Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНО-ГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ШТУРМАНОВ

Карабанова О.Р. 1
1 Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»
В статье представлена структурно-функциональная модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов. Идея разработки указанной модели обусловлена современными требованиями к профессиональной подготовке военных авиационных специалистов, модернизации авиационной техники, возросшими сложностями решаемых учебно-боевых задач в непростой военно-политической международной обстановке. Структурно-функциональная модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов разрабатывалась и реализовывалась при выделении системно-деятельностного, личностно-ориентированного, антропоцентрического методологических подходов. Авторская модель состоит из трех структурных компонентов: конативно-аттитюдного, фундаментально-технологического, оценочно-результативного. Конативно-аттитюдный компонент модели включает три блока. Первый блок компонента направлен на личностное, профессиональное самоопределение, второй блок решает задачи смыслообразования деятельности курсантов, третий блок определяет формирование готовности к ориентировочно-гностической деятельности. Фундаментально-технологический компонент модели предусматривает реализацию этапов формирования ориентировочно-гностической деятельности: организационно-содержательного, функционально-формирующего, контрольно-регулировочного. Также в работе дается описание каждого названного компонента, указываются цели, основные задачи и функции. Реализация модели на практике, по нашему мнению, позволит успешно выполнять полетные задания, учебно-боевые задачи по предназначению, осуществлять правила безопасности полетов, что в комплексе улучшит подготовку будущих офицеров-штурманов, осуществляющих ключевую профессиональную деятельность – ориентировочно-гностическую, а также окажет влияние на сохранение жизни экипажа и воздушного судна.
структурно-функциональная модель
ориентировочно-гностическая деятельность
военный авиационный вуз
будущий офицер-штурман
1. Карабанова О.Р. Методологические подходы к созданию модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 5. С. 132–136.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2017. 363 c.
3. Измайлова В.В. Педагогическое обеспечение: сущность и структура понятия // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Т. II (Психолого-педагогические науки). С.11–14.
4. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психология как объективная наука. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998. 479 с.
5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебник для студентов средних учебных заведений. М.: «Академия», 2011. 288 с.
6. Военная педагогика: учебник для вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2015. 640 с.
7. Военная педагогика: учебник для вузов / И.А. Алехин [и др.]; под общ. ред. И.А. Алехина. М.: Юрайт, 2018. 414 с.
8. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Эгвес, 2010. 208 с.

Актуальность разработки «структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов» [1] обусловлена современными требованиями к профессиональной подготовке военных авиационных специалистов, модернизации авиационной техники, возросшими сложностями решаемых учебно-боевых задач в экстремальных условиях деятельности, непростой военно-политической обстановке. Успешность выполнения поставленных задач у летного состава во многом зависит от высокого и достаточного уровня сформированной ориентировочно-гностической деятельности (целостной деятельности функциональных механизмов по приему и переработке информации обо всей ситуации в данный момент времени). На формирование ориентировочно-гностической деятельности летного состава большое влияние имеет интеллектуальная активность, высокий уровень развития мыслительных операций, сформированные военно-профессиональные компетенции, профессионально-важные качества, личностные особенности.

Цель исследования

Исходя из важности поднятой проблемы, мы представляем авторскую «структурно-функциональную модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов» [1]. Структура и содержание модели разрабатывались на основе накопленного опыта психолого-педагогической деятельности военных вузов летного профиля, филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии» в г. Челябинске в частности.

Модель создавалась и реализовывалась в военном вузе с помощью выявленного комплекса «системно-деятельностного, личностно-ориентированного и антропоцентрического подходов» [1], каждый из которых направлен на решение поставленных исследовательских задач, основывается на определенных концепциях, принципах и методах.

Системно-деятельностный подход позволяет «осуществить решение проблемы формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов как целостной системы, в которой главное место занимает активная познавательная деятельность, основанная на принципе единства сознания и деятельности» [1].

Личностно-ориентированный подход позволяет сосредотачивать внимание на личности как основном субъекте, яркой индивидуальности, акцентируя внимание на ее саморазвитии и самореализации.

Антропоцентрический подход позиционирует «развитие профессионально важных качеств личности, творческого и практического операторского мышления», необходимого, чтобы выполнять летную деятельность на сложной военной технике [1].

Материалы и методы исследования

В теории педагогического моделирования предъявляются требования к созданию определенного рода моделей. Структурно-функциональная модель должна состоять из структурных компонентов, между которыми устанавливаются определенные связи с последующим выявлением функциональной составляющей каждого из них. Наша модель создана по этим правилам.

Структурно-функциональная модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов содержит: конативно-аттитюдный, функционально-технологический, оценочно-результативный компоненты. Каждый компонент имеет свои функции, о которых мы расскажем в контексте нашего повествования.

