Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЦЕИСТОВ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА

Старченко С.А. 1
1 МБОУ «Лицей №13» г.Троицка Челябинской области
В статье представлен научно-практический опыт организации новых форм дополнительного образования в лицее, обеспечивающих предпрофессиональную подготовку обучающихся в условиях технологического парка. Показано, что предпрофессиональную подготовку лицеистов можно осуществлять путем пропедевтики формирования ведущего способа учебно-познавательной деятельности личности, адекватно отражающей деятельность специалиста определенной отрасли производства. Цель статьи - показать возможность и эффективность предпрофессиональной подготовки в технологическом парке посредством формирования продуктивных способов учебно-познавательной деятельности лицеистов. В исследовании использовались методы: теоретический, дискурсивный и контент-анализ, а также осуществлялось моделирование педагогической системы технологического парка. Применялись методы апробирования модели технологического парка в образовательном процессе лицея, осуществлялся анализ и обобщение практического опыта предпрофессиональной подготовки путем формирования профессионально значимых структур учебно-познавательной деятельности, проводился педагогический эксперимент. В результате исследования выявлены основные признаки технологического парка, условия организации и формирования ведущих способов учебно-познавательной деятельности лицеистов в технологическом парке. Показана корреляция продуктивных способов учебно-познавательной деятельности лицеистов с ведущими способами профессиональной деятельности специалистов в различных отраслях производства. Определено содержание действий различных способов продуктивной учебно-познавательной деятельности, формируемых в технологическом парке. Раскрыта сущность образовательных технологий по формированию учебно-исследовательской, учебно-конструкторской, учебно-проектной и учебно-поисковой деятельности. Представлены новые формы (квантумы) организации учебных занятий в технологическом парке, обеспечивающие формирование продуктивных способов учебно-познавательной деятельности лицеистов. Проведен педагогический эксперимент, подтверждающий эффективность предпрофессиональной подготовки лицеистов посредством продуктивной учебно-познавательной деятельности в технологическом парке. Значимость исследования заключается в том, что представлено новое направление предпрофессиональной подготовки старшеклассников посредством формирования продуктивной учебно-познавательной деятельности в технологическом парке.
предпрофессиональная подготовка
технологический парк
интегративно-личностный подход
пропедевтика
продуктивная учебно-познавательная деятельность
ведущий способ учебно-познавательной деятельности
1. Старченко С.А. Интегративный подход к содержанию естественнонаучному образованию: монография. Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. 124 с.
2. Старовиков М.И. Становление исследовательской деятельности школьников в курсе физики в условиях информатизации обучения: монография. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2016. 318 с.
3. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой. М.: Педагогика, 1982. 216 с.
4. Байзулаева О.Л. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов лицея: монография. Троицк: ФГБОУ ВПО «УГАВМ», 2013. 192 с.
5. Сериков Г.А. Социально значимые аспекты самоопределения личности // Вестник Южно-Уральского университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2014. Т. 6 № 4. С. 27-32.
6. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: избранное. Челябинск: Из-во ЧГПУ «Факел», 2000. 221 с.
7. Лицей, ты Храм науки… Альманах научных статей, посвященный 25-летию Троицкого естественнонаучного лицея / Авт. предисл. Н.Н. Тулькибаева. Троицк: МБОУ «Лицей №13», 2017. 203 с.

В современном общем среднем образовании существует актуальная проблема организации профессионального самоопределения личности. Решать ее средствами профессиональной ориентации, традиционно практикующимися подходами и методами не всегда эффективно. Нами предлагается осуществлять профессиональное самоопределение личности в условиях предпрофессиональной подготовки в лицейском технологическом парке.

Под предпрофессиональной подготовкой мы понимаем психолого-педагогическое содействие, обеспечивающее профессионально-личностное самоопределение обучающихся в области профессий.

