Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Яковлева Е.Ф. 1 Баишева М.И. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Новые угрозы в обществе на личностном уровне вызывают необходимость появления нового направления безопасности – духовной безопасности личности. В статье рассматриваются научно-методологические, научно-теоретические и методические аспекты исследования. При этом подчеркивается, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования основ духовной безопасности личности. В исследовании реализуются диалектический и Indigenous Methodology подходы. Диалектический метод позволяет осуществить целостное и многоаспектное рассмотрение проблемы, исходить из практики, рассматривать объект в социокультурном контексте, развертывать исследование вглубь и вширь; прогнозировать тенденции развития личности, признать субъектность развития личности «здесь и теперь». Indigenous Methodology ориентирует исследование на обогащение проблемы интерпретацией этнокультурных ценностей и образцов поведения как необходимого условия воспроизводства национальных культурных традиций. Цель исследования – изучение и обоснование педагогических условий эффективного формирования основ духовной безопасности детей старшего дошкольного возраста. Научная новизна исследования: в рамках дошкольного образования задается проблема обеспечения духовной безопасности детей как сущностной основы развития личности; обосновываются методологические предпосылки и педагогические условия формирования духовной безопасности детей в условиях детского сада. На основе научного дискурса выявлена суть категорий «духовность», «нравственность», охарактеризована сензитивность дошкольного периода жизни для формирования основ духовной безопасности детей в дошкольном периоде жизни. В результатах исследования рассматриваются педагогические условия работы с детьми и результаты мониторинга. В заключение статьи обоснованы методологические предпосылки, научно-теоретические и методические основы исследования.
духовная безопасность
дошкольный возраст
сензитивность
традиционные ценности
педагогические условия
формы
методы
средства
1. Спешилова О.В. Формирование духовно-нравственных ценностей школьников средствами внеурочной работы // Наука и образование в жизни современного общества: материалы Международной научно-практической конференции (Тамбов, 30 декабря 2014 г.). Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. С. 110-113.
2. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений в 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 192 с.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. 100000 слов, терминов и выражений / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М.: Мир и Образование, 2018. 1375 с.
4. Метлик И.В., Галицкая И.А., Ситников А.В. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе / Под ред. И.В. Метлика. М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. 264 с.
5. Панькин А.Б. Этнокультура как базовая основа целостного процесса формирования гражданственности // Известия Волгоградского педагогического университета. 2017. № 3. С. 81-82.
6. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5–7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения: монография. М.: Издательский Дом Академии Естествознания, 2012. 400 с.
7. Платохина H.A. Ценностно-смысловая концепция мира детства в современной социокультурной ситуации // Детский сад: теория и практика. 2011. № 1. С. 22-27.
8. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. 160 с.
9. Gibbs J.C., Basinger K.S., Grime R.L., Snarey J.R. Moral judgment development across cultures: Revisiting Kohlberg’s universality claims. Developmental Review. 2007. vol. 27. Issue 4. P. 443-500.
10. Макарова К.В. Духовный фактор в деятельности и творческих способностях: монография. М.: Издательство Прометей, 2012. 188 с

В условиях происходящих трансформаций в глобальном обществе перед российским образованием поставлена задача воспитания духовной личности. Базовые основы развития духовной личности должны взращиваться на основе национальных ценностей народов России.

Существующие духовные катаклизмы отчетливо дают понять, что сегодня именно личность создает безопасность общества. И само общество следует рассматривать не только как объект сообщества, но и как субъективную реальность. По утверждению исследователей, «результативность нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут» [1, с. 111].

Будучи субъективно-индивидуальной по своему происхождению, духовность субъекта постоянно находится под влиянием множества объективных факторов. От характера влияния объективных факторов на субъект зависят уровень и «качество» его духовности.

Одним из главных социальных институтов воспитания духовной личности является образование. Именно человекоформирующая суть образования сегодня должна выступать гарантом в противостоянии духовным катаклизмам общества.

В духовной сфере особенно уязвимо детство, на которое волею исторической судьбы обрушился поток разновидностей культуры со своими псевдоидеалами. Как утверждает известный отечественный психолог Н.И. Непомнящая, именно «…до 6 лет у ребенка закладывается ценностность как сущностное свойство личности» [2, с. 10].  При этом следует подчеркнуть, что развитие духовно-нравственных сущностных основ личности является естественным иммунитетом против нарастающих угроз.