Цель модели – сформировать достаточный или высокий уровень ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов. Цель выступает внешним системообразующим фактором, а внутренним системообразующим фактором модели является управленческая деятельность субъектов, помогающая достичь решения поставленных задач.

Основываясь на положениях системно-деятельностного подхода, каждый компонент модели имеет программу деятельности, в которой подробно описано содержание действий субъектов образовательного процесса, что также является внутренним фактором единства функционирования модели.

Дадим краткую характеристику каждого компонента.

Первый компонент модели – конативно-аттитюдный. Термин «конативный» в переводе с латинского означает «усилие», «стремление», определяющие мотивы и цели любой деятельности; «аттитюдный» отражает предрасположенность субъекта к действиям в социуме или готовность проявлять себя «относительно данного социального объекта (явления) определённым образом» [2].

В целом конативно-аттитюдный компонент состоит из трех блоков по количеству решаемых задач.

Первый блок направлен на личностное, профессиональное самоопределение, основу которого составляет формирование социально-нравственной и военно-профессиональной направленности.

Второй блок поддерживает смыслообразование деятельности, выражающейся в формировании внутренних побуждений к самообразованию и развитию познавательного интереса, необходимого для овладения данной специальностью.

Третий блок решает задачи готовности к ориентировочно-гностической деятельности, направленной на повышение эмоционально-волевой устойчивости, физической выносливости и психологической готовности.

Стержнем данного компонента является мотивационно-целевая подструктура, базирующаяся на теории деятельности. Пользуясь данной теорией, отметим, что мотив и цель – важные составляющие смыслового содержания деятельности, которые влияют на формирование интереса к познавательной деятельности и реализацию усвоенных знаний и умений, поэтому мы уделяем большое внимание педагогической поддержке мотивации курсантов.

Конативно-аттитюдный компонент имеет функции: побуждающую, воспитательную, психологическую, целеполагающую.

Побуждающая функция стимулирует и обусловливает мотивационную активность курсантов в овладении ориентировочно-гностической деятельностью.

Воспитательная функция направлена на формирование военно-профессиональной и социально-нравственной направленности личности будущего офицера и стремление к самосовершенствованию профессиональных знаний, умений и навыков.

Психологическая функция помогает формировать эмоционально-волевую устойчивость и психологическую готовность будущих офицеров-штурманов к профессиональной летной деятельности.

Целеполагающая функция определяет готовность к достижению цели, направляет на развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей курсантов, формирование личностных и профессионально важных качеств.

Мы считаем, что в нашей модели целеполагающая функция является управляющей и системообразующей, отражает общую направленность и готовность к выполнению ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов. Эта функция, так же как и воспитательная, является основополагающей всех других функций модели и реализуется на каждом этапе и в каждом компоненте.

Реализация задач конативно-аттитюдного компонента ведется через формы воинского, гражданского, патриотического, нравственного, умственного, физического воспитания и морально-психологического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации.

Второй компонент модели – фундаментально-технологический.

Цель компонента: создание базы психолого-педагогического обеспечения формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.

Под обеспечением мы понимаем создание психолого-педагогического инструментария – комплекса методов, средств, форм, помогающих реализовать поставленную цель. Разделяя мнение В.В. Измайловой, мы считаем, что педагогическому обеспечению присущи следующие принципы: «многогранность, ресурсность, мощность, целесообразность, динамичность» и др. [3, с. 14], что подчеркивает актуальность практического потенциала его внутреннего наполнения.

Основные задачи, решаемые в рамках данного компонента: определение этапов формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов; разработка и внедрение программы формирования указанной деятельности, опирающейся на

теоретические положения концепции формирования умственных действий П.Я. Гальперина [4], Н.Ф. Талызиной [5], идеи развивающего, проблемного обучения, исследования творческого мышления.

В определении этапов формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов мы исходили из общей теории организации военно-педагогического процесса «подготовительного – подготовки процесса; основного – осуществление процесса и заключительного – анализа результатов процесса» [6; 7].

Назовем задачи каждого из этапов фундаментально-технологического компонента.

Первый этап – организационно-содержательный. Его задачи: проведение организационных мероприятий и определение содержания обучения ориентировочно-гностической деятельности военного авиационного штурмана.

Данный этап реализует функции: организационную, аналитическую, диагностическую, прогностическую.

Организационная функция создает необходимые условия и ресурсы для осуществления процесса формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.

Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния сформированности ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, выявление причин, условий, факторов, непосредственно влияющих на процесс ее формирования.

Диагностическая функция позволяет качественно и количественно оценить состояние сформированности ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, выявить истинное положение педагогического процесса и его возможностей.

