Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ДИСЦИПЛИНА «МЕНЕДЖМЕНТ»: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ БУДУЩИМ БАКАЛАВРАМ ЭКОНОМИКИ

Литвинова Н.П. 1
1 Новосибирский университет экономики и управления
Будущие бакалавры направления «Экономика» проходят подготовку в современных условиях глобального вызова и больших инновационных прорывов. Владеет ситуацией на постоянно конкурирующем рынке предложений тот субъект, кто лучше других освоил современные знания рыночных дисциплин, среди которых, несомненно, присутствуют и управленческие дисциплины. Базовая дисциплина ОПОП ВО «Менеджмент», в рамках которой раскрываются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, имеет особое значение среди управленческих дисциплин в связи с необходимостью их использования в профессиональной деятельности экономистов. Приобретение бакалаврами направления «Экономика» знаний в области управления является основной целью этой дисциплины, поскольку именно на этих знаниях будет формироваться современное управленческое мировоззрение и навыки управленческой деятельности экономиста в современных рыночных условиях. В этом конечном пункте обучения навыкам управления необходимо научить студентов добиваться осуществления личных и карьерных целей, определяясь с их приоритетами на каждом этапе своего карьерного роста. Важно на этом этапе обучения воспитать у студентов осознание личной ответственности за результаты их будущих профессиональных решений и предвидение последствий этих решений для организации и общества в целом. Статья посвящена особенностям изучения дисциплины «Менеджмент» будущими бакалаврами направления «Экономика» с тем, чтобы молодые специалисты могли успешно конкурировать с более опытными управленцами в финансово-экономической сфере деятельности.
менеджмент
управление
бакалавры
направление экономика
общекультурные компетенции
профессиональные компетенции
социальная ответственность бизнеса
1. Доме И.Н. Роль центров маржинального дохода в финансовой структуре университета. Могущество Сибири будет прирастать!? Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов: сборник докладов международного научного форума: в 4 томах. 2018. С. 169-174.
2. Петухова С.В. Использование элементов билингвального обучения для повышения качества образования по дисциплинам социально-экономического цикла // Резервы совершенствования профессионального образования в ВУЗЕ: материалы международной научно-методической конференции. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2018. С.121-124.
3. Немцева Ю.В. Организационно-экономические основы управления профессиональной ориентации молодёжи в рыночных условиях (на примере г. Новосибирска): дис. … канд.экон.наук. Омск, 2004. 200 с.
4. Терёшкина Н.Е. Бизнес-модели инноваций // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сборник статей по итогам XIV международной научно-практической конференции. 2019. С 363-366.
5. Литвинова Н.П. Развитие кооперативного мышления студентов // Бизнес и образование: интеграционная модель развития: материалы Международной научно-практической конференции / Отв.ред. И.Г. Воробьева. 2014. С. 208-214.
6. Зиннер В.Я. Диверсификация Российского бизнеса в условиях кризиса финансовых санкций и освоения национальных проектов // Инновации и инвестиции. 2019. № 4. С.131-133.
7. Литвинова Н.П. К вопросу об истории управленческой мысли // Наука Красноярья. 2017. Т. 6. № 1-2. С. 352-356.
8. Натальина Т.В. Реформы в высшем образовании и их влияние на уровень подготовки выпускников // Условия эффективности качественной профессиональной подготовки в университете: материалы международной научно-методической конференции. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2017. С. 67-69.
9. Чистякова В.И. Реализация практико-ориентированного подхода в организации производственной практики бакалавров профиля государственное и муниципальное управление // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 3. С. 1215-1223.
10. Ижболдина Ю.В., Манохина В.В., Лапшова Л.Н. Влияние кризиса на социальную ответственность бизнеса // Наука. Технологии. Инновации: сборник научных трудов: в 9 частях. 2016. С. 222-224.
11. Киселёва А.В., Третьякова О.В. Налоговая диагностика организации в целях формирования налоговой стратегии // Проблемы экономической науки и практики: сборник научных трудов / Под ред. С.А. Филатова. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т экономики и управления, 2015. С. 75-81.
12. Халтурина О.А. Пенсионная система: распределительная, накопительная или обе одновременно? // Сибирская финансовая школа. 2009. № 4 (75). С. 24-29.
13. Ягупа Е.Г. Инновационные технологии в образовании: теория и практика. Корнеенков С.С., Молотков Ю.И., Ягупа Е.Г., Морина О.В., Пахомова Т.Н., Петухова Т.П., Глотова М.И., Пухов Д.Н., Романович Л.Г., Романович М.А., Шемякова Н.А., Якименко С.И. Красноярск, 2011. Том Книга 5. 292 с.

