Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО САДА И ЕЁ МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

Клочкова Г.М. 1
1 Тольяттинский государственный университет
Решающим фактором развития ребенка дошкольника является – воспитание. В процессе воспитания осуществляется усвоение ребенком определенных знаний, способов действия, нравственных норм и правил поведения. Цель воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении – воспитание ребенка как справедливой, толерантной личности, гражданина своей страны, способного осуществлять собственный выбор и нести за него ответственность. Всестороннее развитие личности ребенка обусловлено формированием таких воспитательных направлений, как: физическое, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое, экологическое и др., составляющие исторически сложившуюся основу воспитания в системе российского образования. Результативность воспитательной деятельности невозможна без регулярного изучения процесса, анализа полученной информации и выстраивания последующих действий. Одним из условий эффективности воспитательно-образовательного процесса является использование мониторинга, как составной части системы качества образования. В статье представлена система мониторинга воспитательной деятельности детского сада, ее отличительные черты, задачи и виды, структурные компоненты, принципы и уровни мониторинговой деятельности. С целью осуществления экспериментальной деятельности были выделены основные виды мониторинга. Подробно рассмотрено проведение текущего вида мониторинга воспитательной деятельности детского сада. Рассмотрены подходы к определению критериев и показателей, характеризующих воспитанность детей.
воспитание
воспитательная деятельность
направления воспитательной деятельности
результативность
мониторинг
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 31.05.2019).
2. Приказ Минобрнауки России от17.10.013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013г. № 30384). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 31.05.2019).
3. Полякова М.Н. Педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить! // Детский сад будущего: оценка качества в соответствии с ФГОС дошкольного образования: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 24-25 марта 2014 г.) Выпуск №2. СПб.: Академия постдипломного педагогического образования, 2014.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 31.05.2019).
5. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС – пресс, 2004 365 с.

Для каждого родителя его ребенок – это маленькая вселенная, которая растет и развивается. Взрослые часто задумываются, каким станет их малыш, когда вырастет, какие из качеств ему будут присущи.

Решающим фактором развития ребенка-дошкольника является воспитание. В процессе воспитания осуществляется усвоение ребенком определенных знаний, способов действия, нравственных норм и правил поведения. Обновление содержания воспитания раскрыто в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [1].

Воспитательная деятельность – это особая сфера, которая не может рассматриваться независимо от образовательной деятельности или от процесса обучения. Воспитательная деятельность – система педагогических действий по оптимизации условий воспитания, личностного развития воспитанника и творческого самовыражения. Кроме того, воспитательная деятельность имеет социальную функцию, обеспечивающую передачу подрастающему поколению культурного опыта, общественных норм и правил.

Одна из задач ФГОС ДО ориентирует воспитательно-образовательный процесс на формирование у ребенка общей культуры личности: развитых социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, ценностей здорового образа жизни и др. [2].

Основными идеями воспитательной деятельности в дошкольной образовательной организации (ДОО) являются идеи развития, творчества, сотрудничества и открытости. В основу воспитательной деятельности в ДОО заложены принципы: гуманизации образовательного и воспитательного процесса, целостности, культуросообразности, преемственности и др.

В дошкольной образовательной организации всестороннее развитие личности ребенка обусловлено формированием таких воспитательных направлений, как физическое, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое, которые составляют исторически сложившуюся основу воспитания в системе российского образования.

Среди разнообразия воспитательной работы в современной дошкольной образовательной организации можно выделить такие направления деятельности, как формирование у детей гуманного отношения к родной семье, родному дому, Родине, к конкретному человеку, толерантного отношения к людям (положительное восприятие разных национальностей и государственных символик); привитие ребенку навыков здорового образа жизни; развитие у детей творческих способностей.

Современная модернизация российского образования ориентировала Федеральный государственный стандарт дошкольного образования на достижение нового качества. В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы определена, как одна из основных, задача создания современной и востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования не рекомендует, оценивая подготовку дошкольника, использовать критерии (показатели), связанные с образовательными результатами детей.

