Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ НА ТЕМП СТРЕЛЬБЫ

Пахомов Д.П. 1 Войно А.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры» (МГАФК)
Настоящая работа посвящена исследованию отдельных аспектов зрения, влияющих на подготовку спортсмена к выполнению стрелкового спортивного задания. Рассмотрение этого вопроса будет связано с выполнением действий идентификации цели, адаптации зрительного аппарата и фиксации внимания для выполнения серии выстрелов. Данные действия спортсмена основаны на адаптивных способностях зрительного аппарата при фокусировке на прицельных приспособлениях при стрельбе. Перенос взгляда с прицельных приспособлений на мишень является естественным способом оценки расстояния до нее и идентификации цели для производства выстрела, а также ориентирования в пространстве, перемещения на огневом рубеже и т.д. Данный аспект подготовки к выстрелу отражает оптимальное состояние спортсмена при прицеливании и определяет выбор темпа стрельбы для результативного поражения мишеней. В работе использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, тестирование, инструментальное исследование, обобщение полученной информации и формализация полученных данных для математической статистики. Исследование проводилось на группе стрелков, в закрытом тире с использованием спортивного огнестрельного оружия, тренажера MantisX и стрелкового таймера. Анализ отражен в основной части статьи и содержит методику проведения исследования на основе контроля времени и ритма стрельбы электронным тренажерным устройством и его влияния на оценку техники прохождения стрелкового упражнения. В работе представлено обобщение зависимости прицеливания от темпа стрельбы при выполнении серии выстрелов. Практическая значимость настоящего исследования состоит в новом подходе к разделению периода прицеливания на фазы исходя из физиологических особенностей зрения, тренировка которого частично возможна. Принятие этого факта приведет к необходимости поиска путей адаптации зрительного аппарата стрелка при прицеливании к повышению темпа стрельбы.
темп стрельбы
прицеливание
зрение
мишени
стрельба
тренажер
спорт
пистолет
1. Тамбовский А.Н. Теоретические и прикладные основы спортивной офтальмоэргономики: дис. … докт. пед. наук. Малаховка, 2003. 471 с.
2. Статья [Особенности восприятия человека. Зрение]. FernFlower Group, 1998-2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fern-flower.org/ru/articles/osobennosti-vospriyatiya-cheloveka-zrenie (дата обращения: 15.04.2020).
3. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М.: Книга по Требованию, 2012 496 с.
4. Пахомов Д.П. Подготовительные действия при прицеливании в практической стрельбе (из пистолета) // Сборник материалов научных конференций студентов, бакалавриата и магистратуры, аспирантов и прикрепленных лиц (соискателей). Малаховка, ФГБОУ МГАФК, 2018. С. 283-288.
5. Чашкина О.В. Развитие ритмических способностей у учащихся среднего школьного возраста // Интерактивная наука. 2016. № 6. С. 46-48.
6. Пугачев А.В., Кубланов М.М. Фазы выстрела в стрельбе из пневматической винтовки // Теория и практика физ. культуры. 2005. № 2. С. 18-20.
7. Кондрух А.И. Базовый курс по практической стрельбе из пистолета: учебно-методическое пособие. М.: Спорт, 2015. 88 с.
8. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебное пособие для институтов физической культуры. 6-е изд. М.: Спорт, 2019. 384 с.
9. Mona Mohamed-Kamal Hijazi. Rhythm, Movement Combining and Performance Level of Some Compound Skills in Fencing. Department of Combats & Aquatics, Faculty of Physical Education, Sadat City University, Sadat, Egypt, 2020. P. 31-41. DOI: 10.4236/ape.2020.101004.
10. Чернышева А.В. Средства и методы развития двигательного ритма в циклических движениях: методическая разработка к практическим занятиям для студентов 1–5 курсов специализации «Легкая атлетика» / Сост. А. В. Чернышева. Ульяновск: УлГТУ, 2011. C.7-12.
11. Пахомов Д.П. Характеристика подготовительных действий спортсмена в тренировочной и соревновательной деятельности // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. Т. 7, № 3. С. 41-49. DOI: 10.36028/2308-8826-2019-7-3-41-49.
12. Ковшов Н.В., Медведев Д.В., Шестопалова Е.В. Обучение стрельбе с помощью стрелкового тренажера СКАТТ: учебно-практическое пособие. М.: ООО НПП СКАТТ, 2018. 71 с.
13. Пахомов Д.П., Войно А.А. Некоторые особенности влияния ритма на результативность стрельбы // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29604. DOI 10.17513/spno.29604 (дата обращения: 25.04.2020).

