождает возникновение новых требований к их подготовке.

Серьезным испытанием в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) для учебных заведений в целом и физкультурных вузов в частности стал их перевод на дистанционные (удаленные) формы обучения, когда нужно было срочно находить и использовать в учебном процессе современные цифровые информационные технологии, которые должны были охватить не только сам процесс обучения, но и проведение экзаменов, защиту выпускных квалификационных работ и другие мероприятия. И здесь во многих случаях вузы и особенно преподаватели столкнулись с трудностями, связанными как с созданием, так и с использованием в учебном процессе цифровых информационных ресурсов. Поэтому вопросы, связанные с анализом и обобщением опыта цифровой трансформации физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта, и прежде всего вопросы, связанные с созданием и использованием современных цифровых образовательных ресурсов (дидактических материалов нового поколения) как в учебном процессе физкультурных вузов, так и в сфере физической культуры и спорта в целом для работы, в которой готовятся будущие специалисты, приобретают особую актуальность.

Целью исследования являются анализ и обобщение опыта цифровой трансформации физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта.

Материал и методы исследования. При подготовке статьи использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, обобщение опыта научной школы автора по созданию и использованию цифровых информационных технологий в физической культуре и спорте.

Результаты исследования и их обсуждение

Появление современных цифровых информационных технологий дало стимул развитию понятийного аппарата педагогики, о чем в своей статье «Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии» пишет один из ведущих специалистов в этой области академик Российской академии образования И.В. Роберт [2]. Автор предостерегает от употребления в статьях, монографиях и на научных конференциях словосочетания «цифровизация образования», обосновывая это тем, что «…суть прилагательного “цифровая” может означать лишь представление каких-то данных или какой-то информации (текстовой, или аудиовизуальной, или табличной и др.) в цифровой форме, но никоим образом нельзя в цифровом формате представить педагогическую науку, которая занимается изучением процессов обучения, воспитания, просвещения» [2].

В связи с этим проанализируем другое понимание цифровой трансформации физкультурного образования. Если вопрос касается только самого процесса обучения, то в узком смысле под цифровой трансформацией можно понимать пересмотр цели содержания, средств, методов и организационных форм для достижения каждым обучающимся образовательных результатов за счет персонализации обучения на основе создания и использования растущего потенциала цифровых образовательных технологий. В более широком понимании цифровая трансформация физкультурного образования должна охватывать все стороны образовательного процесса в вузе, связанные с его организацией и управлением на основе цифровых информационных технологий, включая и сам процесс обучения и аттестации студентов, расписание, формирование их портфолио, рабочие программы дисциплин, управление педагогической нагрузкой, кадровый учет, финансовое управление, обеспечение доступа к электронным библиотечным системам (ЭБС), к Интернету и т.д.

По мнению И.В. Роберт [3], цифровые информационные технологии дают возможность изменить структуру представления учебного материала в виде гипертекстового, гипермедийного формата, изменить парадигму информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса (обучающий, обучающийся и интерактивный информационный ресурс); способствуют появлению системы автоматизации контроля результатов обучения и организационного управления образовательным процессом; появлению разнообразных цифровых образовательных ресурсов.

Несмотря на то что сегодня пока нет единой классификации цифровых образовательных ресурсов, автор статьи здесь опирается на определение, представленное в статье И.В. Роберт: «Цифровой образовательный ресурс – это учебное средство, реализующее возможности цифровых информационных технологий и обеспечивающее экранное представление учебной информации; интерактивное взаимодействие как между субъектами образовательного процесса, так и между ними и информационным ресурсом; автоматизацию контроля результатов обучения и продвижения в учении; автоматизацию процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением» [2]. Естественно, здесь следует отметить, что в одном цифровом образовательном ресурсе все эти перечисленные пункты реализовать невозможно. При этом какие-то ресурсы обеспечивают больший набор возможностей, какие-то – меньший. Поэтому рассмотрим ряд цифровых информационных ресурсов, используемых в физкультурном образовании, с точки зрения их функциональных и педагогических возможностей. К таким ресурсам прежде всего можно отнести: цифровые программы оценки результативности обучения; цифровые многоцелевые обучающие системы, обладающие функцией обучения, контроля, самоконтроля и тренажа; цифровые мультимедийные презентации, используемые как для передачи знаний, так и для контроля знаний; различные базы данных образовательного назначения, например базы подвижных игр, используемых на уроках физической культуры в различных классах, конспектов уроков, музыкальных сопровождений и иного; образовательные ресурсы, подготовленные для размещения в Интернете; курсы для онлайн и сетевые технологии; цифровые видеофильмы и видеоуроки; мобильные приложения [4]. Кроме того, сегодня для организации учебного процесса активно используются ЭБС (электронные библиотечные системы), социальные сети, различные приложения для организации видеоконференций [5].

Рассмотрим возможности некоторых из них в подготовке будущих специалистов по физической культуре и спорту.