Цель исследования: изучение и обоснование педагогических условий эффективного формирования основ духовной безопасности детей старшего дошкольного возраста.

Метериал и методы исследования

Основополагающие методы исследования: диалектический и Indigenous Methodology. Диалектический метод позволяет осуществить целостное и многоаспектное рассмотрение проблемы, исходить из практики, рассматривать объект в социокультурном контексте, развертывать исследование вглубь и вширь; прогнозировать тенденции развития личности, признать субъектность развития личности «здесь и теперь». В условиях конфликта между ценностями традиционной (народной) и элитарной западной культуры Indigenous Methodology ориентирует исследование на обогащение проблемы интерпретацией этнокультурных ценностей и образцов поведения как необходимого условия воспроизводства национальных культурных традиций.

Результаты исследования и их обсуждение. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова духовность определяется как «свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» [3, c. 119].

В педагогических исследованиях объясняется, что нравственность предполагает формирование в ребенке общей культуры поведения, т.е. таких качеств, как уважение к окружающим, честность, доброта и др. В понятии «духовность» фиксируется особый уровень человеческого бытия, связанный со способностью человеческого сознания создавать свой особый внутренний мир.

По утверждению И.В. Метлика, И.А. Галицкой, А.В. Ситникова, воспитание может называться духовно-нравственным, если оно «ориентировано на определенные высшие духовные ценности, определенное мировоззрение [4, с. 45].

В контексте изучения духовно-нравственных ценностей в условиях кризиса следует обратить особое внимание на выявление ценностности как базисной основы духовного поведения личности. Духовность – это личностное качество человека, его ценностность, включающая в себя субъективные и объективные позиции. Именно ценностность управляет поступками и поведением личности в обществе. Ценностность личности проявляется как ответственность, духовная способность, потребность. В то же время духовное поведение регулируется нравственными нормами общества, в котором личность является субъектом.

В постсоветском пространстве, на первый взгляд, нет политизированных идеологических ориентиров, но существующие многие партии, общественные объединения, различные религиозные конфессии выдвигают свои идеи и задачи духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. При этом порой принижается приоритет этнокультурных и национальных ценностей в духовно-нравственном становлении личности.

Благодаря собственным культурным традициям народы, населяющие Россию, созидают безопасность жизнедеятельности и личную безопасность. По утверждению А.Б. Панькина, «этнокультура как базовая основа целостного процесса формирования гражданственности реализуется в процессе повседневной педагогической практики, на основе этнокультурных традиций, морального сознания, нравственных чувств, навыков и привычек нравственного поведения, а также на основе этнокультурной коннотации образования» [5, с. 82]. В научных исследованиях Е.С. Бабуновой [6], H.A.  Платохиной [7], Л.Л. Тимофеевой [8] и иных подчеркивается, что существующие традиционные духовные ценности народов являются мощным фактором, детерминирующим личность.

Этнокультурные ценности народов Севера выступают как основание нравственных императивов справедливости и сотворения гармоничного сосуществования людей. В научных исследованиях подчеркивается, что в системе образования должны воспроизвестись такие ценности, как:

– экософическое отношение к природе, признание человеком себя частью Природы;

– преемственная личная ответственность за жизнь на Земле;

– духовное творчество личности;

– созидание гармоничной целостной среды обитания человека;

– приоритетность духовных ценностей в формуле жизни.

Дошкольное детство наиболее сензитивно для формирования базовых основ духовно-нравственного развития личности.

В исследованиях психолога Н.И. Непомнящей особо выделяется дошкольный период жизни как период развития ценностности, определяющей дальнейшее личностное развитие [2, с. 36]. В научных трудах Gibbs J., Basinger S., Snarey J. [9] и иные утверждают, что у маленьких детей наблюдается поверхностность суждений о нравственности, но это не говорит об отсутствии у них сознательных рассуждений с точки зрения морали. Дети старшего дошкольного возраста вполне готовы к осознанному моральному рассуждению.

В формировании «духовного-Я» ребенка и развитии его ценностного потенциала весьма важно актуализировать его субъективные позиции. В таком случае ценности перерастают в ценностности, т.е. в духовные способности ребенка. По утверждению К.В. Макаровой, «духовные способности – это способности определенного психического состояния, которое близко по механизму к состоянию мотивации и связано с постижением и пониманием» [10].

