Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ПРОБЛЕМА СИНТЕЗА ИННОВАЦИЙ И РЕНОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА

Ульянова И.В. 1
1 ФГКОУВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя»
Современная отечественная научно-исследовательская, методическая литература педагогического содержания отличается ярко выраженной инновационной тематикой. Причем под инновационностью подразумеваются преимущественно проектная деятельность, роботизация, информатизация, цифровизация образовательного процесса при девальвации роли воспитания, гармоничного развития личности. Это обусловлено кардинальным изменением политико-экономического курса страны, ее переходом на рельсы капитализма, рыночных отношений, а также стремлением вписаться в мировое пространство после падения «железного занавеса» на равных. В постсоветский период в обществе долгое время сохранялась иллюзия тотальной отсталости отечественной системы образования, в связи с чем считалось правомерным и новаторским, отвергнув собственные достижения, механически перенести в новые социокультурные условия американскую модель образования (одну из самых слабых среди развитых стран). Связанные с ней образовательные технологии воспринимались как уникальные, исключительные. Однако в настоящее время сугубо подражательная позиция демонстрирует свою низкую эффективность, во многом нанося вред не только качеству обучения, но и национальному самосознанию подрастающего поколения, разрушая его национальную идентичность. Становится очевидной необходимость масштабной ревизии сущности педагогических инноваций при актуализации вопроса реновации методологии педагогики 70-80-х гг. прошлого века с ее высоким гуманистическим потенциалом с учетом необходимых дополнений, обусловленных историческими реалиями. Особое место в ней занимал воспитательный дискурс, опирающийся на идеологию гуманизма. В статье представлены результаты компаративистского анализа эффективности образовательных систем ряда стран, изучения концепции социальной гибридизации, обзор образовательных технологий советского и постсоветского периодов, оценка анкетных данных представителей педагогического сообщества.
инновации
реновации
информатизация
цифровизация
воспитание
национальное самосознание
гуманистический потенциал
педагогика смысложизненных ориентаций
1. Ульянова И.В. Педагогика XXI века: монография. М.: МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. 296 с.
2. Парфенова С.Л., Безроднова К.А., Богатов В.В., Лягушкина Е.А. Библиометрические показатели российских журналов, индексируемых в Web оf Science // Наука. Инновации. Образование». 2017. Вып. 3(25). С. 113-126.
3. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: учебник для магистров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2013. 440 с.
4. Ian Craib. Anthony Giddens (Routledge Revivals). Routledge, 2011. 149 p.
5. Игнатова А.Ю. Педагогическое образование Германии в контексте Болонского соглашения // Социокультурная среда как средство формирования и развития личности / Отв. ред. Л.К. Гребенкина, Н.В. Мартишина. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2011. 180 с.
6. Асмолов А.Г. Нельзя превращать стандарт в «корсет». [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3916011 (дата обращения: 30.04.2019).
7. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект / Под научн. ред. В.И. Слободчикова. М., 2018. 40 с.
8. Роботова А.С. О педагогике, ее словах, понятиях и текстах // Высшее образование в России. 2018. № 7. С. 9-19.
9. Малахов В.А. Научный рынок труда в России и за рубежом (по данным крупнейших интернет-порталов научных вакансий) // Наука. Инновации. Образование. 2018. № 4 (30). С. 120-132.
10. Акопов Г.Л. Проблемные аспекты отечественного образования в условиях тотальной информатизации социума // Современное образование. 2014. № 3. С. 81-91.
11. Сенашенко В.С., Макарова А.А. Образовательные гибриды в высшем образовании России // Высшее образование в России. 2018. № 8-9 С. 24-42.
12. Ульянова И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников: монография. М.: РосНОУ, 2015. 416 с.

Проблема синтеза инноваций и реноваций константна для педагогики: с одной стороны, каждый исторический период обусловливает инновационный дискурс в обучении, воспитании подрастающего поколения, актуализирует наиболее значимые технологии; с другой стороны, при сохранении эволюционного начала в развитии общества весь предшествующий арсенал педагогических достижений, переосмысляясь, находит свое место в современных реалиях. Очевидно, что именно в этом раскрывается диалектика образовательного процесса, его прогресс при сохранении социокультурных традиций.