Системно-деятельностная парадигма организации образовательного процесса в современной школе ставит задачи становления различных способов учебно-познавательной деятельности в урочное и внеурочное время. Появляются новые формы организации дополнительного образования, сориентированного на удовлетворение познавательных потребностей личности с учетом профильных намерений и интересов. Нами предлагается новый вид практико-ориентированного образования – технологический парк, призванный осуществить пропедевтику формирования продуктивных способов учебно-познавательной деятельности, обеспечивающий профессиональное самоопределение личности в системе общего среднего образования.

Образовательный технологический парк - это форма дополнительного образования в лицее, созданная для успешного использования новых научных и технологических образовательных ресурсов, пропедевтики и развития профессиональной направленности личности. Миссией технологического парка является стимулирование инновационного развития учреждения, обновление средств обучения, персонализация образовательного процесса, а также упрощение реализации междисциплинарного взаимодействия, развитие практико-ориентированного образования, создание условий профессионального самоопределения личности.

В статье показано, что осуществление предпрофессиональной подготовки лицеистов в условиях технологического парка возможно, если реализуется:

- интеграция основного, дополнительного, профильного и практико-ориентированного образования с учетом профильных мотивов личности;

- пропедевтика ознакомления обучаемых со структурой и содержанием творческой профессиональной деятельности в различных отраслях производства;

- связь образовательного учреждения с профессиональными образовательными учреждениями, производственными организациями и предприятиями;

- выявление ведущих способов учебно-познавательный деятельности лицеистов, проявляющих профильный интерес и познавательные потребности к продуктивной деятельности, адекватно отражающей деятельность специалиста в той или иной отрасли профессиональной деятельности;

- представление образовательных технологий по формированию продуктивных способов учебно-познавательной деятельности в образовательном процессе с учетом персональных возможностей и профильной направленности личности;

- система форм учебных занятий – квантумов, позволяющих раскрыть образовательные технологии формирования ведущих способов продуктивной учебно-познавательной деятельности в образовательном процессе.

Мы убеждены, что эффективным средством предпрофессиональной подготовки лицеистов является формирование продуктивной учебно-познавательной деятельности, адекватно отражающей деятельность специалиста в той или иной отрасли профессиональной деятельности [1]. Такую деятельность можно формировать в рамках технологического парка, который раскрывает новые формы и новые возможности развития профильного образования.

Теоретическая значимость работы заключается в методологическом обосновании формирования ведущего метаспособа учебно-познавательной деятельности лицеистов, проявляющих способности и профильный интерес к естественно-технологическому, инженерно-технологическому, гуманитарно-технологическому, социально–технологическому образованию в рамках образовательного технологического парка. Практическая значимость состоит в разработке образовательных технологий по формированию учебно-исследовательской, учебно-конструкторской, учебно-проектной и учебно-поисковой деятельности в условиях технологического парка, обеспечивающего готовность лицеистов получать профессиональное образование, соответствующее их направленности.

Целью исследования является раскрытие эффективности предпрофессиональной подготовки лицеистов средствами продуктивной учебно-познавательной деятельности в условиях технологического парка.

Материалы и методы исследования. Методологической базой нашей работы стали теоретические положения о регулятивах познавательно-сознательной деятельности личности, опирающиеся на системно-деятельностную парадигму, а также на интегративно-личностный подход, в рамках которого обучение определяется не только как когнитивная форма, но и как ведущая познавательная деятельность, коррелирующая с профессиональным самоопределением личности.

На этапе оформления концептуального замысла исследования использовались теоретический, дискурсивный и контекст-анализ, а также моделирование технологического парка и процессов в нем. На экспериментальном этапе применялись методы констатации проблемы, апробирования элементов технологического парка, реализации образовательных технологий, распространения опыта интеграции основного, дополнительного, профильного и практико-ориентированного образования.

