Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ЭКСПЕРТОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ И ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПО ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Серебренникова Н.А. 1 Бикмухаметов Р.К. 1
1 ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
Психоэмоциональное состояние человека признается феноменом психологии в силу интегрирующего характера процессов эмоционального состояния, психологических свойств и социально-психологического отношения личности. Изучение агрессии в спортивной сфере представляет интерес для психологических исследований; заметим, что в силу цели – состязательности, невозможно представить отсутствие стремления ограничить возможности соперника на пути к победе. Представленный аспект психоэмоциональных состояний и психологических свойств личности актуален в практической деятельности игровых видов спорта. Основное содержание работы составляет анализ научно–методической литературы и материалы анкетирования экспертов–специалистов, ведущих тренеров и действующих спортсменов в игровых видах спорта, таких как баскетбол и волейбол, по вопросам влияния различных факторов, вызывающих проявление агрессии и эмоционального выгорания в игровых видах спорта. На основании изученного материала определены основные позиции экспертов в спортивной деятельности по проявлению агрессии вследствие проявления эмоционального выгорания у спортсменов в игровых видах спорта, ее формирование и оптимальная выраженность посредствам регулирования, коррекции, самоконтроля и коммуникативной деятельности. А также предложены рекомендации для того, чтобы организовать работу в рамках психологической подготовки спортсменов.
баскетбол
волейбол
психологическая подготовка
агрессивное поведение
эмоциональное выгорание
психолого–педагогическая работа
профилактика
регулирование
спортсмен
1. Амплеева В.В. Психология общения в спорте. Учебно-методическое пособие. Тольятти: ПВГУС, 2012. 132 с.
2. Гасанпур М.Г. Влияние спортивной деятельности на степень агрессивности спортсмена // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер. Педагогика. Психология. 2011. № 4. С. 70-72.
3. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
4. Фирсов К.Н. Психологический анализ агрессивности в спортивной деятельности // Вестник Костромского гос. ун-та. им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 5 (6). С. 223-226.
5. Коломейцев Ю.А. Социальная психология спорта. Учебно-методическое пособие. Минск: БГПУ, 2014. 292 с.
6. Савинкова О.Н. Уверенность в себе как важный фактор успешности соревновательной деятельности спортсменов // Наука и спорт: современные тенденции. 2014. № 1 (2). С. 73-76.
7. Симопуло И.А. Психология спорта: проблемы и перспективы // Вестник Калужского университета. 2010. № 1. С. 67-74.
8. Серебренникова Н.А., Матвиенко О.В., Шаган В.П. Психолого-педагогические аспекты и проблемы сопровождения спортивной карьеры // В сборнике: Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти доктора биол. наук, профессора А.С. Чинкина (Казань, 23-24 ноября 2017 г.). Казань: Издательство Поволжской государственной академии физической культуры спорта и туризма, 2017. С. 231-234.
9. Серебренникова Н.А., Бикмухаметов Р.К. Мнение ведущих тренеров Республики Татарстан в игровых видах спорта по вопросам влияния различных факторов, вызывающих проявление агрессии и эмоционального выгорания в игровых видах спорта // В сборнике: Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам: материалы Всероссийской научно–практической конференции с международным участием, посвященной памяти доктора биол. наук, профессора А.С. Чинкина (Казань, 23-24 ноября 2017 г.). Казань: Издательство Поволжской государственной академии физической культуры спорта и туризма, 2017. С. 226-229.

Изучению агрессии в спорте стали уделять внимание сравнительно недавно. Интерес к исследованиям проблемы агрессии в спорте объясняется насущными социокультурными факторами жизни и предъявляемыми высокими требованиями к спортсменам, характеризующимися ростом конкуренции, жестокости по отношению к другим спортсменам и окружающим людям. На наш взгляд, агрессия – это защитная установка, которая является следствием синдрома эмоционального выгорания спортсмена, так как агрессию часто рассматривают как одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и тому подобные состояния. Каждому спортсмену необходимо владеть и проявлять определенную степень агрессии в поведении, так как полное ее отсутствие приводит к пассивной позиции и подчинению соперником в игровой ситуации, а чрезмерное развитие агрессии приводит к конфликтам, которые отвлекают от поставленных задач. Поэтому тренеру необходимо отслеживать и регулировать уровень агрессии в действиях подопечных спортсменов, принимая меры по ее минимизации и направлению в нужное русло в рамках проводимой психологической подготовки, так как психологическая подготовка спортсменов составляет существенную роль в формировании готовности к выполняемой деятельности и оказывает значимое влияние на успешное выступление и конечный результат – победу в соревнованиях. Актуальность психологической подготовки определена влиянием на результаты спортивной деятельности и подтверждается теоретическими аспектами; в связи с этим возникает необходимость изучения практических сторон психологической подготовки, опираясь на отраженную реальность психолого–педагогической работы в ответах экспертов на предложенные нами вопросы о роли, целесообразности, направленности, планировании, форме, средствах, дозировке и т.д. [1-4].