Однако результативность воспитательной деятельности невозможна без регулярного изучения процесса, анализа полученной информации и выстраивания последующих действий [3]. Современным эффективным методом оценки качества воспитательной деятельности является мониторинг. О мониторинге системы образования неоднократно упоминается в тексте Закона «Об образовании в РФ» [4].

Поэтому цель нашего исследования – спроектировать и реализовать многоуровневую систему мониторинга как условие повышения качества воспитательной деятельности в дошкольной образовательной организации.

Материал и методы исследования

В работах таких ученых, как Т.М. Давыденко, И.С. Трубина, В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.А. Кальней, А.Н. Майоров, С.Е. Шишов, одним из условий эффективности воспитательно-образовательного процесса рассматривается использование мониторинга. Система мониторинга воспитательной деятельности является неотъемлемой частью управления качеством в детском саду.

Мониторинг (англ. monitoring) - систематическое наблюдение за каким-либо процессом с целью фиксирования соответствия (несоответствия) результатов этого процесса первоначальным предложениям.

Система мониторинга, являясь составной частью системы качества образования, многофункциональна. Отличительными характеристиками мониторинга от других похожих педагогических и психологических понятий являются:

– отражение целостности системы;

– реализация множества функций;

– непрерывность сбора данных;

– определение критериев для сопоставления текущего состояния процесса или явления;

– информативность, основанная на выводах о несоответствиях или изменениях изучаемых процессов;

– внесение необходимых коррективов и обратная связь;

– научность.

К задачам мониторинга относятся:

– формирование единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

– формирование системы аналитических показателей и ресурсной базы;

– обеспечение функционирования дошкольной образовательной статистики (изучение, самоанализ состояния развития и эффективности деятельности учреждения);

– определение степени соответствия образовательных программ нормативным требованиям;

– обеспечение доступности качественного образования и уровня индивидуальных образовательных достижений воспитанников.

Классификация мониторинга, его основные виды связаны с поставленной перед мониторингом целью, выполняемыми функциями, областью(ями) применения полученных данных, инструментарием, моделью или технологией проведения мониторинга.

Исследователи выделяют четыре вида мониторинга.

Информационный – анализ полученных результатов осуществляется в контексте констатации фактов. Данный вид мониторинга направлен, прежде всего, на выявление доли согласованности полученных данных с принятыми стандартами и нормативами.

Диагностический мониторинг предназначен для определения степени сформированности одних показателей и конкретизации отклонений по другим, от установленной нормы или стандартов. Выявление показателей осуществляется посредством стандартизированных методик, специально подобранных или разработанных критериев оценки.

В данном виде мониторинга не предусматривается сравнение исходных или первоначальных данных об участниках образовательных отношений. Акцент смещен на выявление сильных и слабых сторон в овладении конкретным видом деятельности, объемом знаний, приобретенных навыков.

Отличительной характеристикой сравнительного мониторинга является всесторонний сбор, изучение результативности, учет взаимосвязей между показателями и их взаимное влияние. Данный мониторинг сопоставляет количественные оценки по выделенным показателям, исходя из направлений исследования, групп критериев, областей знаний, категорий участников мониторинга. Сравнительный мониторинг имеет огромное значение для управленческих решений, выводов и рекомендаций.

Прогностический мониторинг позволяет выстроить прогноз, стратегию и определить ключевые направления развития. Значение данного вида мониторинга весомо, так как позволяет перейти на следующий, более высокий уровень, позволяет ставить стратегические цели, выстраивать планы деятельности иди действий, предположить риски, учесть ошибки.

В вышеописанных видах мониторинг применяется редко. В большинстве случаев в педагогической и психологической практике различные виды мониторинга используются комплексно.

Проектируя мониторинг как систему, мы представили её через такие структурные компоненты, как цель, принципы, содержание, объекты и субъекты мониторинга.

Связь структурных компонентов системы мониторинга представлена на рисунке 1.

 
Принципы

,Субъект ,Объект ,Содержательные компоненты ,Цель

Рис. 1. Связь структурных компонентов системы мониторинга

Цель проектируемой системы мониторинга определяется направленностью на объект исследования. В данном исследовании объектом мониторинга является воспитательно-образовательный процесс в детском саду.

