Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОТ АПТЕКАРСКОГО ПРИКАЗА XVII В. ДО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ИЗ ИСТОРИИ ВЫСШЕГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Степанов С.В. 1 Завершинская Н.А. 1 Волгушева А.О. 1
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Минздрава России
В статье рассматриваются основные этапы развития подготовки фармацевтических кадров в России от XVII до начала ХХ в., когда происходит переход от эмпирического обучения в качестве ученичества при зелейных лавках и Аптекарском приказе к специальному обучению в медицинских школах и медико-хирургических академиях. В XIX в. обучение переходит в университеты, при них открываются фармацевтические отделения, ведущим учебным заведением стала Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия. В других высших учебных заведениях систематического обучения фармации не велось, студенты принимались лишь как вольнослушатели, продуманная программа существовала лишь в Дерптском (Тартуском) университете. В 1915 г. при Психоневрологическом институте В.М. Бехтерева открывается фармацевтическое отделение, призванное удовлетворить в условиях их дефицита отечественную систему здравоохранения специалистами фармацевтами и химиками-технологами по производству лекарств из-за зависимости от немецких специалистов и лекарств. Существенным достижением стало создание в 1919 г. первого высшего фармацевтического учебного заведения – Петроградского химико-фармацевтического института (ныне Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет), который стал образовательной моделью для создания подобных учебных заведений в стране, где выпускались специалисты: провизоры и химики-технологи. В создании вуза принимали участие авторитетные специалисты: ботаник В.Л. Комаров, фармаколог и химик А.С. Гинзберг, физиолог Л.А. Орбели, которые разработали первые учебные планы.
история фармации
фармацевтическое образование
санкт-петербургская военно-медицинская академия
тартуский университет
санкт-петербургский химико-фармацевтический университет
1. Склярова Е.К., Жаров Л.В., Дергоусова Т.Г. История фармации: учебник. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 317 с.
2. Сало В.М. История фармации в России. М.: Литера, 2007. 253 с.
3. Семенченко В.Ф. История фармации: учебник для студентов, обучающихся по специальности 040500 "Фармация". М.: Альфа-М, 2010. 590 с.
4. Коротеева Н.Н. История фармации (XVI - начало XX вв.). Курск: Курский государственный технический университет, 2006. 303 с.
5. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений Т. 2: Труды по физике и химии. 1747-1752 гг. / Подгот. А.А. Елисеев. М.; Л., 1951. 726 c.
6. Гаммерман А.Ф., Шупинская М.Д. Изучение лекарственных растений и развитие отечественного растениеводства в Петербурге-Петрограде-Ленинграде // Труды Ленинградского химико-фармацевтического института. Вып. 10: История фармацевтического дела в Петербурге - Петрограде – Ленинграде. Л., 1960. С. 89-112.
7. Калашников В.П. Научно-исследовательская и практическая деятельность ученых-фармацевтов и химиков Петербурга-Петрограда // Труды Ленинградского химико-фармацевтического института. Вып. 10: История фармацевтического дела в Петербурге –Петрограде – Ленинграде. Л., 1960. С. 37-49.
8. Георгиевский А.С., Лопатенок А.А. Роль медицинского факультета Тартуского (Дерптского) университета в подготовке военных врачей и развитие военной медицины в России // Тартуский государственный университет: История развития, подгот. кадров, науч. исслед.: тез. докл. Всесоюз. (XIII Прибалт.) конф. по истории науки, посвящ. 350-летию Тарт. гос. ун-та. Тарту: ТГУ, 1988. Т. 3. С. 24-35.
9. Васильев К.Г. Калнин В.В. Тартуский университет в системе русской медицинской науки в XIX –начале ХХ столетий // Тартуский государственный университет: История развития, подгот. кадров, науч. исслед.: тез. докл. Всесоюз. (XIII Прибалт.) конф. по истории науки, посвящ. 350-летию Тарт. гос. ун-та. Тарту: ТГУ, 1988. Т. 3. С. 35-43.
10. Наркевич И.А., Звягин Ю.Ю., Воробьева С.А., Перелыгин В.В., Доброва Д.О. Он создал современного фармаколога // Формула фармации. 2019. Т. 1, №1. С. 95-102.
11. ЦГА СПб. Ф. 3133. Оп. 1. Д. 4.
12. ЦГА СПб. Ф. 3133. Оп. 1. Д. 3.
13. ЦГА СПб. Ф. 3133. Оп. 1. Д. 6.
14. Наркевич И.А., Кириллова Е.Н., Воробьева С.А., Васягина Ю.А. Санкт-петербургская государственная химико-фармацевтическая академия: 95 лет служения отечественной фармации // Фармация. 2014. № 6. С. 4-7.
15. ЦГА СПб. Ф. 3133. Оп. 1. Д. 31.
16. Наркевич И.А., Воробьева С.А., Васягина Ю.А., Комарков А.Ю. Под знаком столетия: сборник документов по истории СПХФУ. СПб.: Петербургский модный базар, 2019. 448 с.

