Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Перевозников В.В. 1 Бибик А.В. 1
1 ФГКВОУ ВО «Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации»
Статья посвящена проблеме обеспечения индивидуализации обучения курсантов военного вуза в условиях повышения требований к качеству образования, а также личностным качествам будущего офицера. Дается обзор и анализ фундаментальных положений в области индивидуализации обучения, обобщение и уточнение психолого-педагогической сущности индивидуализации обучения. Индивидуальный подход рассматривается как дидактический принцип обучения, в основе которого лежит учет индивидуальных психологических особенностей курсантов. Обращается внимание на проблемы организации психолого-педагогического диагностирования индивидуальных психологических особенностей военнослужащих и применения полученных результатов в педагогической практике преподавателями, а также отмечаются пути их решения на основе применения средств вычислительной техники. Определяются роли и задачи преподавателя и курсанта в условиях индивидуализации обучения. Раскрываются условия, обеспечивающие индивидуализацию обучения курсантов как процесса самоуправления своей образовательной деятельностью и построения индивидуального образовательного маршрута. Указывается перечень мероприятий по мобилизации ресурсов, необходимых для создания условий индивидуализации обучения. Дается обоснование необходимости комплексной автоматизации образовательной деятельности военного вуза на основе современных информационно-коммуникационных технологий в целях реализации условий индивидуализации обучения и мероприятий, осуществляемых в рамках индивидуализированного обучения.
индивидуализация обучения
индивидуальный подход
индивидуально-психологические особенности
индивидуальный образовательный маршрут
информационно-коммуникационные технологии
1. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского университета, 1982. 224 с.
2. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Изд. центр ИЭТ, 2013. 268 с.
3. Спирина Т.А. Индивидуализация обучения: традиционные и инновационные подходы // Совет ректоров. 2013. № 2. С. 39-44.
4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
5. Фролова С.В. Индивидуальный образовательный маршрут как способ индивидуализации воспитательного процесса в вузе // Молодой ученый. 2013. № 9. С. 418-420.
6. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы: Курс лекций для студентов пед. специальностей вузов / под общ. ред. Е.Ф. Сивашинской. Минск: Экоперспектива, 2009. 212 с.
7. Подласый И.П. Педагогика: учеб. М.: Юрайт, 2009. 540 с.
8. Макаренко А.С. Педагогическая. М., 1935. 604 с.
9. Акимова М.К. Психодиагностика. Теория и практика: учеб. для бакалавров / под ред. М.К. Акимовой. 4-е изд., перераб. и доп. М: Изда-во Юрайт, 2014. 631 с.
10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 286 с.
11. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 190 с.
12. Апайчев А.В., Борщенко С.А., Буршит И.Е. Современные образовательные технологии: педагогика и психология: монография. Книга 15. Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. 406 с.
13. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. М.: Стандартинформ, 2011. 12 с.
14. ГОСТ Р 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения. М.: Стандартинформ, 2009. 8 с.
15. Гайдамак Е.С., Федорова Г.А. Средства информационных и коммуникационных технологий в обучении информатике: учеб.-метод. пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. 86 с.
16. Башмаков А.И., Старых В.А. Принципы и технологические основы создания открытых информационно-образовательных сред / под ред. А.Н. Тихонова. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. 719 с.
17. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.