Цель исследования: изучить вопросы психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, на примере баскетбола и волейбола.

Материал и методы исследования. Нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 50 экспертов–специалистов в игровых видах спорта, таких как баскетбол и волейбол (25 экспертов–баскетболистов и 25 экспертов–волейболистов). Анкетирование представляет собой опросник с 30 анкетными вопросами, для ответов на которые необходимо было ознакомиться с вопросами и предлагаемыми ответами, в последующем в поле перед выбранным вариантом обозначить любым удобным знаком или также указать собственный вариант в предусмотренной графе для ответа, в котором можно также было отразить сочетание представленных нами вариантов ответов [5].

Результаты исследования и их обсуждение

На первый вопрос «Какую роль, по Вашему мнению, занимает психологическая подготовка в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» всего 32% (8 человек) экспертов–баскетболистов отметили важность психологической подготовки, так как она обеспечивает достижение стабильного и значимого результата, а большинство - 56% (14 человек), считают, что «психологическая подготовка занимает второстепенную роль, она приветствуется, но не имеет главного значения в процессе достижения стабильного и значимого результата», и лишь 12% (3 человека) оценивают как малосущественную роль и считают, что игровой результат зависит исключительно от технико–тактической и функциональной подготовки.

У 72% (18 человек) экспертов–волейболистов мнения о важности психологической подготовки разделились пополам: для 36% (9 человек) – важная роль, и такой же процент (количество человек) – второстепенная роль. Так же как у экспертов–баскетболистов, у волейболистов меньшее количество экспертов, 24% (6 человек), отвели психологической подготовке малосущественную роль. А 1 (4%) эксперт–волейболист указал, что роль психологической подготовки зависит от уровня команды, для команды высокого уровня все виды подготовки одинаково важны.

Если мы сформируем общее мнение экспертов баскетболистов и волейболистов, мы получаем такие же позиции распределения важности роли психологической подготовки: 1) 46% (23 человека) – второстепенная роль, 2) 34% (17 человек) – важная роль, 3) 18% (9 человек) – малосущественная роль.

На второй вопрос «Как Вы считаете, на какой период времени целесообразно осуществлять планирование психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» наименьшее количество экспертов, 10% (5 человек), выбрали вариант ответа «на конкретную игру», из них 1 (4%) баскетболист и 4 (16%) волейболиста, а наибольшее количество экспертов, 48% (24 человека), ответили «на турнир, несколько игр», из них 10 (40%) баскетболистов и 14 (56%) волейболистов. Остальные эксперты выбрали ответ «на год» – 28% (14 человек), из них 10 (40%) баскетболистов и 4 (16%) волейболиста, и ответ «на месяц» – 14% (7 человек), из них 4 (16%) баскетболиста и 3 (12%) волейболиста.

На третий вопрос «Какую направленность должна иметь психологическая подготовка спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» эксперты выбрали вариант «на собственную саморегуляцию» (баскетболистов 20% (5 человек), волейболистов 64% (16 человек), всего 42% (21 человек) экспертов) и вариант ответа «в», сочетающий две направленности: «на собственную саморегуляцию и на изменение психологического статуса соперника» (баскетболистов 76% (19 человек), волейболистов 36% (9 человек), всего 56% (28 человек) экспертов). А также 1 (4%) эксперт–баскетболист отметил, что личная и командная подготовка должны иметь общую направленность, которая зависит от поставленных задач.

Четвёртый вопрос «На каком из представленных вариантов ответов Вы сделали бы акцент при разработке плана психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» большинство экспертов баскетболистов и волейболистов, 70% (35 человек), отметили вариант «проработка качеств спортсмена (моральных, волевых и др.), готовность к тренировочному и соревновательному процессу, понимание ответственности, целенаправленность на успех, стремление к победе», из них 18 (72%) баскетболистов и 17 (68%) волейболистов. При разработке плана психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта 18% (9 человек) экспертов баскетболистов и волейболистов сделали акцент на «проработку и формирование эмоционально–волевой и чувственной сферы личности спортсмена, которая проявляется в эмоциональном возбуждении, решимости, уверенности, не уверенности, боязни или робости и т.п.», из них 6 (24%) баскетболистов и 3 (12%) волейболиста. Из всех экспертов 1 (2%) волейболист сделал акцент на «развитии познавательных процессов, таких как память, внимание, сосредоточенность и т.д.», а оставшиеся эксперты, 10% (5 человек), выбрали вариант сочетания ответов из представленных вариантов: 1 баскетболист и 1 волейболист выбрали все три представленных варианта, 2 эксперта–волейболиста представили сочетание «проработки качеств спортсмена и развития познавательных процессов», а также 1 волейболист сочетал «проработку качеств спортсмена с проработкой и формированием эмоционально–волевой и чувственной сферы».

