Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ МОСКОВСКИХ ШКОЛ

Иванова Е.В. 1 Виноградова И.А. 1 Нестерова О.В. 1 Маякова Е.В. 1
1 ГАОУ ВО "Московский городской педагогический университет"
В статье раскрыто содержание концепции развития образовательных условий московских школ. Данная концепция разработана на основе мониторинга образовательных условий московских школ с применением шкал SACERS и результатов экспертно-методического сопровождения школьных команд по проектированию и развитию образовательной среды образовательных организаций, реализующих программы начального и основного общего образования. Реализация концепции предполагает: развитие системы мониторинга образовательных условий московских школ с применением шкал SACERS; проектирование и развитие материально-технических, информационно-методических, кадровых и психолого-педагогических условий московских школ; формирование стратегии по развитию образовательных условий московских школ; формирование управленческих и школьных команд для проектирования и развития образовательных условий московских школ; обеспечение экспертно-методического сопровождения школьных команд. Исходя из концепции, развитие образовательных условий московских школ необходимо осуществлять в следующих направлениях: организация предметно-пространственной среды школы; обеспечение безопасности и охраны здоровья; организация дополнительного образования и внеурочной деятельности, детского досуга во второй половине дня; создание условий для комфортного взаимодействия между участниками образовательного процесса; организация учебного процесса; создание условий для профессионального развития педагогов; создание условий для детей с особыми образовательными потребностями.
мониторинг образовательных условий
образовательная среда
образовательные условия
развитие образовательных условий
экспертно-методическое сопровождение школьных команд
1. Иванова Е.В., Виноградова И.А. Оценивание условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования с использованием международной шкалы SACERS // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 4 (42). С. 66-79.
2. Иванова Е.В., Виноградова И.А. Шкалы SACERS: применим ли международный инструментарий для исследования образовательной среды российских школ? // Тенденции развития образования. Качество образовательных результатов и образовательные реформы: материалы XV ежегодной Международной научно-практической конференции (Москва, 15-17 февраля 2018 г.). М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. С. 107-119.
3. Иванова Е.В., Маякова Е.В. Международный инструментарий оценки качества образовательной среды // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Саранск, 1 декабря 2017 г.). Саранск. Н.В. Рябова (отв. ред.). 2017. С. 194-202.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 25.06.2019).
5. Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 марта 2018 г. № 233-ПП). [Электронный ресурс]. URL: https://www.mos.ru/donm/documents/state-program-metropolitan-education/view/214011220/ (дата обращения: 25.06.2019).
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/04/29/minprosv-prikaz114-site-dok.html (дата обращения: 25.06.2019).
7. Приказ РОСОБРНАДЗОРА № 590, МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России № 219 от 6 мая 2019 года «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практике международных исследований качества подготовки обучающихся». [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Rosobrnadzora-N-590,-Minprosvescheniya-Rossii-N-219-ot-06.05.2019/ (дата обращения: 25.06.2019).
8. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70170946/#ixzz5rxQloYnp (дата обращения: 25.06.2019).
9. School-Age Care Environment Rating Scale (SACERS) Updated Edition / Thelma Harms, Ellen Vineberg Jacobs, Donna Romano White. Pub Date: November 2013. 72 p.

Одним из вызовов современного образования становится вопрос предоставления качественного образования на всех его ступенях как совокупности материально-технических, информационно-методических, психолого-педагогических и кадровых условий, необходимых для достижения определенных результатов обучения. Совокупность условий составляет качество образования, которое характеризует не только условия реализации программы, но и возможности образовательной организации поддерживать и повышать достигнутое качество образования. Решение вопросов обеспечения качественного образования предполагает изменение содержания и процедуры его оценки, учет социально-экономических факторов, повышение качества управленческих и педагогических решений, экспертно-методическое сопровождение школьных команд по развитию образовательных условий в образовательных организациях.

Готова ли сегодня московская школа обеспечить высокое качество образования? Как показывают данные исследования качества образования в мегаполисах, московские школы входят в Топ-10 среди крупнейших городов мира, проекты «Московская электронная школа» и «Медицинский класс в московской школе» вошли в список 100 главных образовательных проектов мира. Все ли московские школы показывают столь выдающиеся образовательные результаты обучающихся? Как эти данные связаны с имеющимися образовательными условиями в московских школах?