История фармацевтического образования - одно из направлений истории педагогики и истории фармации. В современные учебники и учебно-методические комплексы по дисциплине «История фармации», который входит в ФГОС по специальности 330501 «Фармация», прочно вошел раздел «Становление фармацевтического образования», где авторы излагают историю обучения аптечному делу, но при этом опускают важный этап развития – собственно появление и становление высшего фармацевтического образования, в частности историю развития кафедры фармации в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии, создание сто лет назад первого специального учебного заведения – Петроградского химико-фармацевтического института (осн. в 1919 г., ныне Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет) и последующее открытие подобных учебных заведений по всей стране [1-3]. Наиболее полно история подготовки фармацевтических кадров рассмотрена в монографии Н.Н. Коротеевой, но в ней не представлена подробно история создания высшего фармацевтического образования [4].

Цель исследования - проследить основные этапы развития фармацевтического образования от эмпирического подхода в обучении, когда все строилось лишь на ученичестве, до создания систематических курсов (факультетов и отделений в высших учебных заведениях) и организации специализированного фармацевтического высшего учебного заведения в 1919 г. – Петроградского химико-фармацевтического института.

Материал и методы исследования

Материалы исследования основываются на анализе дореволюционных, советских и современных работ по истории медицины и фармации, а также на основе новых архивных документов по истории фармацевтического образования, выявленных в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга.

Методологическую основу исследования составляют принципы исторического научного познания: историзм, системность, целостность, преемственность, методами исследования являются контент-анализ документов, сопоставление.

Результаты исследования и их обсуждение. Первыми фармацевтами в России были «лечьцы», затем с развитием зелейных лавок появляются зелейники – собиратели сырья, которые готовили порошки, сборы и другие снадобья, в документах сведения о них зафиксированы в Москве XVI в [4, с. 10]. В Московском государстве и Аптекарском приказе уже в XVII в. появились русские аптечные специалисты – «помясы» (сборщики лекарственного сырья) [5]. В обучении использовались различные лечебники, «травники» и так называемые прохладные вертограды, в которых обобщался народный медицинский опыт. В 1672 г. была открыта вторая царская аптека, среди ее сотрудников было много русских фармацевтов, которых готовили при «аптечных огородах» [4, с. 18].

В правление Петра I происходили обширнейшие изменения в русской жизни, в том числе и в развитии образования и фармации, шел переход от эмпирической подготовки к научно-практической, где основу обучения составляют теоретические знания, которые могли быть применены на практике. В начале XVIII в. открываются первые медицинские школы при госпиталях в Москве и Петербурге, где преподают фармацевтическое знание, а для практического обучения ученики должны были заниматься в госпитальных аптеках [4, с. 8].