Будущие бакалавры направления «Экономика» по ФГОС должны быть подготовлены к следующим основным видам деятельности: расчетно-экономическая; аналитическая, организационно-управленческая; научно-исследовательская; учетная; расчетно-финансовая; банковская; страховая.

Базовая дисциплина «Менеджмент» особенно заметна среди управленческих дисциплин, изучаемых бакалаврами «Экономики». Именно в рамках этой дисциплины раскрываются необходимые для практической деятельности экономистов общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Приобретение бакалаврами экономики знаний в области управления организацией является основной целью этой дисциплины, поскольку именно на этих знаниях будет формироваться современное управленческое мировоззрение и навыки управленческой деятельности экономиста в современных рыночных условиях [1].

Цель исследования: изучить практический опыт преподавания дисциплины «Менеджмент» и сформулировать рекомендации по его использованию в реальной работе преподавателя ВО вуза.

Материалы и методы исследования. Исследование основано на конкретном опыте преподавания дисциплины «Менеджмент» автором работы. Основными методами исследования, на основе которых формулировались выводы, явились: изучение литературы и других источников управленческой информации, наблюдение, опрос, эксперимент, анализ и обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе изучения дисциплины «Менеджмент», исходя из поставленной выше цели, бакалавры экономики должны овладеть знаниями по следующим блокам дисциплины:

  • эволюция развития менеджмента как науки и профессии;
  • факторы внутренней и внешней среды организации, а также управленческие структуры и процессы взаимодействия внутри организации;
  • теоретико-методологические основы менеджмента, функции, принципы и методы управления;
  • понятие баланса власти и влияния в организации;
  • изучение управленческих стилей и их эффективности в практической деятельности руководителя;
  • управление человеческими ресурсами и его отличительная особенности в зарубежной и российской практике;
  • подготовка управленческих решений, процесс их принятия и организация выполнения;
  • конфликты в организации, управление ими и их влияние на эффективность деятельности этой организации;
  • анализ организационной культуры предприятия и управление её развитием;
  • понятие, виды риска и общие подходы к управлению ими;
  • определение качества управленческих решений и оценка их эффективности [2].

Чтобы студенты правильно усвоили содержание общекультурных компетенций ОК-2 («способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции»), ОК-5 («способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия») и ОК-7 («способность к самоорганизации и самообразованию»), образовательный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы, во-первых, они могли не только изучить теоретический аспект вышеназванных проблем в процессе обучения, то есть знать их содержание, но, главное - во-вторых, приобрести навыки владения этим знанием для его эффективного использования в своей предстоящей практической деятельности [3].

Будет логичным, если в аспекте «знать» бакалавры изначально на достаточном уровне усвоят лекционный материал не только дисциплины «Менеджмент», но также всех предшествующих её изучению дисциплин, таких как история, социология, математика, экономическая теория. И только после этого можно приступить к изучению основных положений теории управления в вышеназванном аспекте блоков дисциплины. Добавим к этому то, что студентам необходимо также изучить принципы и методы самоуправления и самоорганизации, а также функции самоменеджмента для повышения эффективности организации и эффективного использования своего личного времени. Вполне возможно, что именно эти студенты будут активно участвовать в создании современных бизнес-моделей инноваций во всех сферах своей деятельности, включая также и свою личную жизнь. И постигать основы этих знаний необходимо как раз во время изучения управленческих дисциплин в вузе [4].

Знания эти студенты получают как традиционными методами обучения – это лекции, семинары, самостоятельная работа с литературными источниками и интернет-сайтами, так и благодаря интерактивным методам обучения, которые в последнее время активно используются в современном образовательном процессе, помогая быстрейшему усваиванию дисциплины. Это могут быть проблемные лекции, ролевые игры, коллоквиумы, рефераты, кейс-методы и т.п.

