Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОЙ МОТИВАЦИИ У ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ

Халикова Ф.Д. 1 Шарифуллина Р.Р. 1
1 ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В современном образовательном процессе актуален вопрос формирования осознанной мотивации у одаренных обучающихся. В статье изучается формирование осознанной мотивации у одаренных обучающихся в обучении химии. Представлены результаты исследований, проведенных с учителями и одаренными обучающимися на базе трех школ: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани; Общеобразовательная школа-интернат «IТ-лицей ФГАОУ ВО К(П)ФУ» г. Казани; МБОУ «Апазовская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан. Исследование проводилось в три этапа. Для учителей данных школ проведено анкетирование в целях выявления методов обучения при работе с категорией одаренных обучающихся. Были проанализированы измерения осознанной мотивации обучающихся восьмого класса к предмету «Химия», выборка состояла из учащихся МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани. Была разработана и проведена интеллектуальная игра для учащихся восьмых классов данной школы, повторно проведен опрос с целью выявления у обучающихся формирования осознанной мотивации к предмету «Химия» после проведения игры. В статье представлено сравнение методов работы учителей с одаренными обучающимися в трех школах и измерения осознанной мотивации обучающихся в период с 2018 по 2019 годы при прохождении производственной (педагогической) практики в школе. На основе полученных данных в статье анализируются методы работы учителей с одаренными обучающимися, изучается положительное изменение осознанной мотивации к предмету «Химия» у одаренных обучающихся.
мотивация
виды мотивации
осознанная мотивация
одаренный обучающийся
методы обучения химии
школа
опрос
1. Осознанные мотивы [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/3911882/page:14/ (дата обращения: 08.05.2019).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). [Электронный ресурс]. URL: https://portal.iv-edu.ru/dep/mouorodnrn/rodrn_kaminsk/commondocs/ФГОС/ФГОС_ООО.pdf (дата обращения: 08.05.2019).
3. Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3993(дата обращения: 08.05.2019).
4. Мотивация – понятие, виды, способы [Электронный ресурс]. URL: http://psyh.info/psihologiya-lichnosti/motivatsiya/motivatsiya-istochnik-sil-dlya-dejstvij.html (дата обращения: 08.05.2019).
5. Все о психологии [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu-psycho.ru/soznatelnoe-i-bessoznatelnoe-problema-bessoznatelnogo-i-soznatelnogo.html (дата обращения: 08.05.2019).
6. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. 2004. № 12. 176 с.
7. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса [Электронный ресурс]. URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=30557 (дата обращения: 08.05.2019).
8. Семчук Е. В. Основные философские идеи педагогической концепции В. А. Сухомлинского в развитии и воспитании полноценной личности // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. С. 19-21.
9. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. 53 с.
10. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. С. 1‐12.
11. Современная психология мотивации (сборник). Атрибутивная теория мотивации и эмоций Вайнера. [Электронный ресурс] URL: https://studfiles.net/preview/6208114/page:74 (дата обращения: 08.05.2019).
12. Брунер Дж. Культура образования / пер. с Л. В. Трубицыной, А. В. Соловьева. М.: Просвещение, 2006. С. 13–62.
13. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. 860 с.
14. Гильманшина С.И., Халикова Ф.Д. Педагогические условия профильного обучения в условиях непрерывного химического образования // Фундаментальные исследования. 2014. №1. С. 115–118.
15. Халикова Ф.Д. Концепция практико-ориентированного обучения химии одаренных детей в системе непрерывного химического образования // Казанский педагогический журнал. 2018. №1. С.18–21.
16. Gilmanshina S.I., Sagitova R.N., Kosmodemyanskaya S.S., Khalikova F.D., Shchaveleva N.G., Valitova G.F., Motorygina N.S. Professional Thinking Formation Features of Prospective Natural Science Teachers Relying on the Competence-Based Approach./ Review of European Studies. 2015. Vol 7. No 3. Р. 341-349.