Результаты исследования их обсуждение. Интегративно-личностный подход к построению профильного содержания образования требует перехода общего среднего образования от механистической трансляции знаний, определенных стандартами, к проектированию интегративных моделей, объединяющих основное, дополнительное и профильное обучение на основе ведущих продуктивных способов деятельности личности, определяющих ее дальнейшее профессиональное самоопределение. Предпрофессиональная подготовка на основе формирования ведущего способа учебно-познавательной деятельности требует исследования профильных и профессиональных намерений личности, создания новых форм дополнительного образования, совершенствования образовательных технологий по формированию продуктивных способов учебно-познавательной деятельности.

Цель функционирования образовательного технологического парка – пропедевтика естественно-технологической, инженерно-технической, гуманитарно-технологической, экономико-технологической подготовки учащихся на основе образовательных технологий, раскрывающих творческую структуру профессиональной деятельности специалистов в условиях интеграции естественно-научных, математических и технологических дисциплин, интегративного взаимодействия основного, дополнительного, профильного и практико-ориентированного образования в лицее.

Основными признаками новой формы организации дополнительного образования в технологическом парке являются:

- ориентация образовательного процесса на прикладные отрасли научного познания, связь науки и производства;

- связь общего образования с современной техникой, технологиями, методами производства, раскрывающими ведущие способы профессиональной деятельности, адекватно отражающие деятельность специалиста в производственной сфере;

- интеграция основного, дополнительного и профильного содержания образования с современным высокотехнологичным производством с учетом познавательных потребностей личности, ее профильного интереса;

- реализация способов учебно-познавательной деятельности на основе продуктивных методов познания, их трансформация в образовательные технологии лицея [2].

Интегративно-личностный подход к моделированию содержания образования в технологическом парке раскрывается через реализацию педагогических принципов преемственности, пропедевтики, интеграции, профессиональной направленности и персонализации в образовательном процессе. Эти принципы определяют стратегию и тактику формирования продуктивных способов учебно-познавательной деятельности лицеистов в технологическом парке.

Мы считаем, что организация предпрофессиональной подготовки в рамках образовательного технологического парка возможна, если:

- учитывать персональные возможности и профильную направленность личности, ее предрасположенность и интерес заниматься теми или иными видами учебно-познавательной деятельности;

- осуществляется интегративное взаимодействие основного, профильного, дополнительного и практико-ориентированного образования, интеграция естественно-научных, математических и технологических дисциплин в новой модели - образовательный технологический парк;

- имеются образовательные технологии, обеспечивающие раскрытие творческого потенциала личности подростка с учетом его профильного интереса;

- в образовательном процессе используются инновационные высокотехнологические средства и формы обучения, напрямую связанные с производством и с решением современных практических задач.

Теория познания выделяет исследовательский, поисковый, проектный, изобретательский, конструкторский метод познания реальной действительности [3]. Каждый из этих методов предусматривает специфические действия и операции, которые раскрывают процесс познания в различных направлениях практико-ориентированного образования. Трансформация методов познания в образовательный процесс определяет построение образовательных технологий, обеспечивающих рефлексию продуктивных способов учебно-познавательной деятельности учащимися в лицее.

Так, специфичными действиями для естествоиспытателя являются наблюдение за реальными объектами, проведение опытно-экспериментальных преобразований объектов. Для поисковой деятельности особенным является анализ, розыск и обнаружение информации, объекта и субъекта познания с учетом поставленных целей поиска. Проектная деятельность характеризуется как замысел, идея, образ, воплощённые в форме описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. Проект – это система создания продукта, планируемого и реализуемого через последовательные познавательные и преобразовательные действия, направленные на достижение определенного результата. Конструкторская деятельность предусматривает осмысление объекта в общем виде, изображение эскиза, выполнение сборочного и детализированного чертежа, практическую сборку модели, отладку модели, использование ее на практике.

Можно выделить специфические действия и операции, характерные для исследовательской деятельности: наблюдение за реальными объектами; гипотетическое предположение развития процессов; проведение опытно-экспериментальных действий; осуществление измерений, сравнений, сопоставлений; представление результатов исследования [4].