В основу системы мониторинга были положены следующие принципы:

– нормативной обусловленности (учет нормативно-правовых документов различного уровня);

– научности (использование научно обоснованных методов и форм мониторинга);

– системности (взаимосвязь этапов, уровней и содержания мониторинга);

– непрерывности и цикличности (постоянная оценка планируемых результатов, периодичность проведения);

– диагностико-прогностической направленности (учет результатов исследований для построения или проектирования последующей работы);

– коллегиальности (учет взглядов всех субъектов мониторинга);

– согласованности действий педагогов (следование общим правилам и принципам мониторинга);

– повторяемости оценивания по тем же критериям (осуществление одних и тех же диагностических процедур).

Субъектами мониторинга выступают воспитанники, родители, педагоги, сотрудники детского сада, условия осуществления воспитательно-образовательной деятельности. Содержательные компоненты напрямую зависят от цели, объекта и субъекта мониторинга.

Каждый уровень – это направления мониторинговой деятельности участников данного процесса.

В рассматриваемой системе на субъектно-административном уровне формулируется цель мониторинга, его объект(ы), на субъектно-методическом – планируются направления мониторинга, а также деятельность ДОО после анализа результатов мониторинга. На субъектно-деятельностном уровне осуществляется мониторинг педагогической работы, взаимодействия ДОО с родителями, организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО. Субъектно-дошкольный (основной) уровень мониторинга (на него нацелен весь воспитательно-образовательный процесс ДОО) связан с деятельностью воспитанников детского сада.

Многоуровневая система мониторинга представлена на рисунке 2.

Субъектно-административный уровень
,Субъектно-методический уровень,Субъектно-деятельностный уровень,Субъектно-дошкольный уровень

Рис. 2. Многоуровневая система мониторинга воспитательно-образовательной деятельности детского сада

Обязательной частью мониторинга воспитательной деятельности в детском саду выступает контроль. Ученые Н.Ф. Талызина, И.П. Подласый, Е.В. Телеева понятие «контроль» рассматривали как процесс изучения, оценки и получения сведений об изменениях действительных явлений в деятельности от заданных или предполагаемых значений, результатов [5].

С целью наиболее полной подготовки к экспериментальной деятельности выделены следующие его виды: предупредительный, текущий, выборочный.

Предваряющим этапом контролирующих мероприятий мониторинга воспитательной деятельности в детском саду является предупредительный контроль. Он направлен на предотвращение ошибок, отклонений от поставленных целей и задач. Важность предупредительного контроля обусловлена необходимостью осуществления основной деятельности или эффективного процесса создаваемых условий для этой деятельности (начальный этап).

Контроль, который применяется в процессе работы, деятельности, направленной на выполнение поставленных задач, является текущим. Основная функция текущего контроля есть обратная связь, которая направлена на предоставление информации о дальнейших действиях, необходимых для эффективной реализации поставленных задач.

Выборочный контроль – неделегируемая управленческая деятельность, целесообразность и эффективность которой напрямую зависит от выполнения определенных принципов: целесообразности, педагогической этики, объективности, наглядности, прозрачности. Данный вид контроля осуществляется при необходимости поиска и получения информации, позволяющей изучить нестабильные показатели в деятельности, в том числе и воспитательной.

Результаты исследования и их обсуждение

Опытно-экспериментальной базой исследования выступало Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 28 «Ромашка» городского округа Тольятти. В эксперименте участвовали 49 детей 6-7 лет – воспитанники подготовительных групп.

Рассмотрим более подробно текущий контроль.

Осуществить процедуру исследования или контроля невозможно без правильно и грамотно разработанного диагностического инструментария.

Так как в нашем исследовании критерии воспитанности детей соответствовали направлениям деятельности образовательного учреждения: гражданское воспитание; патриотическое воспитание и формирование российской идентичности; духовное и нравственное воспитание; приобщение детей к культурному наследию; популяризация научных знаний среди детей; физическое воспитание и формирование культуры здоровья; трудовое воспитание и профессиональное самоопределение; экологическое воспитание, то и качество воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации отождествляли с уровнем воспитанности детей по данным направлениям.