В XVIII веке значительно изменилось отношение к образованию и воспитанию, подготовке кадров-специалистов. При Главной петербургской аптеке стали набирать учеников, которые в течение 5-6 лет постигали фармацию и сдавали экзамен на звание аптекарского помощника - гезеля, затем они направлялись на работу в аптеку на 2-3 года и только после получения звания аптекаря получали право на самостоятельное ведение фармацевтической деятельности. Среди фармацевтов-учеников Главной петербургской аптеки были видные ученые, члены петербургской Академии наук Т.Е. Ловиц и К.Г.С. Киргоф.

Во второй половине XVIII в. стремительно развивалось фармацевтическое знание, его необходимость обосновывал и М.В. Ломоносов в работе «Слово о пользе химии», говоря, что химия важна для медицины, и она влияет на «увеличения числа аптек и аптекарей в России» [5, с. 362-363].

В XVIII в. Академия наук и ее члены: естествоиспытатель С.П. Крашенинников, П.С. Паллас, И.И. Лепехин, И.Г. Георги и Т.Е. Ловиц своими ботаническими и химическими разысканиями значительно расширили научное познание в области лекарствоведения в России [6, с. 96-101]. Выход первых русских фармакопей (1765, 1778, 1779, 1782, 1783, 1784, 1786, 1798), введение в 1789 г. аптекарского устава и таксы оказали влияние на развитие фармацевтического образования. Вместе с уставом были основаны губернские врачебные управы, получившие право производить экзамены на звание аптекаря. Существенным достижением для развития фармацевтического образования стало преподавание фармацевтических дисциплин на медицинском факультете Московского университета (осн. в 1755 г.).

В 1786 г. вместо школ при госпиталях были открыты три медико-хирургических училища в Петербурге и Москве, в 1798 г. преобразованные в медико-хирургические академии. С открытием этих учебных заведений изменяется отношение к подготовке фармацевтических кадров, от подготовки при госпитальных аптеках фармацевтическое знание переходит на специальные кафедры военных учебных заведений.

Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия становится одним из первых крупных центров фармацевтического образования России. При ней в 1808 г. открывается специальное фармацевтическое отделение и создается кафедра фармации (первый заведующий – ботаник, академик Т.А. Смеловский (1769-1815)), которые готовили практических работников для аптечной отрасли до 1880 г. В Санкт-Петербургской медико-хирургической академии с 1835 г. курс обучения на фармацевтическом отделении сократился с 4 до 3 лет, а затем с 3 до 2, что привело к снижению качества образования и профессиональных качеств выпускников-провизоров [7, с. 37-43]. В то же время с расширением поставок заграничных лекарственных средств с 1829 г. от провизора стали требовать знания иностранных языков: французского и немецкого.

В 1838 г. впервые в России было установлены экзамены для фармацевтических чинов, ими были установлены звания и степени, которые присуждали университеты и академии: аптекарский помощник, провизор, аптекарь. В 1845 г. Высочайшим указом императора Николая I утверждено новое положение, установившее три фармацевтических степени: аптекарского помощника, провизора и магистра фармации. Право производить испытания вначале было дано только Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, а в дальнейшем лишь нескольким вузам, имевшим двухлетние провизорские курсы. Установленный порядок учебных испытаний и присуждения званий сохранялся до Великой Российской революции 1917 г.

Для получения обучения на звание аптекарского ученика нужно было 4 класса гимназии для мужчин и 6 классов для женщин. После 3 лет службы в аптеке, где ученик использовался в качестве дешевой рабочей силы, и 3-4-месячной подготовки по ускоренной программе он мог быть подвергнут испытаниям на звание аптекарского помощника. После его получения, приобретая трехлетний практический опыт, он имел право поступить на провизорские курсы при университете, сдав экзамены, получал звание провизора. Высшую фармацевтическую степень – магистра фармации провизор мог получить после сдачи специальных экзаменов и защиты диссертации. С 1845 по 1900 г. степени магистра фармации удостоились 41 человек, в Московском университете – 49 [7, с. 42]. Наиболее известными в России магистрами фармации являлись петербургский доктор А.В. Пель (1850-1908), много сделавший для развития отечественной фармации, и основатель Петроградского химико-фармацевтического института А.С. Гинзберг (1870-1937).