Стратегической целью государственной политики России в области модернизации военного образования в современных условиях становится качество образования, соответствующее требованиям общества и потребностям каждого военнослужащего. Приоритетной задачей современного образования сегодня является развитие личности, индивидуальности учащихся и реализация их потенциальных возможностей. Основополагающим направлением по реализации основных образовательных программ военных образовательных организаций высшего образования должно стать внедрение в образовательный процесс новых подходов к профессиональному образованию, обеспечивающих создание условий для проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий курсантов. Новым должен стать характер коммуникации преподавателя и учащегося. Главным принципом сегодняшнего обучения должна стать не столько передача знаний учащемуся, сколько развитие у него познавательной, творческой активности. В результате чего курсант сможет взять на себя функции управления учебными действиями, и таким образом его качественная роль будет преобразована из объекта педагогического воздействия в активный субъект познавательной деятельности. Реализация такого подхода осуществима индивидуализацией обучения, которая в современных условиях может быть достигнута применением в организации образовательного процесса современных информационно-коммуникационных технологий.Проблема индивидуализации обучения имеет особую значимость, поскольку решение ее создает условия для развития самообучающейся и самовоспитывающейся личности. Современному государству необходимы военные профессионалы, обладающие гибкостью мышления, грамотностью принятия решений, ответственностью за полученный результат своей деятельности и способностью самосовершенствования на протяжении всей службы. Чтобы сформировать компетентного офицера, педагоги прибегают к внедрению в образовательный процесс современных образовательных технологий на основе проблемных и активных методов обучения, однако индивидуализация обучения как результат творческой активности самого курсанта, как правило, не является массовым явлением в современном военном вузе.Следует также отметить, что в педагогических трудах различных авторов [1-3], наряду с упоминанием термина «индивидуализация обучения», употребляются такие понятия, как «индивидуальное обучение», «индивидуальный подход», при этом, как правило, нет единства в толковании сущности этих понятий. Индивидуализация обучения рассматривается, как узкое, так и как широкое понятие: от учета отдельных индивидуальных особенностей учащихся на конкретном этапе обучения до построения всего образовательного процесса на основе индивидуального образовательного плана.Целью нашего исследования является уточнение понятия «индивидуализация обучения» и обоснование выбора применения средств информационно-коммуникационных технологий как инструментария ее реализации в условиях современных требований к качеству военного образования, а также личностным качествам будущего офицера.В целях раскрытия специфики и особенностей практической реализации индивидуализации обучения в военном вузе необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести анализ сущности понятия «индивидуализация обучения».
  2. Определить условия и средства реализации индивидуализации обучения, приемлемые специфике образовательного процесса военного вуза.

Материал и методы исследования

Проблемы изучения индивидуальных особенностей и их учета при организации образовательного процесса уходят своими корнями в глубокое прошлое. Так, например, известный чешский педагог Я.А. Коменский полагал, что в основе процесса воспитания и обучения должна лежать система педагогических наблюдений, учитывающая индивидуальные особенности ученика [4].

Обратив внимание на бытность индивидуального обучения, когда педагог обучал небольшое количество учеников, мы увидим реализацию процесса обучения, направленного на выработку у обучаемых определенных знаний, умений и навыков. Такое обучение остается самым идеальным вариантом учета индивидуальных особенностей обучаемых. В указанных условиях индивидуальное обучение способно адаптировать содержание, методы и темп обучения в соответствии с особенностями учащегося, отслеживать прогресс приобретения им знаний, вносить своевременную корректировку, как в деятельность ученика, так и самого учителя, с целью приспособления их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации.

В настоящее время индивидуальное обучение в военном вузе имеет исключительный и персонализированный характер, реализуемый в таких формах, как: индивидуальные консультации, индивидуальные тренировки по видам общевойсковой подготовки, мероприятия по различным видам научной и творческой деятельности, а также обучающие мероприятия в рамках индивидуальной воспитательной работы. Отметим, что индивидуальное обучение является единственной формой работы научного руководителя с адъюнктами военного вуза.

Таким образом, можно говорить об индивидуальном обучении как о форме или модели организации учебного процесса, при которой обеспечивается взаимодействие педагога с конкретным учеником либо взаимодействие учащегося со средствами обучения.

Однако современный преподаватель находится в условиях необходимости реализации совместной учебной работы учащихся в рамках общих задач и содержания, с одной стороны, и обеспечения возможности выбора индивидуального образовательного маршрута обучения самими учащимися, с другой стороны [5]. В связи с этим возникает ряд психолого-педагогических проблем в реализации индивидуальных методов обучения на практике.

Несколько ученых (А.А. Бударный, Е.С. Рабунский, Н.А. Менчинская, Б.М. Теплов), занимавшихся проблемами индивидуализации, выделили ряд индивидуальных психологических особенностей учащихся и к их числу отнесли особенности мышления, восприятия, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Опора на положительные качества индивидуальных особенностей учащегося и преодоление имеющихся у него недостатков является основой «индивидуального подхода».

Многие учебные издания по педагогике [6; 7] рассматривают индивидуальный подход как важнейший общепедагогический и дидактический принцип обучения, в основе которого лежит учет индивидуально-психологических особенностей каждого ученика, выбор и использование методов и средств, различных вариантов и уровня дозировки заданий.

Процесс обучения и воспитания курсантов в воинском коллективе и индивидуальный подход не противоречат друг другу. Еще А.С. Макаренко указывал на необходимость построения учебно-воспитательной работы в коллективе и через коллектив с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Наряду с этим он отмечал, что индивидуальный подход – это не «разрозненная возня с каждым воспитанником» [8].