Специфическими действиями, операциями, характерными для поисковой деятельности, являются: анализ проблемы поиска; выявление и розыск объекта поиска; нахождение и обнаружение объекта поиска; систематизация и описание объекта поиска; представление результатов поиска.

Особенными действиями и операциями, характерными для проектной деятельности, являются: определение замысла и формулирование идеи проекта; образное представление логики проектирования; описание, обоснование, расчёт, чертеж проекта; получение и представление продукта проектной деятельности.

Специфическими действиями и операциями, характерными для конструкторской деятельности, являются: формулирование проблемы и задачи моделирования; осмысление объекта моделирования в общем виде; изображение эскиза модели; выполнение сборочного и детализированного чертежа; сборка модели; практическая отладка модели; использование модели в практике; представление моделей на конкурсах и презентациях.

Таким образом, на основе продуктивных методов познания можно смоделировать структуры деятельности, раскрывающие сущность деятельности, отличия деятельности, характерные черты и признаки деятельности. Адаптация способов познавательной деятельности в образовательный процесс требует использования определенных образовательных технологий, учитывающих возрастные особенности учащихся, их профильный интерес и мотивацию, наличия материально-технической базы, а также педагогов, владеющих методикой формирования учебно-исследовательской, учебно-конструкторской, учебно-проектной и учебно-поисковой деятельности учащихся [5].

При осуществлении интегративно-личностного подхода в основу образовательных программ нашего технологического парка заложены такие метапредметные знания и метаспособы деятельности, которые дают ученику широкую ориентацию в системе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, где сам ученик выступает как активный творец этих отношений. Реализация такой задачи определяет иной взгляд к предметному обучению (не как к замкнутому в своем содержании набору отдельных предметов), к выделению и моделированию способов деятельности, через которые осуществляется активное отношение ученика к миру. Построение предметного обучения по интегрированному типу отвечает задачам личностно ориентированного обучения, поскольку позволяет выявить основной тип отношения ученика к окружающему миру, который выступает для него целостно, многосторонне, динамично. Такое построение структуры деятельности, сориентированное на интегративный результат, способствует формированию целостной научной картины мира, не ограничивает угол зрения, позволяет самому ученику выбирать «опорные» знания из разных наук с максимальной ориентацией на субъективный опыт, сложившийся у него под влиянием как предшествующего обучения, так и более широкого взаимодействия с окружающей действительностью, а также зависящий от его предрасположенности к творческому виду деятельности [4].

В технологическом парке иная образовательная среда. Это не просто образовательная среда, а специально организованное образовательное пространство для освоения различных метаспособов познавательной деятельности, где ученик овладевает научными знаниями, продуктивной структурой научно-практической деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к миру вещей и людей, опытом общения, взаимодействия. При этом образовательное пространство не навязывает ученику путь развития через нормативное построение его деятельности, а создает более свободные условия, предоставляя ученику возможность самому определить траекторию индивидуального развития.

В технологическом парке возникает необходимость самостоятельного поиска таких учебных действий и операций, которые резонируют со способностями и мотивами ученика, которые придают учебной деятельности поисковый, исследовательский, конструкторский, проектный, эвристический характер. Самоопределение через ведущий способ деятельности позволяет учащемуся самому раскрыться при решении конкретных практико-ориентированных задач с использованием предметных, межпредметных и междисциплинарных знаний и мотивов деятельности.

В технологическом парке открыты квантумы – площадки, лаборатории, мастерские, объединения, спецкурсы и спецпрактикумы, оснащенные современным научно-техническим оборудованием, в которых лицеисты решают задачи проектирования, исследования, моделирования, конструирования, поиска решения актуальных проблем современного производства.

IT-квантум – спецкурс, в котором учащиеся решают задачи флеш-программирования, веб-дизайна, программирования технологических процессов.

Робото-квантум – мастерская, в которой учащиеся занимаются конструированием роботов и роботизированных систем, разработкой проектов применения роботов на производстве, в быту и практике.

