Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ РАБОТЫ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ

Кузнецова Ю.Н. 1
1 Казанский федеральный университет
В силу широкого распространения цифровых технологий в XXI в. и возросшей в связи с этим фактом потребности модернизации учебно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях применяются различные попытки совершенствования образовательного процесса, в том числе путем включения новых форм взаимодействия с использованием инновационных технологий. Внедрение в образовательный и воспитательный процесс информационных технологий позволяет смоделировать процесс обучения и воспитания и обеспечить высокий уровень включенности каждого участника образовательного процесса. Чувствуя себя полноценным участником образовательного процесса, обучающийся более замотивирован и сконцентрирован на изучаемом им материале. В данной статье приводится опыт, реализуемый на юридическом факультете Казанского федерального университета. Уже давно налажено социальное партнерство с Центром временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при МВД РТ, где проводится ряд обучающих и воспитательных мероприятий, направленных на коррекцию девиантного поведения и включения воспитанников Центра в нормальную для их дальнейшего развития среду. Необходимо отметить, что на юридическом факультете Казанского федерального университета есть направление подготовки 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль подготовки: Право и иностранный язык (английский), где студенты получают профессиональную подготовку и в области педагогики, психологии, права, и в области английского языка, что предполагает разные формы взаимодействия с участниками образовательного процесса.
несовершеннолетний
девиантное поведение
проектная деятельность
цифровизация
цифровые технологии
1. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Сетевые сервисы для построения информационно- коммуникационной предметной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №51-3. С. 144-150.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1401 (дата обращения: 20.05.2020).
3. Васильева П.В. Инклюзивное образование в США // Молодой ученый. 2018. № 2. С.94-96.
4. Программа декриминализации подростковой среды в Российской федерации: Научно - практическое пособие. Издание первое. М: Благотворительный фонд "ШАНС", 2017. 44 с.
5. Кузнецова Ю.Н. Психолого-педагогический феномен инклюзии // Татищевские чтения: Актуальные проблемы науки и практики: материалы XVII Международной научно-практической конференции. Тольятти, 2020. С. 33-37.
6. Методическая разработка урока-квеста "Трудовое право" [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-urokakvesta-trudovoe-pravo-1159686 (дата обращения: 21.05.2020).

Модернизация российского образования предполагает внедрение в образовательный процесс цифровых технологий. Образование не может не реагировать на изменения, которые происходят в мире, имеется ряд введенных в действие приоритетных проектов, таких как «Современная цифровая образовательная среда в вузе», «Цифровая школа», которые направлены на формирование у обучающихся цифровой компетенции.

Цель исследования – объединение навыков создания проектов в образовательной деятельности с применением цифровых технологий. Поэтому в процесс профессиональной подготовки студентов включена и обязательна к применению проектная деятельность.

Необходимо пояснить, что под проектной деятельностью с применением цифровых технологий мы понимаем такую форму организации учебного процесса, которая бы обеспечивала и инклюзивность образования, поскольку такие проекты обеспечат возможность получения образования и обучающимся с особыми возможностями здоровья, в том числе и с девиантными формами поведения. Проектная деятельность позволит запуститься механизму взаимовлияния между участниками образовательного процесса, поспособствует их взаимообогащению, и, как следствие, произойдет творческая адаптация несовершеннолетних с девиантными формами поведения к социальной среде [1].

Результаты исследования. Организация проектной деятельности обучающихся с использованием информационно-коммуникационных технологий имеет серьезные преимущества, поскольку позволяет в полной мере реализовать возможности сотрудничества между обучающимися и преподавателями в ходе проектной деятельности.

Кафедра теории и методики обучения праву юридического факультета Казанского федерального университета реализует проектную деятельность в профессиональной подготовке специалистов в рамках социального, так как это позволяет выйти на качественно новый уровень культурных, социальных, политических отношений с общественными организациями и органами государственной власти и местного самоуправления, а также является существенным фактором повышения эффективности образовательных услуг [2] .