На данный момент в современном образовании формирование осознанной мотивации является неотъемлемой частью работы с одаренными обучающимися, так как осознание своих мотивов приводит одаренного обучающегося к улучшению навыка ставить ближайшую цель, а также появлению желания к изучению предмета «Химия» [1]. Особую роль в этом играет умение учителя создавать благоприятные условия для всестороннего развития обучающегося, а также способствовать стимулированию творческой деятельности одаренных обучающихся. Как показывает опыт, есть возможность реализации этих действий на уроках, когда образовательный (учебно-воспитательный) процесс построен на системно-деятельностном подходе по Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Главными целями этого подхода в обучении являются пробуждение у обучающегося интереса к предмету и процессу обучения, содействие развитию мотивационной сферы обучающихся [2, 3].

Мотивация – это сложный регулятор поведения и деятельности человека, имеющий много уровней. По ФГОС выделяют два основных вида мотивации: внешнюю и внутреннюю. Внешняя мотивация представляет собой группу мотивов, обусловленных действием внешних факторов на объект: обстоятельств, условий, стимулов, не связанных с содержанием конкретной деятельности. Внутренняя мотивация имеет внутренние причины, связанные с жизненной позицией личности: потребностями, желаниями, стремлениями, влечениями, интересами, установками [4]. Мотивация человека может быть сознательной (осознанной) и бессознательной. Сознательное (или осознанное) представляет собой одну из форм отражения объективной действительности на человеческую психику. С точки зрения культурно-исторического подхода к проблеме бессознательного и сознательного последнее характеризуется наличием промежуточного звена между сознанием и восприятием объективной реальности. Этим промежуточным звеном являются элементы историко-общественной практики, которые позволяют строить объективную картину окружающего мира. Бессознательное (или подсознание, неосознаваемое) обозначает психические процессы, которые не находят отражения в сознании человека и не управляются им. Характерной особенностью бессознательного является отсутствие субъективного контроля: этим термином можно обозначить все, что не является для человека объектом сознания [5]. Для того чтобы учащийся сознательно подходил к изучению предмета без каких-либо внешних факторов, его нужно заинтересовать и пробудить желание в изучении предмета.

Известны основные факторы, способствующие возникновению желания заниматься химией: химический эксперимент, игровые технологии, современное учебно-методическое обеспечение, соответствующее принципам доступности и научности, системность в изложении учебного материала и, конечно, профессиональные и личностные качества учителя. Чтобы желание идти на урок химии в дальнейшем переросло в осознанную мотивацию, важно создавать для учащихся ситуацию успеха, а это зависит от уровня сформированности у них знаний и умений, способов деятельности, интегрированных понятий и др. Основной задачей учителя является помощь одаренному обучающемуся мыслить самостоятельно на основе полученного материала по предмету. Очень важно создавать для одаренных обучающихся чувство успешно выполненной работы, чтобы их способности и навыки развивались постоянно. Воспитание одаренного обучающегося и выработка у него умения самостоятельно усваивать материал являются первым шагом в подготовке обучающегося к самостоятельной работе в изучении химии. Кроме того, внедряя одаренного обучающегося в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу для развития самостоятельности в принятии решений по научным вопросам. Задача учителя состоит в том, чтобы создать для каждого учащегося условия для овладения материалом на практике, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность [3].

Такими известными учеными, как М.А. Данилов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский [6–8], были разработаны общепедагогические положения формирования мотивации обучения учащихся в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития личности. Теоретические вопросы строения и развития мотивационной сферы личности представлены в работах таких психологов, как Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева [9–10] и др. Большой вклад в теорию мотивации также внесли зарубежные ученые Б. Вайнер, Д. Брунер, Х. Хекхаузен [11–13] и др. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что вопрос изучения формирования осознанной мотивации у одаренных обучающихся в обучении химии не нашел достаточного освещения в педагогической науке и образовательной практике.

Цель исследования: разработать и провести интеллектуальную игру по химии «Хочу все знать» для расширения кругозора и осознанной мотивации к изучению химии у учащихся восьмого класса и экспериментально проверить ее эффективность.

Объект исследования: процесс изучения формирования осознанной мотивации у одаренных обучающихся в обучении химии.

Предмет исследования: формирование осознанной мотивации к предмету «Химия» у одаренных обучающихся.