Нано-квантумлаборатория, в которой учащиеся занимаются проблемами электронной фиксации физических процессов и явлений, использованием цифровых методов исследования явлений природы.

Ноу-хау – квантум – лаборатория, в которой реализуется физический эксперимент на современном высокотехнологичном оборудовании по исследованию физических свойств материалов.

Био-квантум – лаборатория, в которой учащиеся проводят исследование микробиологических объектов, осуществляют экспертизу качества продовольственных товаров, реализуют ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов питания на современном оборудовании с использованием современных практико-ориентированных методик.

Хемо-квантум – лаборатория, в которой учащиеся изучают влияние природных факторов на человека, решают задачи экологического состояния воды, почвы, природы, вопросы загрязнения окружающей среды.

Нейро-квантум – мастерская, изучающая проблемы нейропрограммирования, моделирования процессов движения информации в сложных системах.

Дато-квантум – объединение, в котором учащиеся изучают современные системы поиска информации, навигации при решении прикладных задач.

Формирование учебно-исследовательской деятельности осуществляется в хемо-, био- и ноу-хау - квантумах. Лаборатории выполняют функцию адаптации учебно-познавательной деятельности учащихся к деятельности естествоиспытателя. Данные лаборатории посещают учащиеся, проявляющие интерес к естественно-научным знаниям, имеющим естественно-научную направленность, сориентированные на получение профессионального образования естественно-научного профиля [4].

Реализация учебно-конструкторской деятельности лицеистов осуществляется в робото-квантумах. На занятиях в мастерских решаются задачи построения автоматизированных моделей, роботов и систем, повторяющих деятельность конструкторов и изобретателей. Такие мастерские посещают учащиеся, проявляющие склонности к физико-математическим и технологическим дисциплинам, интересующиеся техникой и технологиями производства. Результатом учебно-конструкторской деятельности учащихся являются модели роботов, конструкции и технологии, способные решать задачи автоматизации процессов производства.

Учебно-поисковая деятельность учащихся осуществляется в дато-квантуме. Данный метапредметный способ учебно-познавательной деятельности организуется для обучающихся гуманитарного профиля. В различных поисковых объединениях лицеисты решают задачи разработки поисковых информационных систем, осуществляют поиск в экспедициях, походах, экскурсиях, выполняют реконструкционные работы с историческими объектами. Результатами такой деятельности выступают конкретные объекты поиска, проекты краеведческой работы, новые экспозиции в музее. Индивидуальные поисковые работы представляются учащимися на различных семинарах, конференциях, интеллектуальных состязаниях, являются основой для продолжения этого вида деятельности при получении профессионального образования в гуманитарных вузах.

Учебно-проектная деятельность реализуется лицеистами в IT-квантуме. На спецкурсах учащиеся решают задачи математического моделирования и программирования объектов реальной действительности. Занятия спецкурсов посещают учащиеся, имеющие профильный интерес к математическим предметам, информационным технологиям, планирующие поступление в вузы соответствующего профиля. Создаются учебные проекты решения конкретных прикладных задач, при этом лицеисты рефлексируют структуру проектной деятельности, переносят этот способ учебно-познавательной деятельности на другие отрасли научного познания.

Экспериментальный процесс оценки предпрофессиональной подготовки в технологическом парке включал три этапа: ориентировочный (9 класс), рефлексивно-деятельный (10 класс) и поведенческий (11 класс). Их последовательность определялась общей логикой продуктивной деятельности, являющейся организационно-процессуальной основой интеграции содержания образования.

На начальном этапе лицеисты самоопределялись с видом продуктивной учебно-познавательной деятельности, выбирали интересующие их квантумы, изучали методики и техники познания объектов на современном практико-ориентированном учебном оборудовании. На втором этапе доминировала одна из рассмотренных образовательных технологий, субъектовостребованных лицеистами, соответствующая персональным интересам и познавательным потребностям, раскрывающая либо исследовательскую, либо проектную, либо конструкторскую, либо поисковую деятельность специалиста в профессиональной сфере. На данном этапе осуществлялась рефлексия психического новообразования на основе резонирования субъектного желания и возможности самореализации личности в деятельности. Поведенческий этап предусматривал персональную самореализацию, выполнение структуры продуктивной учебно-познавательной деятельности, выступление с результатами этой деятельности, защиту целостной работы, раскрывающей сущность образовательной технологии.

