Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧИЛИЩА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

Смирнов Н.П. 1 Челноков И.А. 1 Земцов А.Н. 1
1 ФГКВОУ ВО «Новосибирское высшее военное командное училище»
В статье рассматриваются инновационные методы подготовки курсантов военного училища к выполнению задач обеспечения безопасности военной службы в условиях повседневной деятельности войск. Представлен опыт внедрения в образовательной деятельности Новосибирского высшего военного командного училища инновационных технологий обучения, в частности симуляционного обучения. Предложены методы и формы подготовки военного специалиста в условиях высшего военного учебного заведения, позволяющие принимать оптимальные управленческие решения в сложных условиях обстановки. При использовании предложенных методик достигается цель подготовки курсантов к действиям в критических ситуациях мирного и военного времени. Симуляционное обучение позволяет эффективнее мотивировать будущих командиров к проведению работы по предотвращению последствий нарушения требований безопасности военной службы. Применение современных методов обучения (технологий) в Новосибирском военном училище позволило существенно сократить случаи получения военнослужащими травм, связанных с нарушением требований безопасности. Сравнительно небольшие затраты на приобретение манекенов-тренажеров для симуляционного обучения позволяют снизить экономический ущерб от последствий нарушения требований безопасности. Современные обучающие технологии предложено применять не только при обучении курсантов военных училищ, но и в военных учебных центрах при гражданских высших учебных заведениях.
безопасность военной службы
подготовка военнослужащих
безопасность жизнедеятельности
военное образование
симуляционное обучение
боевая подготовка
медицинские тренажеры
1. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 305-308; 314-316.
2. Смирнов В.П., Смирнов Н.П. Религиозно - нравственное учение Л.Н.Толстого в книге «Путь жизни» // Омский научный вестник. 2004. № 1(26). С. 19-23.
3. Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 «Об утверждении Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2019).
4. Артамонов В.А., Григорьев С.М. Проблемные вопросы сохранения человеческого капитала в Вооруженных Силах Российской Федерации // Человеческий капитал. №4 (100). 2017. С. 48-51.
5. Капустин С.И., Артамонов В.А., Илюшина И.Л. О некоторых проблемах содержания обновленных концептуальных подходов к обеспечению безопасности военной службы в вооруженных силах Российской Федерации // Новая наука: От идеи к результату. 2016. № 5-3 (84). С. 179-184.
6. Доброштан В.М. Ценности в структуре мировоззрения // Аксиологические основы мировоззрения личности. СПб., 2006. С. 21-45.
7. Григорьев С.М. Актуальные вопросы обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации // Человеческий капитал. 2016. № 6. С. 32 - 34.
8. Смирнов Н.П., Разгонов В.Л. Роль симуляционного обучения в формировании профессиональных компетенций у курсантов военного вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25047 (дата обращения: 30.04.2019).
9. Приказ Министра обороны РФ от 22 июля 2015 г. № 444 «Об утверждении Руководства по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.04.2019).
10. Жовнерчук Е.В., Корнилова А.А., Разорёнова Т.С. К вопросу о психофизиологическом состоянии военных специалистов в экстремальных условиях деятельности // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2010. Т. 99. № 8. С. 36-39.
11. Янович К.В., Корнилова А.А., Алексеева Н.А., Дмитриев Г.В., Серговенцев А.А. Характеристика состояния здоровья военнослужащих, проходящих службу в экстремальных условиях деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17154 (дата обращения: 30.04.2019).
12. Смирнов Н.П. Разгонов В.Л. Роль дисциплины «Медицинское обеспечение» в контексте формирования оборонного сознания курсантов военных учебно-научных центров в современных условиях // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-7. С. 1509-1512.

В начале нашей статьи хотелось бы привести слова врача, гуманиста и философа Альберта Швейцера: «Добро – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – это уничтожить жизнь, вредить жизни» [1]. Великий русский писатель Л.Н. Толстой утверждал, что жизнь, которая дается каждому человеку, – это благо, это дар, благотворный уже сам по себе [2, с. 19].