Характерной чертой индивидуального подхода в процессе обучения в воинском коллективе является поддержание духа состязательности, отражающегося в сопоставлении успехов и достижений конкретного военнослужащего с успехами и достижениями других членов коллектива.

К числу основных традиционных способов изучения командирами и преподавателями индивидуальных особенностей курсантов относятся: изучение документов, характеризующих военнослужащего, индивидуальные и групповые беседы на запланированные темы, тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, анализ рассуждений и высказываний, результатов учебных и боевых задач, специальных задач по выполнению определенных функций в воинском коллективе, отношений с товарищами.

Сегодня обучение приобрело массовый характер и преподавателю приходится работать с большими группами учащихся, поэтому учесть индивидуальные особенности каждого стало очень сложно. Это связано с большой трудоемкостью традиционных методов изучения индивидуальных психологических особенностей учащихся, так как требует от преподавателей специальных знаний в области психологии и немалых затрат времени.

Решить задачи диагностирования индивидуальных психологических характеристик учащихся позволяет проведение психологического тестирования [9]. Так, например, в военных образовательных учреждениях специалисты подразделений по работе с личным составом применяют метод психологического компьютерного тестирования при проведении профессионального отбора кандидатов на поступление в военный вуз в период организации вступительных испытаний абитуриентов. Однако применение преподавателями результатов психодиагностики, в целях индивидуализации обучения курсантов, представляет собой не до конца решенную проблему.

Индивидуализация обучения понимается рядом авторов как практическая реализация педагогического процесса на основе принципа индивидуализации. Так, например, Г.К. Селевко считает, что индивидуализация обучения – это «организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся» [10]. Таким образом, предполагается адаптация системы обучения к индивидуальным особенностям учащихся.

И.Э. Унт понимает индивидуализацию как «учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются» [11]. И.Э. Унт указывает, что индивидуализация не подразумевает обязательный учет всех особенностей каждого учащегося, а предполагает дифференцированный учет групп учащихся со сходными качествами. По мнению автора, необходимо учитывать лишь известные и важные для процесса обучения или ученика особенности. Исследователь указала, что индивидуальные особенности личности зарождаются и формируются в процессе развивающего обучения.А.А. Кирсанов, развивая концепцию индивидуализации обучения на основе личностно ориентированного подхода, указывал на необходимость ориентации обучения не на приспособление обучения к уровню действительных возможностей ученика, а на целенаправленное, систематическое развитие потенциальных возможностей целостной личности обучаемого [1].В рамках индивидуализации обучения подразумевается, что каждый курсант, обладая личностными особенностями, приобретает собственные уникальные знания, умения и навыки. Этот процесс осуществляется за счет осознанного и целенаправленного освоения нового для обучающегося социокультурного опыта. Следует отметить, что наиболее эффективно реализовать курсантом личностный потенциал предполагается за счет предоставления ему возможности самостоятельного выбора способа его осуществления. Стремления обучающихся самостоятельно ставить познавательные цели и достигать их должны стимулироваться со стороны командиров и преподавателей. В связи с указанным возникает необходимость в совместном проектировании преподавателем и курсантом индивидуального образовательного маршрута учащегося на основе вариативной образовательной программы в рамках содержания образовательных стандартов.В таком контексте задача индивидуализации обучения – формирование у курсанта способности самоуправления индивидуальным образовательным маршрутом в целях личностного роста и профессиональной самореализации. При этом роль педагога преобразуется из «передатчика знаний» в «деятельность наставника и воспитателя».Подводя итог анализу психолого-педагогической литературы, определению индивидуализации обучения можно дать обобщенную формулировку. Индивидуализация обучения – это организация учебного процесса по реализации образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей учащихся, обеспечивающая создание оптимальных условий для реализации их потенциальных возможностей, посредством развития навыков саморегулирования индивидуальными образовательными маршрутами.Таким образом, задачей преподавателя в рамках индивидуализации образовательного процесса будет являться изменение вектора обучения с управления учебной деятельностью педагогом на управление учебной деятельностью самим учащимся. Индивидуализация обучения, ориентированная на личностное и профессиональное становление выпускника, требует наличия в организации учебного процесса военного вуза следующих условий:

  • учета значимых для обучения индивидуальных особенностей курсантов;
  • соответствия программы обучения интересам учащихся;
  • всесторонней поддержки развития индивидуальности;
  • субъективности значимости курсанта в образовательном процессе;
  • возможности учащегося самостоятельно организовывать свою учебную деятельность;
  • многоуровневости подготовки курсантов по содержанию, объему и сложности изучаемого материала;
  • психолого-педагогической, информационной и коммуникационной компетентности преподавателей;
  • технологичности индивидуализации обучения [12].