Пятый вопрос «Как Вы считаете, на что должна быть направлена работа в рамках психологической подготовки во время продолжительного спортивного сезона (долгосрочного периода / макроцикла) в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» эксперты–баскетболисты распределили свои голоса в пользу двух вариантов ответа: 64% (16 человек) – формирование положительного социально–психологического климата спортивного коллектива (команды) и 36% (9 человек) – развитие стрессоустойчивости к невезенью–провалам и к разным отрицательным факторам, возникающим на тренировках и соревнованиях. А у волейболистов мнения более рассредоточены: 24% (6 человек) – выработка устойчивой мотивации к тренировочному и соревновательному процессу, 24% (6 человек) – формирование положительного социально–психологического климата спортивного коллектива (команды), 20% (5 человек) – развитие стрессоустойчивости к невезенью–провалам и к разным отрицательным факторам, возникающим на тренировках и соревнованиях, 32% (8 человек) – сочетание вариантов из предложенных вариантов ответа: «выработка устойчивой мотивации и формирование положительного социально–психологического климата» – 1 ответ, «выработка устойчивой мотивации и развитие стрессоустойчивости» – 1 ответ, «формирование положительного социально–психологического климата и развитие стрессоустойчивости» – 6 ответов.

Если мы сформируем общее мнение экспертов баскетболистов и волейболистов, мы получаем следующее: 12% (6 человек) – выработка устойчивой мотивации к тренировочному и соревновательному процессу, 44% (22 человек) – формирование положительного социально–психологического климата спортивного коллектива (команды), 28% (14 человек) – развитие стрессоустойчивости к невезенью–провалам и к разным отрицательным факторам, возникающим на тренировках и соревнованиях, 16% (8 человек) – сочетание нескольких из предложенных вариантов ответа.

На шестой вопрос «Как Вы считаете, на что первично должна быть направлена работа в рамках психологической подготовки во время среднесрочного периода (мезоцикла / нескольких недель) в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» экспертам баскетболистам и волейболистам необходимо было ответить, проранжировав по важности представленные варианты.

Эксперты–баскетболисты: 68% (17 человек) считают, что работа в рамках психологической работы должна быть направлена первоначально на «саморегуляцию и сплоченность». Следующая по важности работа, как считают 68% (17 человек), направленная на устранение «усталости и раздражительности». Работе над «тревожностью и напряженностью» отводят среднюю значимость 48% (12 человек) экспертов–баскетболистов, а наименьшее значение для 72% (18 человек) экспертов–баскетболистов имеет работа над «агрессией и эмоциональностью».

Эксперты–волейболисты: 40% (10 человек) считают, что работа в рамках психологической работы должна быть направлена первоначально на «саморегуляцию и сплоченность», хотя 36% (9 человек) отдают одинаковое предпочтение как «саморегуляции и сплоченности», так и «усталости и раздражительности». Также 36% (9 человек) экспертов-волейболистов определили одинаковую значимость «выше среднего» работе по двум направлениям: «тревожность и напряженность» и «усталость и раздражительность». Эксперты–волейболисты (44%, 11 человек), так же как и баскетболисты, наименьшее значение определили работе над «агрессией и эмоциональностью».

Если мы сформируем общее мнение экспертов баскетболистов и волейболистов, мы получаем следующие показатели ранжирования: «наиболее значимая» – саморегуляция и сплоченность (межличностная коммуникация всех членов спортивного коллектива) (54%, 27 человек), «значимость выше среднего» – усталость и раздражительность (52%, 26 человек), «средняя значимость» – тревожность и напряженность (40%, 20 человек), «наименее значимая» – агрессия и эмоциональность (58%, 29 человек).

На седьмой вопрос «Когда нужно особенно уделять внимание психологической подготовке спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» большинство экспертов - 64% (32 человека), из них 19 (76%) баскетболистов и 13 (52%) волейболистов, считают «при подготовке к соревнованию / к определенным важным встречам», а 24% (12 человек) экспертов, из них 4 (16%) баскетболиста и 8 (32%) волейболистов, считают, что работа должна вестись «непрерывно / всегда»; однако наименьшее количество - 12% (6 человек) экспертов, из них 2 (8%) баскетболиста и 4 (16%) волейболиста, считают более эффективной работу «эпизодическую / к конкретному сопернику или игроку».

Благодаря восьмому вопросу мы выявили мнение экспертов: «Когда необходимо выполнять работу, направленную на психологическую подготовку спортсменов (команды) в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?». 50% (25 человек) экспертов, из них 11 (44%) баскетболистов и 14 (56%) волейболистов, отметили, что «во время тренировочного процесса». Следующий по количеству ответов экспертов - вариант ответа, подразумевающий сочетание предложенных вариантов – 30% (15 человек), из них:

– 5 (20%) баскетболистов: «во время тренировочного процесса и во время теоретико–тактических собраний» – 4 ответа, «во время тренировочного процесса и в удобное время, свободное от тренировочного процесса» – 1 ответ;

– 10 (40%) волейболистов: «во время тренировочного процесса и во время теоретико–тактических собраний» – 5 ответов, «во время тренировочного процесса и в удобное время, свободное от тренировочного процесса» – 2 ответа, «во время тренировочного процесса и во время теоретико–тактических собраний, а также в удобное время, свободное от тренировочного процесса» – 3 ответа.

