Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

MEDICAL HUMANITIES В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕГУМАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНЫ XXI ВЕКА

Симонова Ж.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России
В статье рассматривается проблема подготовки студентов-медиков сквозь призму преподавания гуманитарных дисциплин. Реформы системы высшего образования в России не всегда в полной мере удовлетворяют целям подготовки будущих специалистов. Задача воспитания чуткого, сострадающего врача, обладающего общекультурными и общепрофессиональными компетенциями, вряд ли может быть достигнута в условиях сокращения доли гуманитарных дисциплин в учебном плане студентов-медиков, а также аудиторных часов, отводимых на их изучение. В работе предпринята попытка проанализировать место и значение гуманитарных дисциплин в подготовке профессиональных медиков за рубежом. Дана критическая оценка отношения к необходимости преподавания гуманитарных дисциплин в отечественных медицинских вузах. Выявлены слабые стороны технократической модели подготовки будущих врачей в России. На основе изучения европейского опыта сделан вывод, что профессиональные знания и культура врача не тождественны его гуманизму, в связи с этим подчеркивается необходимость интеграции гуманитарных и клинических дисциплин в российских высших медицинских школах. Обоснована целесообразность изучения будущими медиками гуманитарных дисциплин, таких как литература, философия, биоэтика. Подчеркивается прямая зависимость формирования профессиональных и духовно-нравственных качеств личности врача от гуманитаризации медицинского образования.
студенты-медики
гуманитарные дисциплины
медицинская этика
деонтология
эмпатия
коммуникативная компетенция
профессиональная деятельность
1. Baum M. Teaching the humanities to medical students. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.scribd.com/document/81256327/teaching-the-humanities-to-medical-students-Micheal-Baum-複(дата обращения: 23.04.2019).
2. Jakušovaitė I., Luneckaitė Z., Riklikienė O. The place of medical humanities in medical education in Lithuania. TRAMES. 2014. Vol. 18 (68/63). no 1. P. 77-87.
3. General Medical Council. Tomorrow’s doctors, 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gmc-uk.org. (дата обращения: 23.05.2019).
4. Wachtler C., Lundin S., Troein M. Humanities for medical students? A qualitative study of a medical humanities curriculum in a medical school program. BMC Medical Education. 2006. Vol. 16. P. 6. DOI: 10.1186/1472-6920-6-16.
5. Березовская Е. Изображение болезни в искусстве. [Электронный ресурс]. URL: http://www.klubkom.net/posts/73311 (дата обращения: 01.05.2019).
6. Герасимова Т.В. Проблемы интеграции гуманитарных и клинических дисциплин в медицинском вузе. [Электронный ресурс]. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/2317/62.pdf (дата обращения: 03.05.2019).

Независимо от исторической эпохи профессия врача всегда занимала особое место в обществе не только в силу высокой интеллектуальности труда и повышенной ответственности к его результатам, но и ввиду выполняемой социокультурной миссии. Благородство и гуманизм врача являются одними из основных критериев его профессионализма. В этой связи можно утверждать, что гуманитарной подготовке будущих клиницистов необходимо уделять особое внимание в системе медицинского образования. Однако сегодня очевидным является противоречие между колоссальным потенциалом гуманитарных наук и отношением к ним, как к общеобразовательному балласту или аппендиксу профильных дисциплин. К сожалению, на практике в настоящее время наблюдается тенденция к сокращению доли гуманитарных дисциплин в учебных планах подготовки будущих медиков. Министерство высшего образования называет это «вынужденными мерами», якобы все преобразования продиктованы глобализацией, и, ориентируясь на зарубежные модели подготовки врачей, мы не должны отставать, а, значит, реформам быть.

Неужели мы и впрямь имеем дело с девальвацией гуманитарных дисциплин? Можно ли сегодня воспитать чуткого, гуманного врача, преподавая лишь естественные науки?

Цель исследования: дабы ответить на поставленные выше вопросы, проанализируем зарубежный опыт подготовки врачей, определим место и роль гуманитарных дисциплин в системе образовательного процесса.

Материал и методы исследования. Материалом исследования послужили работы зарубежных авторов, посвященные значению формирования и развития гуманитарных знаний в структуре высшего медицинского образования. Основу исследования составляют герменевтический и компаративистский методы.