Целью настоящего исследования стало определение цели и задач, разработка общих положений, основных принципов и направлений развития образовательных условий на основе модели мониторинга с применением шкал SACERS и экспертно-методического сопровождения школьных команд по их развитию.

Дизайн исследования:

1. Исследование образовательных условий московских школ с использованием шкал SACERS (2015-2016, 2016-2017, 2017-2018, 2019-2019 гг.)

Инструмент SACERS состоит из семи шкал:

1. Внутреннее пространство и меблировка. Данная шкала предполагает оценку внутреннего пространства и расположения помещений, пространства для подвижной активной деятельности, пространства для уединения, помещений для персонала, мебели для реализации учебного процесса и отдыха и т.д.

2. Здоровье и безопасность. Данная шкале предполагает оценивание образовательной среды по следующим показателям: мероприятия по охране здоровья и безопасности, организация питания и т.д.

3. Активная деятельность и времяпрепровождение. Данная шкала представлена показателями, характеризующими организацию внеурочной деятельности и дополнительных образовательных услуг: изобразительное искусство и технология; конструирование; музыка и танцы; театрализованная деятельность, наука и учебно-исследовательская деятельность и т.д.

4. Взаимодействие. Шкала «Взаимодействие» отражает параметры, связанные со взаимодействием и коммуникацией в системах «обучающийся-педагог», «обучающийся-обучающийся», «педагог-педагог», «педагог-родитель».

5. Учебный процесс. Показатели данной шкалы оценивают: расписание и распорядок дня; вариативность программ дополнительного образования и т.д.

6. Развитие персонала. Данная шкала содержит показатели, оценивающие деятельность педагогов и возможности для их профессионального развития.

7. Специальные нужды. Шкала «Специальные нужды» представлена показателями, характеризующими создание условий для взаимодействия и обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [1; 3].

Шкалы представлены 48 показателями, которые позволяют исследовать систему кадровых, материально-технических, информационно-методических, психолого-педагогических условий, которые созданы в образовательной организации [1].

Каждый оценивается по 7-балльной шкале, что позволяет выявить уровень развития образовательной среды: неудовлетворительный, минимальный, хороший, отличный.

Оценка происходит на основе наблюдений и уточняющих вопросов сотрудникам образовательной организации.

В ходе обработки данных, полученных с помощью шкалы SACERS, определяется: индекс качества образовательной среды образовательной организации; индекс качества по отдельным компонентам образовательной среды; профиль качества образовательной среды образовательной организации. Это позволяет выявить зоны благополучия и дефициты в развитии образовательных условий конкретной образовательной организации [2].

2. Экспертно-методическое сопровождение школьных команд по проектированию и развитию образовательных условий (2016-2018 гг.).

3. Разработка концепции развития образовательных условий московских школ (далее – Концепция). Концепция разработана на основе модели мониторинга образовательных условий московских школ с применением шкал SACERS и экспертно-методического сопровождения школьных команд по их развитию (2018-2019 гг.).

Исследование проведено на базе 119 образовательных организаций города Москвы.

В рамках разработки Концепции было проведено лонгитюдное исследование, направленное на выявление динамики структурных и содержательных изменений образовательных условий в результате экспертно-методического сопровождения школьных команд по их развитию.

Результаты исследования и их обсуждение

Данные мониторинга образовательных условий московских школ с применением шкал SACERS (2015–2019 гг.) показывают положительную динамику индекса качества образовательной среды образовательной организации. Индекс качества образовательной среды образовательной организации представляет собой суммарное значение по всем показателям шкал SACERS, разделенное на количество этих показателей. Индекс качества дает возможность охарактеризовать уровень развития образовательной среды от «неудовлетворительного» (1 балл) до «отличного» (7 баллов). Величина индекса качества образовательной среды характеризует позитивные изменения в развитии материально-технических, информационно-методических, кадровых и психолого-педагогических условий московских школ в период с 2015 по 2018 г. и замедление прироста в 2018-2019 учебном году (рисунок). Так, в 2015-2016 учебном году индекс качества составил 4,42 балла, в 2016-2017 – 4,6 балла, 2017-2018 – 5,2 балла, в 2018-2019 – 5,18 балла.

