Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4–8-Х КЛАССОВ ОТ КОНТЕКСТНЫХ ДАННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Чудинский Р.М. 1 Быканов А.С. 1 Володин А.А. 2 Малев В.В. 3
1 ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования им. Н.Ф. Бунакова»
2 ФГБОУ ВО «Российская государственная специализированная академия искусств»
3 ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»
В статье представлены результаты исследования, посвященного выявлению зависимости метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов при реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования от контекстных данных общеобразовательных организаций Воронежской области. Для проведения анализа метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов все контекстные данные разделены на 2 основные категории: особенности семьи, в которой воспитывается обучающийся, особенности педагогического коллектива, а также включают в себя еще 2 параметра, связанных с финансовым и материально-техническим обеспечением образовательного процесса. Анализ зависимости метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов от контекстных данных общеобразовательных организаций Воронежской области осуществлялся с применением корреляционного и регрессионного анализов. Наибольшая зависимость метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов обнаружена от всех контекстных данных общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской местности, и всех общеобразовательных организаций ВО, принявших участие в процедуре МИУД. При этом в большинстве своем метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов зависят от особенностей семьи, в которой воспитывается ребенок, а именно от наличия обоих родителей или хотя бы одного родителя, имеющего высшее образование. В меньшей степени метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов зависят от особенностей педагогического коллектива общеобразовательной организации. Полученные результаты исследования зависимости между метапредметными результатами обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования и контекстными данными общеобразовательных организаций Воронежской области могут быть использованы для принятия педагогических и управленческих решений на уровне региона, муниципального района/городского округа и общеобразовательной организации. Это позволит в том числе определить на региональном уровне подходы к организации образовательного процесса с учетом особенностей семьи, в которой воспитывается обучающийся, особенностей педагогического коллектива, в том числе для выравнивания образования в городской и сельской местности.
метапредметные результаты
оценка
обучающиеся
контекстные данные
начальное общее образование
основное общее образование
1. Ястребов Г.А., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария // Вопросы образования. 2014. № 4. С. 58-95.
2. Поливанова К.Н. Образовательные результаты основной школы в контексте международных исследований // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С. 19-30.
3. OECD (2016), PISA 2015 Results (Volume I): Excellence and Equity in Education, PISA, OECD Publishing, Paris. DOI: 10.1787/9789264266490-en.
4. OECD (2017), PISA 2015 Assessment and Analytical Framework: Science, Reading, Mathematic, Financial Literacy and Collaborative Problem Solving, revised edition, PISA, OECD Publishing, Paris. DOI: 10.1787/9789264281820-en.
5. Цукерман Г.А., Ковалева Г.С., Кузнецова М.И. Победа в PIRLS и поражение в PISA: судьба читательской грамотности 10-15‑летних школьников // Вопросы образования. 2011. № 2. С. 123-150. DOI: 10.17323/1814-9545-2011-2-123-150.
6. Пентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И., Смирнова Е.С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA. // Вопросы образования. 2018. № 1. С. 79-109. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-79-109.
7. Ginsburg G.S., Bronstein P. Family Factors Related to Children’s Intrinsic/Extrinsic Motivational Orientation and Academic Performance. Child. Development. 1993. Vol. 64. No. 5. P. 1461-1474.
8. Sirin S.R. Socioeconomic Status and Academic Achievement: a Meta-Analytic Review of Research. Review of Educational Research. 2005. Vol. 75. No 3. P. 417-453.
9. Rivkin S.G., Hanushek E.A., Kain J.F. Teachers, Schools, and Academic Achievement. Econometrica. 2005. Vol. 73. No. 2. P. 417-458.
10. Epstein J.L., McPartland J.M. The Concept and Measurement of the Quality of School Life. American Educational Research Journal. 1976. Vol. 13. No. 1. P. 15–30.
11. Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Мониторинг индивидуальных учебных достижений обучающихся 4-х классов по оценке метапредметных результатов при реализации ФГОС начального общего образования муниципальными общеобразовательными организациями Воронежской области» (май 2019 г.)». [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80aabfbrlk8bdbdxj.xn--p1ai/wp-content/uploads/electronic_systems/idevaluation/отчеты/Отчет Комплексная работа 4 класс май 2019.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
12. Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Мониторинг индивидуальных учебных достижений обучающихся 5-х классов по оценке метапредметных результатов при реализации ФГОС основного общего образования муниципальными общеобразовательными организациями Воронежской области» (май 2019 г.)». [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80aabfbrlk8bdbdxj.xn--p1ai/wp-content/uploads/electronic_systems/idevaluation/отчеты/Отчет Комплексная работа 5 класс май 2019.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
13. Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Мониторинг индивидуальных учебных достижений обучающихся 6-х классов по оценке метапредметных результатов при реализации ФГОС основного общего образования муниципальными общеобразовательными организациями Воронежской области» (май 2019 г.)». [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80aabfbrlk8bdbdxj.xn--p1ai/wp-content/uploads/electronic_systems/idevaluation/отчеты/Отчет Комплексная работа 6 класс май 2019.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
14. Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Мониторинг индивидуальных учебных достижений обучающихся 7-х классов по оценке метапредметных результатов при реализации ФГОС основного общего образования муниципальными общеобразовательными организациями Воронежской области» (май 2019 г.)». [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80aabfbrlk8bdbdxj.xn--p1ai/wp-content/uploads/electronic_systems/idevaluation/отчеты/Отчет Комплексная работа 7 класс май 2019.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
15. Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Мониторинг индивидуальных учебных достижений обучающихся 8-х классов по оценке метапредметных результатов при реализации ФГОС основного общего образования муниципальными общеобразовательными организациями Воронежской области» (май 2019 г.)». [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80aabfbrlk8bdbdxj.xn--p1ai/wp-content/uploads/electronic_systems/idevaluation/отчеты/Отчет Комплексная работа 8 класс май 2019.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
16. Гржибовский А.М., Унгуряну Т.Н. Анализ биомедицинских данных с использованием пакета статистических программ SPSS: учебное пособие. Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. 293 с.
17. Наследов А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с.