В постсоветский период в России при кардинальных изменениях политико-экономического курса, при переходе страны из социализма на рельсы капитализма, рыночных отношений, при стремлении вписаться в мировое пространство в обществе долгое время сохранялась иллюзия тотальной отсталости отечественной системы образования. В связи с этим считалось правомерным и новаторским, отвергнув собственные достижения, механически перенести в новые социокультурные условия американскую модель образования, которая является одной из самых слабых среди развитых стран. Подражательные тенденции сохраняются и во втором десятилетии XXI века, страна вовлекается в проект глобалистики, что ведет к деформации и стагнации российского образования, как следствие - к утрате национальных традиций в обществе, разрушению национального самосознания подрастающего поколения [1].

С.Л. Парфенова, К.А. Безроднова и др. подчеркивают, что стремление вывести российскую гуманитарную науку на международный уровень встречает серьезные преграды. В частности, анализ количественных и качественных показателей российских журналов на платформе Web of Science показал, что, несмотря на рост общего количества российских журналов, индексируемых там, их общее количество незначительно. Если «в разрезе научных направлений в общемировом потоке журналов приходится на направления "Физика" (6,57%), "Химия" (4,12%), "Инженерное дело" (2%), "Материаловедение" (1,82%), "Биология и биохимия" (1,34%)», то направления «Социальные науки», «Гуманитарные науки» в целом игнорируются [2]. «Результаты анализа библиометрических показателей российских журналов позволяют сделать вывод, что даже ведущие российские журналы в межстрановых рейтингах не входят в первую сотню высокоцитируемых журналов» [2]. Однако это говорит не о ничтожности самих изданий, их публикаций, а преимущественно о намеренном игнорировании в том числе исследований в педагогической области. Данный факт обусловлен как политическими инсинуациями, так и различиями в концептуальном подходе к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Современное западноевропейское образование, несмотря на провозглашение идей нравственного воспитания, в большей мере ориентировано на изменение функций семейного воспитания, разрушение детского сообщества, раннее сексуальное развитие, удовольствие, сосредоточено на глобализме, не оправдавшем себя мультикультурализме (А.Н. Джуринский, О. Тоффлер, О.Ю. Цендровский и др.), отказе от парадигмальности (Н.Ю. Симушкина), технократизации, конструктивизме; оно озабочено интенсивным переходом на цифровые технологии, благодаря которым культивируется виртуальное пространство и нивелируется реальное – пространство отношений, живого сотрудничества, личностного развития, самовоспитания (В.Э. Багдасарян, Б.Л. Вульфсон, А. Гидденс и др.) [3-5].

В свою очередь, в современной образовательной риторике России нарастают свои внутренние противоречия. Во многом это связано с очевидным противоборством двух направлений: либерального и национально-традиционного, которое зафиксировано в прессе. Так, в интервью газете «Коммерсантъ» А.Г. Асмолов, будучи апологетом либерального подхода к реформированию системы образования, говорит о том, что советская школа ориентировалась на «модель человека как послушного автомата», сегодня необходимо максимально расширять свободу обучающихся [6]. Тогда как В.И. Слободчиков и др. убеждают педагогическую общественность и общество в целом в необходимости переосмыслить факт копирования и подражания в образовании и определить основания перехода к национально ориентированному образованию; «принципиальное преодоление деструктивного понимания образования как одной из отраслей экономики (нематериального общественного производства), результатом которого выступает услуга в виде образовательного продукта и рыночного товара, направленных на удовлетворение внешних и часто разрушительных и для страны, и для человека, и для самого образования потребностей» [7]. В данном противоборстве выявляется неопределенность самой цели российской системы образования, которая должна быть обусловлена «Проектом будущего страны», следовательно - образовательной целью системы, сформулированной в виде антропологического идеала (образа выпускника) [7].