В процессе контроля знаний, полученных студентом на этапе освоения дисциплины «Менеджмент», преподавателю бывает важно убедиться в самостоятельности его ответа, полном раскрытии вопроса, в правильной формулировке понятий и категорий, в умении бакалавра делать логические выводы по содержанию рассматриваемой проблемы и его способности верно ответить на дополнительные вопросы.

Важную роль в процессе обучения играют также индивидуальные консультации преподавателей. Поскольку именно в индивидуальной беседе с ними студенты имеют возможность проконсультироваться по всем вопросам, касающимся изучаемого предмета, если какой-то теоретический аспект изучаемой управленческой дисциплины не был понят ими или ускользнул от их внимания в определённое время. И, таким образом, появляется возможность в полной мере восполнить эти знания, которые могут быть необходимы для их применения в сфере своей профессиональной деятельности – в нашем случае бухгалтерской. Нужно отдать должное эффективности процесса индивидуальных бесед, во время проведения которых преподавателю предоставляется возможность ещё раз оценить уровень погруженности студента в изучаемую дисциплину и дать объективную оценку его знаниям. [5].

Затем полученные знания управленческих аспектов деятельности организации или её подразделения приближаются к категории «уметь», то есть их необходимо адаптировать на предмет умения пользоваться ими на практике. Понятно, что в этом амплуа студенты должны научиться применять свои знания основных теоретических положений дисциплины «Менеджмент» в практическом аспекте своей будущей деятельности. А поскольку в перспективе бакалаврам-экономистам нужно научиться выполнять основные функции руководителя на разных управленческих уровнях, то необходимо создать им на занятиях условия, максимально приближенные к тем, которые будут у них на практике. То есть дать им возможность участвовать в процессе планирования, организации, координации, мотивации и контролирования деятельности работников организации, а также её структурных подразделений.

Возможно, именно они смогут возглавить диверсификацию российского бизнеса в условиях многочисленных экономических кризисов, которые переживает наша страна в последнее время. Такие кризисы чаще всего возникают, например, в связи с ужесточением финансовых санкций, которые, по мнению их инициаторов, должны ослабить наше экономическое положение сегодня и привести к краху всю нашу государственную систему в будущем. Но настрой современных управленцев на активное освоение национальных проектов даёт уверенность, что в будущем наша страна сможет не только выстоять под натиском этих санкций, но и сделать мощный прорыв вперёд, применяя современные информационные технологии и сделав ставку на цифровую экономику. И будущее этих успехов закладывается именно сейчас, когда идёт формирование управленческих качеств у студентов, которым предстоит в своё время возглавить экономику страны [6].

На этом этапе также можно использовать из арсенала традиционных методов обучения – подготовку и участие в семинарских занятиях, самостоятельное выполнение домашних заданий в письменной форме, а также прибегнуть к более современным методам обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий.

Например, на семинарских занятиях студенты охотно участвуют в презентации своих теоретических или экспериментальных индивидуальных исследований, которые проводятся ими самостоятельно под руководством преподавателя. В работах такого рода студенты участвуют особенно увлечённо. А поскольку компьютеризация учебного процесса постоянно совершенствуется, то молодёжь, увлекаясь самим этим процессом изменения и совершенствования, параллельно с этим активно изучает и закрепляет на практике полученные теоретические знания [7].

Ипостась «уметь» осваиваемых компетенций   эффективно осваивается бакалаврами, например с помощью метода «мозгового штурма». Если организация такого занятия проводится по правильному алгоритму, то в это время в группе студентов возникает креативная творческая обстановка, на создание которой и бывает направлено усилие преподавателя, позволяющая резко активизировать творческое начало участвующих в этом «штурме». И именно в это время идёт активный поиск эффективных решений проблем, возникших в организации, или даже в группе студентов. И довольно часто такие решения находятся в виде самых неожиданных идей, предложенных самими студентами крайне необычных решений проблемы, возникшей в управленческой ситуации в сфере экономической деятельности [8].

Не отстаёт в эффективности закрепления на практике теоретического материала управленческой дисциплины также метод учебной дискуссии, которая организовывается на практическом занятии в форме коллоквиума. На первом этапе коллоквиума кто-то из студентов сообщает об индивидуальном видении рассматриваемой управленческой проблемы, обозначенной в плане занятия. Это должна быть его домашняя заготовка. А затем преподаватель привлекает к обсуждению обозначенной проблемы остальных студентов группы, организовывая бурное обсуждение этой проблемы со всеми заинтересованными. Одновременно с этим преподаватель оценивает степень самостоятельности бакалавра при разработке им темы дискуссии, демонстрацию уверенного владения понятийным аппаратом дисциплины, оригинальность в представлении материала и грамотное владение специфической терминологией дисциплины.