Система оценки качества общего образования в Российской Федерации включает в себя проведение различных мониторинговых процедур по оценке образовательных достижений обучающихся. В перечень таких мониторингов входят участие Российской Федерации в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, PISA, TIMSS и др.), проведение на территории Российской Федерации Национального исследования качества образования (НИКО) и Всероссийских проверочных работ (ВПР). Во многих субъектах Российской Федерации в рамках региональных систем оценки качества образования проводятся региональные процедуры по оценке образовательных достижений обучающихся на уровне общего образования.

Применение контекстных данных в оценке качества образования получило свое развитие в отечественных и зарубежных исследованиях. Как отмечают Г.А. Ястребов, М.А. Пинская, С.Г. Косарецкий: «…в самом широком смысле под контекстом мы подразумеваем некоторую среду или систему обстоятельств, в которых тот или иной процесс или феномен приобретает особое содержание. …Применительно к системе образования контекст можно определить как обстоятельства, в которых протекает образовательный процесс, но обстоятельства внешние по отношению к этому процессу, т.е. не являющиеся его непосредственной частью, и притом оказывающие на него существенное влияние. По существу, речь идет о наборе внешних, не всегда очевидных факторов, которые участники образовательного процесса контролировать не могут, но которые нельзя игнорировать, оценивая результаты этого процесса» [1, с. 62]. В практике отечественного и зарубежного образования анализ влияния контекстных данных на уровень образовательных достижений обучающихся осуществляется в рамках международных сопоставительных исследований [2]: PISA [3, 4], PIRLS [5], TIMMS [6].

В ряде зарубежных исследований анализируется влияние ряда контекстных данных (параметры семьи, в которой воспитывается обучающийся, включающие социально-экономический статус и различные академические ресурсы семьи [7, 8], состав учительского корпуса [9], качество школьной жизни [10]) на академические достижения обучающихся.

Вместе с тем в отечественных исследованиях отсутствует оценка влияния на результаты региональных мониторингов образовательных достижений обучающихся различных контекстных данных; имеющиеся исследования не содержат оценки причинно-следственных, статистических или иных связей в данной области.

Целями исследования являются определение влияния контекстных данных общеобразовательных организаций Воронежской области на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования, а также выявление причинно-следственных и статистических связей между ними.

