Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИБОРОСТРОЕНИЕ» В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Зверева Е.А. 1, 2
1 Южно-Уральский государственный университет (научно-исследовательский университет)
2 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева
В статье представлен опыт разработки критериально-диагностического аппарата для получения мониторинговой информации об уровне сформированности ИКТ-компетентности бакалавров направления «Приборостроение» в процессе производственной практики. В соответствии с выявленным содержанием критериально-диагностического аппарата разработаны: методика и диагностические средства оценки сформированности ИКТ-компетентности (анкетирование; тестирование; рефлексия в форме отчета по практике и презентации, курсовых работ и проектов по дисциплинам, предшествующим практике; результаты бесед и наблюдения; защита результатов практики; экспертная оценка; самооценка); критерии, измеряемые показатели и шкалы их оценивания в соответствии с выделенными уровнями сформированности ИКТ-компетентности; методическое пособие, включающее содержание практики, описание формируемых компетенций, фонды оценочных средств, определяющие процедуры оценивания ИКТ-компетентности в процессе практики, а также требования к составу и оформлению отчетной документации по итогам практики. Выявлено, что качество полученных результатов оценки уровня сформированности ИКТ-компетентности находится в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии с другими характеристиками, составляющими качество подготовки бакалавров в процессе производственной практики, а именно с качеством процесса организации и проведения практики и качеством созданных для него условий (таких как материально-техническое, информационное, кадровое обеспечение практики, а также личностные качества обучающегося).
ИКТ-компетентность
производственная практика
направление «приборостроение»
критерии
показатели
оценка сформированности икт-компетентности
качество подготовки обучающихся
1. Ефремова Н.Ф. Особенности оценивания компетенций обучающихся // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 9. С. 45-49.
2. Зверева Е.А., Лавина Т.А. Производственная практика как условие формирования ИКТ- компетентности бакалавров направления «Приборостроение» // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2017. № 4 (96). C. 125-132.
3. Лавина Т.А., Козлова Е.А. Методические подходы подготовки технологов изделий легкой промышленности к использованию информационных и коммуникационных технологий // Перспективы науки. 2014. № 12 (63). С. 33-36.
4. Зверева Е.А., Татаринова Е.В. Практико-ориентированный подход к обучению студентов технических направлений: организация и проведение практик // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 26 марта 2014 г.). Ответственный редактор Ю.В. Безбородова. Нижневартовск: НГУ, 2014. С. 346-350.
5. Методические рекомендации по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=298168&fld=134&dst=100010,0&rnd=0.08124725158360935#020845077038511928 (дата обращения: 28.04.2019).
6. Ефремова Н.Ф., Казанович В.Г. Оценка качества подготовки обучающихся в рамках требований ФГОС ВПО: создание фондов оценочных средств для аттестации студентов вузов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО нового поколения: установочные организационно-методические материалы тематического семинарского цикла. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 36 с.
7. Шадриков В.Д. Качество образования: как его обеспечить? // Качество образования. 2013. № 1. С. 26-30.
8. Строкова Т.А. Качество вузовской подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности: программа мониторинга. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2016. 65 с.
9. Субетто А.И. Квалитология образования. М.: Исследоват. центр, 2000. 222 с.
10. Зверева Е.А. Производственная практика: учебно-методическое пособие для студентов направления 12.03.01 «Приборостроение». Нижневартовск: филиал ЮУрГУ, 2016. 17 с.

Высокие темпы развития автоматизации и информатизации производства предъявляют новые требования к знаниям и умениям выпускников вузов. Поэтому поиск путей повышения эффективности обучения и развития компетентности бакалавров направления «Приборостроение» в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является актуальным. Исследования показывают, что вне практического опыта профессиональной деятельности компетенции не проявляются, следовательно, не могут быть оценены [1–4]. Поэтому, чем больше в процессе обучения будет погружение в практическую деятельность, тем больше умений и навыков (являющихся составляющими компетенций) будущей профессиональной деятельности приобретет обучающийся. Такой опыт практической деятельности в период обучения в вузе может быть получен при прохождении им производственной практики в условиях реального производства.