Материал и методы исследования

Площадкой для проведения исследования являлись МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани; Общеобразовательная школа-интернат «IТ-лицей ФГАОУ ВО К(П)ФУ» г. Казани; МБОУ «Апазовская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе в начале учебного года (сентябрь 2018 года) для учителей данных школ мы провели анкетирование по выявлению методов обучения при работе с категорией одаренных обучающихся в целом. Также было параллельно проведено анкетирование 30 обучающихся восьмого класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани.

На втором этапе (октябрь 2018 года – февраль 2019 года) была разработана и проведена интеллектуальная игра для учащихся восьмых классов «Хочу все знать», чтобы замотивировать и стимулировать обучающихся к изучению химии.

На третьем этапе игры (февраль – май 2019 года) повторно проведен опрос с целью выявления у обучающихся формирования осознанной мотивации к предмету «Химия» после проведения игры.

Первый этап проводился в 2019 году с участием учителей трех школ: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани; Общеобразовательная школа-интернат «IТ-лицей ФГАОУ ВО К(П)ФУ» г. Казани; МБОУ «Апазовская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан.

На этом этапе мы определили методы обучения, с помощью которых учителя обучают одаренных учащихся, проанализировали их анкеты и выявили результаты. По результатам анкетирования было видно (табл. 1), что учителя Общеобразовательной школы-интерната «IТ-лицей ФГАОУ ВО К(П)ФУ» г. Казани используют четкую систему методов обучения по следующим признакам: общие (объяснительно-иллюстративный, исследовательский); частные (словесно-наглядно-практические); конкретные (лекция, рассказ, самостоятельная работа, программирование), активно работают над формированием осознанной мотивации обучающихся, в том числе по химии [15–17]. В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка» г. Казани имеется налаженная система методов обучения (лекционно-зачетная система), которая дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить после предварительной подготовки учащихся. Обучающиеся с интересом изучают физику, математику, информатику и показывают высокие результаты на конкурсах, олимпиадах, Государственной итоговой аттестации. Из-за чрезвычайно большого количества времени, которое уделяется в данной школе изучению английского языка, у обучающихся наблюдается снижение осознанной мотивации в изучении других предметов, например химии. Поэтому было решено, что для учащихся восьмого класса именно этой школы будет разработана и проведена игра. В третьей школе – МБОУ «Апазовская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан, несмотря на то, что мало одаренных (успешных) обучающихся, учителя работают с ними в гомогенных группах (специально созданных для каждой категории учеников), учащиеся занимаются химией с желанием.

Таблица 1

Результаты ответов у учителей на вопрос: «Работаете (работали) ли Вы целенаправленно с категорией одаренных обучающихся?»

 

Количество учителей

Количество ответивших учителей

Школы

Да

Нет

Частично

Затрудняюсь ответить

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка» г. Казани

60

58%

10%

23%

9%

Общеобразовательная школа-интернат «IТ-лицей ФГАОУ ВО К(П)ФУ»

г. Казани

50

70%

8%

15%

7%

МБОУ «Апазовская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района РТ

20

33%

24%

27%

16%

 

На этом же этапе проводилось анкетирование для учащихся восьмого класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка»

г. Казани. Результаты показали, что у учащихся нет желания изучать химию, предмет является по «рангу сложности» предметом первой сложности (12 баллов), и обучающиеся не мотивированы к ее изучению. Проанализировав анкетирование, получили результаты, указанные в таблице 2.

Таблица 2

Результат опроса у учащихся на их заинтересованности в изучении химии

 

Количество учащихся

Количество ответивших учащихся

Школа

Да

Нет

Частично

Затрудняюсь ответить

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка»

г. Казани

30

9%

68%

13%

10%

 

На втором этапе для формирования осознанной мотивации обучающихся восьмого класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка» г. Казани была разработана и проведена интеллектуальная игра по химии «Хочу все знать».

Целью игры явилось создание условий для расширения кругозора и осознанной мотивации к изучению химии у учащихся восьмого класса.

Образовательные задачи игры: формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, развивать логическое мышление.

Развивающие задачи игры: развивать вариативность мышления, творческие способности, воображение и конструктивные умения, «химическую речь».