Материал и методы исследования

Региональный мониторинг индивидуальных учебных достижений обучающихся (МИУД) 4–8-х классов по оценке метапредметных результатов при реализации ФГОС начального общего образования в 4-х классах [11] и основного общего образования в 5-х классах [12], 6-х классах [13], 7-х классах [14] и 8-х классах [15] проводился на территории Воронежской области (ВО) в мае 2019 г. Все общеобразовательные организации, принявшие участие в оценке метапредметных результатов, разделены на 3 категории по месту расположения общеобразовательной организации: все общеобразовательные организации ВО, общеобразовательные организации ВО, расположенные в городской местности, и общеобразовательные организации ВО, расположенные в сельской местности, принявшие участие в процедуре мониторинга индивидуальных учебных достижений обучающихся.

В соответствии с данным разделением анализ зависимости метапредметных результатов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования от контекстных данных был проведен в следующем количественном соотношении общеобразовательных организаций Воронежской области по участию в диагностической процедуре (табл. 1).

Таблица 1

Количественное соотношение общеобразовательных организаций Воронежской области, принявших участие в региональном мониторинге индивидуальных учебных достижений обучающихся (МИУД) 4–8-х классов по оценке метапредметных результатов

Класс

Всего ОО

Городская местность

Сельская местность

4-й

243

88

155

5-й

248

89

159

6-й

246

86

160

7-й

243

85

158

8-й

242

85

157

 

Для проведения анализа метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования у принявших участие общеобразовательных организаций были запрошены контекстные данные, которые разделены на 2 основные категории: особенности семьи, в которой воспитывается обучающийся, особенности педагогического коллектива, а также включают в себя еще 2 параметра, связанных с финансовым и материально-техническим обеспечением образовательного процесса.

Анализ зависимости метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования от контекстных данных общеобразовательных организаций Воронежской области осуществлялся с применением корреляционного и регрессионного анализов [16, 17]. Использование этих статистических методов обеспечивает определение внутренних связей и закономерностей зависимости полученных метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов от соответствующих параметров контекстных данных. Следовательно, исследование зависимости метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов от контекстных данных общеобразовательных организаций включает в себя следующие этапы: 1) построение корреляционной матрицы и оценка характера связи между переменными; 2) построение регрессии и выявление математических выражений, характеризующих закономерности отношений между переменными.

Корреляционный и линейный регрессионный анализ проводились в разрезе трех основных параметров: всех общеобразовательных организаций ВО, принявших участие в процедуре МИУД; общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской местности, принявших участие в процедуре МИУД; общеобразовательных организаций ВО, расположенных в сельской местности, принявших участие в процедуре МИУД.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице 2 представлены статистически значимые вариации метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования при соответствующих вариациях всех контекстных данных общеобразовательных организаций ВО, общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской и сельской местности.

Таблица 2

Статистически значимые вариации метапредметных результатов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования при соответствующих вариациях всех контекстных данных общеобразовательных организаций Воронежской области, общеобразовательных организаций Воронежской области, расположенных в городской и сельской местности

Класс

4

5

6

7

8

Контекстные данные

Все контекстные данные общеобразовательных организаций Воронежской области

Все ОО

15,7%

(p=0,000)

17%

(p=0,000)

13%

(p=0,000)

16,1%

(p=0,000)

29,1%

(p=0,000)

Городская

местность

27%

(p=0,003)

30,6%

(p=0,000)

29,6%

(p=0,001)

19,9%

(p=0,046)

23,7%

(p=0,012)

Сельская

местность

 

 

 

11,5%

(p=0,032)

12,9%

(p=0,018)

% обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях

Все ОО

1,8%

(r=-0,135

p=0,036)

 

 

1,6%

(r=-0,127

p=0,048)

4,1%

(r=-0,203

p=0,002)

Городская

местность

 

 

 

 

5,1%

(r=-0,225

p=0,038)

Сельская

местность

 

 

 

 

 

% обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя имеют высшее образование

Все ОО

12,9%

(r=0,332

p=0,000)

13,6%

(r=0,359

p=0,000)

11,4%

(r=0,262

p=0,000)

11,6%

(r=0,255

p=0,000)

