Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сомова Ю.В. 1 Гладышева М.М. 1 Валяева Г.Г. 1 Дегодя В.А. 2 Ребезов М.Б. 3, 4, 5
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
2 ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет»
3 ФГБОУ ВО «Уральский государственный аграрный университет»
4 ФГБОУ ДПО «Российская академия кадрового обеспечения агропромышленного комплекса»
5 ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
В данной статье приведены результаты выполнения исследования, которое проводилось на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». Изложены теоретические основы формирования исследовательских компетенций обучающихся в процессе непрерывного профессионального образования. В процессе проведения экспериментальной работы разработана модель формирования исследовательских компетенций обучающихся, требования к разработке которой представлены в статье. Приведены и подробно обоснованы педагогические условия эффективного формирования исследовательских компетенций обучающихся, этапы непрерывного образования. Предлагаемая методика разработана с учетом выделенных принципов и уровней исследовательских компетенций обучающихся, приведенных в статье, и соответствует разным этапам обучения. При этом методика формирования исследовательских компетенций обучающихся в процессе непрерывного профессионального образования имеет определенную структуру: цель, участников (преподавателей и обучающихся), процесс обучения в процессе НПО и результат. Как показывают исследования, наибольший интерес для повышения квалификации специалистов вызывает дистанционное обучение. Поэтому в статье уделяется особое внимание дистанционному обучению и инновационным методам обучения, влияющим на конечный результат эксперимента, который приводится в виде табличных данных.
исследовательские компетенции
профессиональное образование
экспериментальная работа
формирующий эксперимент
педагогические условия
1. Фомина Ж.В., Кулакова А.Б., Соколова Д.В. Исследовательская деятельность обучающихся в формировании ключевых компетенций // В мире научных открытий. 2015. № 1-1 (61). С. 693-703.
2. Фатыхов М.А., Хазиева Г.Р. Формирование профессиональных компетенций у обучающихся через научно - исследовательскую деятельность // Роль инноваций в трансформации современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 6 частях (Уфа, 01 июня 2017 г.). Уфа, 2017. С. 186-192.
3. Гладышева М.М. Формирование исследовательских умений будущих инженеров-программистов в процессе их профессиональной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Магнитогорск, 2008. 195 с.
4. Глaдышeва М.М., Ильина Е.А., Польщиков А.В., Колосок С.С., Пыхова Е.А. Формирование исследовательских компетенций обучающихся в процессе непрерывного профессионального образования. Отчет о НИР № П2565 от 25.11.2009 (Федеральное агентство по образованию).
5. Садовская Е.И. Исследовательская и проектная работа как условия формирования профессиональных компетенций обучающихся // Экономика и социум. 2015. № 3-3 (16). С. 429-432.
6. Лаврентьева Ю.С. Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование элементов проектной и исследовательской деятельности // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (Тамбов, 28 февраля 2014 г.). Тамбов, 2014. С. 92-94.
7. Образовательный портал МГТУ им. Г.И. Носова. [Электронный ресурс]. URL: http://newlms.magtu.ru/report/increased_grant (дата обращения: 12.05.2019).

Развитие исследовательской деятельности во всех сферах жизни влияет и на потребность в активных, самостоятельно мыслящих специалистах, которые, наряду с возможностью адаптироваться к возникающим условиям, могли бы изменять их с учетом новой ситуации профессиональной деятельности, умели бы адекватно оценивать произошедшие изменения, владели бы опытом самовосполнения исследовательской компетентности [1]. Это ведёт к усложнению механизмов образования и, соответственно, деятельности людей, занятых в этой сфере [2]. Начальная база исследования по формированию исследовательских компетенций обучающихся (далее по тексту ИКО) в процессе непрерывного профессионального образования (далее по тексту НПО) изложена в трудах М.М. Гладышевой [3; 4].

В качестве цели мы определили формирование исследовательских компетенций обучающихся (в дальнейшем ИКО) в процессе непрерывного профессионального образования (в дальнейшем НПО).