Систематическим и разносторонним образование было лишь в академии, в университетах, по мнению исследователей В.П. Ильинского и М.П. Раскина, внимание уделялось меньше подготовке фармацевтов, чем медицинских работников. Исключением был Дерптский (Юрьевский) университет, где было поставлено преподавание, на лекции лекарствоведа Дрегена приезжали молодые люди со всей империи, подобно как в 1970-1980-е гг. в университет приезжали послушать литературоведа Ю.М. Лотмана со всего Советского Союза. Особенно роль Дерптского университета возросла после закрытия фармацевтического отделения в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии в 1881 г., если в 1866 г. фармацевтические науки в Дерпте изучало 28 студентов, то к 1897 г. уже 345 [8, с. 26]. Из среды дерптских фармацевтов выходили люди, преподававшие фармакологию не только в России, но и в мире, так, О. Шмидеберг читал ее в Страсбурге, К. Гетгенс заведовал кафедрой в фармакологии в Ростоке, а затем в Гиссене, В. Шредер в Гейдельберге, фармацевты Х. Кара-Стоянов в Софии (Болгария) и К. Манделин в Турку (Финляндия) [9, с. 41].

В Новороссийском университете в 1903 г. началась трехгодичная подготовка провизоров, при медицинском факультете было открыто фармацевтическое отделение. В конце XIX в. начинается становление женского медицинского образования, в 1901 г. открывается первая женская аптека. В XIX – начале ХХ вв. преподавание фармацевтической науки велось в университетах: Московском, Дерптском, Харьковском, Казанском и Киевском имени Святого Владимира. Главным недостатком обучения было то, что будущие фармацевты являлись не полноправными студентами, а в основном вольнослушателями на медицинском факультете. Преподавание ограничивалось фармакогнозией, рецептурой и фармацевтической химией, также в качестве введения в фармацию им преподавали устройство и оборудование аптек, историю фармации и ведение документации в аптеках [4, с. 192].

Существенным прорывом фармацевтического образования стало создание известным ученым Александром Семеновичем Гинзбергом в 1915 г. фармацевтического отделения в Психоневрологическом институте с 3-летним курсом обучения, которое должно было уменьшить зависимость отечественной фармации от немецкого влияния в кадровом отношении и обеспечении лекарственными средствами [10, с. 95-96].

Постепенно в дореволюционной России происходил переход от подготовки аптечного работника, приготовляющего лекарства, затем аптекаря – торговца, к специалисту, обладающему широким спектром медицинских, химических и биологических знаний, примененных в фармации.

В 1918 г. происходят изменения как в фармации, так и в подготовке кадров. 28 декабря 1918 г. В.И. Ленин подписал «Декрет о национализации аптек», в ходе которого все частные аптеки переходят в распоряжение советской власти под управление фармацевтических подотделов (фармподов) при медико-санитарных отделах местных советов. В связи с национализацией аптек, тяжелым продовольственным положением столицы РСФСР Петрограда в 1918-1919 гг. значительная часть аптекарей покидает город, в 1920 г. открываются краткосрочные курсы для подготовки ассистентов аптек.

В 1918 г. году окончательно назрела проблема создания не курсов и отделений при вузах, а специального института для подготовки фармацевтических кадров. В том же году была создана специальная фармацевтическая комиссия при Наркомздраве РСФСР, куда вошли признанные специалисты А.С. Гинзберг, В.И. Вернадский, Л.А. Орбели, А.Е. Ферсман, В.М. Бехтерев и В.Л. Комаров для обсуждения вопроса о фармацевтическом образовании при физико-математическом отделении университетов.