Результаты исследования и их обсуждение. 50 лет назад английский ученый и писатель Чарльз Перси Сноу начал дискуссию о том, является ли медицина наукой, искусством или их сплавом. Он утверждал, что общество не может прогрессировать в условиях отсутствия альянса естественно-научных и гуманитарных дисциплин [1]. Другой американский просветитель, Абрахам Флекснер, получивший известность за вклад в реформу медицинского образования в Канаде и США в ХХ веке, утверждал, что «профессиональный врач – это не тот, кто лечит болезни, а тот, кто исцеляет больного». Именно А. Флекснер настаивал на включении в учебный план будущих медиков гуманитарных дисциплин наряду с естественно-научными [2].

Современная медицина достигла колоссальных высот в своем развитии. Однако следует отметить, что научная эволюция сопряжена с эволюцией общества. Система здравоохранения становится все более и более сложной в силу ее коммерциализации, консюмеризма пациентов, преумножения медицинских знаний, увеличения числа судебных процессов, а также постоянного роста требований к медицинским работникам, предъявляемых обществом. Сегодняшний врач должен быть не только высококвалифицированным специалистом, он обязан знать законы, обладать когнитивными, коммуникативными, поведенческими навыками и менеджерскими способностями. Несмотря на то что не получится стать хорошим врачом без знаний анатомии, физиология, гистологии и широкого ряда иных профильных дисциплин, без включения в учебный план гуманитарных дисциплин не представляется возможным воспитать чуткого, сострадающего врача с необходимым набором общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

На одном из заседаний Генерального медицинского совета (ГМС) Великобритании, посвященном проблеме подготовки будущих врачей, была признана необходимость коренного изменения содержания высшего медицинского образования. В подтверждение идеи о требованиях, предъявляемых обществом к современному врачу, приведем цитату из постановления, вынесенного на заседании ГМС Великобритании: «Современный врач должен уметь выстраивать взаимоотношения с пациентами на высоком профессиональном уровне, владеть навыками критического мышления, быть непредвзятым, проявлять сострадание и заботу о пациентах, проявлять уважение к жизни, правам, достоинствам пациентов и их семей» [3]. Решение данных задач становится возможным благодаря включению в учебный план студентов-медиков различных гуманитарных дисциплин, которые помогут сформировать систему ценностей будущего врача, развить рефлексивное отношение к жизни и самому себе.

Термин medical humanities (в переводе с английского языка «медицинские гуманитарные науки»), предложенный европейскими учеными, следует понимать как междисциплинарный кластер, включающий в себя гуманитарные науки (литература, философия, этика, история, религия), социальные науки (антропология, культурология, психология, социология, медицинская география) и искусство (театр, кино, изобразительное искусство), составляющие основу медицинского образования и практики.

Приведённые выше аргументы подтверждают необходимость и значимость гуманитарных дисциплин в процессе подготовки студентов-медиков.  

К. Вочтлер выделяет две функции медицинских гуманитарных наук: инструментальную и неинструментальную. Гуманитарные науки выполняют инструментальную функцию, когда они напрямую применяются в ежедневной практике клинициста. Так, например, изучение изобразительного искусства по сюжетам картин не только позволит проследить эволюцию медицинского знания, но и положительным образом отразится на развитии способностей будущего врача визуально распознавать клинические признаки и симптомы того или иного заболевания у пациента [4].

Некоторые великие художники и врачи прошлого умело изображали деформированные части тел калек, больных и изувеченных, дефекты развития и пр. Так, например, полотна известных мастеров живописи, представленные в Лувре, позволяют провести «физический осмотр», выявить специфические особенности строения тела людей той эпохи, когда создавались эти произведения искусства. Коллекция Лувра изобилует портретами нагих женщин. В качестве примера рассмотрим работу Рембрандта «Обнаженная Батшеба» (XVII век), привлекающую особое внимание с точки зрения медицины. Так, ямки и выпуклости на левой груди женщины демонстрируют клинические признаки рака молочной железы. Архивные данные свидетельствуют о том, что натурщица прожила 9 лет после создания этой картины, причем ее здоровье заметно ухудшалось с каждым годом. Она скончалась от серьезного истощения, и это дает основание предположить, что причиной тому стал рак молочной железы. На основании данного примера можно сделать вывод: полотно Рембрандта, иллюстрирующее тогдашнюю естественную историю рака молочной железы, доказывает, что это заболевание не ново, и подтверждает, что даже без лечения пациенты могут жить около 10 лет [5]. Данный пример подтверждает то, что искусство является мощным средством обучения.  

Аналогичным образом изучение литературы позволит научить студентов-медиков избегать обезличивания (деперсонализации) пациентов – типичное поведение медицинских работников в рамках инженерной модели взаимоотношений врача и пациента по классификации, предложенной Р. Витчем.