Однако специфика сотрудничества юридического факультета и ЦВСНП при МВД РТ состоит в том, что учебно-воспитательное воздействие, производимое на детей, находящихся в Центре, осуществляется в сжатые сроки, так как само пребывание ребенка в учреждении кратковременно. Соответственно встает резонный вопрос о поиске новых форм осуществления социального партнерства, чтобы коррекционные мероприятия, проводимые с детьми, имели долгосрочный и устойчивый эффект. Здесь нам на помощь могут прийти цифровые технологии и связанные с ними образовательные возможности [3].

Основные направления проектной деятельности, осуществляемой студентами юридического факультета и ЦВСНП при МВД РТ, заключаются в создании инклюзивной среды для включения несовершеннолетних с девиантными формами поведения в социально одобряемую среду и формирования у них ценностей и личностных черт, которые бы не позволяли ребятам в дальнейшем совершать правонарушения. Именно в этом мы видим эффективную профилактику правонарушений, когда у детей совершенно естественным образом, без принуждения изменяются их привычные формы взаимодействия с миром на социально приемлемые. С помощью погружения несовершеннолетнего правонарушителя в социальную среду с детьми без отклонений от поведенческой нормы происходит процесс усвоения социальных норм, формируются правовые ценности, идеология. Осуществляется процесс перевода элементов внешней среды во внутреннее «Я» [4, 5].

Студентами юридического факультета по направлению подготовки: 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль подготовки: Право и иностранный язык (английский) реализуются следующие проекты.

Проект инклюзивной лингвистической программы для адаптации детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: «FUNNY ENGLISH». Он включает в себя: информационную карту программы, адресность программы, цель профильной программы, задачи профильной программы, план-сетку «FUNNY ENGLISH», содержание диагностик, план коррекционных мероприятий для адаптации детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Адресность программы. Программа рассчитана как на социально благополучных детей, так и на детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в возрасте от 10 до 17 лет. В эту категорию попадают ребята из социально неблагополучных семей, дети с девиантными формами поведения. Также она предназначена для детей, желающих получить умения и навыки по английскому языку и знания о культуре английского народа. В проекте могут участвовать все, кто интересуется культурой Англии, независимо от уровня владения языком.

Цели профильной программы: 1. Психологическая диагностика подростков. 2. Преодоление негативных последствий психологического и эмоционального развития у детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 3. Превенция насильственного поведения, снижение агрессии, развитие навыков управления конфликтами. 4. Развитие коммуникативных навыков в социальной среде. 5. Формирование знаний английского языка и культуры народа. 6. Развитие групповой коммуникации. 7. Формирование в детях активной жизненной позиции, критического мышления, уважения к закону, умения принимать грамотные профессиональные решения в выражении своих мыслей и идей. 8. Развитие умения поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности и способности создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Студентами был определен диагностический инструментарий по выявлению сформированости всех сфер индивидуальности личности, разработаны тренинги и упражнения для коррекционных мероприятий по формированию адаптивного поведения и для проведения итоговой диагностики.

Следующий проект, который хотелось бы представить, – это проект современного интегрированного урока по праву с применением инновационного методического инструментария для детей с девиантными формами поведения. Актуальность данного проекта обусловлена отсутствием у обучающихся достаточных знаний о своих правах и обязанностях. Пример такого урока послужит рекомендацией при разработке интегрированного урока учителями-предметниками, работающими с детьми с асоциальными формами поведения.

Задачи проекта: 1. Создать интеллект карты по теме урока для подготовки обучающихся к предстоящему уроку. 2. Проанализировать и выявить основные особенности подготовки и проведения интегрированных уроков. 3. Разработать технологическую карту урока по ФГОС, а также план-конспект интегрированного урока. 4. Подготовить диагностику урока в условиях введения ФГОС нового поколения.

Проведение данного урока возможно на любой образовательной интернет-платформе. Единого портала с полноценным онлайн-обучением пока не создали, поэтому Министерство просвещения Российской Федерации составило список рекомендаций и отсылает учеников на отдельные интернет-ресурсы.