Обзор отечественной педагогической периодики непосредственно последних лет (журналов «Педагогика», «Высшее образование в России» и др.) позволяет фиксировать отход авторов от массового превознесения проводимой образовательной российской реформы, культа компетентностного подхода, цифровизации к объективному, критическому анализу происходящего. В частности, большую значимость имеет позиция А.С. Роботовой, приглашающей к работе над понятийным аппаратом современной педагогики с учетом традиций национальной педагогики [8]. Авторы размышляют о гигиенической безопасности цифровой образовательной среды для детей и подростков (М.И. Степанова), гуманизации и гуманитаризации образования в техническом вузе (Э.А. Манушин), преемственности дореволюционного и советского школьного образования в педагогической системе А.С. Макаренко (С.С. Невская) и др. (журнал «Педагогика», № 12, 2018). В свою очередь, Г.Л. Акопов обозначает проблемы тотальной информатизации образовательного процесса, предлагая адекватные пути реагирования на вызовы времени [9].

Тем не менее в целом в современных условиях во многом утрачивается значимость научных дискуссий и принятия важных решений по поводу актуальных принципов, технологий, методов, востребованных в деле оптимизации учебно-воспитательного процесса в условиях постиндустриального общества.

Цель: актуализировать проблему инноваций и реноваций в российской системе образования XXI века и обосновать условия сбалансированности данных явлений.

Материал и методы исследования. В статье отражены результаты сопоставления компетентных мнений отечественных ученых, ориентированных на эффективную модернизацию отечественной системы образования. Дана также ссылка на монографию «Педагогика XXI века» [1], где на основе ряда критериев сравниваются образовательные системы России, СССР, Китая, США, Финляндии. Наряду с этим приведены показатели анонимного пилотного опроса (анкетирования) учителей общеобразовательных школ и преподавателей образовательных организаций высшего образования Москвы, Московской области, Владимира.

Были использованы следующие методы исследования: контент-анализ, обобщение, анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение. В докладе Всемирного банка «Потенциал системы образования: как научиться его реализовать» (2017) на основе статистических данных говорится о мировом кризисе школьного образования. В действительности ситуация не столь однозначна. Обратившись к оцениванию гуманистического потенциала современной педагогики и систем образования различных стран на основе таких критериев, как цель образования, финансирование образования и его доступность, связь теории и практики, развитие педагогических идей, синтез обучения и воспитания в образовательном процессе, управленческая структурированность, учебные показатели на уровне международных рейтингов, наполняемость классов, комфортность образовательной среды, дополнительные службы, уважение к педагогу в обществе, уважение к педагогу воспитанников, учеников, отношение к педагогу государства (обучение, оплата труда, стимулирование), ориентация на детский коллектив, современное сексуальное образование западноевропейского образца, допустимость физического наказания, конкуренция в школе, мы выявили: наиболее гармоничны условия для образования подрастающего поколения в Финляндии. Учебно-воспитательный процесс отличается демократизмом, доступность образования связана с комплексной помощью ребенку со стороны психолога, дефектолога, индивидуальным сопровождением, коллективным воспитанием, постепенным увеличением учебных нагрузок, содействием в выстраивании учебно-профессиональной и жизненной стратегии, высоким профессионализмом педагогов при высокой оплате их труда, нормированном рабочем дне, высоком социальном статусе. Была выявлена аналогия с образованием в СССР [1]. Понятно, что в данном случае можно говорить лишь о тенденциях, тем не менее весьма выразительных и убедительных.

Проведенный опрос педагогов (n=140) посредством анкеты в течение 2017-2019 гг. (возрастной диапазон: 35-60 лет) показал, что предъявляемые педагогическому корпусу требования не соответствуют запросам специалистов. Анкета включала следующие вопросы:

  1. Вы работаете по призванию в системе образования?
  2. Удовлетворены ли Вы инновационными процессами, предлагаемыми проводимой реформой в российской системе образования?
  3. Обеспечены ли Вы оптимальными условиями для реализуемого образовательного процесса?
  4. Отмечаете ли Вы уклон в бюрократизацию образовательной системы?
  5. Очевиден ли для Вас уклон в проводимой реформе в сциентизм, прагматизм?
  6. Считаете ли Вы необходимым актуализацию идеи национальной школы с учетом запросов прогрессивной части общества в противовес образовательной глобалистике?
  7. Существует в современных образовательных организациях острая потребность в системной работе социально-психологических служб, обеспеченных достаточным количеством кадров?  
  8. Перспективно ли утверждение в России сословного образования?
  9. Остается ли у Вас свободное время для культурного досуга, отдыха?