Вопросы, связанные со зрением, являются существенными по своему влиянию на результативность различных видов спортивной деятельности. Наиболее показательные из этих видов – стрелковые виды спорта, командные игровые виды спорта и некоторые технические виды спорта (Тамбовский А.Н., 2002; Иткис А.Я., 1975 и др.) [1]. В настоящей статье будут рассмотрены отдельные характеристики зрения, влияющие на принятие решений при производстве серии выстрелов с заданным темпом в практической стрельбе [2].

При прицеливании в стрельбе используется ряд механизмов, включающих следующие аспекты:

1) физиологический;

2) психологический;

3) биомеханический;

4) инструментальный.

Для реализации целей настоящей работы подробнее будут рассмотрены физиологический аспект зрения и его влияние на прицеливание. В связи с тем, что физиологический аспект включает в себя реакции органов зрения на внешние и внутренние раздражители при подготовке к выстрелу и сразу после него, то одним из факторов влияния на производство серии выстрелов является необходимость фокусировки взгляда на прицельных приспособлениях после каждого выстрела [3, 4, 5]. Причиной этого служит смещение взгляда с линии прицеливания после выстрела из-за сильной отдачи. Сложность восстановления готовности к следующему выстрелу связана с необходимостью быстрой настройки оптического аппарата глаза. Весь процесс прицеливания в условиях выполнения спортивного задания, связанный с механизмом настройки зрения и адаптации его к выстрелу, необходимо разделить на фазы [6], при которых выделяются следующие действия, длительность которых отражена в таблице 1 в секундах:

1) идентификация цели;

2) адаптация зрения к внешним условиям (подготовка к фокусировке на цели);

3) фокусировка на прицельных приспособлениях;

4) фиксация взгляда на прицеле до производства выстрела;

5) выстрел;

6) перевод взгляда для поиска новой цели (на прицельные приспособления, если цель не менялась).

В таблице 1 представлены 6 значений временных фаз и итоговый показатель длительности прицеливания, равный 1,4±0,5 сек от идентификации мишени как цели до повторного распознавания следующей цели (показатель T, состоящий из отдельных фаз, в секундах). Стоит отметить, что во время выстрела процесс прицеливания не прерывается, а только подвергается коррекции, связанной с дополнительной нагрузкой на зрительный аппарат и всю биомеханическую систему стрелка.

Таблица 1

Фазовый характер подготовительных действий при прицеливании

 

Идентификация цели, сек

Адаптация зрения к внешним условиям, сек

Фокусировка на прицельных приспособлениях,

сек

Фиксация взгляда на прицеле до производства выстрела, сек

Выстрел, сек

Перевод взгляда для поиска новой цели, сек

Итого, сек

Фазы прицеливания

1

2

3

4

5

6

Время, T

0,5±0,1

0,1±0,1

0,3±0,1

0,2±0,05

0,1±0,05

0,2±0,1

1,4±0,5

Перевод взгляда на новую мишень реализуется следующими движениями глаз: плавными, скачкообразными (саккарными), нистагмом (периодическим чередованием плавных и скачкообразных движений), конвергирующими (сведение зрительных осей навстречу друг другу при рассматривании объекта вблизи от наблюдателя), вестибулярными (регулирующим механизмом, появляющимся при возбуждении рецепторов полукружных каналов и поддерживающим фиксацию взора во время движений головы). При стрельбе в условиях выполнения спортивного задания реализуются все типы глазодвигательной активности. При прицеливании и постоянной смене внешних условий стрелок принимает решение производства выстрела сообразно своей уверенности в его результативности. Однако часть времени, необходимого для подготовки к выстрелу, может потребоваться для нахождения оптимального взаимного расположения прицельных приспособлений и глаза стрелка на линии прицеливания [7]. Расфокусировка прицельных приспособлений происходит после каждого выстрела и обусловлена внешними факторами воздействия на стрелка после отдачи оружия, ответной реакцией опорно-двигательного аппарата стрелка и физиологическим механизмом адаптации и коррекции системы «стрелок – оружие», связанной с его проприоцептивными и сенсомоторными способностями восстановления измененной структуры биомеханической системы. Оптимальные временные границы прицеливания определяются готовностью зрительного аппарата стрелка контролировать прицельные приспособления. Повышение темпа стрельбы без сохранения визуального контроля за прицельными приспособлениями ведет к увеличению количества ошибок в технических действиях стрелка, хотя и сохраняет желаемое время выполнения стрелкового задания. На основании этих сведений была сформирована гипотеза о том, что время подготовки оптического аппарата стрелка при прицеливании разделено на фазы, которые включают фиксированный режим, зависящий от физиологических возможностей спортсмена, и динамический режим, зависящий не только от его природной предрасположенности к определенному виду деятельности, но и от техники выполнения прицеливания, а также инструментальный фактор в виде использования разных видов оружия и прицельных приспособлений (табл. 2).

