Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПРОФЕССИИ

Минникаева Н.В. 1 Сидоров Е.С. 1 Курганова Е.В. 1 Колесникова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
В статье представлены материалы экспериментальной проверки программы, направленной на развитие самоопределения студентов, обучающихся в вузе, будущих специалистов сферы физической культуры. В статье обозначено, что необходимо целенаправленно и последовательно информировать студентов о значимости выбранной профессии и возможности реализации в ней (например, педагог по физической культуре или тренер по определенному виду спорта). Было выявлено, что в образовательной деятельности следует показать соотношение своих собственных индивидуальных особенностей с выбранной профессией и самостоятельно оценивать эффективность взаимодействия личности и профессии. В ходе исследования выяснилось, что готовность к самоопределению в профессии – это формирование личностного смысла в уже осваиваемой или выполняемой учебной деятельности, а содержание профессионального самоопределения обусловлено педагогическим сопровождением, которое заключается в том, что в процесс учебных занятий (дисциплина «Педагогика ФК») студентов экспериментальной группы (3-й курс) внедряется программа, направленная на формирование целеполагания самоопределения в профессии. Нами был определен диагностический комплекс, который включает оценку уровня физической подготовленности, теоретических знаний и оценку качественной успеваемости по профилирующим дисциплинам. Проведенный педагогический эксперимент показал, что в ходе реализации программы улучшились результаты, а именно физическая подготовленность студентов стала соответствовать программным нормативам, наблюдается положительная динамика в знаниях, качественная успеваемость увеличилась на 20%, в том числе и освоение профильной дисциплины «Педагогика физической культуры».
самоопределение в профессии
студенты
специалисты физической культуры
1. Соловьева И.К. К вопросу о профессиональном самоопределении студентов вуза // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 190-193
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 4-е изд.,стер. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с.
3. Фирсова Т. А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе // СНВ. 2014. №1 (6). С. 118-120.
4. Тушер Ю.Л., Богуцкий С.В., Черногоров Д.Н., Кислов Р.Д. Современный подход к повышению специальной физической подготовленности высококвалифицированных тяжелоатлетов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. Т. 2. № 1. С. 58-62.
5. Минникаева Н.В., Курганкин И.Д, Поздеева А.С. Анализ результатов физической подготовленности студентов Кемеровского государственного университета на основе нормативов ГТО // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Хуббиева Ш.З., Минвалеева Р.С., Лукиной С.М., Ошиной О.В. (Санкт-Петербург, 12-13 ноября 2015 г.). М.: ООО "Золотое Сечение", 2015. С. 99-104.

Актуальность выбора профессии является достаточно острой проблемой на современном этапе развития социума. Профессиональное самоопределение осложняется заложенной социальной асимметрией – между ожиданиями профессионального сообщества компетентных профессионалов и недостаточной готовностью студентов к сознательному выбору профессии и качественному освоению необходимых компетенций в вузе [1].

Ряд авторов, таких как Е.А. Климов [2], Т.А. Фирсова [3] и иные, обращают внимание, что само понятие «профессиональное самоопределение» делает акцент на самостоятельный и добровольный выбор профессиональной деятельности как реализации «самости» и активности личности в ходе формирования мотивационно-потребностной сферы личности. При этом ограничения, накладываемые обществом на выбор будущей профессиональной деятельности, существуют и объясняются как субъективными, так и объективными детерминантами.

Нами было проведено исследование среди студентов 1–3-х курсов факультета физической культуры и спорта. Целью исследования являлась оценка взглядов на профессиональное самоопределение, оценка физической подготовленности и качественной успеваемости студентов факультета физической культуры и спорта Кемеровского государственного университета в ходе проведенного эксперимента.

Материал и методы исследования. Для изучения данной проблемы были проведены анкетный опрос и диагностические замеры показателей среди студентов 1–3-х курсов факультета физической культуры и спорта. Всего в исследовании приняли участие 78 студентов, из них: 32 человека обучаются на 1-м курсе, 20 человек – на 2-м курсе, 26 человек – на 3-м курсе.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты исследования показали, что на выбор учебного заведения по большей части повлияло общение со специалистами, которые учились в КемГУ (такой ответ выбрали 22 студента), советы родителей (11 студентов) и занятия в спортивных секциях (16 студентов). Это обстоятельство подтверждается тем, что из 78 опрошенных респондентов 72 и в настоящее время занимаются в спортивных секциях. Практически одинаково ответили опрошенные студенты всех курсов на вопрос: «Как часто посещали уроки физической культурой в школе?»: 90% ответили, что регулярно посещали занятия физической культурой.

На вопрос, почему вы сейчас занимаетесь физическими упражнениями и спортом, большинство опрошенных студентов (56 человек) ответили, что это модно и престижно. Вместе с тем на вопрос, стараются ли респонденты накопить опыт физкультурно-оздоровительной работы, чтобы использовать его в будущей профессии, 71 респондент ответил «да». Это говорит о том, что студенты занимаются в основном в тех секциях, которые могут быть интересны им, и они мотивированы также тем, что в будущем могут работать по специальности именно в этом направлении.