Важным для формирования ИКО является деятельность преподавателя. Преподаватель с помощью разработанной методики и личного взаимодействия с обучаемым помогает добиться наивысшего результата при формировании ИК и личности будущего специалиста. При этом результатом исследовательской работы должен стать определенный уровень сформированности ИКО в процессе НПО.

Материал и методы исследования: анализ, сравнение, принцип объективности, выдвижение и проверка гипотез, констатирующий и формирующий эксперименты.

В процессе проведения экспериментальной работы разработана модель формирования ИКО в процессе НПО. При проектировании модели были выделены уровни формирования ИК и этапы непрерывного образования. Также каждому уровню ИК соответствовал определенный прогнозируемый результат.

При разработке модели были учтены следующие требования:

1) качество подготовки обучающихся должно удовлетворять современным запросам общества;

2) уровни и этапы формирования ИКО в процессе НПО;

3) результаты констатирующего и формирующего эксперимента.

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективное функционирование модели формирования ИКО в процессе НПО определяется реализацией педагогических условий, которые влияют на организацию учебного процесса, делают его более интересным и насыщенным творческими ситуациями. Непрерывный процесс обучения позволяет подготовить специалистов, способных применять полученные знания и умения на практике на разноуровневых этапах обучения [5; 6].

При выявлении и обосновании педагогических условий были учтены условия, приведенные на рисунке 1.

Рис. 1. Педагогические условия

Методика формирования ИКО разрабатывалась комплексно в процессе НПО и раскрывается в пределах разработанной модели, которая является примером структурно-содержательного типа и выделенных выше педагогических условий эффективного формирования ИК. При этом методика формирования ИКО в процессе НПО содержит определенную структуру, куда включены преподаватели и обучающиеся, которые в процессе непрерывного образования идут к достижению поставленной цели.

Мы формировали ИКО в соответствии со следующими этапами, принципами и требованиями, представленными на рисунке 2.

Рис. 2. Этапы, принципы и требования формирования ИКО

В процессе разработки модели учитывалась взаимосвязанность и целостность всех компонентов. Все составляющие данной модели реализовывают заданную функцию комплексно, в зависимости от других компонентов, входящих в данную модель. При этом конечным результатом является степень сформированности ИКО, к которому стремятся все компоненты модели в процессе НПО. Формирование ИК зависит не только от разработанной модели, но и от методики, различной на каждом этапе непрерывного образования, а также педагогических условий, принципов и требований, предъявляемых к будущим специалистам.

Методика формирования ИК разрабатывалась поэтапно с учетом выделенных принципов и требований (рисунок 3).

Важным на этапе самореализации является повышение квалификации уже состоявшихся специалистов, работающих на предприятии. Как показывают исследования, наибольший интерес для повышения квалификации специалистов вызывает дистанционное обучение.

Рис. 3. Методика формирования ИК

В процессе формирования ИК на этапе самореализации важным является дистанционное образование. Главные черты дистанционного образования приведены на рисунке 4. При этом в ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» создана система дистанционного обучения (СДО), внедренная в образовательный портал вуза [7].

Рис. 4. Дистанционное образование

Данная дистанционная система обучения предполагает следующие категории пользователей и их деятельность (таблица 1).

Таблица 1

Пользователи СДО

Пользователь

Деятельность

Администратор

Регистрирует пользователей в системе, ведет создание и учет учебных групп и курсов, в том числе обучающихся и преподавателей, ассистентов и экзаменаторов. Для защиты данных и информации создает резервные копии курсов и текущего состояния системы

Преподаватель

Разрабатывает лекции, практические и лабораторные работы по определенному курсу, организует и проводит занятия с обучающимися, ведет журнал посещаемости в СДО, проводит тестирование, обсуждает с обучающимися конкретные вопросы по курсу

Обучающиеся

Проходят обучение на курсах, предоставляемых СДО: изучают лекции, выполняют лабораторные и практические работы по курсу, ведут обратную связь с преподавателем, участвуют в процессе обсуждения, проходят тесты, сдают зачеты и экзамены