Таблица 2

Уровни влияния факторов прицеливания

 

Динамический

Фиксированный

Уровни влияния

1

2

3

1

Физиологический

   

2

 

Технический

 

3

   

Инструментальный

На основании этого предметом исследования будут аспекты прицеливания, связанные с техническими способностями спортсмена, а субъектом исследования – фазовый характер прицеливания при разном темпе стрельбы.

Цель исследования заключается в сравнении длительности фаз подготовительных действий при прицеливании при выполнении контрольных и тестовых стрельб как критерия повышения темпа стрельбы. Задачи исследования: 1) анализ и обобщение научно-практических и теоретических данных; 2) проведение исследования на основе использования тренажерного устройства; 3) проведение практического исследования на основе применения разного темпа при выполнении стрелковых заданий; 4) анализ и обобщение статистического материала полученных данных.

Материал и методы исследования

В работе применен инструментальный метод исследования. В качестве инструментов исследования выступили тренажерный комплекс MantisX (включающий в себя аппаратное оборудование и программный комплекс) и стрелковый таймер CED 7000 для фиксации результатов, полученных от контрольных и тестовых стрельб, привнесших в работу ряд методических особенностей, связанных с тем, что технические устройства самостоятельно подавали команды для начала, прохождения и завершения в условиях применения огнестрельного спортивного оружия. Проведение эксперимента отражено в таблице 3, где tX – время сплита (показатели времени между выстрелами в секундах), которое записывается в ячейках таблицы от 1 до 14, показатели А и В – сумма значений временных показателей t0 и t1. Расстояние стрелка до мишеней указано в первой колонке и равняется 5, 10 и 20 м.

Таблица 3

Пример записи результатов проведения эксперимента

Расстояние до мишени, м

Контрольные стрельбы, t0, (сплит в секундах)

Итого tX, сек

Тестовые стрельбы, t1, (сплит в секундах)

Контрольные стрельбы

Контрольные стрельбы

Выстрелы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

В

5

                           

∑ t0 = t01 + t02 +…+ t0n

∑ t1 = t11 + t12 +…+ t1n

10

                           

∑ t0

∑ t1

20

                           

∑ t0

∑ t1

Итого, сек

       

∑tх

                   

 

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящей статье отражены результаты измерений, полученных спортсменами-стрелками с помощью тренажерного комплекса MantisX на контрольных и тестовых стрелковых стрельбах с разным темпом стрельбы (2 сек, 1 сек и 0,5 сек между выстрелами) (табл. 4 и 5). Все результаты были приведены ко времени выполнения стрелковых упражнений и оценке технических действий стрелка TS (TS – сокращенное от англ. sports technical actions и Score – счет), которая в рамках настоящей статьи будет представлена оценкой тренажерного комплекса MantisX (в условных единицах измерения) для возможного увеличения темпа стрельбы за счет сокращения длительности динамических фаз подготовительных действий при прицеливании и состоит из следующих действий.

1. Оценки техники выполнения стрельбы, состоящей из 5 выстрелов по стандартным картонным мишеням IPSC (8-угольным мишеням сложной формы, используемым в спортивной практике вида спорта «практическая стрельба»), расположенным на разной дистанции от стрелка (5, 10 и 20 м), и темпа выполнения стрельбы – 2,0, 1,0 и 0,5 секунд между выстрелами, который задается командами тренажерного комплекса.