Динамика индекса качества образовательных организаций города Москвы (по результатам мониторинга 2015-2019 гг.)

Общая картина по зонам благополучия и дефицитам образовательных условий московских школ в период с 2015 по 2019 год отражена в таблицах 1, 2.

Как видно из таблицы 1, по шкале «Пространство и меблировка» в зону благополучия попали показатели «Мебель для повседневного использования» и «Доступ к дополнительным образовательным услугам». Это означает, что: московские школы снабжены достаточным количеством мебели для повседневного использования в столовой, для хранения вещей обучающихся (гардероб); мебель для ежедневного использования находится в хорошем состоянии и имеет подходящий удобный размер для разных возрастных групп обучающихся. Высокие баллы по показателю «Доступ к дополнительным образовательным услугам (факультативы, секции, кружки)» объясняются том, что объединение школ разной направленности в образовательные комплексы позволило расширить спектр данных программ. Дополнительные занятия проходят на регулярной основе при использовании школьного оборудования и ресурсов.

Общей тенденцией школ является акцент деятельности на контролирующе-дисциплинарные воздействия на обучающихся, что отражено в высоких значениях показателей «Посещаемость» и «Дисциплина».

Таблица 1

Возможности в развитии образовательных условий московских школ (мониторинг 2015-2019 гг.)

ЗОНЫ БЛАГОПОЛУЧИЯ

2015-2018 гг.

2019 г.

Шкала «Пространство и меблировка»

 

Мебель для повседневного использования

 

Доступ к дополнительным образовательным услугам

Шкала «Здоровье и безопасность»

Посещаемость

Посещаемость

Шкала «Взаимодействие»

Дисциплина

Дисциплина

Взаимодействие сверстников

Коммуникация между педагогами и учителями-предметниками

Шкала «Учебный процесс»

Использование социокультурного пространства города

Использование электронных ресурсов участниками образовательного процесса

Шкала «Развитие персонала»

 

Возможности для профессионального развития

Организация взаимодействия учителей во внеурочное время

Организация взаимодействия учителей во внеурочное время

 

Контроль и оценка деятельности учителей

Шкала «Специальные нужды»

 

Создание специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Изменения, выявленные в замерах разных годов, касаются использования социокультурного пространства города (замер 2016-2018 гг.). Так, ранее внимание школ было привлечено к проектам «Музеи. Парки. Усадьбы», «История и культура храмов столицы» и «Не прервется связь поколений» и т.д. Видимо, это связано с тем, что в московском образовании появились новые привлекательные проекты, что снизило интерес к программам предыдущего периода. При этом растет вовлеченность московских школ в проект «Московская электронная школа», что и отразилось в замере 2019 года.

Положительная динамика нашла свое отражение в показателях шкалы «Развитие персонала». Из таблицы 1 видно, что все показатели этой шкалы находятся в «зоне благополучия», что отражает возможности московских школ в плане наличия условий для профессионального развития педагогов.

Значительные возможности московских школ имеются в создании специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На базе многих московских школ созданы ресурсные центры для обучающихся с особыми образовательными потребностями, введены в штат тьюторы, сопровождающие детей данной категории, на основе адаптивных образовательных программ разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, обучающиеся с ОВЗ активно включаются во внеурочную деятельность и дополнительное образование внутри школы.

Как видно из таблицы 2, основные дефициты, выявленные при первом замере (2016-2018 гг.), связаны с предметно-пространственной средой и усугубляются в 2019 г.

Таблица 2

Дефициты в развитии образовательных условий московских школ (мониторинг 2015-2019 гг.)

ДЕФИЦИТЫ

2015-2018 гг.

2019 г.