Если такое занятие организовано правильно и преподаватель, являясь модератором процесса, поддерживает творческую атмосферу в группе, на протяжении всего занятия вовлекая в эту дискуссию всех присутствующих на семинарском занятии студентов, то такой коллоквиум не оставит студентов равнодушными к изучаемой ими проблеме и однозначно повысит уровень умения студентов в применении ими своих знаний в практической ситуации. Реализация наработанных теоретических знаний управленческих дисциплин затем значительно углубляется при практико-ориентированном подходе в организации производственной практики бакалавров направления «Экономика» [9].

И, наконец, по завершении предыдущего этапа студенты переходят к освоению этапа, который называется «владеть». А это значит, что знания и умения, полученные ими на предыдущих этапах обучения на лекциях, при самостоятельной подготовке к семинарским занятиям, в спорах и дискуссиях, в игровых вариантах решения управленческих проблем с распределением ролей и обсуждением своих впечатлений от их выполнения должны перейти в категорию реального владения этими знаниями в плоскости их практического применения. На данном этапе целью является именно адаптация знаний и умений в реальной практике.

В этом конечном пункте обучения навыкам управления необходимо научить студентов добиваться осуществления личных и карьерных целей, определяясь с их приоритетами на каждом этапе своего карьерного роста. Важно на данном этапе обучения воспитать у студентов осознание личной ответственности за результаты их будущих профессиональных решений и предвидение последствий этих решений для организации и общества в целом.

Нельзя игнорировать тот факт, что в наше время крайне велико влияние кризиса на социальную ответственность бизнеса. В России проблема социальной корпоративной ответственности в настоящее время получает совершенно новое звучание. И один из центральных вопросов в исследовании данной проблемы - это вопрос о том, может ли бизнес быть социально ответственным и каким образом может проявляться эта ответственность. Вариантов развития событий в этой области не мало. Наиболее радикальные представители разных направлений отрицают возможность существования социально ответственного бизнеса, объясняя это тем, что бизнес по своей природе не должен быть таким, ведь его миссия иная - развитие производства и получение прибыли. Но есть и противоположное мнение, которое основано на том, что бизнес ответственен за все последствия развития общества.

Таким образом, социальная ответственность бизнеса становится одним из ключевых вопросов, с которым сталкивается каждое общество. И во избежание конфликтов такого рода, во избежание столкновения различных секторов нашего общества нужно воспитать в людях, которые возглавят в своё время эти сегменты, правильное понимание важности обозначенной обществом проблемы и правильного отношения в этой проблеме. Это достигается в том числе в нарабатывании профессиональных навыков во время обучения студентов в вузе [10].

Довольно часто на данном этапе усвоения управленческой дисциплины преподаватели на практических занятиях обращаются к помощи ролевых игр по какой-то особенно актуальной для бакалавров-экономистов проблеме. Как правило, завершается такое занятие подведением итогов каждым участником ролевой игры, когда они делятся своими впечатлениями и эмоциями, которые они испытали в процессе. Такой подход психологически важен, так как позволяет всем участникам игры глубже проникнуться сутью рассматриваемой проблемы и помогает более глубокому запоминанию изучаемого на занятии материала. И это придаёт уверенности преподавателю управленческой дисциплины в том, что именно такая подача материала подготовит студентов профессионально использовать его в своей будущей практической деятельности.

Например, именно бакалаврам направления «Экономика», вполне возможно, придётся заниматься диагностикой организации в целях формирования её налоговой стратегии. Для решения этого важнейшего вопроса потребуются, конечно же, такие качества, как профессионализм, уверенность, решительность, предусмотрительность, умение предвидеть результаты своих исполненных указаний и ответственность за последствия принятия таких решений. Но, кроме этого, также необходимо будет иметь сформированное к тому времени ответственное отношение не только к своим прямым должностным обязанностям, но также к принятию управленческих решений с учётом макроэкономических позиций и интересов государства в целом.

