Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

Иванова И.П. 1
1 ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет
Количество юных пользователей интернета с каждым годом увеличивается, где они начинают проводить большое количество времени. Интернет – это новая социальная ситуация развития младших школьников. Интернет оказывает влияние на социализацию младших школьников, его влияние противоречиво, как позитивно, так и негативно. Социализация – это важный процесс развития личности в младшем школьном возрасте. Социализация в интернете проходит стихийно, поэтому необходима организованная целенаправленная работа по развитию информационной, коммуникативной, нравственной культуры. При соблюдении определенных социально-педагогических условий возможно избежать негативных последствий влияния интернета на развитие личности, в своем исследовании мы попытались раскрыть социально-педагогические условия, которые помогли бы овладеть информационной грамотностью. Нами раскрыты особенности социализации младших школьников. Рассмотрена специфика организации образовательного процесса с целенаправленной работой по грамотному пользованию интернетом. Образовательная среда, направленной на развитие активной личностной и социальной позиции, способствующей развитию межкультурного и межличностного интерактивного взаимодействия, способствует позитивной социализации младших школьников. Используя различные информационные технологии, ученики учатся отстаивать, доказывать свою точку зрения, свою позицию. Научить ребенка правильно использовать интернет является важной задачей начальной школы. Социализация личности в интернете должна носить контролируемый и направляемый характер.
социализация
младший школьник
Интернет
социальная адаптация
киберпространство
социально-педагогические условия
1. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография. М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. 400 с.
2. Беличева С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт, 2019. 304 с.
3. Иванова И.П. Психология эффективного общения родителей с детьми младшего школьного возраста // Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса: сборник научно-методических статей. Чебоксары, 2009. С. 106-110.
4. Иванова И.П., Патеева О.В. Изучение влияния семьи на развитие личности младшего школьника // Взаимодействие семьи и школы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Чебоксары, 15 декабря 2015 г.). Чебоксары, 2016. С. 83-90.
5. Попова А.В., Шадрина С.Н. Исследование особенностей социализации младших школьников в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т.6. С. 187-189. URL: http://e-koncept.ru/2017/770061.htm. (дата обращения: 15.05.2020).
6. Шубникова Е.Г. Копинг-превенция зависимого поведения детей и подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. Т. 17. № 2. С. 273-274.

Всемирная глобальная сеть Интернет прочно вошла в нашу жизнь. Современный человек не представляет жизни без Интернета. Интернет помогает человеку находить нужную информацию, обеспечивает общение между людьми, предоставляет работу. Интернет является одним из важнейших факторов социализации. Социальная ситуация такова, что все школьники перешли на дистанционную форму обучения. Поэтому резко увеличилось количество юных активных пользователей Интернета. Младшие школьники чаще используют Интернет при подготовке к занятиям, но много времени тратят и на компьютерные игры, на бессистемное общение в социальных сетях, на посещение сомнительных сайтов. Таким образом, Интернет порождает новые формы деятельности, общения, культуру, знания. Современные младшие школьники также активно пользуются Интернетом, поэтому в данном возрасте важна систематическая и целенаправленная работа по формированию цифровой грамотности, информационной грамотности, по предупреждению возникновения зависимости.

Анализ теоретической литературы позволяет сделать вывод о том, что существует проблема социализации современных подростков и старшеклассников в Интернете, но, на наш взгляд, эта проблема является весьма актуальной и для младших школьников, у которых интенсивно развиваются познавательные процессы и личностные качества. Освоение нового киберпространства требует определенной воспитательной работы с младшими школьниками.

Таким образом, для позитивной социализации младших школьников необходимо целенаправленное педагогическое влияние, создание определенных условий.

Цель исследования заключается в определении эффективных социально-педагогических условий, способствующих позитивной социализации младших школьников в Интернете.

Материал и методы исследования. Теоретический анализ социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, кроме того, мы использовали эмпирические методы: наблюдение, метод экспертной оценки, авторские методики.

Результаты исследования и их обсуждение. Средства массовой информации являются механизмами социального управления, в том числе управления процессами социализации ребенка. Важным является то, чтобы, пользуясь Интернетом, младшие школьники могли позитивно развиваться. С каждым годом увеличивается количество юных пользователей Интернета, где младшие школьники начинают проводить больше времени. Интернет – это новая социальная ситуация развития для младшего школьника.