Комиссия разработала проект реорганизации фармацевтического образовании «План высшего фармацевтического образования». Активное участие в разработке принял академик И.П. Павлов, направивший отзыв «О плане высшего фармацевтического образования» 29 января 1919 г. в физико-математическое отделение Академии наук, где он отмечал: «Познакомившись по поручению отделения с проектированным "Планом высшего фармацевтического образования", нахожу его вполне целесообразным. Но ввиду единства задачи служить охранению здоровья здоровых людей и лечению больных, представляется более соответственным сделать 4-летний курс этого образования самостоятельным отделением не физико-математического факультета, а медицинского» [11, л. 5]. «Проект» был одобрен Медицинским советом при Наркомздраве РСФСР и 22 июля 1919 г. утвержден коллегией Наркомздрава по соглашению с коллегией Наркомпроса. Таким образом, в Петрограде было решено учредить химико-фармацевтический институт, а для этой цели было решено утвердить временный совет института в составе профессоров В.Л. Комарова, Л.А. Орбели, А.Е. Селинова под председательством А.С. Гинзберга [11, л. 5].

12 августа 1919 г. состоялось первое заседание временного совета вновь организованного института, на котором, помимо членов совета, присутствовали студенты провизорских курсов Петроградского медицинского института. На первом расширенном заседании совета были основаны первые кафедры и выбраны их руководители: кафедра органической и фармацевтической химии (А.С. Гинзберг), кафедра физиологии (Л.А. Орбели), кафедра морфологии, анатомии и систематики растений (В.Л. Комаров) [11, л. 1-10]. На этом заседании было принято решение об организации библиотеки института, первым фондом которой стали книги из библиотеки общества военных и морских фармацевтов. В августе 1919 г. был разрешен вопрос со зданиями института, ему были переданы обширная территория на Аптекарском острове (дома 4, 4в, 4г по Песочной улице, дома 4 и 6 по Аптекарскому проспекту и дома 3, 5, 7 по улице Литераторов) [12, л. 161].

Местоположение было выбрано весьма удачно как с исторической точки зрения (Аптекарский остров - очаг развития фармацевтического дела России, где был создан «аптекарский огород» Петром I в 1713 г.), так и с практической (вблизи нового вуза оказались родственные учреждения – Ботанический сад, медицинский институт, ведущие российские заводы по производству медикаментов).

29 сентября 1919 г. «Положение об институте» было утверждено Наркоматом просвещения, согласно ему новое высшее учебное заведение «ставило своей задачей разработку научных и научно-практических вопросов, подготовку образованных фармацевтов, а также популяризацию фармацевтических знаний и сведений по культуре и обработке лекарственных растений среди трудящихся масс» [13, л. 11]. По положению вуз мог присваивать новую ученую степень – кандидат и доктор химико-фармацевтических наук.

На заседании совета института 6 октября 1919 г. был избран первый ректор А.С. Гинзберг, началась разработка учебного плана института при участии профессоров, студентов и производств: Тентелевский химический завод, фармацевтический подотдел Горздравотдела г. Петрограда, завод «Фармакон», завод военно-врачебных заготовлений, профсоюз медицинских работников [14, с. 5]. Большую помощь в организации нового вуза сыграло Петроградское фармацевтическое общество (основано в 1819 г.), передавшее инвентарь и оборудование для организации лабораторий, а также библиотеку, начитывающую около 15 000 томов литературы по фармации, медицине, анатомии и другим областям знаний (в 1951 г. библиотека передана в ЦАНИИ в Москве), а также коллекции: минералогическую, зоологическую и фармакогностическую в виде богатого гербария и коллекцию древесных пород [15, л. 1-4].