Вариант ответа «в удобное время, свободное от тренировочного процесса» выбрало 14% (7 человек) экспертов, их, из них 6 (24%) баскетболистов и 1 (4%) волейболист. А вариант ответа «во время теоретико–тактических собраний» выбрали 6 (24%) экспертов–баскетболистов, что составляет 6% от общего числа экспертов.

Большинство экспертов - 72% (36 человек), из них 17 (68%) баскетболистов и 19 (76%) волейболистов, на девятый вопрос «Какой формат занятий проведения психологической подготовки более эффективен в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» ответили «командный», на их взгляд, это самый эффективный формат проведения психологической подготовки в командных видах спорта, так как это единый рабочий механизм (спортивный коллектив). Всего 2 (8%) эксперта–волейболиста (4% от общего числа экспертов) считают, что психологическая подготовка эффективней будет, если проводить индивидуальную работу со спортсменами.

Однако вторую позицию по количеству ответов экспертов занимает вариант ответа, который подразумевающий сочетание предложенных вариантов – 24% (12 человек), из них:

– 8 (32%) баскетболистов: «индивидуальный и командный» – 6 ответов, «групповой и командный» – 1 ответ, «индивидуальный, групповой, командный» – 1ответ;

– 4 (16%) волейболиста: «индивидуальный и групповой» – 2 ответа, «индивидуальный и командный» – 1 ответ, «групповой и командный» – 1 ответ.

Десятый вопрос «Приемлемо ли в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, проводить теоретические занятия в виде рассказа–объяснения, беседы или лекции?» выявил две противоположные позиции экспертов баскетболистов и волейболистов. Большинство, 80% (20 человек) экспертов–баскетболистов, считают приемлемым применять в рамках психологической подготовки теоретические занятия в виде рассказа–объяснения, беседы или лекции, так как дополнительная информация не помешает, «ученье свет, а неученье тьма», и всего лишь 20% (5 человек) не видят в этом смысла, так как нет лишнего времени. С 20% баскетболистов согласилось 52% (13 человек) экспертов–волейболистов, для которых неприемлемы теоретические занятия в связи с большой загруженностью и отсутствием лишнего времени. А 44% (11 человек) экспертов–баскетболистов считают, что теоретическая подготовка должна вестись, и лишь 1 (4%) волейболист не смог ответить.

Если мы сформируем общее мнение экспертов баскетболистов и волейболистов, мы получаем следующую картину: «да, дополнительная информация не помешает, ученье свет, а неученье тьма» – 62% (31 человек), «нет, не вижу в этом смысла и нет лишнего времени» – 36% (18 человек), «не знаю, не могу ответить, неприемлемо» – 2% (1 человек).

На одиннадцатый вопрос «Знаете ли Вы, что при психологической подготовке спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, можно применять психологические тренинги, как групповые, так и командные?» большинство экспертов, 46% (23 человека), из них 12 (48%) баскетболистов и 11 (44%) волейболистов, не знали о применении. А 38% (19 человек), из них 9 (36%) баскетболистов и 10 (40%) волейболистов, слышали об использовании, но не сталкивались с их применением в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, на практике тренерами. Всего 10% (5 человек), из них 3 (12%) баскетболистов и 2 (8%) волейболиста знают о тренингах, сталкивались с их применением на практике тренерами в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе. И лишь 6% (3 человека) экспертов, из них 1 (4%) баскетболист и 2 (8%) волейболиста, применяют в своей практике психологические тренинги, как групповые, так и командные.

Двенадцатый вопрос «Вы бы рассмотрели вариант применения психологических тренингов (как групповых, так и командных) в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» интересен для рассмотрения, так как 94% (47 человек) экспертов баскетболистов и волейболистов не применяли тренинги, из них 46% (23 человека) не знали о применении, 38% (19 человек) слышали об использовании, но не сталкивались с их применением в игровых видах спорта, а также 10% (5 человек) сталкивались с их применением на практике тренерами в игровых видах спорта, но сами не использовали тренинги в свой практике.

Из полученных результатов мы видим, что одинаковое количество экспертов баскетболистов и волейболистов, что составляет 48% (24 человека) всех экспертов, готовы применить психологические тренинги в рамках психологической подготовки. Однако 42% (21 человек) всех экспертов, из них 9 (36%) баскетболистов и 12 (48%) волейболистов, не видят смысла в применении психологических тренингов, так как нет лишнего времени для их проведения. Также стоит отметить, что мнения волейболистов «за» и «против» разделились пополам (по 12 человек, 48%). Всего 10% экспертов, из них 4 (16%) баскетболиста и 1 (4%) волейболист, не смогли ответить на данный вопрос.

На тринадцатый вопрос ответили 24 эксперта, так как остальные не видят смысла в применении тренингов и считают, что нет лишнего времени для их проведения. Эксперты, для которых приемлемо применение психологических тренингов, проранжировали по важности темы тренингов, которые можно проводить в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, для достижения общего успеха.