Влияние Интернета на психику человека очень противоречиво. Одни исследователи считают и доказывают пагубное, негативное влияние, другие доказывают, что Интернет оказывает только положительное влияние. Проблема социализации изучалась и активно изучается отечественными и зарубежными исследователями. В.Г. Бочарова разрабатывает положение о влиянии социальной среды на развитие личности; А.В. Мудрик проводит классификацию факторов социализации, опираясь на теорию Мудрика, В.А. Плешаков разрабатывает теорию киберсоциализации. М.А. Галагузовой рассматривается освоение социального опыта в процессе социализации. Анализируя различные подходы, можно сделать вывод, что социализация - целенаправленный активный процесс, на который оказывают влияние различные факторы. Одним из активных факторов социализации является Интернет.

Основными показателями успешной социализации младших школьников являются самостоятельность, дисциплинированность, своевременность выполнения порученного, исполнительность. Ученик начальной школы начинает демонстрировать социально активное поведение. Важным моментом этого возраста является возможность произвольной саморегуляции поведения. Большинство школьников усваивают школьные требования и правила поведения, подчиняя свои действия установленным нормам. Новые общественные отношения способствуют формированию переживания себя как общественного существа. Таким образом, социализация младших школьников заключается в усвоении социального опыта, опыта социальных отношений, новых социальных ролей с определенными требованиями.

Позитивным результатом социализации является социализированность. По мнению Е.П. Белинской и Т.Г. Стефаненко, социализированность раскрывается как основной критерий социализации личности, с этим нельзя не согласиться. Благодаря этому младшие школьники чувствуют удовлетворенность жизнью, успешность, эмоциональную устойчивость, стабильность. Переход к следующему этапу социализации у таких детей будет проходить легко.

Социализация – это процесс, который определяет основу становления личности. Усвоение языка, социальных норм и ценностей, тех форм поведения, которые приняты в этом обществе, таким образом, социализация одновременно является и процессом, и результатом. В процессе социализации человек становится членом общества, с определенными правами и обязанностями.

ФГОС НО базовыми условиями социализации младших школьников определяет следующие показатели: психическое здоровье детей; эмоционально-комфортная ситуация в классе; тесное плодотворное сотрудничество педагогов и родителей; благоприятные условия, обеспечивающие психологический комфорт в коллективе.

Процесс социализации предполагает постоянный психолого-педагогический мониторинг динамики показателей здоровья, воспитания и развития детей. Школа должна обеспечить построение безопасного партнерского сотрудничества учащихся, педагогов. Одним из новых факторов социализации является цифровая среда, которая прочно вошла в нашу жизнь.

Таким образом, важными агентами социализации младших школьников являются учителя, родители. Одноклассники к концу младшего школьного возраста тоже начинают играть важную роль в этом процессе. Для современных школьников таким же важным распространенным агентом становится компьютер, а точнее интернет-среда. Поэтому для позитивного развития личности необходимо научить детей эффективно, грамотно использовать компьютер, Интернет.

Современная вычислительная техника, компьютерно-информационные технологии стремительно внедряются в учебный процесс, в каждодневную жизнь младшего школьника. Насколько необходимо и продумано влияние этих технологий на человека? Интернет является одним из противоречивых средств воспитания. По мнению В.А. Плешакова, «…в постиндустриальной эпохе перед педагогами стоит задача переосмысления самой категории "воспитание" в целях учета и реализации воспитательного потенциала киберпространства и возрождения растраченной духовности» [1].

Таким образом, социализация - стихийный неорганизованный процесс, непроизвольное овладение социальными нормами, правилами, ценностями - происходит в деятельности, общении с близкими, также под влиянием интернет-среды. Поэтому необходима систематическая воспитательная работа по формированию информационной грамотности детей. Информация в Интернете очень разнообразная и противоречивая. Возрастные особенности младших школьников характеризуются тем, что интересы их отличаются динамичностью, они быстро меняются, неустойчивы (А.А. Люблинская), по мнению С.Л. Рубинштейна, недолговечны, поверхностны. Ярко выраженный познавательный интерес в этом возрасте основан на интуитивном принятии ценности знания (В.В. Давыдов).

При соблюдении определенных социально-педагогических условий возможна позитивная социализация в интернет-среде. Социально-педагогические условия – это педагогическая поддержка, включающая в себя соблюдение определенных условий, таких как создание комфортной среды, формирование положительного отношения к деятельности, организация самореализации детей и т.д.

В рамках проблематики исследования социально-педагогические условия предполагают комплекс мер, способствующих позитивной социализации в интернет-среде.

  1. Постоянный мониторинг социализации младших школьников.
  2. Активное использование Интернета в образовательных и воспитательных целях, повышение информационной культуры младших школьников.
  3. Совместная деятельность социально-психологической службы школы, педагогов и родителей по предупреждению компьютерной, интернет-зависимости, так как на современном этапе происходит стремительное снижение возраста чрезмерной увлеченностью Интернетом, что чревато возникновением интернет-зависимости.