В целях создания в военном вузе таких педагогических условий предусматривается выполнение следующих специальных мероприятий по мобилизации информационно-образовательных и человеческих ресурсов:

  • комплексного диагностирования индивидуальных возможностей обучаемых;
  • подбора содержания, форм, методов и технологий обучения, соответствующих индивидуальным возможностям и интересам обучаемых;
  • создания развивающей информационно-образовательной среды [13];
  • системной подготовки педагогических кадров.

Как показывает практика высшего образования и анализ исследований в области организации образовательной деятельности в военном вузе, указанные мероприятия возможно осуществить их интеграцией в информационно-образовательную среду военного вуза на основе применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В широком смысле ИКТ мы можем дать следующее определение. ИКТ – технологии, способные преобразовывать различного рода информацию в электронный вид, манипулировать ею и представлять ее человеку в необходимом для восприятия виде. В своей работе мы будем придерживаться более емкого понятия. ИКТ – «информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации» [14]. Основываясь на положениях, подтверждающих эффективность использования в учебном процессе средств ИКТ (Е.С. Гайдамак [15], А.И. Башмаков [16], И.В. Роберт [17] и др.), мы можем утверждать, что задачи, возникающие в рамках определенных мероприятий индивидуализации обучения, решаются следующей их комплексной автоматизацией:

  • психолого-педагогической диагностикой военнослужащих;
  • созданием баз данных с модулями личностей курсантов;
  • персонализацией информационного пространства курсанта;
  • разработкой и адаптацией дидактического материала;
  • выдачей учащимся индивидуальных и групповых заданий;
  • контролем и самоконтролем знаний учащихся;
  • коммуникацией участников образовательного процесса;
  • управлением и самоуправлением учебной деятельностью каждого курсанта;
  • сопровождением методической деятельностью преподавателя.

Итоговым решением задач по автоматизации индивидуализации обучения будет являться разработка аппаратно-программного комплекса (АПК), интегрированного в информационно-образовательную среду военного вуза не только в целях обеспечения оптимизации образовательного процесса и повышения качества обучения, но и для достижения индивидуализации обучения. Указанный АПК предусматривает следующие взаимосвязанные компоненты:

  • диагностическо-аналитический, обеспечивающий тестирование, анализ текущих индивидуальных психологических особенностей военнослужащего, формирование его психологического портрета и рекомендуемого маршрута (плана) изучения дисциплины (модуля);
  • контентный, обеспечивающий разработку, представление и доставку электронного учебного материала (курсов, учебников, справочников, виртуальных лабораторных работ, практикумов, тестов и т.д.), а также возможность выбора курсантом индивидуальной траектории прохождения по образовательному маршруту;
  • оценочно-результативный, обеспечивающий проведение различных видов контроля и самоконтроля знаний, умений, навыков и на их основе учет уровня развитости компетенций курсантов;
  • рефлексивно-коммуникационный, обеспечивающий фиксацию самоанализа деятельности и достижений курсанта, а также формальное (неформальное) общение в социальных группах и сообществах с целью обмена опытом, оказания (получения) помощи, необходимой в процессе обучения.

Заключение

На основе работ вышеуказанных авторов проведен анализ сущности понятия «индивидуализация обучения» и дано уточняющее его определение с учетом современных требований к качеству образования и личностным качествам военного специалиста. В своей работе мы показали актуальность рассматриваемой проблемы, раскрыв современное состояние индивидуализации обучения в военном вузе и сложности ее реализации в педагогической практике.

Результаты проделанного теоретического исследования индивидуализации обучения в военном вузе и практических наработок в данной области позволяют сделать вывод о справедливости предположения, что инструментарием реализации индивидуализированного обучения при организации образовательного процесса могут выступать средства ИКТ. Применение средств ИКТ, при комплексном и системном подходе к организации учебного процесса, позволяет обеспечить управление и самоуправление учебной деятельностью курсантов, решение задач развития творческой личности военного специалиста, построение того образовательного маршрута, который максимально соответствует его индивидуальным образовательным способностям.


Библиографическая ссылка

Перевозников В.В., Бибик А.В. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28937 (дата обращения: 31.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074