Для 12 экспертов-баскетболистов наиболее значимую позицию заняла тема «уверенность в себе», так считает 7 (58%) баскетболистов. Следующая по значимости тема «сплоченность коллектива», которую определи 50% (6 человек) экспертов. Среднюю значимость определили 42% (5 человек) экспертов–баскетболистов теме «мотивация достижения успеха». Как считают 75% (9 человек) экспертов, наименьшее значение при психологической подготовке должны уделять тренингам, направленность которых заключается в предупреждении выгорания – «профилактика эмоционального выгорания».

Для 9 (75%) экспертов-волейболистов, так же как и для баскетболистов, тема «профилактика эмоционального выгорания» имеет наименьшее значение при применении тренингов в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта для достижения общего успеха. Среднюю значимость определили 42% (5 человек) экспертов–волейболистов теме «сплочение коллектива». Однако эксперты–волейболисты определили одинаковую высокую значимость двум темам: «мотивация достижения успеха» – 42% (5 человек) и «уверенность в себе» – 42% (5 человек).

Если мы сформируем общее мнение экспертов баскетболистов и волейболистов, мы получаем следующую значимость тем психологических тренингов: наиболее значимая – «уверенность в себе» - 50% (12 человек) экспертов, значимость выше среднего – «сплочение коллектива» - 38% (9 человек) экспертов, средняя значимость – «мотивация достижения успеха» - 33% (8 человек) экспертов, наименее значимая – «профилактика эмоционального выгорания» - 75% (18 человек) экспертов.

Четырнадцатый вопрос «Для Вас приемлемо в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, применять психотехнические упражнения (Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов, например: «Муха», «Селектор», «Робот»), определенные игры психологических приемов воздействия?» показал, что:

– приемлемо применение психотехнических упражнений и игр для 40% (10 человек) экспертов–баскетболистов и 12% (3 человека) экспертов–волейболистов;

– неприемлемо применение психотехнических упражнений и игр для 28% (7 человек) экспертов–баскетболистов и 36% (9 человек) экспертов–волейболистов;

– не знаю, не могу ответить - 32% (8 человек) экспертов–баскетболистов и 52% (13 человек) экспертов–волейболистов.

Если мы сформируем общее мнение экспертов баскетболистов и волейболистов, мы видим, что 42% (21 человек) не может ответить на поставленный вопрос, а 32% (16 человек) не приемлют применение игр и упражнений, и 26% (13 человек) допускают применение психотехнических упражнений и игр в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта.

На пятнадцатый вопрос «В Вашей деятельности (игровой, тренерской) практикуется проведение психотехнических упражнений (игр) во время тренировки, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» большинство, 62% (31 человек) экспертов, ответили отрицательно, из них 15 (60%) баскетболистов и 16 (64%) волейболистов. Всего 26% (13 человек) экспертов, из них 7 (28%) баскетболистов и 6 (24%) волейболистов, считают, что в их тренировочном процессе применяются психотехнические упражнения и игры. А 12% (6 человек) экспертов, по 3 (12%) баскетболиста и волейболиста, не смогли ответить.

На шестнадцатый вопрос «Для вас приемлемо в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, применять дыхательные упражнения?» и на семнадцатый вопрос «В практике применяются дыхательные упражнения во время тренировки?» все эксперты-баскетболисты, 100% (25 человек), ответили «да».

У волейболистов не сложилось 100% мнение экспертов. На шестнадцатый вопрос 88% (22 человека) волейболистов ответило, что для них приемлемо в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, применять дыхательные упражнения, когда для оставшихся 12% (3 человека) описанное выше не приемлемо. На семнадцатый вопрос также большинство волейболистов (72%, 18 человек) ответило, что в их практике применяются дыхательные упражнения во время тренировки, а 7 (28%) – отрицают применение.

На восемнадцатый вопрос «Если в Вашей практике (игровой, тренерской) применяются дыхательные упражнения (гимнастика и саморегуляция) во время тренировки, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, тогда укажите, в какой части тренировки?» ответило всего 43 эксперта (25 экспертов–баскетболистов и 18 экспертов–волейболистов).

Большинство экспертов–баскетболистов выбрали два варианта, равным количеством экспертных ответов «в подготовительной (начало тренировки) или заключительной (завершение тренировки)» – 40% (10 человек) и «в любой, зависит от решаемых задач и интенсивности тренировки» – 40% (10 человек). Остальные эксперты–баскетболисты выбрали вариант «в подготовительной (начало тренировки) и заключительной (завершение тренировки)» – 16% (4 человека) и «основной» – 4% (1 человек).

У экспертов–волейболистов 64% (11 человек) указали, что дыхательные упражнения применяются «в любой части, зависит от решаемых задач и интенсивности тренировки». Также 22% (4 человека) эксперта–волейболиста указали, что применение дыхательных упражнений в основном происходит «в подготовительной (начало тренировки) или заключительной (завершение тренировки)», а 17% (3 человека) – «в подготовительной (начало тренировки) и заключительной (завершение тренировки)».