Именно ценность жизни подчиненного личного состава должна проходить основной нитью в процессе обучения и воспитания будущих командиров подразделений при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Мероприятия, осуществляемые командирами подразделений по сохранению жизни и здоровья подчиненного личного состава в повседневной деятельности, являются залогом успешного выполнения стоящих перед ними задач. Общеизвестно, что основополагающими ориентирами в деятельности командира подразделения по организации и проведению мероприятий безопасности военной службы являются нормативные правовые акты федерального уровня, приказы и директивы Министра обороны, однако букварем командира являются Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. В главе 3 Устава внутренней службы ВС РФ командиру подразделения вменено в обязанность принимать меры по выполнению подчиненным личным составом требований безопасности на занятиях по боевой подготовке, при работах по обслуживанию военной техники и вооружения, а также при проведении других мероприятий повседневной деятельности. В главе 7 Устава внутренней службы ВС РФ определены обязанности командиров подразделений по обеспечению безопасности военной службы в основных видах повседневной деятельности [3].

В 2016 г. была принята директива Министра обороны РФ № Д-3, которой была утверждена обновленная Концепция безопасности военной службы в ВС РФ на период до 2020 г. (далее – Концепция). В Концепции впервые определены цели, задачи обеспечения безопасности военной службы как в повседневной деятельности войск (сил), так и в особый период их функционирования (при военных действиях, участии в операциях по принуждению к миру, в иных периодах) [4, с. 49]. Как в военное, так и в мирное время при участии подразделений в специальных операциях, их привлечении к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участии в миротворческой деятельности, при введении и поддержании режимов чрезвычайного положения, военного положения в ВС РФ должны осуществляться мероприятия по обеспечению безопасности военной службы. Основной целью должно являться предотвращение небоевых потерь личного состава при указанных особых правовых режимах функционирования ВС РФ [5, с. 182–183].

Цель исследования: изучить и обосновать эффективность применения инновационных методик (технологий) подготовки курсантов военного училища для выполнения задач обеспечения безопасности военной службы в повседневной деятельности подразделений.

Материал и методы исследования

Мероприятия по обеспечению безопасности военной службы в подразделении осуществляются с учетом следующих принципов ведения этой деятельности:

1) признания приоритета жизни и здоровья военнослужащего при организации мероприятий повседневной деятельности подразделений, а также минимизации небоевых потерь личного состава при выполнении специальных задач;

2) законности и системности в организации деятельности по обеспечению безопасности военной службы;

3) соответствия принимаемых мер возникающим опасным (вредным) факторам военной службы;

4) обеспечения непрерывной профилактической направленности в деятельности командиров по обеспечению различных видов безопасности;

5) четкого разграничения полномочий и ответственности между командирами подразделений и другими должностными лицами воинской части;

6) гарантии в реализации социальной поддержки военнослужащим при причинении вреда их жизни и здоровью [5, с. 183].

Как же добиться успеха в подготовке будущих офицеров для решения столь серьезных задач? Прежде всего в обучении будущих командиров должен выполняться принцип практической направленности в условиях непрерывного развития боевой техники и вооружения, уровня развития современной военной науки, обеспечиваться связь с опытом учений и боевых действий. Известный поэт, участник Великой Отечественной войны Константин Симонов написал: «На войне не бывает репетиций, на которых можно сыграть сперва для пробы ̶ не так, а потом так, как надо… Здесь все пишут кровью, все от начала до конца, от аза до последней точки...» [6]. Задачи, решаемые командирами подразделений как в повседневной деятельности, так и в боевой обстановке, очень важны, отсюда и учить надо курсанта тому, что необходимо в критической ситуации мирного и военного времени. Важнейшим принципом в обучении курсантов является принцип наглядности, т.е., чем больше преподаватель будет вовлекать органы чувств обучающегося, тем прочнее будет усваиваться материал. В обучении курсантов в настоящее время используются средства имитации, графические наглядные пособия и аудиовизуальные средства, кроме того, успешно применяются электронные учебные пособия и учебники.

В настоящее время система подготовки военнослужащих по выполнению требований безопасности военной службы и будущих командиров подразделений по организации этих мероприятий ставит целью снижение количества погибших среди личного состава, травм и увечий, вместо того чтобы ориентироваться на снижение риска наступления таких событий [7]. Безусловно, риск гибели (смерти) военнослужащих, получения ими увечий (ранений, травм, контузий) выше в тех воинских частях и подразделениях, где слабо организованы мероприятия повседневной деятельности, не уделяется должное внимание обучению подчиненных военнослужащих строгому и точному соблюдению установленных требований безопасности, не проводится должным образом обучение личного состава работе с современным вооружением и военной техникой.