Варианты ответов: да; иногда, частично; нет.

Результаты пилотного опроса. Все респонденты ответили, что работают по призванию. Вместе с тем только 6 чел. (4,2%) указали на то, что частично удовлетворены инновационными процессами, предлагаемыми проводимой реформой в российской системе образования, остальные указали на бессистемность реализуемых новшеств, низкую прогнозируемость результатов, абсолютизацию внешнего контроля, недоверие к педагогу. По вопросу обеспеченности оптимальными условиями для реализуемого образовательного процесса были представлены следующие мнения: «да» – 0 чел., «частично» – 100 чел. (70%), «нет» – 40 чел. (30%). Причем даже те, кто не предъявляет претензии к оснащенности образовательного процесса, подчеркивали уклон в сугубо в учебный процесс (электронные доски, ноутбуки) в ущерб воспитательному (музыкальные центры, театральные костюмы и проч.). Абсолютно все участники опроса указали на усиление бюрократического давления на педагогов (4-й вопрос «да» – 100%), уклон в сциентизм, прагматизм (5-й вопрос «да» – 100%). Значительная часть педагогов (120 чел. – 84%) указали на   необходимость актуализации идеи национальной школы с учетом запросов прогрессивной части общества в противовес образовательной глобалистике. Положительный ответ на необходимость полноценного функционирования социально-психологической службы в образовательной организации дала большая часть опрошенных (100 чел. – 70%), отвергнув ориентацию страны на сословное образование (120 чел. – 84%), дополняя при этом возрастание риска снижения эффективности качества обучения детей с ОВЗ в условиях их постоянного нахождения в учебном классе массовой школы (необходим поиск более «мягких» форм их интеграции в социум). Наряду с этим все 140 респондентов подчеркнули усиливающуюся проблему физических и психологических перегрузок, связанных с ростом дополнительных распоряжений со стороны администрации образовательных организаций, методических центров и проч.; все выходные и преимущественно отпускные дни посвящены составлению отчетов, разработке новых проектов, оформлению документов и проч., свободного времени   остается крайне мало не только для культурного досуга, отдыха, но и для посещения врача, решения бытовых вопросов и проч.

Обобщенный анализ полученных результатов демонстрирует усиливающуюся проблематику несбалансированности реформаторских процессов. К вышеперечисленному следует присовокупить результаты исследования, проведенного В.А. Малаховым, который, в частности, выявил «на основании анализа портала вакансий "ученые-исследователи.рф", что научный рынок труда в России по сравнению с Западом характеризуется высокой долей концентрации в нескольких регионах (в первую очередь г. Москва и Московская область), крайне слабой представленностью частного сектора, незначительной академической мобильностью и низким уровнем зарплат научных сотрудников» [10, с. 130].

Особое внимание в связи с затронутой проблемой необходимо обратить на мнение В.С. Сенашенко и А.А. Макаровой, которые, подчеркивая закономерность появления социальных гибридов («под гибридным принято понимать такое взаимодействие, результатом которого становится смешение или совмещение двух или более систем или объектов, создание системы или объекта с новыми свойствами., в том числе в системе образования» [10, с. 25]), вместе с тем говорят о том, что современный гибрид как попытка механического переноса западноевропейского образца [образовательной системы – авт.] на российскую почву оказался ущербным. «Попытки "втиснуть" в новые учебные планы, соответствующие обновлённой структуре основных образовательных программ высшей школы, методологически, методически и организационно выверенное на протяжении десятилетий содержание высшего образования показали свою несостоятельность» [11, с. 31]. В новых условиях развития «необходимо использовать принцип дополнительности» [11, с. 32], который должен реализовываться не стихийно, но планомерно, на выверенной прогностике, когда базовой основой образовательного процесса являются прогрессивные педагогические традиции (это «родительская система»), а актуальные новшества чужеродных систем научно обоснованно «мягко» вписываются в их контекст (обязательно после экспериментальной апробации) [11].

Учитывая, что выше охарактеризованная логика обновления российской системы образования XXI века кардинально нарушена, тогда как современные школьники, студенты, их педагоги не могут остановить время и жить в ожидании необходимой трансформации, необходимо ориентироваться на синтез инноваций и реноваций, обусловленный запросами прогрессивной части российского общества, педагогической когорты, потребностями личности детей, подростков, юношества.