Шкала «Пространство и меблировка»

Пространство для уединения

Пространство для уединения

Расположение помещений

Расположение помещений

 

Мебель для активной деятельности

 

Помещения для индивидуальной работы персонала школы

Шкала «Здоровье и безопасность»

Личная гигиена

 

Шкала «Aктивная деятельность и времяпрепровождение»

Изобразительное искусство и технология

Изобразительное искусство и технология

Шкала «Специальные нужды»

Учет индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ

 

Обучение учащихся с ОВЗ

 

 

Выявленные тенденции свидетельствует о необходимости разработки системы экспертно-методического сопровождения школьных команд в плане проектирования и развития образовательных условий московских школ.

На основе анализа корреляции развития материально-технических, информационно-методических, кадровых и психолого-педагогических условий московских школ нами разработана Концепция развития образовательных условий московских школ (далее – Концепция) на основе модели мониторинга образовательных условий московских школ.

При разработке Концепции учтены основные положения следующих документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года [4]; Государственная программа города Москвы «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»)» (в редакции постановления Правительства Москвы от 27 марта 2018 г. № 233-ПП) [5]; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 г. № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам» [6]; Приказ от 6 мая 2019 года «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практике международных исследований качества подготовки обучающихся» [7]; Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [8].

Настоящая концепция базируется на общих положениях:

- качество образовательной среды обеспечивается содержательными компонентами, связанными с взаимодействием участников образовательного процесса, организацией учебного процесса и созданием условий для профессионального развития педагогов;

- обеспечение условий повышения качества образования через оценку его качества, в том числе с использованием международного инструментария и с привлечением внешних и внутренних экспертов. В качестве объективного инструмента для оценки образовательных условий применяются шкалы SACERS (School-Age Care Environment Rating Scale), которые можно рассматривать не только в качестве инструмента оценки, но и развития образовательной среды, что позволяет определять стратегии развития на уровне конкретной образовательной организации и на муниципальном уровне [9];

- обеспечение качества образования за счет повышения качества управленческих решений;

- обеспечение качества образования через развитие образовательных условий в образовательных организациях по следующим параметрам: пространство и меблировка, здоровье и безопасность, активная деятельность и времяпрепровождение, взаимодействие, учебный процесс, развитие персонала, специальные нужды;

- обеспечение равных образовательных возможностей определяется не только уровнем получаемого образования, но и типом образовательной организации, уровнем преподавания, социальным составом учащихся и т.д.;

- качество образования следует рассматривать в контексте учета потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, что требует создания комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, построенной с учетом их особых образовательных потребностей данной категории обучающихся;

- достижению высоких результатов способствуют стратегии, осознанно и целенаправленно реализуемые в комплексе управленческих и педагогических решений;

- включенность педагогического коллектива в проектирование и развитие образовательных условий;

- необходимость экспертно-методического сопровождения школьных команд, которое обеспечит конкретную команду необходимым ресурсом механизмов, алгоритмов, стратегий развития образовательных условий.

Цель Концепции – развитие образовательных условий московских школ.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

- развитие системы мониторинга образовательных условий московских школ с применением шкал SACERS;

- проектирование и развитие материально-технических, информационно-методических, кадровых и психолого-педагогических условий московских школ;

- формирование стратегии по развитию образовательных условий московских школ (на основе результатов мониторинга московских школ с применением шкал SACERS);

- формирование управленческих и школьных команд для проектирования и развития образовательных условий московских школ;

- обеспечение экспертно-методического сопровождения школьных команд.

Основные принципы Концепции:

1. Принцип открытости и доступности информации об образовательной организации.

Реализация данного принципа предполагает открытый доступ и возможность получения полной информации, необходимой для оценки имеющихся в московских школах материально-технических, информационно-методических, кадровых и психолого-педагогических условий. Открытость образовательной организации для внешней оценки позволяет расширить управленческие возможности при развитии образовательной среды за счет включения внешнего эксперта, оценка образовательных условий которого более объективна по сравнению с внутренней оценкой как руководителем, так и педагогами образовательной организации. Повышение объективности обеспечивается независимостью внешнего эксперта и его уровнем компетентности в вопросах показателей развития образовательной среды образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы.

2. Принцип комфортности образовательных условий.