Прогностическая функция позволяет прогнозировать и проектировать дальнейшие регулятивные действия по осуществлению образовательного процесса; устанавливать причинно-следственные связи между применяемым педагогическим инструментарием, реализуемыми педагогическими условиями и полученными промежуточными результатами по формированию данной деятельности.

Второй этап фундаментально-технологического компонента – функционально-формирующий. Его задача заключается в обучении специфике действий ориентировочно-гностической деятельности авиационного штурмана – приему и переработке информации в текущий момент времени.

Этап включает функции: обучающе-образовательную, развивающую, познавательную, сопровождающую.

Обучающе-образовательная функция направлена на приобретение курсантами общепрофессиональных и специальных знаний, умений, навыков с последующей их отработкой на практике.

Развивающая функция опосредует формирование и развитие практического мышления, психических процессов: памяти, внимания, логики, пространственного воображения и др.

Познавательная функция направлена на получение когнитивных умений, всестороннее изучение и приобретение теоретических и практических навыков ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, а также поддержание интереса к формируемой деятельности.

Этап также включает освоение знаний о методах и приемах ориентировки в ситуации и переработке информации, правил, алгоритмов деятельности, форм и развития умений и навыков ориентировочно-гностической деятельности.

Третий этап фундаментально-технологического компонента модели – контрольно-регулировочный.

Задача этапа состоит в организации системы контроля и регулирования формированием ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов.

Функции этапа: информационная, диагностическая, прогностическая, контрольно-корректировочная, стимулирующая, регулировочная.

Информационная функция направлена на источники сбора, обработки, обобщения, обсуждения информации по возникшим проблемам формирования ориентировочно-гностической деятельности.

Диагностическая функция позволяет осуществить констатацию показателей, характеристик развития качеств или процессов на момент обследования с помощью специально подобранных методик.

Прогностическая функция имеет аналогичное содержание, что и в фундаментально-технологическом компоненте нашей модели.

Контрольно-корректировочная функция помогает управлять педагогическим процессом, своевременно реагировать на возникшие проблемы, проводить контрольную диагностику, по необходимости вносить коррективы в содержание, методы, формы, средства учебной деятельности; проводить индивидуальную работу по развитию профессионально важных качеств курсантов, повышению психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса.

Стимулирующая функция помогает обеспечивать взаимодействие, активность, интерес, как у курсантов, так и педагогов в конечном положительном результате, предполагает постоянную рефлексию, оценивание состояния и результатов формирования указанной деятельности.

Регулировочная функция обеспечивает выработку необходимых механизмов по устранению выявленных проблем.

Третий компонент модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов – результативно-оценочный.

Задачи компонента включают оценку степени достижения поставленной цели; определения мер по совершенствованию обучения, воспитания, профессиональной подготовки курсантов военного авиационного вуза.

Третий компонент нашей модели представляет конечный итог – завершение формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов, логика которого требует оценивания по разработанным критериям и определение дальнейших мер по совершенствованию учебного процесса.

Оценочно-интерпретационная функция включает аттестацию и обобщение полученных результатов; представляет истолкование, комментарии, отражающие результативность деятельности всех участников образовательного процесса.

Проектировочная функция осуществляет планирование мер по совершенствованию процесса обучения.

Солидаризуясь с утверждением А.М. Новикова [8, с. 76], мы считаем, что результат деятельности зависит от когнитивных умений, развития мышления, памяти, внимания и других психических процессов, а также способности человека сохранять эмоциональную устойчивость, проявлять волевые решения по преодолению возникших трудностей.

Заключение

Таким образом, «структурно-функциональная модель формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов» [1] представляет интеграцию конативно-аттитюдного, функционально-технологического и оценочно-результативного компонентов.

Модель отличается многофункциональностью, единством теоретической и практической направленности, реализуется в социально-нравственном, интеллектуально-познавательном, профессионально-деятельностном направлениях.

Внедрение структурно-функциональной модели формирования ориентировочно-гностической деятельности будущих офицеров-штурманов в образовательный процесс военного авиационного вуза напрямую связано с повышенными требованиями к подготовке авиационных специалистов, недостаточно высоким уровнем ее сформированности у курсантов.

Реализация модели на практике, по нашему мнению, позволит успешно выполнять полетные задания, учебно-боевые задачи по предназначению, осуществлять правила безопасности полетов, что в комплексе улучшит подготовку будущих офицеров-штурманов, осуществляющих ключевую профессиональную деятельность – ориентировочно-гностическую, а также окажет влияние на сохранение жизни экипажа и воздушного судна.


Библиографическая ссылка

Карабанова О.Р. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНО-ГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ-ШТУРМАНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29808 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674