Можно сказать, что произведения литературы по праву обладают колоссальным обучающим потенциалом. В рассказах, повестях, романах, написанных писателями-врачами (А.П. Чехов, В.В. Вересаев, М.А. Булгаков, А.Дж. Кронин, У.С. Моэм и др.), достоверно переданы различные оттенки душевных состояний героев, проанализированы общемедицинские проблемы, освещены «болезни общества», некоторые из которых существуют и сегодня. В своих работах авторы без излишних стеснений, фальсификаций и преувеличений делятся опытом, дают советы, предостерегают от ошибок. Произведения, написанные врачами, покоряют читателей научной эрудицией, способствуют развитию медицинского мышления. Более того, они могут помочь преподавателям сформировать у студентов навыки реагирования в нестандартных ситуациях, выработать социальную и этическую ответственность за принимаемые решения, а значит, позволят достичь успеха в процессе формирования общекультурных компетенций обучающихся.

С точки зрения психологии, художественные произведения способствуют развитию одного из главных принципов деонтологии ­­­­– эмпатии.

«Хорошая медицина» – это сплав естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Центральное место в гуманитарной составляющей подготовки будущих врачей занимает формирование коммуникативных навыков. Успех формирования коммуникативной компетенции будущих врачей зависит от развитости у них эмпатии. Применительно к профессии врача эмпатия предполагает способность медика «проникнуть» в голову пациента, в его мысли, чувства, страдания, переживания, страхи и боль, словом, эмпатия – это способность, которую даже самые чуткие доктора находят чрезвычайно сложной.

Возникает еще один вопрос: можно ли считать культуру и эмпатию человека тождественно равными? Ответ – в следующем примере.

Среди врачей Третьего рейха, обвиняемых в 1946 году в преступлениях против человечества, были почетные профессора, заведующие клиниками, личные врачи А. Гитлера и Г. Гиммлера, президент немецкого Красного Креста К.Ф. Гебхартд и многие другие медики, заинтересованные в проведении биомедицинских исследований на людях. Большинство из их слыли представителями утонченной культуры. Исторические документы подтверждают, что произведения Рихарда Вагнера и Людвига ван Бетховена часто звучали из громкоговорителей фашистских концлагерей. Однако музыкальные произведения великих композиторов не остановили ни «Ангела Смерти», ни его коллег, а это значит, что не на культуре единой зиждется гуманизм врача. Основная задача преподавания гуманитарных дисциплин студентам-медикам заключается в стремлении воспитать более гуманных медиков, готовых сделать все от них зависящее и даже пойти на самопожертвование, стараясь спасти жизнь пациента.

В достижении поставленной цели нельзя нивелировать роль деонтологии, биоэтики, медицинской этики.

Медицинская этика – это своего рода кодекс поведения врачей. Законы медицинской этики гибкие, открытые для изменений и реформ, что далеко не всегда является их достоинством. Исторические события, культурные особенности различных этнических групп оказали существенное влияние на содержание медицинской этики. В связи с выдающимися достижениями в области биомедицины и внедрением инновационных медицинских технологий современный врач вынужден принимать решения, противоречащие нормам классической медицинской этики. Закон – это инструмент, который может с опозданием реагировать на наигрубейшие нарушения медицинских правил либо принимается a posteriori как отклик на событие, получившее общественный резонанс. Все этические кодексы поведения практикующих врачей берут начало в философии и теологии. Так, например, справедливо отметить, что клятва Гиппократа была написана как ответ на культ уважения прав и достоинств человека во времена расцвета демократии в Афинах в V веке до н.э.

Как отмечалось ранее, современная медицинская практика усложняется все больше и больше. Высокие технологии и инновации, постоянно вносящие изменения в систему здравоохранения, неизбежно влекут за собой рост моральных дилемм. Беспокойство вызывают противоречия теории и практики. Ситуация в государственных поликлиниках и больницах зачастую далека от идеалов, к которым в своих работах призывали и призывают стремиться выдающиеся врачи прошлого. Сегодня особую актуальность обрели проблемы практицизма, нигилизма и даже цинизма в медицине. Моральные издержки объясняются материальной выгодой, а повышенные требования к нравственной составляющей профессии врача считаются пережитками прошлого [6].

В этой связи изучение биоэтики позволит студентам приобрести знания, умения и навыки, которые помогут им защитить основные ценности общества в контексте развивающейся медицины. Курс биоэтики направлен на изучение основных законов, правовых актов и иных документов Российской Федерации, регламентирующих деятельность медицинских организаций и медицинских работников. На основе передачи знаний о правах врача и пациента, этических основах современного медицинского законодательства преподаватели смогут сформировать у будущих врачей навыки реализации этических и деонтологических принципов в профессиональной деятельности.