Реализация принципа комфортности образовательных условий направлена на развитие, прежде всего, параметров физической среды образовательной организации, а именно: освещение, температура и качество воздуха в помещении, наличие и доступность питьевой воды, наличие и доступность санитарно-гигиенических помещений и их состояние, наличие зон, предназначенных для активной деятельности, отдыха, взаимодействия, ожидания; наличие и понятность навигации внутри здания. Для обеспечения комфортности должны быть созданы оптимальные условия с учетом интересов и потребностей всех участников образовательного процесса. Для этого при разработке и принятии решений по развитию образовательных условий, помимо оценки исходного состояния образовательной среды московских школ, важно выявить запросы и пожелания обучающихся и педагогов относительно комфортности имеющегося и планирующегося в будущем пространства.

3. Принцип доступности.

Реализация принципа доступности при развитии образовательных условий московских школ направлена на обеспечение равного доступа к качественному образованию для обучающихся, проживающих во всех районах города независимо от экономического, социального, мотивационного, пространственного контекста, насыщенности социально-культурного пространства прилегающей к школе территории, условий проживания ребенка в семье и т.д. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг осуществляется посредством развития всей совокупности образовательных условий: материально-технических, информационно-методических, кадровых и психолого-педагогических, в их единстве и сбалансированности. Для этого в рамках разработки стратегии развития образовательной среды необходима координация действий всех субъектов, начиная с органов управления образованием и заканчивая участниками школьной команды, состоящей из педагогов, работающих на отдельной площадке какого-либо образовательного комплекса.

4. Принцип доброжелательности.

Принцип доброжелательности предполагает формирование навыков эффективной коммуникации и взаимодействия участников образовательного процесса. Доброжелательная образовательная среда характеризуется личностным характером общения педагогов с обучающимися, взаимным уважением среди педагогов, родителей и обучающихся, заинтересованностью в эмоционально положительном общении участников образовательного общения. При реализации принципа доброжелательности педагоги привлекают родителей к принятию решений, связанных с развитием образовательных условий конкретной школы, что повышает их вовлеченность в образовательный процесс.

5. Принцип партисипативности.

Данный принцип реализуется через соучастие всех субъектов образовательной деятельности в проектировании и развитии образовательной среды образовательной организации. Совместное проектирование становится одним из условий развития школы, которое выражается в совместном поиске рабочих ориентиров, что позволяет осуществить переход от личностно-профессиональной отстраненности к личностно-профессиональной включенности педагогов. В ракурсе экспертно-методического сопровождения принцип партисипативности раскрывается через ценности командной работы с целью обеспечения конкретной школьной команды необходимыми механизмами, алгоритмами, стратегиями развития образовательных условий.

Основные субъекты:

- органы управления образованием регионального и муниципального уровня обеспечивают реализацию основных направлений развития образовательных условий на уровне города или района; осуществляют нормативно-правовое обеспечение требуемых изменений; обеспечивают институциализацию содержательных и инфраструктурных изменений во всех системах функционирования школы;

- образовательные организации, осуществляющие в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, проектируют и создают образовательную среду школы в соответствии со стратегиями развития школы, обозначенными в основной образовательной программе; принимают решения по поводу структурных и инфраструктурных изменений, а также изменений в системе оценки и управления школой.

В рамках реализации Концепции развитие образовательных условий московских школ предполагается осуществлять в следующих направлениях:

1. Организация предметно-пространственной среды школы.

Новые формы работы, обучения и взаимодействия предполагают изменения предметно-пространственной среды образовательной организации. Характерными особенностями современной предметно-пространственной среды школы должны стать: разнообразие и трансформируемость пространств образовательной организации, персонализация и полифункциональность.

Повышение комфортности условий реализуется через развитие параметров физической среды образовательной организации, а именно: освещение, температура и качество воздуха в помещении, наличие и доступность питьевой воды, наличие и доступность санитарно-гигиенических помещений и их состояние, наличие зон, предназначенных для активной деятельности, отдыха, взаимодействия, ожидания; наличие и понятность навигации внутри здания. При организации входной зоны и холла первого этажа важно обозначить специфику места нахождения, чтобы было ясно, куда ты попал, создать яркое впечатление. Пространство входной группы и первого этажа должно подчеркивать специфику среды образовательной организации, создавать образ «уникального и неповторимого сообщества, у которого есть своя цель, своя философия, свои правила». Навигация в пространстве должна помогать ориентироваться в школьном пространстве и не испытывать дискомфорт, связанный с поиском необходимого помещения.