По нашему мнению, эффективность обеспечения безопасности военной службы зависит от уровня подготовки военнослужащих как по призыву, так и по контракту, а прежде всего будущих командиров подразделений. Здесь мы можем согласиться с предлагаемыми С.М. Григорьевым типами подготовки офицеров в статье «Актуальные вопросы обеспечения безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации». В частности, это изучение курсантами всех военных академий, университетов, институтов и слушателями военных академий, обучающихся по специальностям, предусмотренным в Министерстве обороны РФ, общепрофессиональной дисциплины, предназначенной для общей подготовки офицеров по безопасности жизнедеятельности войск [7, с. 33].

Рассмотрим опыт подготовки курсантов в Новосибирском высшем военном командном училище при изучении дисциплин «Основы безопасности военной службы» и «Безопасность жизнедеятельности». Дисциплина «Основы безопасности военной службы» изучается в период общевойсковой подготовки и предназначена для обучения курсантов соблюдению требований безопасности в процессе обучения в училище. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в профессиональный цикл и изучается в тесной логической и содержательно-методической взаимосвязи с дисциплинами: «Управление подразделениями в мирное время», «Общевоинские уставы ВС РФ», «Медицинское обеспечение». Целями дисциплины являются формирование и развитие творческого мышления и самостоятельности в принятии решения при обеспечении безопасности военной службы в подразделении. Основными задачами дисциплины согласно требованиям государственного образовательного стандарта являются:

– изучение управленческой деятельности командира подразделения в обеспечении безопасности военной службы, основных направлений и мероприятий создания безопасных условий военной службы;

– изучение управленческой деятельности командира подразделения в подготовке подчиненных военнослужащих к выполнению требований безопасности;

– подготовка командира, способного предотвращать воздействие опасных факторов военной службы на подчиненный личный состав, обеспечивать неукоснительное соблюдение требований безопасности при выполнении мероприятий повседневной деятельности войск.

Преподавание дисциплины ведется путем лекционного изложения учебного материала, проведения семинарских занятий, практических занятий, выполнения контрольных работ, консультаций, самостоятельной работы обучающихся при подготовке к занятиям.

Основное внимание в подготовке курсантов уделено выработке практических умений и навыков в ходе практических занятий. Курсанты под руководством преподавателя с войсковым опытом должны научиться:

– работать с нормативными правовыми актами при формировании системы работы командира подразделения по сохранению жизни и здоровья военнослужащих;

– определять необходимые меры и осуществлять профилактику правонарушений и травматизма, предотвращать нарушения требований безопасности подчиненными военнослужащими;

– проводить занятия и инструктажи по подготовке военнослужащих к выполнению требований безопасности;

– проводить административное расследование;

– контролировать работу подчиненных военнослужащих по выполнению требований безопасности военной службы и др.

В ходе проведения промежуточной аттестации проводятся проверка и оценка уровня знаний, полученных курсантами при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», их умений применять полученные знания на практике, в частности при принятии решения в нестандартной обстановке, при возникновении критических ситуаций в ходе боевой подготовки, при эксплуатации вооружения и военной техники, в том числе и во внеслужебное время. Все курсанты в ходе подготовки проходят методическую практику по проведению занятий по требованиям безопасности с личным составом, отрабатывают планы-конспекты для их проведения, учатся проводить административные расследования с оформлением необходимой документации. В ходе проведения занятий у курсантов повышается мотивация к качественному изучению и усвоению материала путем наглядного показа последствий несоблюдения требований безопасности (фотографии с мест происшествий, аварий и катастроф). Кроме того, в целях выработки правильных действий при критических ситуациях курсантам необходимо создать условия, близкие к реальным, применяя методику симуляционного обучения.

Использование симуляционной техники в военном образовании позволяет максимально «погрузить» обучающегося в условия близкой к реальной обстановке с имитацией разнообразных сценариев мирного и военного времени [8]. В условиях создания учебного симуляционного центра под единым методическим руководством обучение будет направлено не только на освоение отдельных навыков, но и на междисциплинарное обучение курсантов по выполнению комплексных задач по дальнейшему предназначению [8]. При проведении занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для отработки действий в критических ситуациях применяются тренажеры-манекены, набор модулей повреждений, тренажеры боевых машин, компьютерные обучающие программы. В частности, в училище наработан хороший опыт применения методики симуляционного обучения по оказанию первой помощи и эвакуации раненых (пострадавших). На комплексном практическом занятии по требованиям безопасности в начале нового периода обучения с курсантами отрабатываются вопросы безопасности военной службы при проведении всех видов занятий и действия в критических ситуациях с использованием вооружения, военной техники и средств имитации.