Был выбран интегрированный урок, так как интеграция изначально исходит не только из принципа взаимосвязи и взаимообогащения: особую значимость имеет то, что при интегративном подходе изучения обществознания происходит воспитание правосознания личности. Логика в построении интегрированного урока отражает личностно-ориентированное познавательное развития ученика. Представление обучающемуся знаний об обществе и праве осуществляется не через готовые шаблоны, а через процессы самоопределения и поиска себя в системе правоотношений, где он предстанет полноправным субъектом, а не объектом правоотношений.

Студентами была применена технология квест-урока, предполагающая использование активных методов обучения. Основной метод обучения при использовании данной технологии – научно-исследовательский. Урок был апробирован в ЦВСНП при МВД РТ. Несовершеннолетние в ходе проведения квест-урока были включены в реальные процессы и попадали в конкретные жизненные ситуации. Квест-урок погружает обучающегося в среду, где ему приходится проживать ситуацию, формируя необходимые навыки поиска, анализа и синтеза информации. В ходе квест-урока ребенок учится видеть проблему, осознавать ее, выстраивать шаги по решению проблемы, критически мыслить в процессе выбора, учитывать альтернативные мнения, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за их реализацию.

Ход квест-урока по этапам 

Действия учителя

Действия ученика

1.      Актуализация опорных знаний, умений, навыков и мотивационных состояний

– Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие в мир трудового права. Для начала вам нужно разделиться на 2 команды. Урок будет проходить в форме квест-игры. Итак, сегодня вам предстоит пройти три этапа игры, которая покажет, сумеете ли вы в жизни применить правовые и социальные знания. Но перед началом квеста нам необходимо проверить Ваши знания. А проверим мы их с помощью игры «Quizizz»

Приветствуют учителя.

Обучающиеся делятся на 2 команды.

Ребята открывают на телефоне обучающую игру на веб-платформе «Quizizz» и проходят ее, тем самым проверяют свои знания по теме «Трудовое право»

 

2.      Формирование умений и навыков

– Работать сегодня, как я уже говорила, вы будете в группах, за все задания квеста каждая группа сможет заработать определенное количество баллов. Квест будет пройден успешно, если команда наберет более 20 баллов, соблюдая правила. На столах вы видите контрольные листы, в которых вы будете фиксировать количество полученных баллов вашей группой за каждый этап квеста, а в конце урока каждый из вас оценит работу своей группы. Таким образом, пройдя все этапы квеста, мы увидим, какая группа более успешно смогла актуализировать свои знания.

1-й этап квеста. «Трудовые правоотношения»

Каждая группа получает задание, связанное с трудовым законодательством, где необходимо выполнить определенные действия. Капитан команды озвучивает результат работы, а участники 2-й группы внимательно слушают и, если что-то хотят добавить или с чем-то не согласны, то поднимают руку, таким способом они могут заработать дополнительный балл. (5 баллов)

2-й этап квеста (max – 7 баллов)

– Как вы думаете, достаточно ли знать ТК РФ для устройства на работу?

– Какими еще знаниями или умениями должен обладать человек для того, чтобы получить работу?

Второй этап квеста состоит из трех заданий.

Задание № 1. Вам необходимо связать свои жизненные (социальные) знания с ситуацией устройства на работу и согласиться либо не согласиться с утверждениями и обосновать свои ответы. Каждой группе дается четыре утверждения, на обсуждение которых у вас есть 1 минута. Затем каждая группа зачитывает утверждение и свои варианты ответа. Остальные группы внимательно слушают и не забывают про сигнальную кнопку.

За каждый правильный полный ответ группа получает 4 балла, если ответы неверны или допущены ошибки – 2 балла.

Задание № 2. На какую вакансию вы сможете претендовать, не имея специального образования?

Ваша задача – просмотреть предложенные вакансии (даны в приложении) и оставить  только те, на которые сможет претендовать подросток 14–16 лет. Одна из команд представляет варианты вакансий и объясняет свой выбор. Правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. При допущении ошибки начисляется 0,5 балла

Обучающие знакомятся с правилами проведения квест-урока.