Рассмотрим подробнее перечисленные социально-педагогические условия.

Постоянный мониторинг социализации проводит педагог-психолог. Для изучения социализации младших школьников имеется немалый психодиагностический материал. Психологическая служба школы регулярно проводит опросы среди родителей, учителей и самих детей по поводу того, с какой целью дети используют компьютер, Интернет, какие сайты посещают, с кем общаются, сколько времени проводят за компьютером. Полученная информация должна обсуждаться с самими детьми на классных часах. Психологи со школьниками обсуждают последствия отрицательного влияния Интернета. Нами разработан методический материал для психологов, родителей и младших школьников по безопасному использованию Интернета. Здесь собраны психологические рекомендации-памятки: как использовать компьютер, Интернет, предупреждать информационный перегруз учащихся, допустимое время работы за компьютером. Подобраны упражнения для психологической разгрузки. Конспекты выступлений на родительских собраниях, тематика коррекционно-развивающих занятий, программа тренинговых занятий.

Следующим важным условием, на наш взгляд, является активное методически грамотное внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учебная деятельность, которая требует также использования информационной среды. Современная образовательная деятельность предполагает работу с информацией, для чего незаменимым средством становится Интернет. Интернет, как и любая образовательная технология, должен помогать ребенку решать конкретные учебные и познавательные задачи, проблемы. К сожалению, информация в Интернете часто может быть вырвана из общего контекста, что не позволяет создать полную достоверную картину. У детей появляются разрозненные неструктурированные факты, возникают трудности в формулировании мыслей, выводов. Информационная среда Интернета часто мешает детям эффективно учиться, потому что они не могут самостоятельно разбираться в этом потоке сведений, им необходима помощь со стороны взрослых. У детей часто возникают информационные перегрузки, что приводит к ухудшению и психического, и физического здоровья. К сожалению, все эти проблемы серьезно сказываются не только на социализации, но и на психическом здоровье детей. Поэтому необходимо научить детей осуществлять поиск информации, анализировать, обрабатывать и хранить ее, что способствует рациональному ее использованию в дальнейшем. Важную роль в этом, в первую очередь, играют родители, а в школе к этой деятельности присоединяется учитель [2].

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте является мышление, поэтому Интернет не может не влиять на его развитие. К сожалению, поменялась мыслительная деятельность современных школьников. Появилось такое понятие, как клиповое мышление. Оно приводит к речевой бедности, языковому минимализму. Но еще у детей развиваются рассеянность, дефицит внимания, гиперактивность из-за огромного потока информации. Игнорируется глубина усвоения материала, преобладает конкретное мышление над абстрактным мышлением. Необходима специальная работа по развитию мышления и профилактике развития клипового мышления. Современные дети стали меньше читать, а книга всегда заставляла думать, она способствовала развитию модели видения мира. Поэтому необходимо учить детей совмещать работу в Интернете с другими видами познавательной активности. Только в этом случае образовательный потенциал Интернета может быть использован полностью.

Таким образом, формирование образовательной среды, направленной на развитие активной личностной и социальной позиции, способствующей развитию межкультурного и межличностного интерактивного взаимодействия, способствует позитивной социализации младших школьников. Используя различные информационные технологии, ученики учатся отстаивать, доказывать свою точку зрения, свою позицию. Только благодаря учителю и родителям будет сформирован «информационный вкус», нравственные нормы, ценности и т.д.

Педагог и родители должны формировать у детей информационную культуру, что является важным условием социализации. Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе [3]. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем чаще всего этот процесс имеет стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач. Информационная культура младшего школьника заключается в мотивационной и операционной готовности самостоятельной деятельности с любой информацией, будь то текстовая, графическая информация. Младшие школьники должны четко осознавать, для чего нужен компьютер, какую важную роль играют информационно-коммуникативные технологии в мире человеческих отношений (это мотивационный компонент информационной культуры). Операционный компонент заключается в формировании навыков работы на компьютере, в Интернете, что позволяет эффективно и технологически, и психологически общаться в информационно-образовательной среде. На обычных уроках нужна специально организованная учебная деятельность по освоению информационно-коммуникативных технологий. Таким образом, младшие школьники должны овладеть следующими умениями: пользоваться программными средствами, поисковыми системами, сохранять и использовать информацию.