Согласно рабочей программе производственной практики по ее итогам у обучающихся направления «Приборостроение» должны сформироваться или усовершенствоваться определенные компетенции, основную часть которых составляют ИКТ-компетенции [2]. Однако, несмотря на большое количество исследований в данной области, существует ряд довольно сложных проблем, связанных с отсутствием методологии формирования и оценивания компетенций, составляющих текущий и/или промежуточный результат обучения, в том числе компетенций, сформированных в результате прохождения производственной практики.

Цель исследования – разработка методологии и диагностических средств оценивания уровня сформированной ИКТ-компетентности у бакалавров в процессе производственной практики, обучающихся по направлению 12.03.01 «Приборостроение».

Материал и методы исследования: анализ научных публикаций, учебных, методических, справочных и нормативно-правовых источников; анкетирование и тестирование обучающихся; наблюдение, экспертное оценивание; анализ полученных результатов обучения.

Результаты исследования и их обсуждение. Качество подготовки обучающихся – это степень соответствия их подготовки требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВО), профессиональных стандартов, рынка труда и потребностям обучающегося, а также степень достижения планируемых образовательных результатов [5–7]. Опираясь на собственный многолетний опыт организации и проведения производственных практик, на результаты исследований в данной области [8, 9], мы выявили, что качество результатов подготовки бакалавров в аспекте формирования ИКТ-компетентности в процессе производственной практики зависит от качества самого процесса (организация, содержание, взаимодействие участников производственной практики, используемые формы, методы и средства обучения) и качества созданных для него условий (таких как материально-техническое оснащение баз практики, программно-методическое, информационное, кадровое обеспечение практики, а также особенности обучающихся). На рисунке 1 показаны неразрывное взаимодействие и взаимозависимость совокупности характеристик, составляющих качество подготовки обучающихся в процессе производственной практики.

Рис. 1. Структура качества подготовки обучающихся в процессе производственной практики

Для оценки качества результатов подготовки обучающихся в процессе производственной практики в аспекте формирования их ИКТ-компетентности в филиале Южно-Уральского государственного университета (НИУ) в городе Нижневартовске разработан и апробирован критериально-диагностический аппарат. При его разработке было учтено, что в современном образовании наряду с оцениванием важно применение уровневого подхода в формировании компетентности и разработке системы критериев. Уровни сформированности компетентности отражают степень владения компетенцией и способность применить ее на практике. Выделены низкий, средний и высокий уровни.

По мнению ученых G. Rasch, B.S. Wright, Б.В. Виноградова, О.В. Гайворонского и иных, уровень сформированности компетентности может быть оценен лишь с определенной вероятностью, это связано с непрерывным процессом его формирования. Данный процесс проходит в несколько этапов, на каждом из которых компетенции способны развиваться при наличии стимула к их проявлению у обучающегося или исчезать при его отсутствии. Данный факт был учтен при выделении компонентов (мотивационный, когнитивный и деятельностный) сформированности ИКТ-компетентности бакалавров направления подготовки «Приборостроение».

Анализ научных публикаций, связанных с методикой и средствами оценки уровня сформированности компетентности обучающихся [1, 3, 6], позволил определить оптимальное содержание критериально-диагностического аппарата:

– перечень ИКТ-компетенций на этапе их формирования в процессе производственной практики;

– перечень показателей и критериев оценивания выделенных уровней сформированности компетенций;

– шкалы оценивания компонентов ИКТ-компетентности;

– варианты индивидуальных заданий на практику и иные диагностические материалы (тесты, анкеты);

– методические материалы, определяющие процедуры оценивания.

С учетом выявленного содержания разработаны следующие материалы.

1. Методика оценки сформированности ИКТ-компетентности. Согласно данной методике по единым критериям замеряется исходный уровень компонентов ИКТ-компетентности на начальном этапе производственной практики (т.е. до выхода обучающегося на практику) и достигнутый уровень ИКТ-компетентности на конечном этапе производственной практики (после прохождения производственной практики), а затем путем сравнительного анализа полученных результатов мониторинга оценивается в динамике уровень сформированности ИКТ-компетентности, приобретенный в процессе производственной практики.

2. Диагностические средства для оценки компонентов ИКТ-компетентности, таких как: анкетирование; тестирование; отчеты обучающихся по практике и презентации для их защиты, самостоятельные работы, курсовые работы и проекты по дисциплинам, предшествующим практике; результаты опросов (бесед) и наблюдения; защита результатов практики; экспертная оценка; самооценка.