В данном случае положительную роль может сыграть автономность образовательных организаций (как инновационный аспект), объединяющихся в кластеры (инновационный аспект) - например, включающих несколько детских садов, школ, кафедр образовательных организаций высшего образования, где базовой основой станет светская гуманистическая педагогическая концепция (традиционно-реновационный аспект), опирающаяся на прогрессивные традиции отечественной культуры и одновременно учитывающая вызовы времени. В частности, в ней, в концепции, будут актуализированы такие дефицитарные сегодня понятия и явления, как «целостный педагогический процесс», «воспитательная система», «гармоничная личность», «детский (ученический) коллектив», «педагогический коллектив», «авторитет педагога» и проч. (традиционно-реновационный аспект). Говоря о рисках постиндустриального общества, его пренебрежении к детству, к человеку, в данном кластере необходимо выстроить подсистему «профилактическое направление». Наиболее эффективное его кураторство – со стороны социально-психологической службы, тесно сотрудничающей со всеми субъектами образовательного пространства, осуществляющей системное социально-психологическое сопровождение образовательного процесса (инновационно-реновационный аспект).

Столь же важными аспектами в данном формате работы являются: актуализация роли искусства, спорта в учебно-образовательном процессе как противовеса, уравновешивающего современный уклон в технократизацию, роботизацию, компьютеризацию (инновационно-реновационный аспект).

Важнейшим условием оформления подобного кластера становится, безусловно, наличие администраторов, ориентированных на профессиональную, а не на менеджерскую позицию, а также группа педагогов-единомышленников (как правило, изначально - не менее 50% от педагогического коллектива), которая с течением времени количественно и качественно прогрессирует (реновационный аспект).

Как показала практика автора, руководившего в течение 12 лет экспериментальной площадкой по реализации воспитательной системы   формирования смысложизненных ориентаций школьников (г. Владимир), даже в случае низкой эффективности проведения современной образовательной реформы у образовательных организаций появляется значительный ресурс для комплексного и эффективного содействия подрастающему поколению в становлении личности не только образованной, конкурентоспособной, но и ответственной, дружелюбной, патриотичной [12].

Весьма эффективно проблема синтеза инноваций и реноваций может решаться в системе высшего образования. В данном случае свою ценность вновь демонстрирует принцип дополнительности, активизированный, например, педагогическим коллективом кафедры в условиях изначально недостаточно эффективной образовательной среды инновационного толка (культ компетентностного подхода при явном обесценивании роли теории, девальвация значимости группового обучения, нивелирование роли академической группы как прообраза будущего профессионального коллектива и проч.). Например, на кафедре педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в условиях содержательной автономии преподаваемых дисциплин и допустимости широкого спектра организационных вариантов государственный экзамен представляет собой практико-ориентированный проект (инновационный аспект). Вместе с тем алгоритмическая карта, по которой выпускник выстраивает логику своего ответа, интегрирует в себе теоретические и практические элементы ответа (реновационный аспект).

Заключение. Современный процесс реформирования российской образовательной системы с течением времени демонстрирует все большую бессистемность, эклектичность, приверженность подражанию и копированию, о чем с тревогой говорят как теоретики, так и практики педагогической сферы. Очевидно, что в России наступает время тотального переосмысления педагогических условий, ориентированных на воспитание личности ответственной, дружелюбной, патриотичной, где ключевая детерминанта – гуманистическая образовательная среда.

В данных условиях необходимо принять важность гибридного концепта, благодаря которому появляется возможность, опираясь на принцип дополнительности, целесообразно синтезировать инновации и реновации. Этот процесс не может реализовываться механически, он требует высокопрофессионального, вдумчивого отношения, творческого подхода, интеграции усилий передовой части педагогического коллектива, кластерности. «Для того чтобы объективно оценить реальные проблемы и перспективы отечественной <…> школы, потребуется длительное время, необходимое для переоценки ценностей и решительной смены курса образовательной политики» [11, с. 39].


Библиографическая ссылка

Ульянова И.В. ПРОБЛЕМА СИНТЕЗА ИННОВАЦИЙ И РЕНОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ XXI ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28857 (дата обращения: 30.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074