В этом отношении нами разработана программа по формированию основ духовной безопасности личности детей старшего дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная работа проводится во многих дошкольных организациях республики, в том числе в МБДОУ «Детский сад № 3 “Чебурашка”» городского округа «Жатай» Республики Саха (Якутия).  В экспериментальной работе нами были выделены 3 этапа работы с детьми.

I этап. Установлены критерии сформированности основ духовной безопасности детей 6–7 лет; выявлены уровни развития детей, определены компетентность родителей по изучаемой проблеме, их отношение к духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника на этнокультурных традициях.

II этап. Разработаны проекты и апробируются модель и программа «Духовная безопасность личности детей», обоснованы направления и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста.

III этап. Изучены результаты исследования. Разработаны научно-методические рекомендации для педагогов детских садов.

В ходе эксперимента изучены когнитивные, эмоционально-ценностные и поведенческие аспекты формирования духовной безопасности детей. С этой целью в ДОО осуществлена многоэтапная диагностика, в которой на I этапе проведены беседы с детьми и взрослыми, анкетирование родителей, педагогов; на II этапе организовались наблюдения, игры, социометрия и иное, на III этапе – аналитическая интерпретация, визуализация и анализ поступков и др. Для отслеживания развития показателей духовной безопасности личности были использованы методики: «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах», «Взаимоотношения между детьми в группе детского сада» Г.А. Урунтаевой, тест «Ценности» Ш. Шварца, социометрическая игра «Секрет» Т.Т. Репиной, методики М. Рокича «Ценностные ориентации», М.Е. Каневской и Н.И. Непомнящей: «Картинки предметные», «Три вопроса», «Неопределенный рассказ» и др.

По результатам констатирующего этапа исследования нами установлено, что в педагогической деятельности в целом уделяется недостаточное внимание развитию ценностности как базовой основе духовной способности ребенка воспроизводить ценности в ценностное поведение. А анализ отношения педагогов и родителей к проблеме духовной безопасности личности показал, что у взрослых отсутствует целостное видение приоритетов данной направленности работы с детьми дошкольного возраста.

В связи с этим нами обоснована модель формирования основ духовной безопасности детей старшего дошкольного возраста, разработана программа реализации модели «Духовная безопасность личности детей». Программа реализуется по трем направлениям: «Формирование качеств духовной безопасности личности на этнокультурных ценностях», «Формирование толерантной личности в поликультурной среде» и «Мой духовный идеал». Реализация программы основывается на положении о трехкомпонентной структуре самосознания и включает в себя:

 – когнитивный компонент – формирование знаний о духовной культуре безопасности своего народа и осознание себя субъектом данной духовной культуры;

– эмоциональный компонент – воспитание эмоционально-ценностных отношений в общении со сверстниками в социуме как основа безопасного духовного взаимодействия;

– поведенческий компонент – перенос ценностей в реальную культуру поведения для безопасного взаимодействия ребенка.

Для реализации поставленных задач нами смоделирована содержательная предметно-развивающая среда.

По разделу «Формирование качеств духовной безопасности личности на этнокультурных ценностях» особый интерес вызывает создание центра коммуникативной этнокультуры народов как базисной основы безопасного общения и взаимодействия детей. Основным средством в этом направлении мы выбрали сказки.

В созданном предметно-развивающем центре групповой комнаты подобраны множество книг со сказками. К каждой сказке разработаны пропп-карты с иллюстрациями, на которых выделены фрагменты общения персонажей: позитивные и непозитивные моменты общения. После проведения философических бесед дети сами «рисуют» пропп-карты по безопасному взаимодействию и аннотируют свои рисунки. К разработке иллюстраций активно привлекаются родители и другие члены семьи ребенка.

По направлению коммуникативной этнокультуры нами проведено достаточно много интересных занятий (образовательная деятельность) с детьми. К примеру, «Как начинается диалог в традициях русского и якутского народов», «Волшебные слова – наша визитная карточка безопасного взаимообщения с другими», «Озлобленность притягивает зло, а доброжелательность – добро», «Изба красна не углами, а пирогами», «Человек сердится настолько, насколько сам хочет сердиться», «Невозможно злиться на того, кто заставляет вас улыбаться», «Человека выдает не то, что он говорит, а как говорит», «Живи так, чтобы люди, столкнувшись с тобой, улыбнулись, а общаясь с тобой, стали чуточку счастливее», «Кто хочет иметь друга без недостатков, тот остается без друзей» и др.