Следующим важным условием является предупреждение компьютерной и интернет-зависимости. Необходимость систематической работы учителей, родителей по развитию умений и навыков пользования Интернетом обусловлена тем, что они важны для профилактики возникновения компьютерной и интернет-зависимости у детей. Для многих детей Интернет является увлекательной средой. За последние три года количество детей, активно пользующихся сетью Интернет, выросло в 2,5 раза. Социализация в этой среде - неотъемлемая часть развития детей на современном этапе. К сожалению, Интернет небезопасная среда для обитания детей, здесь дети могут наткнуться на вредоносную сомнительную информацию: насилие, агрессию, порнографию, нецензурную лексику, пропаганду суицида, распространение наркотических веществ. Есть сайты, где увлекательно, ярко демонстрируется создание вредных веществ, вплоть до взрывчаток, а ученик все это быстро начинает воплощать в жизнь. Часто эта информация наносит непоправимый вред психическому и физическому здоровью детей. Дети сами не всегда способны разобраться в пагубном воздействии информации.

ФГОС НО базовыми условиями социализации младших школьников определяет следующие показатели: психическое здоровье детей; эмоционально-комфортная ситуация в классе; тесное плодотворное сотрудничество педагогов и родителей; благоприятные условия, обеспечивающие психологический комфорт в коллективе.

Благодаря интернет-пространству дети могут общаться с безграничным количеством людей (чаты, блоги). Многие младшие школьники мечтают стать блогерами и зарабатывать деньги. Они часто выставляют видеоролики и ждут лайки за них. Виртуальная среда очень привлекательна, виртуальная личность – это предмет изучения психологов, педагогов. К сожалению, реальное общение детей подменяется общением в Сети, где дети чувствуют себя более комфортно.

Поэтому важным моментом является организация сопровождения и помощи и управления процессом овладения и правильного использования Интернета. Многие родители считают, что дети посещают опасные сайты, скачивают программы в школе. Но в этом плане в школе существуют программы, обеспечивающие ограничения пользования Интернетом. Чаще всего на нежелательные сайты дети попадают дома. Отсутствие внимания со стороны родителей чаще приводит к нежелательным последствиям. При пользовании Интернетом в первую очередь важна семейная ситуация, где растет и воспитывается ребенок. Общение, совместные «прогулки» по Интернету, обсуждение информации должны способствовать формированию культуры пользования Интернетом [4; 5].

Дети большей частью посещают опасные сайты дома, у друзей, поэтому контроль и помощь родителей только поможет избежать проблем. Ключевым моментом становится интеграция всех институтов социализации, объединение усилий может помочь детям правильно пользоваться информационно-коммуникативными технологиями [6].

Все эти условия мы реализовывали в МБОУ «СОШ № 27» города Чебоксары с учащимися 3 класса (28 учеников). В своем исследовании мы проводили диагностику интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова, в модификации Н.П. Фетискина). Получены следующие результаты: у 25 учеников низкий уровень ориентации на личные (эгоистические) интересы; у 3 учеников средний уровень. Лишь у 3 учеников низкий уровень ориентации на взаимодействие и сотрудничество, у 20 учеников средний уровень, у 5 учеников высокий уровень. У 28 учеников низкий уровень маргинальной ориентации. Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют о хорошей личностной социализации младших школьников. Результаты констатирующего эксперимента были хуже: ориентация на личные (эгоистические) интересы у 20 учеников, у 8 учеников средний уровень; у 8 учеников был низкий уровень ориентации на взаимодействие и сотрудничество, высокий уровень был у 3 учеников.

Результаты целенаправленной работы привели к тому, что у многих детей повысилась успеваемость, что отметили и родители, и учителя. Дети активно стали использовать Интернет для подготовки домашних заданий, создания проектов и стараться соблюдать временной режим работы. Эти данные получены в ходе опроса учеников. Психологическое просвещение родителей на собраниях, индивидуальных консультациях помогли родителям самим правильно использовать Интернет и наладить отношения с детьми в решении этой проблемы. Учителя начальных классов сами испытывали определенные затруднения в решении этой проблемы, дети часто отвлекались на уроках, особенно им мешал телефон. После всех проведенных мероприятий дети научились контролировать свои действия. Учителя отмечают, что необходимы курсы повышения квалификации и специально организованные методические семинары по проблемам социализации детей в киберпространстве.

Заключение. Таким образом, позитивная социализация младших школьников в Интернете возможна при реализации определенных социально-педагогических условий, которые мы попытались раскрыть. Научить ребенка правильно использовать Интернет является важной задачей начальной школы, также необходимо объединение всех институтов социализации. Социализация личности в Интернете должна носить контролируемый и направляемый характер. 


Библиографическая ссылка

Иванова И.П. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29809 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674