Обеспечение условий активной подвижной деятельности обучающихся осуществляется посредством организации рекреационных пространств школы. В рекреациях школы можно оборудовать: стенку для скалолазания, мягкие маты, интерактивный пол, турник для подтягивания, складные тренажеры, выделить уголки для занятий с крупным LEGO, поставить столы для крупных настольных игр типа настольного хоккея, футбола и т.д. Пространство для подвижной деятельности должно быть разделено по возрастным группам. Необходимо организовать удобный доступ из помещения в открытое пространство (например, задействованы дополнительные выходы из школы напрямую на спортивную площадку).

Обеспечение условий для индивидуальной и совместной работы педагогов предполагает организацию доступа к просторным рабочим пространствам и местам хранения документов, достаточного пространства для переговоров и собраний педагогов (например, возможно одновременное совместное использование пространства; обеспечивается приватность; наличие мебели, удобной для взрослого человека).

2. Создание условий по обеспечению безопасности и охране здоровья.

Учитывая достаточно благоприятную ситуацию и однородность образовательных условий московских школ в обеспечении безопасности и охране здоровья, дальнейшее их развитие предполагает:

- организацию скоординированной работы заведующего по хозяйству и администрации школы по обеспечению обучающихся необходимыми атрибутами гигиены: мыло, туалетная бумага, бумажные полотенца или работающие сушилки для рук;

- организацию периодической проверки туалетных комнат на предмет чистоты и наличия расходных материалов на протяжении всего дня;

- соблюдение питьевого режима и своевременную проверку наличия воды в кулерах;

- обсуждение вопросов личной гигиены с обучающимися начальной школы, организованное как классным руководителем, так и медицинским работником;

- привлечение родителей и обучающихся к участию в проектах по формированию здорового и безопасного образа жизни;

- организацию и проведение мероприятий по работе с семьей по вопросам безопасности детей на улицах города;

- организацию работы с родителями по вопросам физического и психического здоровья обучающихся.

3. Организация дополнительного образования и внеурочной деятельности, детского досуга во второй половине дня.

Опираясь на анализ ситуации и оценку потенциала по данным, полученным в результате мониторинга образовательных условий московских школ с применением шкал SACERS, дальнейшее развитие условий для организации дополнительного образования и внеурочной деятельности, детского досуга во второй половине дня предполагает: использование рекреационного пространства в качестве мобильных студий для внеурочной деятельности и активного времяпрепровождения: функциональное оформление поверхностей пола, стен и потолка помещений («шахматная доска», «классики», «лабиринты», «головоломки», «шарады», «умное домино», «сканворды», «крестики-нолики», «морской бой», «словодел», «на что похоже?», «карта звездного неба» и т.п.).

4. Создание условий для комфортного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Создание дружественного, психологически комфортного образовательного пространства, стимулирующего контакты между учащимися, учащимися и педагогами, педагогами и родителями за счет:

- оформления входной зоны и холла первого этажа для стимулирования и поддержания контактов между участниками образовательного процесса; организации рекреационных пространств школы, где можно организовать места для коммуникации, взаимодействия, расслабления и уединения;

- создания библиотечного и музейного пространства с целью организации свободной коммуникации, клубной деятельности, дискуссий и т.п.;

- оборудования коворкинг-центра для обучающихся и педагогов (с оборудованными местами, открытой библиотекой, настольными играми, доступом в Интернет и многофункциональными устройствами и т.д.);

- планирования и проведения совместных мероприятий для обучающихся, педагогов, родителей (спортивный праздник «Мама, папа, я – дружная спортивная семья», «Клуб активных родителей», благотворительные акции, тематические встречи и т.п.).

5. Организация учебного процесса.