Сформировав общее мнение экспертов баскетболистов и волейболистов очевидно становится, что применение дыхательных упражнений в тренировочном процессе происходит в рамках восстановления после выполнения упражнения (задания), то есть 49% (21 человек) отметили что проводятся «в любой части, зависит от решаемых задач и интенсивности тренировки». Также 33% (14 человек) экспертов–волейболистов указали, что применение дыхательных упражнений в основном происходит «в подготовительной (начало тренировки) или заключительной (завершение тренировки)», а 16% (7 человек) – «в подготовительной (начало тренировки) и заключительной (завершение тренировки)».

Девятнадцатый и двадцатый вопросы направлены на изучения приемлемости и применения звуковых упражнений в тренировочной деятельности. На вопрос «Для Вас приемлемо в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, применять звуковые упражнения?» 50% (25 человек) экспертов, из них 14 (56%) баскетболистов и 11 (44%) волейболистов ответили, что «да», для них приемлемо применение звуковых упражнений в тренировочном процессе. Ответили «нет» 22% (11 человек) экспертов, из них 2 (8%) баскетболиста и 9 (36%) волейболистов, также 28% (14 человек) экспертов, из них 9 (36%) баскетболистов и 5 (20%) волейболистов, не смогли дать ответ.

Хоть для большинства экспертов приемлемо применение звуковых упражнений, на вопрос «В Вашей практике (игровой, тренерской) применяются звуковые упражнения во время тренировки в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» также большинство экспертов, из них 17 (68%) баскетболистов и 14 (56%) волейболистов, ответили «нет, не применяются». Положительный ответ «да, применяются» дали 32% (16 человек) всех (равное количество баскетболистов и волейболистов), и к ним можно добавить 1 (4%) волейболиста (2% от общего количества ответов экспертов), который ответил, что да, применяются, но в основном «шумовой фон». Не смогли дать ответ только 2 (8%) волейболиста (4% от общего количества ответов экспертов).

На двадцать первый вопрос «Если в Вашей практике (игровой, тренерской) применяются звуковые упражнения во время тренировки, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, тогда укажите, в какой части тренировки» ответило всего 17 экспертов (8 экспертов–баскетболистов и 9 экспертов–волейболистов).

Выбрали ответ «в любой, зависит от решаемых задач и интенсивности тренировки» 65% (11 человек) экспертов, из них 5 (63%) баскетболистов и 6 (67%) волейболистов. Применение звуковых упражнений «в основной» части тренировки выбрало 29% экспертов, из них 2 (25%) баскетболиста и 3 (33%) волейболиста. Вариант ответа «в подготовительной (начало тренировки) и заключительной (завершение тренировки)» не выбрал ни один эксперт, но 1 (13%) из экспертов–баскетболистов указал, что применяет звуковые упражнения «в подготовительной (начало тренировки) или заключительной (завершение тренировки)».

Двадцать второй и двадцать третий вопросы направлены на изучение приемлемости и применения «моделирования ситуаций». На оба вопроса все 25 (100%) экспертов–баскетболистов ответили «да» – приемлемо и применяются. У экспертов–волейболистов большинство за применение моделирования ситуаций, что составляет 92% (23 человека). Не приемлет применение «моделирование ситуаций» 1 (4%) волейболист, и 1 (4%) волейболист не смог ответить, что составляет 4% от ответов всех экспертов.

На вопрос «В Вашей практике (игровой, тренерской) практикуется "моделирование ситуаций" во время тренировки, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» 20 (80%) экспертов-баскетболистов ответили, что применяют моделирование, хотя на вопрос о приемлемости ответило «да» 23 волейболиста. Также 10% от общего числа экспертов не ответило положительно, из них 3 (12%) волейболиста не применяют и 2 (8%) не смогли ответить.

На двадцать четвертый вопрос «Если в Вашей практике (игровой, тренерской) практикуется "моделирование ситуаций" во время тренировки, в рамках психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе, тогда укажите, в какой части тренировки?» ответило всего 45 экспертов (25 экспертов–баскетболистов и 20 экспертов–волейболистов):

– «в любой, зависит от решаемых задач и интенсивности тренировки» – 53% (24 человека) экспертов, из них 16 (64%) баскетболистов и 8 (40%) волейболистов;

– «в основной» – 47% (21 человека) экспертов, из них 9 (36%) баскетболистов и 12 (60%) волейболистов.

На двадцать пятый вопрос «Как Вы считаете, как часто необходимо прибегать к психодиагностике состояний спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» у экспертов-баскетболистов мнения разделились: 11 (44%) баскетболистов считают, что «2–3 раза за сезон (в начале, середине, перед серией "плей–офф")», и большинство (56%, 14 человек) считают, что «по необходимости». У экспертов-волейболистов ответы получились рассредоточенными: 20% (5 человек) – 2–3 раза за сезон, 20% (5 человек) – каждый месяц, 52% (13 человек) – по необходимости, 8% (2 человека) – не видят в этом смысла.