23,8%

(r=0,429

p=0,000)

Городская

местность

24%

(r=0,402

p=0,000)

24,1%

(r=0,398

p=0,000)

21,4%

(r=0,376

p=0,000)

8,8%

(r=0,228

p=0,036)

19,5%

(r=0,382

p=0,000)

Сельская

местность

 

 

 

 

3,6%

(r=0,198

p=0,013)

% обучающихся, воспитывающихся в семьях, где хотя бы 1 родитель имеет высшее образование

Все ОО

7,1%

(r=0,266

p=0,000)

9,6%

(r=0,304

p=0,000)

3,9%

(r=0,170

p=0,007)

10,4%

(r=0,276

p=0,000)

17,1%

(r=0,379

p=0,000)

Городская

местность

8%

(r=0,231

p=0,030)

 

 

 

5,8%

(r=0,240

p=0,027)

Сельская

местность

 

3,5%

(r=0,187

p=0,018)

 

2,5%

(r=0,165

p=0,038)

3,7%

(r=0,202

p=0,011)

% педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию

(% учителей начальных классов, имеющих высшую квалификационную категорию; % учителей русского языка и математики, имеющих высшую квалификационную категорию, преподающих в 5–8-х классах)

Все ОО

2,6%

(r=0,161

p=0,012)

2,1% (r=0,139

p=0,029)

 

5,7%

(r=0,160

p=0,012)

3,7%

(r=0,204

p=0,001)

Городская

местность

 

 

 

 

 

Сельская

местность

 

 

 

 

 

% педагогов в возрасте до 35 лет

Все ОО

1,8%

(r=0,134

p=0,037)

3,1%

(r=0,139

p=0,029)

 

 

3%

(r=0,175

p=0,006)

Городская

местность

 

 

 

 

 

Сельская

местность

 

 

 

 

 

% педагогов в возрасте свыше 60 лет

Все ОО

2,4%

(r=0,141

p=0,028)

 

 

1,9%

(r=0,136

p=0,034)

 

Городская

местность

 

 

4,6%

(r=-0,214

p=0,048)

 

 

Сельская

местность

4%

(r=0,199

p=0,013)

 

 

4,3%

(r=0,198

p=0,013)

 

% педагогов, которые ведут учебные предметы, соответствующие первому диплому о высшем педагогическом образовании

Все ОО

1,8%

(r=0,134

p=0,037)

1,8%

(r=0,142

p=0,025)

 

 

2,7%

(r=0,134

p=0,037)

Городская

местность

 

 

 

 

 

Сельская

местность

 

 

 

 

 

Контекстные данные, которые не влияют на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов: % от средней заработной платы учителей по Воронежской области; значение входящей скорости Интернета в ОО.

 

Исследование метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов в разрезе контекстных данных общеобразовательных организаций Воронежской области показало, что в большинстве своем метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов зависят от состава семьи, в которой воспитываются школьники.

Наиболее высокие статистически значимые прямые связи и соответствующие значения вариаций (табл. 2) выявлены между метапредметными результатами обучающихся 4–8-х классов всех общеобразовательных организаций ВО и общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской местности, а также метапредметными результатами обучающихся 8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в сельской местности, и процентом обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя имеют высшее образование.

В меньшей степени влияние на метапредметные результаты обучающихся оказывает наличие в семье хотя бы одного родителя, который имеет высшее образование. В результате анализа определены статистически значимые прямые связи и соответствующие значения вариаций (табл. 2) между метапредметными результатами обучающихся 4–8-х классов всех общеобразовательных организаций ВО, метапредметными результатами обучающихся 4-х и 8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской местности, а также метапредметными результатами обучающихся 5-х, 7-х и 8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в сельской местности, и процентом обучающихся, воспитывающихся в семьях, где хотя бы 1 родитель имеет высшее образование.

Воспитание школьников в неполной семье отрицательно влияет на метапредметные результаты обучающихся. Проведенный анализ выявил наличие статистически значимой обратной связи и соответствующие значения вариаций (табл. 2) между метапредметными результатами обучающихся 4-х, 7-х и 8-х классов всех общеобразовательных организаций ВО, метапредметными результатами обучающихся 8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской местности, и процентом учеников, воспитывающихся в неполных семьях. При этом на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в сельской местности, статистически значимого влияния воспитания в неполной семье не определено.