Теология опирается на веру, а вера обеспечивает духовное здоровье пациентов в часы страданий, укрепляет волю к жизни и придает силы, сталкиваясь с неотвратимостью смерти. Религиозная практика может способствовать исцелению духа, но между духовным и телесным исцелением должно быть достигнуто четкое разграничение, хотя вопрос о способностях тела к самоизлечению и духа жить в мире с самим собой все еще остается открытым. Система вероисповедания «нового века» зачастую возвращает людей к анимизму, идолопоклонству, колдовству, астрологии и магии. Не будет преувеличением сказать, что ветка омелы превратилась в панацею от всех бед, а препарат «Искадор», тоже содержащий экстракт омелы белой, пропагандируется как самое действенное, правда, «недоказанное» средство для лечения прогрессирующего рака [1]. Тем не менее мы должны остерегаться медицинского шарлатанства, которое находит плодородную почву в пробелах, освобождаемых верой в нашем, по сути дела, светском обществе.

Известно, что мыслительная деятельность врача отличается от аналогичной деятельности иных специалистов в силу специфики профессии, предполагающей тесное общение с людьми. В этой связи особую актуальность представляет формирование коммуникативной компетенции студентов. Нельзя переоценить роль преподавания философии будущим врачам с целью решения поставленной задачи. Изучая философию, студенты учатся слушать пациентов, уважать убеждения и ценности инакомыслящих, принимать толерантные решения и аргументированно их обосновывать; приобретают навыки критического анализа, способствующего развитию клинического суждения, занимающего центральное место в процессе взаимодействия с пациентами.

Гуманитарные науки, выполняя неинструментальную функцию, способствуют приобретению общих знаний, содействуют саморазвитию студента, формируют новые способы мышления, выходящие за рамки биомедицины. Разделяя точку зрения К. Вочтлер, отметим, что именно изучение гуманитарных дисциплин стимулирует формирование навыков рефлексии и самоанализа, а также способствует осознанию профессиональных функций и обязанностей в обществе [4].

Очевидно, что передача гуманитарного знания значительно отличается от преподавания естественно-научных дисциплин. Не лишне отметить зависимость содержательного преподавания гуманитарных предметов от таких субъективных факторов, как личность преподавателя с его убеждениями и мировоззрениями, уровень общей культуры, профессиональная харизма и, наконец, непреодолимое желание педагога, как писал Н.А. Некрасов, «сеять разумное, доброе, вечное».  

Выводы. Проведённый анализ работ зарубежных авторов позволяет с уверенностью заявить, что формирование профессиональной и общекультурной подготовки врача не представляется возможным без гуманитарной составляющей высшей медицинской школы. Кардинальные преобразования высшего российского медицинского образования в соответствии с европейскими и общемировыми стандартами должны быть ориентированы на увеличение доли гуманитарного знания в подготовке будущих врачей. Именно гуманитарные основы образовательного и воспитательного процесса медицинского вуза позволят развить любовь к выбранной профессии и высокие нравственные качества, сформировать правовое сознание, культуру и поведение врача в обществе. Изучение гуманитарных дисциплин позволит будущим медикам получить знания о современном мире, обществе и человеке в единстве философских, религиозных, культурных, психологических и правовых аспектов; развить логическое мышление; умение обобщать факты; выстраивать взаимоотношения с пациентами с учетом определенных обществом морально-этических ценностей; принимать профессионально грамотные решения и нести за них ответственность.

Представляется целесообразным сегодня отказаться от технократической модели подготовки будущих врачей. Интеграция гуманитарной составляющей в клинические дисциплины медицинских вузов позволит не только передать студентам системные знания, но и решить задачу подготовки современного конкурентоспособного специалиста с устойчивой системой ценностей, необходимым набором общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих качественно и ответственно выполнять профессиональные обязанности, что в свою очередь положительным образом скажется на сохранении престижа профессии врача, снизит рост недоверия к медицине, вызванного отчасти ее дегуманизацией. Альянс гуманитарных и специальных дисциплин в большей степени, чем «сухие» клинические в чистом виде, будет способствовать развитию познавательного интереса студентов, их самообучению, повысит эрудированность, словом, будет содействовать повышению качества образования.


Библиографическая ссылка

Симонова Ж.Г. MEDICAL HUMANITIES В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕГУМАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНЫ XXI ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28893 (дата обращения: 05.06.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074