Далее мы выявили важные для респондентов причины, которые привлекают их в занятиях физической культурой и спортом. Большинство исследуемых студентов ответили, что это достижение высокого спортивного результата (43 респондента), совершенствование своих физических качеств (25 респондентов), а остальные считают, что занятия укрепляют здоровье. Главным фактором, определяющим здоровье, большинство опрошенных респондентов (56 человек) считают наследственность, на второе место поставили экологию, затем образ жизни и физкультуру, на последнее отнесли медицину. Большинство студентов отмечают, что при занятиях физической культурой и спортом они испытывают чувство удовольствия (66 студентов).

Кроме того, при анализе досуга опрошенных было отмечено, что преобладающая часть респондентов в свободное время предпочитают заниматься физической культурой и спортом (такой ответ дали 64 студента). При этом на вопрос, что необходимо предпринять для повышения числа желающих заниматься спортом, респонденты называют в первую очередь общедоступность спортивной инфраструктуры (53 респондента), пропаганду здорового образа жизни (17 респондентов).

При ответе на вопрос, интересуются ли студенты спортивными новостями, 49 респондентов ответили, что смотрят спортивные передачи по телевидению, и 14 респондентов читают спортивные газеты, журналы, то есть являются осведомленными и неравнодушными к новостям, напрямую связанным с их будущей профессией.

На вопрос, планируют ли они в дальнейшей своей профессии использовать знания, навыки и умения, полученные в вузе, 59 студентов ответили, что будут использовать полученные знания, умения и навыки, и 14 ответили, что им это не пригодится.

При ответе на вопрос о сомнении в правильности выбора своей профессии 49 респондентов ответили, что уверены в правильности, сомневаются 16 респондентов, остальные ответили, что сожалеют о сделанном выборе. При этом большая часть респондентов учится на старших курсах, то есть с обучением уверенность выбора будущей профессии у некоторых падает.

После проведения анкетирования у студентов 1–3-х курсов факультета физической культуры и спорта Кемеровского государственного университета мы выявили, что студенты осознают свою цель и понимают смысл подготовки специалистов на данном факультете.

Далее мы оценили уровень физической подготовленности студентов факультета физической культуры и спорта до и после эксперимента (табл. 1–2).

Результаты тестирования показали, что наилучшие результаты были отмечены в скоростно-силовых упражнениях. Хотя, как было установлено в процессе статистической обработки материалов, показатели были статистически недостоверные. Как видно из таблицы, практически все результаты стали соответствовать программным нормативам, что может быть обусловлено педагогическими воздействиями и целенаправленными занятиями физической культурой и спортом.

Таблица 1

Оценка физической подготовленности студенток 3-го курса до и после эксперимента

тест

До

Х ± m

После

Х ± m

Р

Програм-мные требования

Прыжок в длину с места, см

185±9,86

208 ±11,1

> 0,05

2,05

Бег 100 м, сек

14,54±0,35

13,31 ±0,59

> 0,05

14,0

Челночный бег 4x10 (м), сек

13,97±0,48

12,04± 0,54

> 0,05

12,0

Наклон вперед, см

18,6 ±3,38

20,8± 3,7

> 0,05

20

Отжимание, раз

18,5 ±5,09

19,33± 4,1

> 0,05

25

Бег 2000 м, мин

7,89 ±0,62

7,48 ±0,51

> 0,05

7,38

 

Таблица 2

Оценка физической подготовленности студентов 3-го курса до и после эксперимента

тест

До

Х ± m

После

Х ± m

Р

Програм-мные требования

Прыжок в длину с места, см

250 ±4,21

259 ±4,08

> 0,05

2,50

Бег 100 м, сек

12,9± 0,49

12,1± 0,66

> 0,05

12,3

Челночный бег 4x10 (м) сек

11,54±0,39

10,09± 0,72

> 0,05

10,0

Наклон вперед, см

8,45±2,84

11,57 ±3,15

> 0,05

14

Отжимание, раз

13,9± 3,20

18,42 ±4,86

> 0,05

15

Бег 2000 м, мин

10,15±0,79

9,73 ±0,31

> 0,05

9,47

 

Полученные нами результаты физической подготовленности были соотнесены также с имеющимися в литературе (Ю.Л. Тушер с соавт., 2017, Н.В. Минникаева с соавт., 2015) данными о подготовленности студентов, занимающихся регулярными тренировками [4, 5]. Из представленных нами таблиц можно увидеть, что по большинству тестов физической подготовленности показатели исследуемых студентов, участвовавших в эксперименте, пусть и недостоверно, отличаются от показателей до эксперимента.