Воспитательные задачи игры: побудить к поиску информации, к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

Интеллектуальная игра проводилась между командами из учащихся восьмого класса. Игра состояла из 3 блоков-тем: «Химические элементы», «Химические загадки», «Неизвестное химическое вещество». Команды играли по очереди, называя тему и выбирая вопрос, указывая количество баллов данного вопроса. Ведущий игры, открывая вопрос по определенной теме, давал на обсуждение вопроса определенное время. Правильный ответ оценивался соответствующим количеством баллов, неправильный – снятием этого же количества баллов. Победила команда, которая набрала большое количество баллов.

Интеллектуальная игра по химии «Хочу все знать» научила ребят пользоваться химией как средством получения знаний, подчеркнула значение химических знаний в повседневной жизни, способствовала развитию интереса к предмету, создала ситуацию успеха у обучающихся и тем самым мотивировала к дальнейшему изучению предмета.

На третьем этапе (февраль – май 2019 года) проводился опрос на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка»

г. Казани с участием обучающихся восьмого класса для того, чтобы отследить формирование осознанной мотивации по предмету «Химия» после проведения интеллектуальной игры «Хочу все знать». Этот опрос был направлен на выявление у обучающихся восьмого класса стимула, мотивации к изучению химии. При анализе результатов опроса на выявление осознанной мотивации наблюдалась положительная динамика в изучении нового материала и отмечалась повышенная заинтересованность учащихся в изучении предмета, как видно из таблицы 3.

Таблица 3

Результат опроса у учащихся восьмого класса на вопрос:

«Что для тебя интересно на уроке химии?»

Школа

Количество учащихся

Обсуждение интересного мне вопроса

Практика, выполнение заданий

Диалог, обсуждение, дискуссия

Получить отличную отметку

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка»

г. Казани

30

21%

33%

41%

5%

 

Результаты исследования и их обсуждение

1. Результат проведения анкетирования среди учителей, работающих с одаренными обучающимися, направленного на выявление их метода работы, представлен на рисунке 1.

Рис.1. Результат анкетирования учителей на вопрос: «Работаете (работали) ли Вы целенаправленно с категорией одаренных обучающихся?»

Вывод. Исходя из полученных данных (рис. 1), можно предположить, что учителя активно и целенаправленно работают с категорией одаренных обучающихся в Общеобразовательной школе-интернате «IТ-лицей ФГАОУ ВО К(П)ФУ» г. Казани, благодаря чему дети имеют хорошие результаты в обучении.

2. Результат проведения анкетирования в начале учебного года в восьмом классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка» г. Казани для выявления у них осознанной мотивации к предмету «Химия» представлен на рисунке 2.

Рис.2. Результат опроса учащихся на выявление их заинтересованности в изучении химии

Вывод. На данной диаграмме (рис. 2) видно, что учащиеся не заинтересованы в изучении химии, так как не знакомы с предметом «Химия».

3. Результат проведения опроса в конце учебного года в восьмом классе для выявления у них осознанной мотивации к предмету «Химия» после проведения интеллектуальной игры «Хочу все знать» представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Результат опроса учащихся на выявление их заинтересованности в изучении химии после проведения интеллектуальной игры «Хочу все знать»

Вывод. Диаграмма показывает (рис. 3), что у обучающихся появилось желание к изучению химии, можно сказать, что осознанная мотивация у учащихся возросла. Они с желанием посещают уроки, хотят осознанно получать больше знаний по данному предмету.

Заключение

Результаты исследования показывают, что учителя МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани, Общеобразовательной школы-интерната «IТ-лицей ФГАОУ ВО К(П)ФУ» г. Казани; МБОУ «Апазовская средняя общеобразовательная школа» Арского муниципального района Республики Татарстан, используя определенную систему методов обучения, активно работают над формированием осознанной мотивации у обучающихся при изучении химии. Вследствие этого у одаренных обучающихся к концу года осознанная мотивация возросла, несмотря на то, что в начале учебного года не было желания заниматься химией. Этому также способствовала разработанная и проведенная с ними интеллектуальная игра «Хочу все знать».


Библиографическая ссылка

Халикова Ф.Д., Шарифуллина Р.Р. ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОЙ МОТИВАЦИИ У ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29139 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674