Положительная результативность предпрофессиональной готовности, при получении дополнительного образования в технологическом парке в условиях самоопределения лицеистов, характеризовалась их способностью выполнять профильно значимые способы деятельности, раскрывающие ведущий способ специалиста той или иной отрасли профессиональной деятельности. Показателем предпрофессиональной готовности лицеистов выступал коэффициент полноты владения действиями при выполнении продуктивных способов деятельности, формируемых в образовательном процессе технологического парка [6]. Значения коэффициента полноты владения исследовательской, конструкторской, проектной и поисковой деятельностью лицеистов 9, 10 и 11 классов представлено в таблице.

Значения коэффициента полноты выполнения действий лицеистами при реализации продуктивных способов учебно-познавательной деятельности

Способы продуктивной учебно-познавательной деятельности

Коэффициент полноты выполнения действий

9 класс

10 класс

11 класс

Исследовательский

Конструкторский

Проектный

Поисковый

0,45

0,42

0, 49

0,51

0,61

0,65

0,70

0,73

0,89

0,85

0,96

0, 88

 

Из анализа количественных показателей сформированности различных способов продуктивной учебно-познавательной деятельности видно, что к концу 11 класса лицеисты овладевают интересующей их деятельностью, приобретают такой набор системных действий, который удовлетворяет их познавательные потребности, который свидетельствует об их готовности продолжать образование в профессиональном учреждении соответствующей отрасли.

Ежегодно учащиеся лицея с результатами собственной продуктивной деятельности выступают на различных профильных интеллектуальных состязаниях, становятся победителями и призёрами региональных, всероссийских и международных конкурсов и олимпиад. Получая профильные знания и рефлексируя ведущие профильные способы учебно-познавательной деятельности, учащиеся лицея поступают в престижные высшие профессиональные учреждения соответствующего профиля, успешно заканчивают их, продолжают обучение в аспирантурах и докторантурах, становятся учеными, высококвалифицированными специалистами, успешно социализируются в обществе. Так следует отметить, что после обучения в технологическом парке 36 бывших учеников лицея защитили кандидатские диссертации по медицине, ветеринарии, биологии, химии, физике и математике, а также по педагогическим, экономическим, юридическим, психологическим и техническим наукам [7].

Добавим, что лицеисты, получая предпрофессиональную подготовку в технологическом парке, не воспроизводят готовую навязанную учебно-познавательную деятельность, а самостоятельно выбирают такие способы и методы познания, которые коррелируют с ее познавательными и профильными потребностями. Самоопределяясь, таким образом, через ведущий способ познавательной деятельности, лицеисты утверждаются в своем выборе будущей профессиональной деятельности.

Заключение. В практике профильного, общего, среднего образования имеется большой потенциал предпрофессиональной подготовки обучающихся. Предпринимаемые попытки подготовки в основном сводятся к организации профориентационной работы, углубленному изучению отдельных предметов, формированию профильно значимых знаний. Многообразие научных работ по проблеме создания условий профессионального самоопределения личности свидетельствует об актуальности и необходимости поиска и разработки новых форм, подходов и средств решения проблемы предпрофессиональной подготовки обучающихся. В нашем понимании такой формой организации предпрофессиональной подготовки может выступать образовательный технологический парк учреждения. Предпрофессиональная подготовка требует использования интегративно-личностного подхода к содержанию лицейского образования, совершенствования не только знаниевой компоненты содержания, но и деятельностной, интеллектуальной и практической. Эффективное представление в содержании образования структуры продуктивной учебно-познавательной деятельности, раскрывающей деятельность специалиста в профессиональной среде с учетом персональных возможностей личности – есть еще один путь пропедевтики профессиональной подготовки лицеистов. В этом случае структура и содержание профильно значимой деятельности выступает средством, обеспечивающим предпрофессиональную подготовку.

