Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Бондарева И.Н. 1
1 Государственное казенное учреждение социального обслуживания Ростовской области центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Азовский центр помощи детям»
Статья представляет интерес для специалистов, работающих в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Российской Федерации. В ней представлен практико-ориентированных подход по киберсоциализации ребенка, оставшегося без попечения родителей, в контексте современных реалий российского общества. Авторами на теоретическом уровне проанализированы исследования о социализации, адаптации и интеграции детей-сирот в социуме. Описаны направления работы по киберсоциализации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях центра помощи детям. Представлены задачи педагога, умения и навыки воспитанников. Раскрыта характеристика каждого из направлений деятельности. Авторы дискутируют на тему ресурсности центров помощи детям Ростовской области в осуществлении киберсоциализации воспитанников. В статье описана работа Государственного казенного учреждения социального обслуживания Ростовской области (ГКУСО РО) Азовского центра помощи детям на основе деятельности интернет-коммуникационного клуба по формированию безопасного поведения детей, оставшихся без попечения родителей, в киберпространстве и киберсоциализации личности подростка. Раскрыты задачи, направления деятельности клуба, а также социальное партнерство с социально ориентированными некоммерческими организациями. Представлен материал практико-ориентированных научно-методических исследований детей, оставшихся без попечения родителей, до и после реализации программы киберсоциализации на базе ГКУСО РО Азовского центра помощи детям.
киберпространство
киберсоциализация
дети-сироты
центр помощи детям
информационная безопасность
дополнительное образование
клубная деятельность
1. Ефимова М.А. Профилактика дезадаптивного поведения детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. … докт. пед. наук. Мурманск, 2016. 233 с.
2. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие. Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 624 с.
3. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. Москва: Пер Сэ, 2010. 336 с.
4. Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография. / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. A.B. Мудрика. M.: Ml 11 У; «Homo Cyberus», 2011. 400 с.
5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001. 208 с.
6. Пушкарева Т.В. Преодоление негативного и деструктивного этноконфликтологического влияния в молодежной среде. Научно-методическое пособие. М.: Акрополь. 2008. 67 с.
7. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). 5-е изд., испр. и доп. М., 2017. 1088 с.
8. Бондарева И.Н. Некоторые аспекты формирования киберзащищенности несовершеннолетних в условиях центра помощи детям // Аспирант. 2018. № 2 (39). С. 23-26.
9. Бондарева И.Н., Байер Е.А. Киберсоциализация детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительная общеразвивающая программа. Азов, 2016. 124 с.

В России во все времена дети-сироты были особой, уязвимой частью детского населения. Сегодня с развитием виртуальных коммуникативных технологий при всеобщей доступности к социальным сетям, различным сайтам и группам этот контингент детей подвергается дополнительной опасности, исходящей из динамично развивающегося виртуального пространства. Ряд интернет-организаций и групп деструктивной направленности активно вовлекают в свои ряды детей из социально незащищенных слоев населения, а некоторые из них специализируются на этом контингенте.

Цель исследования вследствие сказанного заключается в социализации детей, оставшихся без родительского попечения, в виртуальном пространстве, то есть киберсоциализации детей-сирот.

Материал и методы исследования

Для нашего исследования весомый интерес представила работа М.А. Ефимовой «Профилактика дезадаптивного поведения детей, оставшихся без попечения родителей», в которой автор на основе систематизации анализирует ряд концепций личности воспитанника, выпускника организаций интернатного типа, представленных в науке [1]:

1) депривации (М. Айнсворз, Й. Лангмейер, З. Матейчек, М. Монтессори, М. Раттера, З. Фрейд, Р. А. Шпиц);

2) структуры самосознания (И.В. Дубровинай, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых);

3) социальной ситуации развития (Л.И. Божович, Л.С. Выготский).

В работах А.Г. Асмолова, С.А. Беличевой, А.А. Бодалева, М.Р. Битяновой, Н.Ф. Головановой, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, В.А. Плешакова, Д.И. Фельдштейна и других авторов исследованы некоторые аспекты социализации детей, а также описаны процессы их адаптации и интеграции в социуме [2–4].

Значимость поддержки в процессе воспитания и формирования личности ребенка, необходимость превенции нарушения поведения детей, оставшихся без попечения родителей, представлены в исследованиях О.С. Газмана, Е.А. Левановой, Н.Н. Михайловой, В.А. Плешакова, Т.В. Пушкаревой, Н.А. Рычковой, Л.К. Сидоровой, Т.Н. Счастной, С.М. Юсфина и др. [5–7].

Проведенный анализ показал, что на современном этапе развития гуманитарных знаний не представлены масштабные исследования влияния виртуального пространства на социализацию и адаптацию личности ребенка, оставшегося без попечения родителей, и изменения, происходящие в структуре личности в результате социализации его в киберпространстве.