1. Цифровые мультимедийные презентации. Их роль в организации учебного процесса сегодня неоценима. Во-первых, они используются в предоставлении учебного материала на лекциях, когда в презентацию включаются различные видеофрагменты, связанные с техникой обучения двигательным действиям, тактическим действиям, с методикой обучения, методикой проведения урока и т.д. Во-вторых, сегодня ни одна предзащита и защита выпускных квалификационных работ не обходится без их применения. В-третьих, студенты готовят и защищают свои проекты посредством презентаций. В-четвертых, с помощью программы PowerPoint можно создавать и активно использовать различные тесты для оценки знаний по различным спортивно-педагогическим дисциплинам. Важная функция презентации, которая появилась в период пандемии, – это создание и использование видеопрезентаций, которые могут применяться как преподавателями для сообщения информации студентам, так и студентами при подготовке видеодокладов для защиты своих выпускных квалификационных работ (ВКР) в дистанционной форме с использованием видеоконференций.

2. Цифровые мультимедийные программы для оценки успешности обучения. Важной задачей процесса обучения в условиях его цифровой трансформации являются создание и использование средств автоматизации контрольно-измерительных процессов и оценки качества образования. Преподаватель на основе данных контроля получает информацию о результатах своей работы (обратная связь) и при необходимости может внести в нее коррективы, а для обучаемого – это оценка его работы. Задания в контролирующих программах могут иметь различную структуру: вопрос в виде текста и текстовые варианты ответов, вопрос, сопровождаемый графической иллюстрацией, например кинограммой спортивного двигательного действия или видеосюжетом, и т.д. Эту задачу достаточно эффективно решают цифровые мультимедийные контролирующие программы. Основные функции подобных программ: внешний контроль успешности обучения по отдельным разделам курса; внешний контроль успешности обучения по курсу (дисциплине) в целом; автоматическая регистрация результатов контроля; возможность непосредственной регистрации в личном портфеле студента в интегрированной информационно-аналитической системе (ИИАС) для последующего анализа и аттестации студентов (рис. 1).

Рис. 1. Титульная страница контролирующей программы

3. Цифровые мультимедийные обучающие программы. Основные функции: обучение; самоконтроль; коррекция; тренаж; внешний контроль. Как известно, согласно принятым ФГОС 3++ в системе подготовки будущих специалистов по различным направлениям предусматривается учет профессиональных стандартов. Так, например, стандартом по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура предусмотрен учет следующих профессиональных стандартов: «Тренер», «Инструктор-методист», «Спортивный судья», «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющий деятельность в области физической культуры и спорта», «Специалист по антидопинговому обеспечению». Особенно важное значение мультимедийные обучающие программы приобретают в подготовке судей по спорту. Это связано с тем, что проведение любых спортивных соревнований возможно при наличии соответствующих правилам соревнований судей, обладающих конкретными компетенциями и категориями, что требует серьезной подготовки, особенно по тем видам спорта, в которых оценка результатов соревнований осуществляется на основе качественных данных (спортивная гимнастика, спортивная аэробика, фигурное катание и др.). Такие программы имеют несколько разделов. Сами правила соревнований с различными комментариями, построенные на основе гиперссылок, связаны прежде всего с их усвоением, особенно это касается усвоения упражнений, отнесенных к различным группам сложности, их стоимости, техники исполнения, для чего каждое упражнение сопровождается видеосюжетом, графическим и терминологическим описанием. Раздел «Анализ комбинаций» позволяет провести разбор различных комбинаций, выполненных разными спортсменами на различных соревнованиях, и сопоставить свои оценки с данными экспертов. Раздел «Проверка знаний» позволяет оценить знания правил соревнований и умения осуществлять практическое судейство в так называемых виртуальных соревнованиях. Таким образом, основными функциями подобных программ являются: обучение, коррекция, тренаж, самоконтроль, внешний контроль (рис. 2).

Рис.2. Титульная страница мультимедийной обучающей программы

4. Курсы для дистанционного обучения. Сегодня большое значение придается созданию и использованию в учебном процессе различных массовых открытых онлайн-курсов (МООК) по различным направлениям подготовки с использованием международных (Coursera, Udaciti, edX) и российских платформ, таких как Национальная платформа открытого образования (НПОО), Универсариум, Stepik и др. Однако следует отметить, что на этих платформах специальных курсов, связанных с системой подготовки специалистов по физической культуре и спорту, практически нет. Большинство физкультурных вузов подобные курсы разрабатывают и используют в системе дистанционного обучения Moodle. При создании дистанционных курсов по направлению подготовки «Физическая культура», особенно по дисциплинам спортивно-педагогического направления, с одной стороны, необходимо учитывать их специфику (обучение технике, тактике с использованием различных видеосюжетов), с другой – использования только дистанционного обучения здесь явно недостаточно, так как освоение конкретных двигательных действий, обучение умению демонстрировать, обучение методике проведения занятий и иному возможно только на практических занятиях под руководством преподавателя. В разрабатываемых курсах мы также учитываем специфику спортивно-педагогических дисциплин (использование видеофрагментов, связанных с техникой выполнения различных упражнений, тактических действий, с методикой проведения занятий и т.д.). Видеофрагменты используются как для сопровождения учебного материала, так и для тестирования знаний по отдельным темам и дисциплине в целом. Но тем не менее курсы для дистанционного обучения имеют определенное значение, прежде всего для студентов, которые являются действующими спортсменами, постоянно выезжают на сборы и соревнования и не могут посещать занятия вместе с группой. Конечно, здесь следует отметить, что курсы дистанционного обучения осуществляются по смешанному способу, когда они разрабатываются и реализуются по основным теоретическим разделам спортивно-педагогических дисциплин, так как обучение конкретным двигательным действиям происходит на практических занятиях с участием преподавателя, тренера в связи с необходимостью обеспечить страховку и помощь, соблюдение техники безопасности. Начальный блок дистанционного курса по методике преподавания гимнастики в школе представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Начальный информационный блок курса