Варианты междисциплинарного обучения с использованием симуляционных технологий могут разрабатываться в зависимости от задач обучения как для курсантов, так и для слушателей курсов переподготовки командиров подразделений из войск. Задачи обучения должны своевременно корректироваться на основе анализа опыта войск, участия их в учениях и выполнения специальных задач, таким образом соответствуя современным требованиям [9]. В ходе обучения будущих командиров подразделений необходимо учитывать условия деятельности, негативные факторы, способствующие снижению профессиональной деятельности вследствие изменения состояния работоспособности, возникновения различных расстройств здоровья [10]. Военная служба предъявляет особые требования к здоровью военнослужащих. Полученные в исследованиях результаты анализа обращаемости, первичной заболеваемости, госпитализации, трудопотерь, увольняемости и смертности военнослужащих свидетельствуют о необходимости проведения не только изучения состояния здоровья военнослужащих, проходящих службу в экстремальных условиях профессиональной деятельности, но и о необходимости принятия действенных мер со стороны командиров по выполнению мероприятий безопасности военной службы [11].

Результаты исследования и их обсуждение

Применение инновационных методов обучения (технологий) в училище на протяжении относительно непродолжительного промежутка времени (около 3 лет) уже позволяет говорить о существенном сокращении случаев получения военнослужащими училища травм, связанных с нарушением требований безопасности. Так, в 2017 г. количество случаев нарушения требований безопасности и их негативных последствий снизилось в 3 раза по сравнению с 2016 г. Достоверность приведенных выше данных основана на результатах проверки состояния безопасности военной службы в училище согласно методике проверки состояния безопасности военной службы в воинской части, описанной в приложении № 2 к директиве Генерального штаба ВС РФ от 24 апреля 2015 г. № ДГШ-23.

В результате применения активных методов преподавания с использованием современных средств обучения формируются психологическая устойчивость, ценностные ориентации и уверенность при принятии решений в экстремальных условиях обстановки, что в свою очередь эффективно влияет и на формирование оборонного сознания курсантов [12]. Достижение в максимальной степени реализма при имитации разнообразных последствий нарушения требований безопасности (ожоги, переломы, отравления и т.д.) в большей степени мотивировало курсантов на выполнение мероприятий по их недопущению в 2017 г. Кроме того, благодаря применению симуляционных технологий в формировании компетенций по оказанию первой помощи в критических ситуациях курсанты училища успешно оказали первую помощь двум пострадавшим, применив базовые навыки жизнеподдержания (непрямой массаж сердца и искусственную вентиляцию легких).

Таким образом, сравнительно небольшие затраты на приобретение манекенов-тренажеров, наборов модулей повреждений, а также разработка и применение методик (технологий) симуляционного обучения позволяют снижать экономический ущерб от последствий нарушения требований безопасности, а также предотвращать гибель людей.

Заключение

Показанный в работе опыт подготовки курсантов Новосибирского высшего военного командного училища к выполнению задач обеспечения безопасности военной службы может быть эффективно использован не только при обучении курсантов и слушателей военных учебных заведений, военнослужащих воинских частей, организаций Министерства обороны Российской Федерации и других ведомств, но и в военно-учебных центрах гражданских высших учебных заведений. Применение современных технологий в процессе обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» позволило сделать процесс обучения интересным как для преподавателей по дисциплине, так и для обучающихся, а самое главное – получить видимый и осязаемый эффект от данного вида деятельности.

В дальнейшем изучение этого вопроса будет продолжено, и хотелось бы узнать мнение читателей журнала по совершенствованию и развитию методик подготовки курсантов (слушателей, студентов) по данной дисциплине, использованию новых педагогических технологий. 


Библиографическая ссылка

Смирнов Н.П., Челноков И.А., Земцов А.Н. ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО УЧИЛИЩА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28849 (дата обращения: 13.10.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074