Результаты исследования и их обсуждение

На этапе планирования нашей исследовательской работы в ГКУСО РО Азовский центр помощи детям нам было важно сформулировать задачи исходя из практико-ориентированного подхода к экспериментальной работе. Первоначально нами были определены основные векторы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, в направлении киберсоциализации, представленные в таблице.

Таблица

Направления работы по киберсоциализации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях центра помощи детям

Задачи педагога

Знание основ цифровой культуры, правил сетевого этикета, способов обеспечения и защиты личных данных, профилактика терроризма и экстремизма

Правовое просвещение в сфере законодательства Российской Федерации, изучение дистанционного образовательного процесса, развитие познавательных и творческих способностей

Формирование методов и способов научного познания, исследовательских навыков, поисковых процедур, знание базовых мер безопасности, знание правил работы за компьютером

Стимулирование саморазвития, формирование антиэкстремистского и антитеррористического сознания

Необходимые умения воспитанников

Самопрезентация в Сети

Самостоятельное дистанционное образование

Распознание угроз Сети, киберпреступлений

Устойчивое противостояние зависимости

 

Навыки применения на практике

Использование законов безопасного поведения в Сети

Участие в интернет-конкурсах, интернет-олимпиадах, составление электронного портфолио

Получение образования, необходимых знаний

Адекватная модель поведения в Сети

 

Практический опыт показывает, что ребенок, поступивший в учреждение, начинает активно адаптироваться в новой обстановке. Как и все современные дети, он хорошо ориентируется в интернет-среде и чувствует себя там уютнее, чем в реальной жизни. Необходимо отметить, что такое информационное пространство уже играет большую роль, а в частных случаях и основную, в формировании личности ребенка – его культуры поведения, потребности в общении, выборе досуговых занятий. И от умения специалистов правильно использовать ресурсы данного пространства зависит степень социализации, адаптации и интеграции детей-сирот как в виртуальном, так и в реальном пространствах.

По результатам опроса, проведенного на базе Азовского центра помощи детям в 2016–2019 гг., выявлено отношение детей к средствам массовой информации. Анализ показал, что подростки не видят в них никакой опасности (87,1% респондентов), не знают о правилах поведения и этических нормах при общении в Сети (67,3% респондентов), недооценивают степень угрозы, исходящей от киберпространства (47,9% респондентов).

В результате исследования выяснилось, что коллектив педагогов центра ставит перед собой цель – повышение уровня медиаграмотности и ответственного поведения воспитанников в информационном пространстве – и достигает ее через решение таких задач, как формирование информационной грамотности, развитие навыков предотвращения негативных последствий киберсоциализации и самостоятельного противодействия подростков вовлечению в деструктивные группы. Итог показал: дети начиная с младшего школьного возраста умеют ориентироваться в Интернете, постепенно овладевая инновационными технологиями, которые способствуют развитию их личности. В соответствии с современными требованиями в центрах помощи детям Ростовского региона сформированы разновозрастные группы наполняемостью не более восьми человек, в которых братья и сестры проживают совместно. На сегодняшний день на безе центров открыты и функционируют компьютерные классы, что является дополнительным фактором риска киберсоциализации деструктивной направленности [8].

Вместе с тем в соответствии с современными требованиями для профилактики киберзависимого поведения детей российские учреждения должны быть многофункциональными и отвечать вызовам современных реалий. Однако большинство организаций для детей-сирот не готово сегодня работать в направлении киберсоциализации детей из-за существенных рисков, таких как: низкий уровень материально-технического оснащения учреждения, отсутствие необходимой техники, аппаратуры, доступа к беспроводным сетям и пр.; недостаточный уровень квалификации педагогов в вопросах киберсоциализации, медиаграмотности, цифровой грамотности, кибергигиены и пр.; отсутствие программного и методического сопровождения процесса киберсоциализации, адаптированного к условиям центров помощи детям.

Анализируя самостоятельную жизнь выпускников центров помощи детям, которая начинается у них в ранней юности (15–16 лет), когда не совсем сформировано их самосознание, мы видим, как дети испытывают трудности при адаптации к новым социальным условиям. В этот момент без должной поддержки у подростков могут наблюдаться социальная дезадаптация в обществе и асоциальное поведение, а также имеют место реальные риски стать членами противоправных группировок. Поэтому вопрос профилактики киберзависимого поведения воспитанников очень актуален в наше время.

Ответ на этот вопрос нашли в Азовском центре помощи детям, где разработана и апробирована программа И.Н. Бондаревой, Е.А. Байер, направленная на киберсоциализацию детей, оставшихся без попечения родителей. В программе «разработаны методы профилактических мер сопровождения детей-сирот, которые направлены на повышение уровня информационной грамотности и их готовности принимать социально-педагогическую помощь в условиях центра помощи детям» [9].