В отличие от состава семьи, в которой воспитываются обучающиеся, особенности педагогического коллектива общеобразовательной организации меньше влияют на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов общеобразовательных организаций Воронежской области. В результате проведенного анализа были выявлены следующие зависимости:

  • наличие статистически значимой прямой связи и соответствующие значения вариаций (табл. 2) между метапредметными результатами обучающихся 4-х, 5-х, 7-х и 8-х классов всех общеобразовательных организаций ВО и соответствующим процентом педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию. При этом на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской и сельской местности, статистически значимого влияния количества педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, не определено;
  • наличие статистически значимой прямой связи и соответствующие значения вариаций (табл. 2) между метапредметными результатами обучающихся 4-х, 5-х и 8-х классов всех общеобразовательных организаций ВО и соответствующим количеством педагогов в возрасте до 35 лет. При этом на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской и сельской местности, статистически значимого влияния количества педагогов в возрасте до 35 лет не определено;
  • наличие статистически значимой прямой связи и соответствующие значения вариаций (табл. 2) между метапредметными результатами обучающихся 4-х и 7-х классов всех общеобразовательных организаций ВО и общеобразовательных организаций ВО, расположенных в сельской местности, и соответствующим количеством педагогов в возрасте свыше 60 лет. Вместе с тем обнаружена статистически значимая обратная связь между метапредметными результатами обучающихся 6-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской местности, и соответствующим числом педагогов в возрасте свыше 60 лет;
  • наличие статистически значимой прямой связи и соответствующие значения вариаций (табл. 2) между метапредметными результатами обучающихся 4-х, 5-х и 8-х классов всех общеобразовательных организаций ВО и соответствующим количеством педагогов, которые ведут учебные предметы, соответствующие первому диплому о высшем педагогическом образовании. При этом на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской и сельской местности, статистически значимого влияния числа педагогов, которые ведут учебные предметы, соответствующие первому диплому о высшем педагогическом образовании, не определено.

Два параметра контекстных данных, связанных с финансовым и материально-техническим обеспечением образовательного процесса: процент от средней заработной платы учителей по Воронежской области; значение входящей скорости Интернета в ОО – не влияют на метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов.

Таким образом, в большинстве своем метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования зависят от особенностей семьи, в которой воспитывается ребенок, а именно от наличия обоих родителей или хотя бы одного родителя, имеющего высшее образование. В меньшей степени метапредметные результаты обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования зависят от особенностей педагогического коллектива общеобразовательной организации, а именно от числа педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, возраста педагогов и процента педагогов, которые ведут учебные предметы, соответствующие первому диплому о высшем педагогическом образовании.

В общем и целом наибольшая зависимость метапредметных результатов обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования обнаружена от всех контекстных данных общеобразовательных организаций ВО, расположенных в городской местности, и всех общеобразовательных организаций ВО, принявших участие в процедуре МИУД. В свою очередь зависимость метапредметных результатов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования от всех контекстных данных общеобразовательных организаций ВО, расположенных в сельской местности, характерна только для обучающихся 7-х и 8-х классов и значительно отличается в меньшую сторону по сравнению вариациями общеобразовательных организаций ВО, расположенными в городской местности, и всеми общеобразовательными организациями ВО.

Заключение

Полученные результаты исследования зависимости между метапредметными результатами обучающихся 4–8-х классов при реализации ФГОС начального общего и основного общего образования и контекстными данными общеобразовательных организаций Воронежской области могут быть использованы для принятия педагогических и управленческих решений на уровне региона, муниципального района/городского округа и общеобразовательной организации. Это позволит определить на региональном уровне подходы к организации образовательного процесса с учетом особенностей семьи, в которой воспитывается школьник, особенностей педагогического коллектива, в том числе для выравнивания образования в городской и сельской местности.


Библиографическая ссылка

Чудинский Р.М., Быканов А.С., Володин А.А., Малев В.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4–8-Х КЛАССОВ ОТ КОНТЕКСТНЫХ ДАННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29798 (дата обращения: 12.07.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074