В совместной деятельности с детьми широко применяются интерактивные методы и формы работы. Мы активно используем методы аналитической интерпретации, игровые процедуры на материале сказок и других форм устного творчества. В аналитической интерпретации сюжетов сказок дети учатся находить выходы из конфликтных ситуаций, а в игровых процедурах каждый предлагает обсуждение приоритетных духовно-нравственных качеств, присущих персонажам сказок. На таких занятиях дети учатся проецировать ценностные качества на себя и в конце рефлексируют свое отношение к безопасному взаимодействию между сверстниками или с другими людьми в социуме.

По результатам совместной деятельности детьми выработаны правила бесконфликтного взаимодействия и установления контактов, а также конструктивного разрешения конфликтов. Во избежание конфликтов и конфликтных ситуаций дети разработали 9 золотых правил бесконфликтного общения.

  1. При общении всегда смотреть на собеседника и следить за своей речью.
  2. Никогда не употреблять слова, которые могут обидеть человека.
  3. Общаться только доброжелательно, с уважением собеседника.
  4. Надо проявлять сочувствие и уметь выражать его.
  5. Нужно поддерживать собеседника взглядом, кивком, улыбкой.
  6. Быть терпеливым, не перебивать другого.
  7. Не ссориться, не выяснять отношения, а лучше помолчать или отойти в сторонку.
  8. Не делать поспешных выводов и всегда ждать своей очереди высказаться.
  9. Стараться выслушать и понять другого, чем возражать ему.

По разделу «Формирование толерантной личности в поликультурной среде» нами разработана тематика следующих бесед и творческих проектов детей на материале сказок.

  1. «Сила Добра и Любви – это защита от любой угрозы и нужды».
  2. «Любовь без мести к другим – залог благородства в сказках народов».
  3. «Поддерживая других, мы находим счастье в дружбе».
  4. «Духовное сходство народов в их народных сказках».
  5. «Самые почитаемые духовные качества народов в их сказках».
  6. «Почему в сказках есть отрицательные герои?»
  7. «Угрозы – оружие тех, кто сам под угрозой».
  8. «Где зло – там разъединение, где любовь – там единение».
  9. «Сказки о защите родной земли и оказании помощи другим».

По разделу «Мой духовный идеал» нами поставлена цель – обогащение эмоционально-ценностного опыта и отзывчивости детей посредством приобщения их к носителям духовного идеала из сказок и их ближайшего окружения. Для реализации поставленной цели были разработаны три проекта.

  1. «Мои любимые герои из сказок».
  2. «На них похожи мои близкие люди из семьи и рода».
  3. «Я хочу стать таким же, как мой любимый герой из сказки и жизни».

Результаты проведенной работы свидетельствуют об эффективности переноса духовно-нравственных ценностей народа из сказки в действительность. Проекция создает содержательную основу для накопления и обогащения духовного потенциала детей, эффективно помогает осознанию и переводу ценностей в их поведение.

Заключение. В дошкольном периоде жизни закладываются сущностные основы духовной безопасности личности детей в когнитивном, эмоционально-ценностном и конативном аспектах развития личности. Контрольный этап исследования показывает, что ориентация детей на осмысление ценностей позитивно повлияла на развитие сущностных основ духовной безопасности личности. Применение интерактивных методов и форм работы в образовательной деятельности по трем направлениям: «Формирование качеств духовной безопасности личности на этнокультурных ценностях», «Формирование толерантной личности в поликультурной среде» и «Мой духовный идеал» не только обогатило эмоционально-ценностный опыт, но и способствовало творческому осмыслению духовных ценностей и эффективному развитию сущностного духовного потенциала детей.

Считаем, что в условиях духовного кризиса дошкольное образование должно быть нацелено на ценностный вектор воспитания личностей как универсальной основы защиты и защищенности ребенка.


Библиографическая ссылка

Яковлева Е.Ф., Баишева М.И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ДУХОВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28936 (дата обращения: 04.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074