Если мы сформируем общее мнение экспертов баскетболистов и волейболистов, мы получаем следующие показатели необходимости применения психодиагностики: «2–3 раза за сезон (в начале, середине, перед серией "плей–офф")» – 32% (16 человек), «каждый месяц» – 10% (5 человек), «по необходимости» – 54% (27 человек), «не вижу в этом смысла» – 4% (2 человека) [6].

На двадцать шестой вопрос «Опираясь на Ваш опыт (игровой, тренерский), в действительности на практике "проводится ли" и "как часто проводится" психодиагностика состояния спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» эксперты баскетболисты и волейболисты ответили: «проводится только в начале сезона» – 18% (9 человек), из них 7 (28%) баскетболистов и 2 (8%) волейболиста, «проводится 2–3 раза за сезон» – 10% (5 человек), из них 4 (16%) баскетболиста и 1 (4%) волейболист, «проводится по необходимости, в крайних случаях, если есть видимые проблемы или спортсмен сам просит о помощи» – 28% (14 человек), из них 6 (24%) баскетболистов и 8 (32%) волейболистов, «не проводится» – 44% (22 человек), из них 8 (32%) баскетболистов и 14 (56%) волейболистов.

Двадцать седьмой вопрос позволил узнать, как считают эксперты баскетболисты и волейболисты, «Нужна ли систематизированная психодиагностика состояния спортсменов в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?». У экспертов–баскетболистов две позиции набрали равное количество ответов: «нужна, помогает корректировать весь процесс подготовки» – 44% (11 человек), и «не знаю, не могу ответить» – 44% (11 человек), а ответ «не нужна, не вижу в этом смысла» – всего 3 (12%) баскетболиста. У экспертов–волейболистов 64% (16 человек) считают, что «нужна, помогает корректировать весь процесс подготовки», к ним же можно отнести ответ 1 (4%) волейболиста, который считает, что систематизированная психодиагностика состояния спортсменов нужна, но проводиться должна спортивным психологом. Также у экспертов–волейболистов две позиции набрали равное количество ответов: «не нужна, не вижу в этом смысла» – 16% (4 человека), и «не знаю, не могу ответить» – 16% (4 человека).

Сформировав общее мнение экспертов баскетболистов и волейболистов, мы видим: 56% (28 человек) ответили «нужна, помогает корректировать весь процесс подготовки», 50% (25 человек) – «не знаю, не могу ответить», а 14% (7 человек) – «не нужна, не вижу в этом смысла».

На двадцать восьмой вопрос «На Ваш взгляд, какой формат проведения коррекции психологического состояния спортсменов более эффективен в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» большинство, 40% (20 человек) экспертов, из них 9 (36%) баскетболистов и 11 (44%) волейболистов, считают, что эффективней «индивидуальный», а 30% (15 человек) отдают предпочтение «командному». Оставшиеся 30% (15 человек) экспертов выбрали вариант ответа, подразумевающий сочетание предложенных вариантов. Эксперты–баскетболисты (32%, 8 человек), предложили следующие сочетания: «индивидуальный и групповой» – 1 ответ, «индивидуальный и командный» – 5 ответов, «индивидуальный, групповой и командный» – 2 ответа. Эксперты–волейболисты (28%, 7 человек) предложили следующие сочетания: «индивидуальный и групповой» – 3 ответа, «индивидуальный и командный» – 4 ответа.

Двадцать девятый вопрос направлен на изучение мнений экспертов баскетболистов и волейболистов: «Кто обязан управлять психологической подготовкой спортсмена и спортивного коллектива (команды) в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?». Вариант ответа «тренер команды, так как он грамотный специалист, знающий свое дело, и должен знать азы психологии и выполнять функции психолога» выбрало 72% (18 человек) экспертов–баскетболистов, а 28% (7 человек) предложили сочетание предложенных вариантов: «тренер и доктор–врач команды» – 4 ответа и «тренер и психолог команды» – 3 ответа.

У экспертов–волейболистов ответы распределились следующим образом: «тренер команды» – 40% (10 человек), «доктор команды» – 4% (1 человек), «психолог команды» – 28% (7 человек), а также 28% (7 человек) экспертов выбрали вариант ответа, подразумевающий сочетание предложенных вариантов: «тренер и доктор–врач команды» – 2 ответа, «тренер и психолог команды» – 3 ответа, «тренер, доктор–врач и психолог команды» – 1 ответа.

Сформировав общее мнение экспертов баскетболистов и волейболистов, мы видим, что наибольшее количество (56%, 28 человек) считают, что только тренер команды обязан управлять психологической подготовкой спортсмена и команды, 2% (1человек) – доктор–врач команды, 14% (7 человек) – психолог команды, а оставшиеся 28% (14 человек) предложили сочетания, которые указаны при описании ответов экспертов баскетболистов и волейболистов.