 

Слушают рекомендации учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание 1-го этапа квест-урока. 1-я команда озвучивает результаты работы своей группы, а участники 2-й группы внимательно слушают и дополняют. Каждая команда получает баллы.

 

 

– Нет, не достаточно.

 

 

– Конституция РФ, психологические аспекты личности

 

 

Ученики обсуждают задание, консультируются между собой. Выступает 2-я команда, а 1-я группа внимательно слушает и дополняет ответами, если 2-я команда ошиблась или возникли разногласия. Каждая команда получает баллы

 

 

 

Учащиеся предлагают варианты вакансий.

 

Рассматривают вакансии и оставляют только те, на которые подросток 14–16 лет может претендовать. 2-я команда демонстрирует вакансии, обосновывает свой выбор, а 1-я команда сверяет правильность. Каждая команда получает свои баллы

3. Формирование умений и навыков

Задание № 3. Перед вами – неправильно составленный трудовой договор для несовершеннолетнего подростка. Попытайтесь увидеть ошибки в договоре и озвучить их.

Выбранный представитель команды зачитывает ошибки в договоре, а представители других команд определяют верность выводов. Правильно выполненное задание оценивается в 3 балла, если выявлены ошибки, то группа получает 1,5 балла.

3-й этап квеста. «Устраиваемся на работу» (max – 5 баллов)

Вам представилась возможность поработать в летний период. Вы изучили вакансии и отправились на собеседование с работодателем. Задача выбранных группой представителей – смоделировать ситуацию реального собеседования, предположить, какие вопросы может задать вам работодатель, как отвечать на заданный вопрос и как соискателю необходимо вести себя во время собеседования.

Оценка задания осуществляется сразу после разыгранных эпизодов. Соискатель принят на работу – 5 баллов; соискателю отказано – 3 балла.

Квест завершен.

Далее проводится подсчет баллов по итогам пройденного квеста.

Теперь мы можем увидеть, насколько мы с вами подготовлены и как нам успешно устроиться на работу

Учащиеся просматривают трудовой договор и стараются найти ошибки. Это задание вызывает у учащихся трудности, поэтому времени на его выполнение уходит больше положенного.

1-я команда зачитывает ответы, а 2-я команда проверяет правильность.

Каждая команда получает баллы по данному заданию.

 

 

 

 

 

 

 

Представители каждой группы делятся на пары. Одна сторона (рекрутер) готовит вопросы, а другая сторона (соискатель) готовится к успешному собеседованию. Далее они проводят собеседование друг с другом.

 

Каждая команда просчитывает и озвучивает баллы.

Поднимают свои карточки с баллами

4. Подведение итогов

Рефлексия.

И в завершение мы хотим положить в копилку все   знания и умения, которые были получены  на квест-уроке

– знание ТК РФ, психологических аспектов при трудоустройстве, вакансий, на которые мы можем устроиться, умение правильно вести себя на собеседовании с работодателем

5. Домашнее задание

– Сегодня я дам вам домашнее задание в виде QR-кода.

Учитель благодарит за квест-урок, проводит экспресс-тест по определению эмоционального состояния и прощается с учениками

Сканируют QR-код и получают домашнее задание.

Ученики благодарят за квест-урок, проходят экспресс-тест на эмоциональное состояние и прощаются с учителем

  

Квест-уроки можно использовать на различных предметах, на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными [6].

Квест-урок эффективен и при организации дистанционного обучения, что крайне актуально в условиях открытого дистанционного образования, а также в условиях карантина из-за распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

Выводы. Внедрение цифровых технологий в организацию проектной деятельности способствует повышению качества образовательной работы, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, а также помогает при поиске творческого выхода из проблемной ситуации. Проектная деятельность с использованием информационных технологий в условиях социального партнерства позволяет погрузиться в среду, приближенную к реальным ситуациям, что является проблематичным в условиях традиционного урока.


Библиографическая ссылка

Кузнецова Ю.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ДЛЯ РАБОТЫ В ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29826 (дата обращения: 14.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074