Уровень готовности к преподаванию физической культуры определяется не только осознанной потребностью в использовании физических упражнений с целью укрепления своего здоровья и самосовершенствования, но и прежде всего степенью образованности в данной сфере. Для этого нами была проведена оценка качественной успеваемости студентов экспериментальной группы по итогам промежуточной аттестации (сдачи сессии), данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Динамика качественной успеваемости студентов экспериментальной группы по итогам промежуточной сессии (в %)

Июль 2018

Сентябрь 2018

Январь 2019

Февраль 2019

50

54

76

71

 

При этом возросло количество студентов, участвующих в эксперименте, сдавших сессию на «отлично» и «хорошо», в том числе дисциплину «Педагогика физической культуры», в рамках которой осуществлялась реализация нашей программы. Результаты сессии 2018–2019 учебного года представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение качественного показателя освоения дисциплины «Педагогика физической культуры» за 2018–2019 учебный год

В конце нашего исследования мы предложили студентам ответить на вопрос: «Планируете ли Вы работать в будущем по выбранной специальности?» На рисунке 2 можно увидеть, как распределились ответы на этот вопрос в 2017 и 2019 годах.

Рис. 2 Результаты опроса студентов, участвовавших в эксперименте

Результаты исследования показывают, что желание студентов факультета физической культуры работать по выбранной специальности в период 2017–2019 годов заметно повышается. Мы видим, что проведение мероприятий нашей программы благотворно сказывается на том, что студенты убежденно приходят в профессию, выбрать которую им позволяют интересы и возможности. Обращает внимание тот факт, что отрицательно отвечать студенты стали практически в два раза.

Таким образом, для эффективного самоопределения в профессии, основанного на профессиональном выборе, необходимо в большей степени формировать у студентов психическую функцию мотивации, вырабатывать навыки самопрезентации и самоактуализации, которые возможно формировать средствами инновационных технологий обучения.

Например, в нашем университете не первый год проходит образовательная акция «Зарядка с чемпионом», на нее приглашаются значимые люди, добившиеся больших результатов в спорте. Это, безусловно, влияет на самоопределение студентов в профессии. Также действенным методом оказались совместный просмотр и дальнейшее обсуждение фильмов на спортивную тему, вышедших в последние годы на экран («Лед», «Чемпион», «Со дна вершины» и т.д.). Написание эссе после просмотра этих фильмов стимулировало студентов к саморефлексии, пониманию ценности выбранной профессии.

Перед любой личностью рано или поздно встает проблема выбора профессии, она становится значимой в студенческие годы. Отметим, что актуальной она является для студентов старших курсов, стоящих на пороге профессионального самоопределения. Здесь важным становится вопрос понимания сущности своей профессиональной деятельности. В процессе освоения учебного плана, безусловно, предлагаются дисциплины с учетом формирования компетенций, в том числе и профессиональных. Однако к моменту окончания вуза есть проблема того, что выпускники не работают по полученной специальности. Начинается повторный процесс самоопределения и получения второго высшего образования или магистратуры не по полученному профилю образования.

Решение этой проблемной ситуации мы видим в расширении понятия «выбор» для обучающихся студентов, особенно на старших курсах. В ходе изучения дисциплин необходимо всеми доступными средствами формировать чувство собственной, внутренней готовности личности к осуществлению профессионального намерения. При этом главным в этом процессе является влияние на эмоционально-чувственные переживания как сильные стимуляторы сознательности и активности личности. Высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению состоит, на наш взгляд, в том, чтобы сформировать у обучающихся понимание логической цепочки: выбор – ответственность.

Выводы

1. В профессиональном самоопределении студентов важно уделять внимание познанию природы своей личности, раскрывать возможности, способности и таланты студентов, с тем чтобы уровень мотивации к профессии возрастал от курса к курсу. При этом следует отметить, что важным становится учет индивидуальных особенностей личности с позиции формирования профессионального самоопределения.

2. В ходе изучения дисциплин, формирующих профессиональные компетенции, необходимо информировать о разнонаправленности профессии, возможности реализовать себя в той отрасли, которая будет соответствовать внутренним установкам личности (например, тренер по виду спорта, инструктор по физвоспитанию в детском саду, педагог по физической культуре).

3. Готовность к самоопределению в профессии – это формирование личностного смысла в уже осваиваемой или выполняемой трудовой деятельности.

4. Содержание профессионального самоопределения обусловлено педагогическим сопровождением, которое заключается в том, что в процесс учебных занятий (дисциплина «Педагогика ФК») студентов экспериментальной группы (3-го курса) внедряется программа, направленная на формирование целеполагания самоопределения в профессии.

5. Диагностический комплекс, подобранный нами, включает оценку уровня физической подготовленности, теоретических знаний и оценку качественной успеваемости по профилирующим дисциплинам.

6. Проведенный педагогический эксперимент показал, что в ходе реализации программы улучшились результаты, а именно физическая подготовленность студентов стала соответствовать программным нормативам, наблюдается положительная динамика в знаниях, качественная успеваемость увеличилась на 20%, в том числе и освоение профильной дисциплины «Педагогика физической культуры».


Библиографическая ссылка

Минникаева Н.В., Сидоров Е.С., Курганова Е.В., Колесникова Н.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПРОФЕССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29198 (дата обращения: 17.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074