Остановимся подробнее на одном из разработанных диагностических средств. Для определения уровня сформированности мотивационного компонента ИКТ-компетентности разработана анкета самооценки обучающихся. Перед выходом на производственную практику (входной контроль) и после ее прохождения (выходной контроль) обучающимся предлагается ответить на вопросы анкеты. В анкету входят вопросы, ответы на которые предлагается оценить по пятибалльной шкале, где:

«1» означает, что качество не проявляется;

«2» – качество проявляется не постоянно, т.е. от случая к случаю;

«3» – качество проявляется частично, в зависимости от ситуации;

«4» – качество проявляется постоянно и систематически;

«5» – качество проявляется максимально.

Подсчет результатов анкетирования производится суммированием баллов в ответах на поставленные вопросы анкеты. Для сравнения мотивационной самооценки обучающихся и экспертной оценки анкета также должна проверяться педагогами (экспертами), которые проводили занятия с данными группами.

3. Критерии и их измеряемые показатели, характеризующие наиболее существенные проявления диагностируемых характеристик, а также шкала для их оценивания.

Для оценки уровня сформированности деятельностного компонента разработаны следующие критерии:

К1 – оценка качества выполненного задания и оформления результатов работы в виде отчетной документации.

К2 – оценка устных ответов обучающегося при защите работы.

К3 – оценка представленных результатов работы на защиту в виде презентации.

На рисунке 2 представлен фрагмент листа экспертной оценки уровня сформированности деятельностного компонента ИКТ-компетентности бакалавров направления подготовки «Приборостроение» в процессе производственной практики, содержащий критерии и их измеряемые показатели.

Каждый показатель критерия K1 оценивался в диапазоне от 0 до 2 баллов. Соответствие показателю оценивалось в 2 балла, в основном соответствие – 1 балла, несоответствие – 0 баллов. Таким образом, минимально возможное количество баллов по критерию К1 – 0, максимально возможное – 58.

По критерию К2 минимально возможное количество баллов составляет 0, максимально возможное – 5. При этом 0 баллов выставляется за отсутствие ответа. А 5 баллов выставляются за ответы, которые отличаются глубиной и полнотой раскрытия темы, умением делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры.

Соответствие показателю по критерию К3 оценивалось в 2 балла, в основном соответствует – 1 балл; несоответствие – 0 балла. Минимально возможное количество баллов по критерию К3 – 0, максимально возможное – 14.

Рис. 2. Фрагмент листа экспертной оценки уровня сформированности деятельностного компонента ИКТ-компетентности в процессе производственной практики

Шкала оценивания деятельностного компонента ИКТ-компетентности у бакалавров представлена в таблице 1.

Таблица 1

Шкала оценивания деятельностного компонента ИКТ-компетентности бакалавров направления «Приборостроение»

Сумма баллов

Уровень сформированности

0–54

Низкий

55–66

Средний

67–77

Высокий

 

4. Учебно-методическое пособие [10], в котором представлены:

– содержание производственной практики на основе поэтапной технологии ее организации и проведения [2, 4];

– перечень формируемых компетенций в контексте требований к результатам освоения программы производственной практики;

– описание процедуры и критериев оценивания качества выполненного задания и оформление результатов работы в виде отчетной документации; качества защиты работы и представленных для нее материалов в виде презентации;

– типовые индивидуальные задания на практику,

– контрольные вопросы для защиты результатов практики;

– требования к составу отчетной документации по итогам производственной практики, а также образцы бланков для их составления.

Заключение. Разработанный критериально-диагностический аппарат позволяет собирать надежную и всестороннюю информацию о качестве полученных результатов, т.е. сформированном уровне ИКТ-компетентности бакалавров направления обучения 12.03.01 «Приборостроение» в процессе производственной практики, по важнейшим критериям и измеряемым показателям, что необходимо для получения как самой мониторинговой информации, так и влияющих на нее факторов (педагогических условий). Качество представленных диагностических средств оценки, по мнению автора, обеспечивает достоверность и объективность полученных результатов.


Библиографическая ссылка

Зверева Е.А. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПРИБОРОСТРОЕНИЕ» В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28887 (дата обращения: 31.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074