2. Учета времени выполнения спортивного задания, где t0 – время с заданными характеристиками выполнения стрельбы, т.е. контрольные стрельбы, и t1 – время, которое измеряется при выполнении стрелкового задания от первого до последнего выстрела (измеряется таймером CED 7000), т.е. тестовой стрельбы (табл. 4).

3. Учета времени подготовительных действий при прицеливании Т (коррелирует со временем между выстрелами, т.е. сплитами), разделенного на фазы (табл. 1 и 5).

Исходя из сведений о свойствах зрения человека, которые раскрывают механизм фиксированных и динамических качеств, были рассмотрены изменения в подготовительных действиях спортсмена-стрелка при прицеливании. К фиксированным качествам зрения можно отнести способность стрелка к адаптации зрения к внешним условиям, т.е. к расстоянию до мишени, четкости его контуров, освещенности и т.д. [8-10]. Также к таким качествам можно отнести способность фиксации взгляда стрелка на прицельных приспособлениях или точную настройка, юстировку и т.д.

Проведенное исследование особенностей влияния прицеливания на темп стрельбы имеет непосредственное отношение к технике производства серии выстрелов, но затрагивает только некоторые аспекты контроля за техническим состоянием стрелка, влияющим на темп стрельбы [11-13]. Данные аспекты имеют отношение к следующим техническим действиям:

1) удержанию оружия (хват, хватка), т.е. оптимальному мышечному тонусу при фиксировании оружия на линии прицеливания;

2) управлению спуском, т.е. выжиманию спускового крючка до и после выстрела;

3) компенсации импульса отдачи, т.е. реакции биомеханической системы «стрелок – оружие» на отдачу оружия после выстрела.

Таблица 4

Оценочные показатели техники TS на разной дистанции и темпа стрельбы

Результативность техники тестовой стрельбы TS1

Темп стрельбы, выстрелов/мин (всего 5 выстрелов, тестовые стрельбы)

Результативность техники контрольных стрельб TS0

Темп стрельбы, выстрелов/мин (всего 5 выстрелов), контрольные стрельбы

1

2

3

А

4

5

6

Б

5 м

10 м

20 м

T1, сек

Выстр./мин

5 м

10 м

20 м

T0, сек

Выстр./мин

81,6

   

1,39

216

66,3

69,3

79,8

2,5

120

 

78,5

 

1,75

171

85,4

77,2

79,6

5

60

   

67,7

2,22

135

74,6

84,6

89,7

10

30

 

В таблице 4 отражена тенденция повышения оценки технических действий стрелка при снижении темпа стрельбы. Она сохраняется и при стрельбе на разных дистанциях до мишеней и выражается значительным снижением уровня техники только при стрельбе на 20 м при темпе 120 выстрелов в минуту. Тем не менее показатели времени и техники стрельбы при ритме 60 выстрелов в минуту говорят о плато (рисунок), поэтому они станут основой для дальнейших расчетов достоверности выдвинутой гипотезы.

В таблице 5 время между выстрелами (сплитами) контрольных и тестовых стрельб записано в виде разделения прицеливания на фазы, которые будут являться признаками исследования. В таблице выделены колонки 1, 3, 5 и 6, т.е. те динамические фазы производства выстрела, в которых функционирование глаза как оптического аппарата и рук, удерживающих оружие, как части биомеханической системы «стрелок – оружие» является зависимым.

Таблица 5

Сравнительная таблица фаз подготовительных действий при прицеливании

 

Идентификация цели

Адаптация зрения к внешним условиям

Фокусировка на прицельных приспособлениях

Фиксация взгляда на прицеле до производства выстрела

Выстрел

Перевод взгляда для поиска новой цели

Ср. арифметическое

Дисперсия

Ср. ошибка разности

Вероятность

Фазы прицеливания

1

2

3

4

5

6

δ

t

P

Контрольные стрельбы Время, t0,

1 сек

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,2

0,17

0,04

5,5

0,05

Тестовые стрельбы Время, t1, 0,35 сек

0,01

0,1

0,01

0,2

0,02

0,01

0,06

0,004

 

Такая зависимость выражается в необходимости удержания оружия на линии прицеливания достаточное время для совмещения прицельных приспособлений на условной линии «глаз – целик – мушка – мишень» до производства выстрела и сразу после него.