Индивидуальная помощь в работе с воспитанниками центра с использованием интерактивных форм работы при посещении сети Интернет представляется одним из средств самореализации, целью которой является создание условий для отработки навыков морально-волевого поведения в интернет-сети, выбора собственной позиции в принятии правильных решений, соответствующих базовым духовно-нравственным ценностям. Образовательно-воспитательно-развивающая среда в ходе реализации программы – это функционирование интернет-коммуникационного клуба «Андроид», проведение дистанционной подготовки к выпускным экзаменам, работа с презентациями, дистанционное участие в олимпиадах, работа в компьютерных программах, лекции, практические занятия, воспитательные мероприятия, тренинги.

Материально-техническая база Азовского центра помощи детям: наличие 2 компьютерных классов, оснащенных необходимой техникой, 16 компьютеров, 10 ноутбуков, 30 наушников, 30 видеокамер, наличие беспроводной сети Wi-Fi, оптико-волоконного Интернета – дает дополнительные возможности для развития и саморазвития личности, успешной киберсоциализации детей, оставшихся без попечения родителей. Интернет-коммуникационный клуб создан на добровольных началах по инициативе педагогического совета центра. Администрация центра предоставляет клубу помещение, доступ к сети Интернет, компьютеры. Интернет-клуб осуществляет свою работу в непосредственном взаимодействии с благотворительным фондом «Арифметика добра» г. Москва. Занятия клуба проводятся ежедневно.

К основным задачам клубной деятельности в Азовском центре помощи детям можно отнести:

– социализацию и адаптацию детей в быстро меняющемся социуме через мотивацию получения образования;

– создание условий для дистанционного образования, развитие навыков и умений в области медиаграмотности;

– воспитание активного гражданина, владеющего правилами цифровой гигиены;

– развитие творческих и организаторских способностей через участие в конкурсах, соревнованиях, викторинах, интернет-проектах с использованием инновационных технологий;

– профилактику факторов риска киберсоциализации детей деструктивной направленности.

В свою очередь интернет-коммуникационный клуб «Андроид» помогает воспитанникам реализовать ряд сверхзадач для данной категории детей, предоставляя им следующие условия:

– доступ в Интернет, включая консультации по работе в сети Интернет;

– услуги электронной почты;

– дистанционное обучение при подготовке воспитанников к выпускным экзаменам, а также специалистам для повышения квалификации;

– информационные материалы Интернета для самообразования (написания сочинений, подготовки докладов, рефератов, творческих заданий и проектов);

– ресурсы Интернета для тестирования знаний воспитанников по школьным предметам, для определения профессиональной ориентации выпускников;

– консультации по работе с ПК при поиске информации в Сети;

– оказание помощи при наборе, сканировании и распечатке текстов, создании мультимедийных презентаций;

– содействие в представлении работ воспитанников на дистанционных городских, российских и международных конкурсах, олимпиадах, турнирах.

Учитывая пережитый негативный социальный опыт, незрелую психику ребенка, куратор на занятиях клуба «Андроид» формирует информационную грамотность, просвещает детей в сфере законодательства Российской Федерации, разъясняет сущность понятий и общественную опасность, тем самым создавая безопасные условия для формирования культуры киберсоциализации личности, своевременной адекватной помощи воспитаннику в процессе его социализации в виртуальной среде.

Выводы

Внедрение технологии дистанционного образования для воспитанников Азовского центра помощи детям дало положительные результаты сдачи выпускных квалификационных экзаменов. Дистанционные занятия проходили по школьным предметам по выбору детей. Целью данной формы образования является необходимость усиления личностной ориентации обучения, акцента на индивидуальных особенностях детей-сирот, предоставления им выбора в формах, темпах и уровнях их образовательной подготовки.

В результате такой работы было выяснено, что такой метод обучения очень интересен ребятам, так как он расширил информационное пространство, углубил знания детей (что помогло успешно сдать выпускные экзамены), открыл новые возможности общения.

Кроме этого, на заключительных занятиях клуба «Андроид» воспитанники представили свои презентации, лучшими из которых были: «Главные правила медиабезопасности», «Угрозы киберпространства для детей», «Влияние социальных сетей на мозг подростка», «Нанотехнологии в нашем мире», «Киберспорт», «Портфолио воспитанника Центра». Различные методы и формы проведения занятий стимулируют детей дискутировать на темы: «Как Интернет изменил мою жизнь?», «Негативное и позитивное влияние Интернета», «Цифровое будущее». Дети занимают призовые места в онлайн-конкурсах, интернет-олимпиадах, интернет-викторинах.

Опыт показал, что в результате работы над киберсоциализацией   дети, оставшиеся без попечения родителей, могут свободно ориентироваться в Интернете, у них сформировано чувства ответственности за свои действия в информационном пространстве, чаще всего они психологически и нравственно подготовлены и свободно ориентируются в быстро меняющемся мире.


Библиографическая ссылка

Бондарева И.Н. КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29125 (дата обращения: 13.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074