Автором статьи проведено методологическое обоснование новой формы организации дополнительного образования в лицее – технологического парка, который реализуется с целью самоопределения личности при профильном обучении, пропедевтике продуктивных способов учебно-познавательной деятельности, адекватно отражающих деятельность специалиста в производственной сфере. Определены образовательные признаки технологического парка как результат интегративного взаимодействия основного, дополнительного, профильного, практико-ориентированного образования, связанного с современным высокотехнологичным производством. Раскрыты условия функционирования технологического парка и среда, обеспечивающая формирование продуктивной учебно-познавательной деятельности лицеистов. Показано, что продуктивная учебно-познавательная деятельность может коррелировать с ведущими способами профессиональной деятельности в различных отраслях производства и может выступать психическим новообразованием в образовательном процессе технологического парка. На основе ведущих методов познания выделены различные способы продуктивной познавательной деятельности: исследовательский, поисковый, конструкторский, проектный. Для каждого способа познавательной деятельности определены специфические действия и операции, позволяющие моделировать образовательные технологии формирования учебно-исследовательской, учебно-поисковой, учебно-конструкторской и учебно-проектной деятельности. Разработаны новые формы (квантумы) организации образовательного процесса в технологическом парке, обеспечивающие формирование персональных способов продуктивной учебно-познавательной деятельности лицеистов. Проведен педагогический эксперимент, позволяющий отследить процесс формирования различных способов продуктивной учебно-познавательной деятельности в технологическом парке, доказана эффективность использования предложенного подхода в предпрофессиональной подготовке лицеистов.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Предпрофессиональную подготовку обучающихся в лицее можно осуществить, опираясь на интегративно-личностный подход к содержанию образования, реализуя принципы пропедевтики, преемственности, профессиональной направленности, целостности, персонализации образовательного процесса в технологическом парке.
  2. Технологический парк в содержательном аспекте представляет совокупность образовательных технологий по формированию учебно-исследовательской, учебно-конструкторской, учебно-проектной и учебно-поисковой деятельности, а в формализованном аспекте систему квантумов, оснащенных современным технологическим оборудованием и методиками познания проблем современного производства.
  3. Готовность лицеистов продолжать образование в профессиональном образовательном учреждении характеризуется возможностью выполнять ими продуктивную учебно-познавательную деятельность, адекватно отражающую профессиональную деятельность специалиста в той или иной сфере производства. Продуктивные способы учебно-познавательной деятельности (учебно-исследовательская, учебно-конструкторская, учебно-проектная, учебно-поисковая), формируемые в технологическом парке, имеют корреляцию с деятельностью естествоиспытателя, инженера, программиста, юриста и выступают пропедевтической основой предпрофессиональной подготовки лицеистов в технологическом парке.
  4. Экспериментальное обследование предпрофессиональной готовности лицеистов показывает, что реализация содержательной и процессуальной компонент технологического парка обеспечивает формирование высокого уровня сформированности продуктивных способов учебно-познавательной деятельности, адекватно отражающих деятельность специалистов естественно-научной, технической, гуманитарной и математической отрасли производства. Владея продуктивными способами учебно-познавательной деятельности, лицеисты успешно самоопределяются в профессиональном выборе, поступая в ведущие профессиональные учреждения соответствующего профиля.

Результаты исследования могут быть использованы при организации профильного обучения, при подготовке школьников к обучению в профессиональных учреждениях медицинского, сельскохозяйственного, технического, математического и гуманитарного профиля. Дальнейшее изучение рассматриваемой проблемы предпрофессиональной подготовки ведется в исследования мотивационной сферы личности, обучающейся в технологическом парке.


Библиографическая ссылка

Старченко С.А. ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЦЕИСТОВ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28976 (дата обращения: 04.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074