Диаграмма зависимости техники от темпа стрельбы

При сравнении характера влияния темпа на технику стрельбы на основе результатов оценочных показателей техники стрельбы контрольных и тестовых упражнений (рисунок) видно, что графики техники и темпа стрельбы имеют обратную зависимость в своих значениях, т.е. увеличение темпа стрельбы ведет к ухудшению выполнения технических действий. Результаты измерений, полученных в ходе проведения эксперимента, отражены в таблице 5 и на рисунке. Получение этих данных было необходимо для обоснования гипотезы о зависимости времени прицеливания от темпа стрельбы на основании следующих критериев:

1) выделения фаз в подготовительных действиях при прицеливании;

2) выявления динамического характера некоторых фаз при прицеливании;

3) определения влияния технических действий стрелка на динамический характер в фазах прицеливания;

4) получения оценочных показателей техники (TS) при стрельбе на разных расстояниях до мишеней и при разном темпе стрельбы;

5) выявления тенденций изменения темпа стрельбы от выполнения различных стрелковых упражнений;

6) оценки влияния некоторых аспектов темпа стрельбы на подготовительные действия при прицеливании, а именно на их динамический аспект в фазах прицеливания как взаимосвязанный аспект технических действий;

7) расчета достоверности различий между полученными результатами контрольных и тестовых стрельб при принятом в педагогических исследованиях 5%-ном уровне значимости.

Доказательство гипотезы об улучшении характеристики стрельбы за счет динамических фаз подготовительных действий при прицеливании основано на предположении, что длительности динамических фаз контрольных и тестовых стрельб значительно различаются при сохранении оценочных значений техники стрельбы тренажера MantisX. Данное предположение базируется на том, что значительные различия в показателях среднего арифметического длительности фаз прицеливания зависят только от динамических фаз, поскольку длительность фиксированных фаз в ходе исследования не меняется.

Доказательство строится на сравнении статистического t-критерия Стьюдента с граничным (табличным) значением при уровне значимости 5% и условии, что t-критерий больше или равен граничному (табл. 5).

1. Показатель средней арифметической 0=0,17 (для 6 фаз контрольных стрельб), 1=0,06 (для 6 фаз тестовых стрельб).

2. Дисперсия δ0= 0,04 и дисперсия δ1=0,004, при K=2,53.

3. Стандартная ошибка среднего квадратического отклонения m0=0,02, для m1=0,002.

4. Расчет степеней свободы f=n0+n1-2=6+6 – 2=10.

5. Средняя ошибка разности t=0,11/0,02=5,5, т.е. значение будет соответствовать критерию доказательства гипотезы, если оно больше или равно граничному значению tгр=2,23, или граничному значению t-критерия Стьюдента при значимости 5%.

6. Определение достоверности различий среднеарифметических значений определяется сравнением t=5,5 и граничного значения tгр=2,23, т.е. полученное в ходе эксперимента значение t> tгр, поэтому различия между среднеарифметическими показателями контрольных и тестовых стрельб являются достоверными при 5%-ном уровне значимости (Р).

Выводы

На основании результатов исследования нами были сделаны следующие выводы о ряде аспектов влияния прицеливания на темп стрельбы.

1. Подготовительные действия при прицеливании включают в себя реализацию ряда функций оптического аппарата стрелка, разделены на фазы и характеризуются тем, что две фазы из шести относятся к фиксированным, а четыре фазы – к динамическим, т.е. спортсмен может улучшить характеристики прицеливания за счет тренировок, которые могут содержать:

– специальные упражнения для получения или совершенствования навыков удержания оружия и компенсации импульса отдачи;

– упражнения для достижения оптимального мышечного тонуса при стрельбе, в том числе тренировку движения пальца при выжимании спускового крючка до выстрела и после него.

2. При повышении темпа стрельбы длительность динамических фаз подготовительных действий при прицеливании уменьшается, что было подтверждено статистическим анализом данных, включающим расчет их достоверности по t-критерию Стьюдента.

Таким образом, повышение темпа стрельбы, т.е. увеличение количества выстрелов в единицу времени, зависит от сокращения длительности динамических фаз подготовительных действий при прицеливании.


Библиографическая ссылка

Пахомов Д.П., Войно А.А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ПРИЦЕЛИВАНИЯ НА ТЕМП СТРЕЛЬБЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29754 (дата обращения: 28.09.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074