В первые годы существования вуза создавались лаборатории, оборудованные химической посудой и реактивами, была оборудована учебно-показательная аптека из имущества фармацевтического подотдела Наркомздрава РСФСР, таким образом, к октябрю 1919 г. максимально в условиях Гражданской войны и наступлений на город армии генерала Н.Н. Юденича были подготовлены аудитории, лаборатории и канцелярия института к началу занятий. В декабре 1919 г. был основан первый в стране историко-фармацевтический музей, который получил от учреждений и лиц материалы по истории аптечного дела. В газете «Петроградские известия» еще августе вышло объявление о приеме в вуз, на него откликнулось множество заинтересованных лиц не только из города, но и регионов, набор в первые два года проводился без вступительных испытаний и аттестатов сразу на три курса (с 1920 г. только с аттестатом об окончании среднего учебного заведения или направлением от губернских приемных комиссий) [14, с. 4].

22 октября 1919 г. речью профессора Гинзберга открылись занятия в первом в стране фармацевтическом вузе – Петроградском химико-фармацевтическом институте, эта дата стала днем основании систематического высшего фармацевтического образования в нашей стране [13, л. 9]. В первый год было набрано около 1000 учащихся, но концу из-за тяжелых условий жизни, недостатка начального образования и проблем с обучаемостью в вузе осталось лишь на первом курсе – 100, на втором – 15, на третьем – 25 [13, л. 9]. Подобные приемные кампании шли и в других учебных заведениях, где были отменены вступительные испытания. Первый выпуск вуза состоялся в феврале 1921 г., в июле 1922 г. состоялся второй выпуск, многие из которого составили славу фармацевтической науки и практики: А.Ф. Гаммерман, Е.И. Полыковский, М.Х. Бергольц. При вузе 17 октября 1921 г. приказом Совнаркома был утвержден устав и учебный план фармацевтического техникума, созданного на базе фармацевтической школы (осн. в 1920 г.), который готовил фармацевтов среднего звена [12, л. 70].

Таким образом, на примере Петроградского химико-фармацевтического института была создана система подготовки кадров высшей квалификации провизоров, которая была использована при создании Московского, Одесского и других фармацевтических вузов СССР [16].

Выводы. В ходе развития фармацевтического образования от XVII в., когда в России начинается подготовка аптекарских помощников, до начала ХХ в., когда создается высшее фармацевтическое образование с квалификацией провизора, в первые годы Советской власти со степенью кандидата химико-фармацевтических наук, происходит сложный этап становления фармацевтической педагогической деятельности. Развитие подготовки фармацевтов на базе университетов в XIX в. (особенно в Дерптском) позволило заложить основы преподавания специальных предметов: фармакологии, фармацевтической химии и других в высшей школе.

Деятельность Военно-медицинской академии нельзя не отметить в деле подготовки ученых фармацевтов (магистров фармации), которые заложили прочный фундамент теоретических знаний в подготовке практических работников. В ходе исторического развития образования фармацевтов, требований к их теоретической и практической подготовке произошли изменения, когда возросли требования к теоретическим знаниям в области химии, ботаники, что привело к созданию специализированных отделений при вузах – созданию фармацевтического отделения при Психоневрологическом институте в 1915 г.

Появление фармацевтического образования в условиях войны с Германией положило начало устранению зависимости отечественной фармации от немецких кадров и поставок лекарств и медикаментов.

Начало нового этапа в жизни страны, становление Советской власти, острая нехватка аптечных кадров, развитие дореволюционных научных школ фармацевтов (А.С. Гинзберга) привели к созданию первого в стране полноценного высшего учебного заведения – Петроградского химико-фармацевтического института (ныне СПХФУ). Учебные планы, кафедры и преподаватели нового высшего учебного заведения определи типовые решения для создания подобных вузов в СССР и подготовки высококвалифицированных кадров для фармацевтической отрасли.


Библиографическая ссылка

Степанов С.В., Завершинская Н.А., Волгушева А.О. ОТ АПТЕКАРСКОГО ПРИКАЗА XVII В. ДО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ХИМИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ИЗ ИСТОРИИ ВЫСШЕГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29773 (дата обращения: 28.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074