Так, направление «гражданское воспитание» мы связали с показателями: «способность ребенка учитывать мнение сверстников при выборе ответа на вопрос»; «проявление ответственности за работу команды»; «проявление чувства взаимопомощи, дружбы»; «способность принимать собственное решение и нести ответственность за него»; «способность проявлять уважительное отношение к людям разных народностей».

Направление «патриотическое воспитание и формирование российской идентичности» – с показателями: «проявление чувства любви и привязанности к Родине, Отечеству, народу»; «проявление уважение к государственной символике (гербу, флагу, гимну)»; «осознание своей принадлежность к стране (гражданин России)».

Направление «духовно-нравственное воспитание» отождествили с показателями: «проявление у ребенка чувства справедливости, милосердия, толерантности»; «понимание ребенком добра и зла», «проявление ребенком позитивного отношения к людям, лицам с ограниченными возможностями здоровья».

Направление «приобщение детей к культурному наследию» – с показателями: проявления у ребенка уважительного отношения к культурному наследию родины, к культуре, быту, традициям и обычаям народов, к культурным и семейным ценностям, книгам.

Показатели «проявление у ребенка чувства гордости за научно-технические достижения родного города, области, страны», «...за положительные результаты своей продуктивной деятельности» отнесли к направлению «приобщение детей к научным знаниям».

Направление «физическое воспитание» связали с показателями: «проявление у ребенка позитивного отношения к своему здоровью», «…к занятиям спортом», «…к культуре питания». Направление «трудовое воспитание и профессиональное самоопределение» связали с показателями: «проявление ребенком чувства уважения к людям разных профессий», «проявление ребенком чувства уважения к трудовой деятельности людей разных профессий».

Направление «экологическое воспитание» – показатели: «проявление у ребенка уважительного отношения к природе родного края», «…позитивного отношения к богатствам родного края (экологическим ресурсам)».

В рамках нашей экспериментальной работы педагогическая диагностика осуществлялась посредством адаптации имеющихся методик под современный аспект направлений воспитания. В качестве методик использовались диагностические средства, составленные для конкретных показателей диагностики (тесты, опросники, карты обследования, карты контроля).

Процентное соотношение уровней воспитанности детей детского сада на констатирующем этапе эксперимента представлено на рисунке 3.

Рис. 3. Процентное соотношение уровней воспитанности детей контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе эксперимента

В рамках выборочного контроля осуществлялось исследование уровня компетентности педагогов, которое осуществлялось по следующим показателям: теоретические знания об обновленных направлениях воспитания детей дошкольного возраста; знание основных и наиболее эффективных приемов и методов воспитания; практическое применение методов и приемов воспитания в работе с детьми.

Целесообразность выстроенной системы мониторинга воспитательной деятельности в детском саду имела подтверждение данными контрольного этапа эксперимента, представленными на рисунке 4.

Рис. 4. Процентное соотношение уровней воспитанности детей контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента

Динамика уровня воспитанности детей экспериментальной группы по всем выбранным для исследования направлениям представлена на рисунке 5.

Рис. 5. Динамика уровня воспитанности детей экспериментальной группы по всем выбранным для исследования направлениям (%)

Таким образом, осуществление предупредительного, текущего и выборочного видов мониторинга существенно повлияло на качество воспитательной деятельности дошкольной образовательной организации.

Перспективными направлениями дальнейшего развития исследования являются:

- распространение опыта исследования на другие дошкольные образовательные учреждения;

- внесение обновлений в содержание воспитательной деятельности основных образовательных программ – образовательных программ дошкольного образования;

- внедрение системы мониторинга воспитательной деятельности в практическую управленческую деятельность дошкольных образовательных учреждений.


Библиографическая ссылка

Клочкова Г.М. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО САДА И ЕЁ МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28997 (дата обращения: 14.11.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074