5. Образовательные сайты и мобильные приложения. Основные функции: обучение; самоконтроль; внешний контроль; 100%-ная мультимедийность; неограниченное количество обучаемых. Покажем эти функции на примере образовательного сайта и мобильного приложения по подготовке к сдаче экзамена по айкидо на 4–10 кю (рис. 4).

Рис. 4. Титульная страница сайта

Обучение с помощью данного сайта и мобильного приложения к нему может осуществляться по различным траекториям в зависимости от того, какое решение примет сам пользователь. Есть несколько возможных вариантов работы – просмотр видеоматериала и текстовых описаний аттестационной программы, просмотр отдельных элементов в разделах «Приемы», «Техники падения», «Перемещения» и «Работа с оружием». После усвоения этих разделов можно перейти к разделу «Экзамены айкидо», который включает в себя контроль знаний, тренажер и анкетирование пользователей. Контролирующий блок состоит из категорий кю с 4-й по 10-ю.

Мобильное приложение позволяет значительно расширить область использования данного сайта, так как дает возможность применения не только персонального компьютера, но и смартфонов и планшетов. Кроме того, в мобильном приложении нами использован не только русскоязычный вариант, но и англоязычный (рис. 5).

Рис. 5. Мобильные приложения по подготовке к сдаче экзамена по айкидо

В условиях пандемии с целью организации учебного процесса сегодня активно используются и возможности социальных сетей, таких как Facebook, Twitter, Instagram, Вконтакте и др. Для организации видеоконференций и вебинаров в учебных заведениях получили признание такие приложения, как Adobe Connect, Zoom и Jitsi Meet.

Немаловажное значение цифровые информационные технологии сегодня приобретают и в сфере физической культуры и спорта: спортивная тренировка, организация и проведение спортивных соревнований, оздоровительная физическая культура и фитнес, диагностика функциональных систем организма, психодиагностика в спорте, мониторинг физического состояния и здоровья занимающихся физической культурой и спортом и, наконец, создание информационно-методического обеспечения в спортивных организациях и оздоровительных центрах. В организации физкультурно-спортивной деятельности (при спортивных тренировках, организации и проведении спортивных соревнований, физкультурно-оздоровительной работы) сегодня активно используются различные программно-аппаратные комплексы, позволяющие оперативно оценивать и корректировать учебно-тренировочный процесс с применением различных диагностик в лабораторных условиях, а также мобильных средств, дающих возможность оценивать состояние спортсменов непосредственно в «полевых» условиях, управлять тренировочным процессом с помощью различных мобильных приложений, повышать объективность оценки результатов соревнований.

Выводы. Анализ научно-методической литературы и обобщение опыта использования цифровых информационных технологий в физкультурном образовании и сфере физической культуры и спорта показали, что главный тренд развития физкультурного образования сегодня связан с цифровой трансформацией образовательных технологий, предполагающей разработку и использование в учебном процессе современных цифровых информационных технологий, оказывающих значительное влияние на цели обучения, содержание, методы и организационные формы. Созданные и используемые в учебном процессе цифровые образовательные ресурсы показали свою эффективность в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту, но являются первыми шагами в этом направлении, так как цифровая трансформация физкультурного образования требует серьезной перестройки образовательного процесса, его цифровой трансформации, предусматривающей не только разработку и использование в учебном процессе цифровых образовательных ресурсов, но и создание информационной образовательной среды, включающей как технические ресурсы (компьютеры, планшеты, мобильные устройства, интернет, видеосистемы, мультимедийные проекторы и т.д.), цифровые образовательные ресурсы, отражающие специфику физкультурного образования, так и управленческие системы, позволяющие осуществлять цифровое управление по основным направлениям работы в вузе, таким как педагогическая нагрузка, публикации, финансовое управление, документооборот, учебная, научная и методическая деятельность, система набора студентов и др. Важное значение для подготовки конкурентоспособных спортсменов приобретает использование современных программно-аппаратных комплексов, позволяющих оперативно оценивать и корректировать учебно-тренировочный процесс.


Библиографическая ссылка

Петров П.К. ЦИФРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29916 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674