Такие качества сложно сформировать в управленце одномоментно, в связи с потребностями конкретной ситуации. А в реальной жизни профессионалов такие ситуации обязательно будут, и не единожды. Значит, к формированию этих качеств необходимо отнестись серьёзно именно в период студенчества, когда молодые люди не только обучаются конкретным знаниям, но также учатся брать на себя ответственность за свои идеи и поступки [11].

Содержание общепрофессиональных и профессиональных компетенций ОПК-4 («способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность») и ПК-11 («способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий») глубже раскрывается, кроме вышеописанных методов обучения, с применением метода погружения в конкретную ситуацию, так называемый кейс-метод или метод МК.

Метод конкретных ситуаций занимает сейчас основное место в методике преподавания управленческих дисциплин, являясь современным и чрезвычайно эффективным способом обучения студентов. Он представляет собой разбор конкретной практической ситуации, подобной тем, которые случаются в управленческой деятельности руководителей организаций или их структурных подразделений.

Как правило, эти упражнения отражают реальные управленческие ситуации в реальной жизни и требуют немедленного решения. Этот метод развивает у студентов такие важные управленческие качества, которые впоследствии будут востребованы в их профессиональной деятельности: умение слушать и слышать других, умение формулировать свои мысли и идеи, умение брать на себя ответственность за результаты своих исполненных указаний, решительность, креативность, творчество. Вполне возможно, что в реальных условиях будущей работы именно этим специалистам, поднявшимся по карьерной лестнице, придётся принимать судьбоносные решения в жизни не только своего подразделения или своего предприятия, но также и в жизни всего общества. Допустим, решение о пенсионной реформе, принятие которой очень сложно прошло в разных слоях нашего общества, как раз потребовало именно этих качеств управленца, воспитывать и апробировать которые необходимо как раз со студенческой скамьи [12].

Кроме этого, студентам предоставляется возможность самим составлять мини-кейсы, которые потом обсуждаются в их группах на практических занятиях. Такой подход к проведению семинара значительно оживляет процесс решения управленческой проблемы, вынесенной на всеобщее обсуждение, поскольку в силу возраста максимально приближает их к уровню сложности рассматриваемой ситуации и тем самым ещё более заинтересовывает студенческую аудиторию в правильном её разрешении. Чаще всего такие проблемы, по мнению студентов, приготовивших подобные мини-кейсы, хорошо знакомы и понятны их одногруппникам, что в свою очередь заинтересовывает их в её обсуждении [13].

Оценивая мини-кейс, преподаватель должен учитывать такие аспекты, как понимание студентами обсуждаемой проблемы, их умения грамотно формулировать понятия и категории изучаемого предмета, самостоятельность их ответов, умение предвидеть последствия принимаемых решений в процессе обсуждения заданной проблемы.

Заключение. Практическая значимость опыта преподавания дисциплины «Менеджмент» будущим бакалаврам направления «Экономики», по мнению автора статьи, состоит в том, что этот опыт можно успешно использовать в реальной работе преподавателя управленческих дисциплин ВО вуза. Подробное описание методов обучения студентов дисциплине «Менеджмент» даёт возможность преподавателям управленческих дисциплин для их успешного освоения и использования при обучении будущих специалистов, которым требуются навыки управления при выполнении своих профессиональных обязанностей. В статье достаточно объёмно описана логика усвоения учебного материала студентами ВО в рамках компетентностного подхода, когда переход от теоретических знаний в плоскость их практического применения в будущей деятельности бакалавров логически увязан и результат освоения этих знаний на практике не вызывает сомнения. Таким образом, можно сделать вывод, что описанный в статье подход к изучению дисциплины «Менеджмент» студентами направления «Экономика», обучению необходимым навыкам управленческой деятельности позволит им усвоить требуемый уровень знания, на который ориентирует эту дисциплину ОПОП ВО. А это уже, без сомнения, будет способствовать формированию у будущих специалистов направления «Экономика» правильного управленческого мировоззрения, что особенно важно для принятия эффективных управленческих решений в финансово-экономической сфере страны.


Библиографическая ссылка

Литвинова Н.П. ДИСЦИПЛИНА «МЕНЕДЖМЕНТ»: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ БУДУЩИМ БАКАЛАВРАМ ЭКОНОМИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29805 (дата обращения: 15.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074