В современном школьном пространстве для эффективной организации учебного процесса необходимо предусмотреть:

- возможность трансформации учебного пространства в малое, среднее и большое по принципу «ученик – группа – класс – поток». Трансформация пространства класса в течение одного урока может быть обеспечена за счет шумоизоляции и зонирования, а также ряда преимущественных характеристик учебной мебели (её функциональности, эргономичности, наличия антивандального покрытия, модульности);

- формирование крупных функционально-планировочных зон: классов-студий, помещений для конференции, научных кластеров, объединяющих несколько кабинетов по естественно-научной, гуманитарной, эстетической направленности, в которых можно проводить межпредметные исследования;

- создание помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровых, мастерских, лекционных, «Фаблаб-лабораторий» и т.п.);

- организацию образовательного процесса на пришкольной территории;

- разработку гибкого расписания с учетом потребностей различных групп обучающихся, включение в расписание таких форм деятельности, как исследовательская деятельность, экскурсии и т.п.;

- возможность использования современных информационных технологий.

6. Создание условий для профессионального развития педагогов.

Это направление предполагает:

- проведение администрацией образовательной организации систематического контроля и оценки деятельности учителя в течение года в соответствии с критериями эффективности деятельности педагогов, по результатам которого организовываются совместные с учителями обсуждения и планирование дальнейшего развития их профессиональных компетенций;

- создание условий, стимулирующих учителей проводить самоконтроль и самооценку деятельности, по результатам которых у каждого педагога имеется возможность запрашивать помощь у администрации;

- организацию регулярного взаимодействия учителей, включая деятельность, связанную с вопросами профессионального развития и обмен новыми профессиональными идеями и материалами;

- поддержку администрацией выездных мероприятий, связанных с профессиональным развитием педагогов (курсы, конференции, семинары, оплата путевых расходов сборов на конференцию, оплата оргвзносов);

- наличие в образовательной организации полной профессиональной библиотеки, содержащей актуальные материалы по вопросам обучения и воспитания детей школьного возраста.

7. Создание условий для детей с особыми образовательными потребностями.

При проектировании условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на индивидуализацию образовательного процесса, учет индивидуальных потребностей и особенностей таких обучающихся. Результатом эффективной реализации стратегии индивидуализации будет являться проектирование и реализация гибкого, индивидуализированного подхода к созданию специальных условий обучения и воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями, выражаемого:

- в разработке вариативного индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка с особыми образовательными потребностями в рамках образовательной организации;

- в разработке программы коррекционной работы в структуре начальной и основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана;

- в создании инклюзивной образовательной среды, специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с особыми образовательными потребностями.

Заключение

Реализация Концепции развития образовательных условий московских школ обеспечит достижение следующих результатов:

- положительная динамика в развитии образовательных условий московских школ в направлении организации предметно-пространственной среды школы и учебного процесса; безопасной и здоровьесберегающей деятельности; внеурочной, досуговой деятельности и дополнительного образования; взаимодействия и кооперации участников образовательного процесса; профессионального развития педагогов; обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

- формы и способы экспертно-методического сопровождения школьных команд в целях развития образовательных условий московских школ;

- равный доступ к качественному образованию граждан вне зависимости от района проживания в г. Москве;

- возможности образовательной организации поддерживать и повышать достигнутое качество образования вне зависимости от факторов неблагополучия, не контролируемых школой;

- комфортная, доступная, открытая, доброжелательная образовательная среда, обеспечивающая удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности образовательных организаций г. Москвы;

- вовлеченность школьных команд в процесс проектирования и развития образовательных условий московских школ;

- стратегии развития образовательных условий московских школ на основе результатов мониторинга московских школ с применением шкал SACERS и экспертно-методического сопровождения школьных команд по их развитию;

- согласованность развития материально-технических, информационно-методических, кадровых и психолого-педагогических условий московских школ;

- делегирование директорами управленческих полномочий в части проектирования и развития образовательных условий московских школ.


Библиографическая ссылка

Иванова Е.В., Виноградова И.А., Нестерова О.В., Маякова Е.В. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ МОСКОВСКИХ ШКОЛ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29131 (дата обращения: 14.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074