На последний, тридцатый, вопрос нашего анкетирования «Как Вы относитесь к самостоятельной психологической подготовке спортсмена в игровых видах спорта, в баскетболе или волейболе?» эксперты баскетболисты и волейболисты ответили так:

– «положительно, спортсмен должен самостоятельно изучать и расширять свои возможности, при условии отсутствия проблем» – 28% (14 человек), из них 8 (32%) баскетболистов и 6 (24%) волейболистов;

– «положительно, если спортсмен самостоятельно консультируется и работает с профессиональным психологом» – 12% (6 человек), из них 4 (16%) баскетболиста и 2 (8%) волейболиста;

– «нейтрально, не вижу в этом ничего «плохого» и «хорошего», так как осознанный самоконтроль и самоподготовка, на мой взгляд, является показателем ответственности к своему состоянию и к спортивной карьере, следует только вспоминать о принципе "не навреди!!!"» – 48% (24 человек), из них 11 (44%) баскетболистов и 13 (52%) волейболистов;

– «отрицательно, спортсмен не может адекватно оценивать свое состояние, тем самым может навредить себе, а о полноценной подготовке, естественно, речи не идет, особенно когда это идет в разрез с требованиями тренера и общей командной работой» – 12% (6 человек), из них 2 (8%) баскетболиста и 4 (16%) волейболиста.

Выводы. Обработка и анализ полученных данных проведенного нами анкетирования экспертов баскетболистов и волейболистов с целью изучения вопросов психологической подготовки спортсменов в игровых видах спорта, на примере баскетбола и волейбола, позволили сделать следующие выводы [7; 8]:

  1. Психологическая подготовка спортсменов занимает второстепенную роль в игровых видах спорта, планирование которой целесообразно осуществлять на турнир или несколько игр, а также должна иметь направленность на собственную саморегуляцию и на изменение психологического статуса соперника.
  2. При разработке плана психологической подготовки спортсменов акцент необходимо делать на проработку качеств спортсмена, готовность к тренировочному и соревновательному процессу, понимание ответственности, целенаправленность на успех, стремление к победе, а также учитывать, что работа во время долгосрочного периода (макроцикла) должна быть направлена на формирование положительного социально–психологического климата команды, а во время среднесрочного периода (мезоцикла) иметь направленность в первую очередь на «саморегуляцию и сплоченность», во–вторых на «усталость и раздражительность», в–третьих на «тревожность и напряженность», и в последнюю очередь на «агрессию и эмоциональность».
  3. Работу, направленную на психологическую подготовку спортсменов (команды), необходимо выполнять во время тренировочного процесса, так как командный формат более эффективен, а особенное внимание уделять при подготовке к соревнованию или к определенным важным встречам.
  4. В рамках психологической подготовки спортсменов применяются дыхательные упражнения и «моделирование ситуаций», приемлемо проводить теоретические занятия, но не проводятся, так же как не применяются звуковые упражнения и психотехнические игры.
  5. Большинство специалистов не знало о применении психологических тренингов при психологической подготовке спортсменов, и лишь единицы сталкивались и сами практиковали; следовательно, специалисты не готовы применять психологические тренинги, так как 52% экспертов не дали положительный ответ, из них 42% – не готовы применять и не видят смысла и 10% еще не определились, не могут ответить.
  6. Систематизированная психодиагностика состояния спортсменов необходима, так как помогает корректировать весь процесс подготовки, но психодиагностику состояний спортсменов необходимо проводить по необходимости, а на практике она не проводится, так же как и сама коррекция психологического состояния спортсменов, хоть и отмечается преимущество ее проведения в индивидуальном и командном формате.
  7. Управлять психологической подготовкой спортсмена и команды обязан (должен, осуществляет) тренер команды, так как он грамотный специалист, знающий свое дело и должен знать азы психологии и выполнять функции психолога, имеет «нейтральное» отношение к самостоятельной психологической подготовке спортсмена, ведь в нет ничего «плохого» и «хорошего».

Таким образом, по результатам анкетирования экспертов, можно констатировать, что отсутствует целенаправленная работа по психологической подготовке спортсменов (занимает второстепенную роль в игровых видах спорта) [9].

Для того чтобы оптимизировать работу в рамках психологической подготовки спортсменов, мы предлагаем следующее:

– акцентировать внимание специалистов тренерского коллектива на психоэмоциональные состояния спортсменов, как неиспользуемый ресурс для повышения соревновательной результативности;

– систематизировать психодиагностику, анализ и коррекцию психологических состояний спортсменов (гиперэмоциональность, агрессивность, усталость, тревожность, эмоциональное выгорание);

– разработать специализированную психолого–педагогическую методику регулирования психоэмоциональных состояний спортсменов;

– усилить психолого–педагогическую составляющую в профессиональной подготовке кадров в области спорта;

– рассмотреть возможность внедрения должности тренера по психологической подготовке по аналогии с должностью тренера по физической подготовке.

Данное заключение послужило ориентацией в нашей исследовательской, опытно–экспериментальной работе.


Библиографическая ссылка

Серебренникова Н.А., Бикмухаметов Р.К. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ЭКСПЕРТОВ БАСКЕТБОЛИСТОВ И ВОЛЕЙБОЛИСТОВ ПО ВОПРОСАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28931 (дата обращения: 04.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074