Ассистент

Является помощником преподавателя, консультирует обучающихся по конкретным вопросам дисциплины, координирует тематику дискуссий и тем для обсуждения

Экзаменатор

Проверяет результаты прохождения лабораторных и практических работ, тестов обучающимися и корректирует оценки, выставляемые СДО

Гость

На сайте СДО есть возможность проходить пробное обучению даже незарегистрированному пользователю, который является гостем

Куратор

Преподаватель, который является куратором группы, имеет дополнительные возможности: общение и контроль с обучающимися курируемой группы, доступ к личным данных обучающихся

 

Инструменты пользователей СДО разработаны как для преподавателя, так и для обучающегося и представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Инструменты пользователей СДО

Помимо этого, включение обучающихся в исследовательскую деятельность подразумевает не только использование инновационных методов и средств в процессе обучения, но и самостоятельную научную деятельность обучающихся. Написание статей, тезисов по научной теме ведется под контролем преподавателя. Обучающиеся участвуют в семинарах и конференциях международного уровня, с выездом по России и за пределы РФ. Международное сотрудничество с другими вузами позволяет анализировать и сравнивать собственные достижения с достижениями других специалистов, взаимодействовать и развивать свои способности и компетенции. Также обучающиеся вместе с преподавателями принимают участие в договорных работах кафедры или вуза с ПАО «ММК» города Магнитогорска и другими крупными предприятиями. Это дает возможность утвердиться обучающемуся не только как личности, но и стать специалистом более высокого уровня.

Эксперимент проводился в г. Магнитогорске на базе ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова». Участниками эксперимента по формированию ИКО на первом этапе являлись студенты многопрофильного колледжа и обучающиеся 1, 2 курса Института энергетики и автоматизированных систем (ИЭиАС). На втором этапе к экспериментальной работе были привлечены бакалавры и специалисты ИЭиАС 3, 4, 5 курсов. На третьем этапе экспериментальная работа проводилась среди магистров и аспирантов ИЭиАС. В процессе формирующего эксперимента были выделены уровни сформированности ИКО: низкий, ниже среднего, средний, высокий. Каждый уровень сформированности ИК направлен на достижение определенного результата. Состояние сформированности ИКО в экспериментальной и контрольной группах в ходе формирующего эксперимента представлено в таблице 2.

Таблица 2

Состояние сформированности ИКО в ходе формирующего эксперимента

Уровни

До начала ОЭР

В ходе ОЭР

В конце ОЭР

экспер.

контр.

экспер.

контр.

экспер.

контр.

Низкий

17,6

17,5

8,6

19,8

0

8,3

Ниже среднего

45,6

45

19,5

35,4

8,3

12,5

Средний

32

31,7

53,6

39,6

41,7

62,5

Высокий

4,8

5,8

18,3

5,2

50

16,7

Ср

2,4

2,27

2,82

2,3

3,42

2,87

Кэфф

1,057

1,22

1,19

Тнабл

0,263

4,278

8,2

 

Таким образом, видно, что формирование ИК происходило в двух группах: экспериментальной и контрольной. По результатам экспериментальной работы можно сделать вывод, что более эффективное обучение и достижение цели было в экспериментальной группе.

Заключение. Таким образом, педагогические условия, разработанные на каждом этапе обучения, делают процесс обучения более интересным и насыщенным. Методика формирования ИКО разрабатывалась комплексно в процессе НПО с учетом этапов обучения, а также определенных принципов и требований к обучению. Для эффективного формирования ИКО создана система дистанционного обучения, внедренная в образовательный портал ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» По данным экспериментальной работы понятно, что разработанная методика формирования ИК на разных этапах обучения, а также принципы и требования в процессе непрерывного образования играют немаловажную роль и влияют на эффективность формирования ИК обучающихся.


Библиографическая ссылка

Сомова Ю.В., Гладышева М.М., Валяева Г.Г., Дегодя В.А., Ребезов М.Б. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28852 (дата обращения: 30.05.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074